Олег Бородин запись закреплена

Мы живем потому, что мы разные …Мы редко встречаемся друг с другом. У нас нет культуры постоянных отношений. И, несмотря на огромные технические возможности разных средств, мы, по сути дела привыкли жить каждый внутри себя.
Нам надо учиться общему языку – это первое. Легко иметь общий язык со своими единомышленниками – ну, правда, сейчас мало, по сути дела, единомышленников, но это нетрудно. Надо научиться говорить с другими людьми, которые совершенно иначе думают. Надо научиться ценить других людей за то, что они другие, совсем не требовать, чтобы они были похожи на нас. Ведь, Боже мой, если бы мы все были одни и те же, одинаковые, мы бы просто не выжили бы как биологическая единица. Мы живем потому, что мы разные.
Общество человеческое держится на различии между людьми, на том, что никто сам по себе не составляет даже части истины, а все мы вместе составляем путь к ней. Если бы мы были выполнены по самым лучшим рецептам, мы бы давно вымерли. Надо научиться ценить в другом человеке другого человека и надо обеспечить ему это право – быть другим.
Мы привыкли к старой, в основе своей демократической формуле, но формуле XVIII века – о правах большинства. Большинство, бесспорно, имеет права, но каждый из нас входит в какое-то меньшинство: меньшинство больных этой болезнью, в меньшинство влюблённых, в меньшинство не удачно влюблённых, в меньшинство лысых, одноглазых, слепых, несчастливых – каждый из нас обязательно входит в меньшинство, иначе он не был бы единицей, не был бы человеком, он не был бы никому нужен, и прежде всего не был бы нужен сам себе.
У нас нет культуры ценить другого человека, мы все хотим чтобы он был такой, как я, чтобы мне легче было бы с ним разговаривать. Но ведь прекрасно – он будет такой, как я, и мне будет легко с ним разговаривать, но зачем мне с ним разговаривать, если он такой, как я? Он мне не нужен. Минимальная разница, которую природа дала людям, – это разница пола. Представьте как было бы хорошо, если мы были бы одного пола, – нет любовных драм, никто не стреляется, не вешается, нет необходимости шить мужскую и женскую одежду. Мы были бы не нужны никому!
Итак, прежде всего – уважать человека и давать ему возможность быть другим. Это совсем не означает, что этот другой человек будет антиобщественным, и весь педагогический опыт показывает, что чем менее люди уважают разницу между собой и другими, тем они менее общественны. Общество – это не набор солдат, это оркестр, где каждый инструмент ведёт свою, собственную мелодию. Ну, представьте себе огромный оркестр, играющий одну и туже ноту, – зачем он нужен? Оркестр состоит в замечательном единстве разных голосов. И это первое, что мне кажется очень важным!
Мы воспитаны на нетерпении к другому человеку, мы хотим только, чтобы нам было просто с ним общаться. Но ведь недаром говорят: простота хуже воровства. Надо уважать своеобразие, не пресекать его, начиная со школы. Ведь уже в школе люди уравниваются.
Я не хочу слишком подчеркивать другую сторону – необходимо как разнообразие, так и однообразие, и здесь сама жизнь даёт нам образцы. Язык – он одинаков, и он различен. Он одинаков у всех, иначе люди не могли бы общаться, и он строго индивидуален. А в чём больше всего выражается язык? В поэзии. Именно поэзия и есть тот нормальный язык, который индивидуален для всех и для всех различен.
И отсюда глубочайшее заблуждение думать, что сначала нужно обеспечить людей необходимыми материальными ценностями, – нужно, без этого человек не может жить, а искусство – это так. для тех, кто уже наелся досыта. Но человечество за всю свою длинную и очень печальную историю никогда ещё не наедалось досыта. Не было такого случая. И тем не менее оно всегда создавало произведения искусства, и для этого выделялись не слабые, ни на что не годные люди – самые талантливые, лучшие, гениальнейшие выделялись. И это необходимо, потому что именно здесь создаётся норма жизни. Это норма жизни. Иначе жизни не будет вообще.
Если мы думаем, что искусство – вещь не первостепенная, простая, вещь, которую можно декретировать, подвергать каким-то не очень нам самим понятным правилам, – это в меру нашего ограниченного мышления. Это только показывает, что мы ещё не созрели сами для себя. Мы внутри себя в значительной мере как дети, которые попали в музей или в очень ценную лабораторию, которые смотрят на ценный прибор и думают, что это плохо сделанный молоток. Каждый из нас – прибор, ценности которого мы ещё не можем постичь, и поэтому нужно оставить некую гарантию роста в расчёте на то, что мы ещё поумнеем.
Ведь первое свойство глупого человека – он считает себя умным; первое свойство умного человека – понимать ограниченность своего ума. Надо понять ограниченность нашего ума. Надо понять, что творчество необходимо человеку, – без него не будет хлеба. Представление, что сначала хлеб, а потом творчество, – одна из распространенных ошибок. Не будет хлеба без творчества.
Итак, значит, во-первых, разные люди – и одинаковые. Как язык. Во-вторых, творчество. Из этого вытекает ещё одна особенность – терпимость.
Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий – человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный обозлится, раздражится. Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чём они говорят. Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю – я сейчас же должен вооружиться. Вот вторая реакция – это реакция некультурного человека. Он читает великого поэта и не понимает его величия. И он злится на него, и он говорит, что это обман, что всё это только для того, чтобы людей надувать, а самому, не работая, пожрать. Или же он сталкивается с идеей, слишком трудной для его понимания. «Как это я не понимаю, что я, дурак, что ли?» Умный человек скажет: «Да, я дурак. Мне ещё учиться и учиться». А глупый человек: «Нет, я умён. И это меня обманывают…» Глупый человек – он вообще пуглив. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу – «пугливее невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют… А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет.
Помните, у Салтыкова случай, когда доносчик сообщает о том, что потомок барина, заперся в своём доме и один книжки читает. И он доносит на неблагонадёжность. Когда ему говорят, что тот, мол, никого не принимает, доносчик говорит: «А может, он промеж себя крамолу пущает?» Вот – «промеж себя крамолу пущает», поэтому мы так боимся индивидуальностей, боимся непохожего человека: а вдруг он и вправду крамолу «пущает»?
Итак, ещё одна необходимая вещь – терпимость. Ум. Образование. А терпимость означает и вот, что – терпимость не только к тем, кто прав, умён и образован. Ко всем. Ко всем. И к тем, кто думает иначе, даже если он думает неправильно. Даже если мне кажется, что он думает вредно. Но тут есть важная вещь – терпимость к мысли, а не к действию. Есть старое правило – рук не распускать. Человек имеет право на любую мысль, и сказать ему, что он думает неправильно, – значит лишить его мысли вообще. Но есть моральные, этические законы, понятные всем людям. Человек не имеет право на убийство. Не имеет права на проповедь убийства. И чем больше наши возможности в убийстве, тем сильнее должны действовать эти законы. Единственное, что может нас спасти, – полное запрещение вредного действия, полное запрещённость убийства. Не может быть оправданного убийства. Это обман. Не может быть убийства ради благой цели. Это обман. Мы уже этот период пережили.
Мы – люди. Мы на одном корабле плывём все вместе – и хорошие, и плохие, и праведные, и грешные, и разных национальностей, и разных вер – мы все плывём на одном корабле. И нам или плыть, или тонуть. И на этом корабле споры необходимы, дискуссии нужны, нужна свобода дискуссий. Запрещены – убийства! Запрещено пролитие крови, потому что тогда потонем все…

