10 декабря 2014 by Alexey

Здравствуйте, уважаемые читатели моего сайта! Сегодня тема будет посвящена форматам векторной графики.

Существуют векторная и растровая графика. Про растровые форматы графических файлов у меня есть отдельная статья на блоге, вот она: «Форматы растровых графических файлов». Сегодня же в посте я перечислю и дам краткое описание векторным форматам. Немного определений на «пальцах»:

Векторная графика — представление объектов с помощью элементарных геометрических фигур.

К основным достоинствам векторных форматов относят:

  • Масштабируемость объектов. При изменении размеров объекта качество не страдает, как это особо заметно в растровой графике.
  • Размер файла. Форматы векторной графики позволяют сэкономить место на жестком диске ил другом носители.

Стоит добавить, что векторную графику легко и просто можно перевести в растр, а вот обратную процедуру легко и просто сделать не получится!

Итак, перейдем к существующим форматам графических файлов, их плюсам, минусам, а также областям применения.

Форматы векторной графики

  • PDF – формат, используемый в полиграфии и для отображения документов, презентаций. Открытый стандарт ISO 32000. Для работы с документами PDF внедряют разнообразные шрифты, изображения, мультимедиа-данные. Есть возможность использовать элементы языка PostScript. Ряд печатающих устройств выпускается с поддержкой формата на аппаратном уровне.
    Достоинства:
    • Программное обеспечение отображения данных PDF-документа бесплатное.
    • Внешний вид документа не меняется при переносе его на другую систему.
    • Формат может использоваться как архиватор, сжимая данные.
    • Печать возможна на самой простой аппаратуре без искажения.
    • Поддерживает систему электронных подписей, предоставляет разные уровни безопасности.
    Среди недостатков для пользователей выделяют невозможность нормальной корректировки готового документа без специального программного обеспечения. Новые документы чаще всего создаются в редакторах, которые или инвертируют/конвертируют данные в PDF-формат, либо создают эмуляцию печати через виртуальный принтер.
    Распространённые «читалки»: Adobe Acrobat Reader, STDU Viewer, Foxit Reader.
  • Ai – еще один формат фирмы Adobe (разработан под Adobe Illustrator), на этот раз закрытого типа. Используется для обмена объектами между программами. Представляет собой набор точек и линий, может содержать текст и цвета, в создании которых на программном уровне широко применяется язык PostScript. Используется при создании логотипов, элементов рекламы.
    Достоинства:
    • Дает хорошее качество изображения при изменении масштаба.
    • Формат стабильный, читается практически всеми векторными программами.
    Недостатки:
    • У программных комплексов, которые повторяют спецификацию формата, получаются громоздкие, медленно обрабатываемые файлы.
    • Файлы ai новых версии Adobe Illustrator не открываются в старых программных комплексах.
    • При конвертации изображения из ai в другой формат, могут не передаваться эффекты.
    Программы, способные работать и создавать файлы ai: Adobe Illustrator, ACD Systems Canvas, CorelDRAW Graphics Suite.
  • Cdr – расширение проектов CorelDRAW. Тип формата – закрытый. Хранит векторные объекты, текст, эффекты. Может состоять из нескольких страниц. Используется в полиграфии, при создании рекламных макетов, визиток.
    Достоинства: лучше сохраняет в себе параметры и спецэффекты объектов. Удобен сам программный комплекс – от сюда и популярность в общем-то нестабильного формата.
    Недостатки:
    • Изображения, созданные в новых версиях программного комплекса, не открываются (или некорректно открываются) в программах предыдущих версий.
    • Практически несовместим с другими программными комплексами. В случаи использования конвертеров, файл «теряет» настройки элементов векторного изображения, искажается.
    Чтобы не было «сюрпризов», открывают и редактируют в родной программе, без использования конвертера. Как альтернативу – используют Adobe Illustrator