Слово "тройка" составлено из букв разрезной азбуки. Карточки с буквами перемешиваются и из них по очереди извлекаются 4 карточки. Какова вероятность того, что эти 4 карточки составят слово "крот" ? Рассмотреть два случая: 1) карточки располагаются в порядке извлечения; 2) вынутые карточки можно переставлять.

задан 20 Сен ’16 20:30

Буквы слова здесь не повторяются. Четыре буквы из шести извлекаются $%C_6^4=C_6^2=15$% равновероятными способами. Поэтому с вероятностью 1/15 извлечённые буквы могут составить слово "крот" после перестановки.Это пункт 2.

В пункте 1 можно просто перемножить вероятности. Нужные нам буквы извлекаются из имеющегося количества с вероятностями 1/6, 1/5, 1,4, 1/3 соответственно. Вероятность равна 1/N, где N=6x5x4x3=360.

Здравствуйте

Математика — это совместно редактируемый форум вопросов и ответов для начинающих и опытных математиков, с особенным акцентом на компьютерные науки.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Пособие содержит почти 500 задач по основным разделам теории вероятностей. Методы решения задач проиллюстрированы большим количеством примеров, способствующих самостоятельному освоению материала. Предназначено для физико-математических специальностей университетов.

II. Основные понятия теории вероятностей.

Определение комбинаторики, как раздела математики.

Применение комбинаторики к решению лингвистических задач

Правило сложения и умножения.

Размещение. Число размещений из n элементов по m (mn).

Перестановка. Число перестановок из n элементов.

Сочетание. Число сочетаний из n элементов по m (mn).

Перестановки, размещения и сочетания с повторениями.

8. Предмет теории вероятностей.

9. Опыт, испытание.

10. Событие: случайное, достоверное, невозможное.

11. Совместные и несовместные события.

12. Противоположные события.

13. Элементарное событие.

14. Событие, благоприятное событию А.

15. Равновозможные события.

16. Полная группа событий. Пространство элементарных событий.

17. Статистическое определение вероятности.

18. Классическое определение вероятности случайного события.

1. Из 30 букв русского алфавита (исключая ь, ъ, й) необходимо выбрать 2 для кодирования некоторой информации. Сколько имеется возможностей такого выбора, при условии, что

а) буквы кода не повторяются;

б) код может содержать одинаковые буквы?

2. В школе 5 классов на одной параллели. Сколько существует

способов присвоения каждому классу заглавной буквы из первых пяти букв русского алфавита?

3. Определите число перестановок с повторениями, которые можно получить из букв, составляющих слово МАТЕМАТИКА.

4. Сколькими способами можно рассадить учеников класса, если в классе 24 ученика, и за каждой партой должно сидеть 2 человека?

5. Из слов предложения «Сегодня моросит дождь» составляют двухсловные предложения. Сколько таких предложений можно составить?

6. Сколькими способами можно выбрать 3 согласных и 2 гласных буквы из алфавита русского языка для формирования 5-буквенного «слова»?

7. Сколько перестановок можно составить из всех букв слова «ЛОГИКА», в которых на первом месте стоит буква «Л», а на последнем «А»?

8. Из букв слова «МАТЕРИЯ» составляют 4-буквенные «слова» (буквы в «слове» не повторяются). Сколько таких «слов»

а) начинаются с буквы М; б) начинаются с буквы А, а заканчиваются на Я; в) не начинаются с буквы Т?

9. Сколькими способами можно расставить буквы слова ФОНЕТИКА так, чтобы

а) две буквы Н и Е оказались рядом? б) не оказались рядом?

Число размещений из

Число сочетаний из

Число перестановок с повторениями,

(где-количество одинаковых элементов в i – той группе)

Основные понятия теории вероятностей.

Из карточек разрезной азбуки составлено слово «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ». Карточки перемешивают и произвольно выбирают одну из них.

а) Приведите пример:

— достоверного, невозможного и случайного события,

— совместных и несовместных событий,

— элементарных и неэлементарных событий,

которые могут произойти при данном испытании.

б) Перечислите события, которые образуют полную группу событий, пространство элементарных событий.

в) Найдите события, благоприятные событиям А=«Извлечена карточка с глухой согласной буквой», В=«появилась гласная буква».

г) Найдите вероятность событий:

— «извлекли карточку с буквой Н»;

— «извлекли карточку с буквой И»;

— «извлекли карточку с гласной буквой»;

— «извлекли карточку с буквой А»;

— «извлекли карточку с гласной или согласной буквой».

Опыт состоит в угадывании буквы после цепочки букв КОТОРО. Назовите события, образующие полную группу.

При условии, что в задаче №1 извлекается произвольно 3 карточки, найдите вероятность событий:

М — « все извлечённые карточки с гласными буквами»;

Q — «извлечено 2 карточки с гласными буквами и одна с согласной».

4. При исследовании прозы Пушкина и Лермонтова обнаружено, что на каждые 500 знаменательных слов у Пушкина приходится около 26 простых самостоятельных предложений, а у Лермонтова – 11. Найдите частоту (относительную частоту) употребления простых предложений у Пушкина и Лермонтова. Гол,141

Где -классическая вероятность события А,

n – число равновозможных, элементарных, несовместных событий (исходов), которые могут произойти при данном испытании; m – число событий, благоприятных событию А (из n)

n – число независимых одинаковых испытаний;

m – количество появлений события А в n испытаниях.

— статистическая вероятность события А

Практическая работа №3.

Теоремы сложения и умножения вероятностей. Формула полной вероятности. Формула Байеса. Теорема Бернулли.

Операции над событиями: сложение и умножение событий.

Статистическое определение вероятности.

Теорема сложения вероятностей для совместных и несовместных событий.

Следствия из теорем сложения вероятностей.

Зависимые и независимые события.

Вероятность произведения зависимых и независимых событий.

Формула полной вероятности. Формула Байеса.

Независимые испытания. Теорема Бернулли.

1. Три студента решают задачу.

Событие А = «задачу решил первый студент»; В = «задачу решил второй студент»; C = «задачу решил третий студент».

Выразить через А, В, С события:

D= «все студенты решили задачу»;

Е= «задачу решил только первый студент»;

F = «задачу решил хотя бы один студент»;

К= «задачу решил только один студент»;

М = «ни один студент не решил задачу».

2. В корзине розы разных цветов.

Что означают события: а) , б) , в) , г) , д) в) найти наивероятнейшее число появления словоформы «море» в тексте длиной 500 словоформ (наивероятнейшее число появления события х0 определяется по формуле

5) Случайная величина X задана функцией распределения вероятностей (интегральной функцией распределения)

а) найти функцию плотности распределения вероятностей f(х);

б) построить графики функций f(x) и F(x);

в) определите вероятность попадания случайной величины X в интервалы

6) Случайная величина Х задана дифференциальной функцией распределения вероятностей

а) Найдите закон распределения случайной величины Х?

б) Определите числовые характеристики М(Х), D(Х), σ(Х).

в) Постройте график функции плотности вероятности.

г) Найдите вероятность попадания случайной величины X в интервалы (-1; 3), (-∞ ;-1) и (2; ∞ ).

7) Найти закон распределения двумерной случайной величины Z=2X-3Y, если X и Y независимые СВ, а законы их распределений заданы таблицами:

Практическая работа №5.

Элементы математической статистики.

Предмет математической статистики. Основные задачи математической статистики. Статистические исследования в лингвистике.

Генеральная и выборочная совокупность.

Объем выборки, объём генеральной совокупности.

Виды выборок. Способы отбора.

Группировка статистических данных. Вариационный ряд.

Частота и относительная частота вариант выборки. Дискретный статистический ряд (статистическое распределение).

Интервальный статистический ряд.

Геометрическая интерпретация статистического распределения выборки. Полигон частот. Гистограмма.

Числовые характеристики выборки:а) выборочное среднее;

б) выборочная дисперсия; в) исправленная выборочная дисперсия;

г) исправленное выборочное среднее квадратическое отклонение.

Числовые характеристики вариационного ряда: мода, медиана, размах вариаций.

Статистическое оценивание неизвестных числовых характеристик случайных величин. Свойства статистических оценок.

Точечные оценки математического ожидания, дисперсии и вероятности по выборке.

Интервальная оценка параметров. Доверительный интервал, доверительная вероятность, уровень значимости.

Доверительные интервалы для математического ожидания нормально распределённой генеральной совокупности.

1. Для исследования распределения букв, передающих гласные, из русского газетного текста извлечено 10 газетных фрагментов по10 букв в каждом. При этом получен следующий неупорядоченный ряд появления гласных в каждом фрагменте: 4;4;4;5;3;4;5;6;4;3.

а) Представьте выборку в виде вариационного ряда.

б) Определите моду, медиану и размах вариаций выборки.

б) Постройте дискретный статистический ряд частот и относительных частот.

в) Постройте полигон относительных частот

г) Найдите числовые характеристики статистического распределения: среднее выборочное, выборочную дисперсию, исправленную выборочную дисперсию, исправленное среднее квадратическое отклонение (стандартное отклонение).

д) Найдите эмпирическую функцию распределения Fn(x) и постройте её график.

е) Определите по выборке наилучшие оценки математического ожидания М(Х) и дисперсии D(X) генеральной совокупности Х-частота гласных в русском публицистическом тексте.

2. При изучении Коми-Пермяцкого языка, выбрано 16 фрагментов по 100 словоупотреблений. Для каждого фрагмента найдено среднее значение длины слова. По результатам измерений получена выборка: 3,7; 5,2; 5,7; 6,2; 4,7; 4,2; 6,7; 7,2; 5,2; 6,2;4,7; 3,9; 5,8; 6,5; 5,1; 7,7.

Постройте по выборке интервальный статистический ряд и гистограмму относительных частот.

3) Исследуются стихотворные тексты Николая Заболоцкого. Выбрали 10 фрагментов из стихов поэта по 100 словоупотреблений в каждой и нашли количество глаголов в каждом фрагменте. Получены следующие данные: 16; 20; 13; 15; 16; 14; 13;19; 12; 18.

При условии, что частота употребления глаголов рапределена по нормальному закону, определить абсолютную и относительную ошибку измерения среднего значения числа глаголов в стихотворных текстах Н. Заболоцкого и построить для истинного среднего значения 95% доверительный интервал.

4) Используя данные примера 3, определить, какое минимальное количество фрагментов из текстов стихов Н. Заболоцкого необходимо взять, чтобы а) абсолютная ошибка измерения среднего значения числа глаголов не превышала 2 с доверительной вероятностью 0,90; б) относительная ошибка измерения не превышала 5% с надёжностью 95%.

5) В молдавском публицистическом тексте длиной в 200 тыс. словоупотреблений встретилось 31286 глагольных форм. Определить с вероятность 95% доверительные границы вероятности появления во взятом тексте глагольгого словоупотребления.

«>