Надо научиться ценить других людей за то, что они другие, совсем не требовать, чтобы они были похожи на нас.

Вот это здорово! Но трудно. В этом вся правда.

9. Прочитайте текст. Укажите фомулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д. Лихачёву )
1. Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития.
Как научиться хорошей речи?
Употребление жаргонных слов.
Проблема богатства и бедности речи человека.
Как проявляется интеллигентность в речи человека?
10 Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные
Учащимися. Укажите номера правильных ответов.
(Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда ! сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.
(По Ю. Лотману )

1) В тексте Ю. Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.
2) В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.
Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.
Ю. Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем — проблему межнациональных конфликтов.
Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.
11

  • 573020-podgotovka_k_sochineniyu__problema_
    Размер файла: 7 kB Загрузок: 13

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Часть С (проблема текста)

(1) Библиотека — это не сумма книг, а система книг. (2) Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. (З) Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения. (4) Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. (5) Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. (6) Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из де­ревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. (7) И для большого человека нет даром прочтённой книги. (8)Она находит место в его сознании. (9) Библиотеки — это лаборатории, в кото­рых проектируется мир. (10)Литература открывает мир! (По Шкловскому)

Какая проблема не рассматривается в тексте? Как следует подбирать книги для личной библиотеки? Роль книги в формировании личности. Какие книги можно назвать редкими? Проблема отношения человека к книге?

(1)У каждого человека самая яркая пора — детство. (2)Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. (З)Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, недоступная больше страна — остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу! (4)Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (Солоухин)

Какая проблема не рассматривается автором? Какова роль детства в жизни человека? Почему все, что связано с детством, представляется прекрасным? Почему воспоминания детства всегда волнуют нас? Какое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители?

Глубочайшее заблуждение думать, что сначала нужно обеспечить людей необходимыми материальными ценностями, — нужно, без этого человек жить не может, а искусство — это так… для тех, кто уже наелся досыта. Но человечество за всю свою длинную и очень печальную историю никогда ещё не наедалось досыта. Не было такого случая. И тем не менее оно всегда создавало произведения искусства, и для этого выделялись не слабые, ни на что не годные люди — самые талантливые, лучшие, гениальнейшие выделялись. И это необходимо, потому что именно здесь создаётся норма жизни. Это норма жизни. Иначе жизни не будет вообще. Представление, что сначала хлеб, а потом творчество, — одна из распространённых ошибок. Не будет хлеба без творчества. (По Ю. Лотману)

Укажите проблему, которая не рассматривается автором Как обеспечить людей необходимыми материальными ценностями? Каковы предпосылки для создания искусства? Как соотносится духовное и материальное в жизни человека и общества? Можно ли утверждать, что искусство создаётся только тогда, когда люди обеспечены материальными ценностями?

(1) Я – старый человек. (2) Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. (3) Среди моих друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и немцы, и многие другие. (4) И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. (5) Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. (6) Неужели ли они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? (7) То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. (8) А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. (9) Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась.(10) Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. (11) Спрятаться не удастся никому. (12) Колокол звонит по каждому из нас. (Лотман)

Какие проблемы есть в данном тексте? Проблема межнациональных конфликтов. Отношение людей к войне. Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Почему в мире до сих пор существуют межнациональные конфликты?

Исправьте формулировки: Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах? Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Лотман. В тексте поднимается проблема национализма народов. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. Автор текста предлагает задуматься на следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится. Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился? (Кривин)

«Пробочное воспитание» Проблема воспитания молодого поколения. Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни? Проблема становления личности. (прокомментируйте одну из проблем текста)

Комментарий: Феликс Давидович Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в формировании человека зависит от родителей. Писатель, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и неодушевленными предметами: Сверла – это чересчур заботливые родители, которые оберегают своего ребенка (Штопор) от серьезной работы. Как показывает автор, в результате такого воспитания сын вырастает избалованным, не приспособленным к труду.