Информация, распространяемая без СМИ, должна включать в себя достоверные сведения об обладателе информации или об ином лице, ее распространяющем.
Получатель информации вправе отказаться от получения информации, если оно приводит к открытию его личности. Предоставление информации осуществляется на основании добровольного соглашения сторон, в кругу которого распространяется информация (или на основании ФЗ).
Закон об Информации в РФ.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — нормативный документ Российской Федерации, юридически описывающий понятия и определения в области информационной технологии и задающий принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, а также регулирующий отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации при применении информационных технологий.
Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года. Одобрен Советом Федерации14 июля 2006 год.
Согласно Закону об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.
При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Основным источником правовой информации для специалистов и широкого круга граждан в настоящее время являются средства массовой информации.
Законом о СМИ вводятся следующие основные понятия:
-под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
-под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации;
-под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
-под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
-под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
-под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание),
Закон об информации регулирует три группы отношений, достаточно емкие по содержанию:
1) отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ст. 29 Конституции РФ);
2) отношения, возникающие при применении информационных технологий и средств их обеспечения (например, правоотношения по созданию информационных сетей);
3) отношения, возникающие при защите информации (например, связанные с правом на защиту личной жизни, защиты информации от несанкционированного доступа).
В сфере гражданско-правовой ответственности за незаконное распространение и использование информации также существуют определенные нормы. Во-первых, в ч. 2 ст. 17 Закона об информации установлена возможность требовать компенсации морального вреда, причиненного таким правонарушением. Здесь следует иметь в виду правила ст. 151 и п. 2 ст. 1099 ГК РФ. Таким образом, ч. 2 ст. 17 Закона об информации позволяет требовать компенсации морального вреда, если незаконным распространением и использованием информации были нарушены не только неимущественные, но также и имущественные права гражданина (физического лица). Однако подобный иск в любом случае может быть удовлетворен только при наличии вины правонарушителя.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
5) Кто может быть обладателем информации, каковы его права ? Приведите примеры.
Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:
1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
6) Что такое общедоступная информация ? Приведите примеры.
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
7) Как определяется право на доступ к информации. На какую информацию не может быть ограничен доступ ?
е может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
8) В чём заключается ограничение доступа к информации ? 9) Как определяется документирование информации ?
10) В чём заключается защита информации ?
Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации.
Введение
В соответствии со статьей 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
· информацию, свободно распространяемую;
· информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
· информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
· информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
К общедоступной (открытой) информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен[1]:
· массовая информация (свободно распространяемая информация);
· официальные документы (информация, которая подлежит предоставлению или распространению);
· обязательно предоставляемая документированная информация (информация, которая подлежит предоставлению или распространению);
· информация, являющаяся объектом гражданских правоотношений (информация, предоставляемая по соглашению лиц);
· другая открытая информация.
Право на поиск, получение и передачу информации, право на доступ к информации или право знать, является основой информационного права. Эти права имеют конституционную основу. В Конституции РФ вопросам, регулирующим использование информации и определяющим права граждан и государства в информационной сфере, посвящены статьи 15, 23, 24, 29, 33, 41, 42 и 44.
«Статья 15. 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения»[2]. В данной статье Конституция РФ определяет, что важнейший вид информации – официальные документы — вступает в силу только после официального опубликования.
«Статья 23. 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».
«Статья 24. 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Статьи 23 и 24 обеспечивают охрану неприкосновенности частной жизни любого лица. Они запрещают собирать и использовать информацию о гражданах без их разрешения. Данные статьи служат основой для правового института персональных данных. Государственные органы власти и органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию информационных ресурсов, содержащих данные о гражданах, необходимые для функционирования данных органов. Негосударственные организации имеют право использовать персональные данные с разрешения граждан, но не имеют право их разглашать.
«Статья 29. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Статья 29 является важнейшей с точки зрения информационного законодательства. Именно в этой статье закреплена свобода мысли, слова, массовой информации. Данная статья определяет, что поиск, получение, передача, производство и распространение информации осуществляется свободно. Впервые в истории нашей страны цензура запрещена конституционно. Кроме всего вышеперечисленного статья 29 запрещает возбуждение различного рода ненависти, вражды и какого-либо превосходства. Поскольку данные действия могут быть произведены только через распространение информации, то данная статья запрещает распространение вредной, опасной и недостоверной информации.
«Статья 33. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
Данная статья гарантирует гражданам и организациям возможность свободного получения в государственных органах необходимой им информации. Одновременно статья 33 обязывает государственные и муниципальные органы создавать информационные ресурсы для предоставления информации обращающимся гражданам и организациям.
«Статья 41. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
Часть 3 статьи 41 устанавливает право граждан и организаций на свободное получение информации о фактах и событиях, угрожающих жизни и здоровью людей. Одновременно государственные и негосударственные органы, занимающиеся вопросами здравоохранения, экологии и т.п. обязаны обнародовать такую информацию.
«Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Данная статья обеспечивает свободный доступ к информации об окружающей среде. Одновременно возлагается обязанность на государственные и негосударственные структуры собирать, хранить и предоставлять экологическую информацию любому лицу, запросившему ее.
«Статья 44. 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Гарантии свободы творчества, закрепленные в данной статье, позволяют гражданам и организациям свободно создавать новую информацию. Одновременно обеспечивается защита авторских и смежных прав на вновь созданную информацию. Статья 44 также обязывает организации, обладающие культурными ценностями, обеспечивать к ним свободный доступ. Тем самым гарантируется право на поиск и получение информации о культурных ценностях.
Анализируя все вышеприведенные статьи Конституции РФ, необходимо заметить, что основное внимание уделено защите прав и свобод личности. При этом вопросы использования коммерчески распространяемой информации почти не упоминаются. Конституционные нормы определяют, что в большом количестве случаев государственные и муниципальные органы обязаны предоставлять информацию, однако не указано, что порядок этого предоставления определяется федеральным законом. В итоге каждое министерство или ведомство придумывает свой порядок предоставления информации, что зачастую усложняет ее получение.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском: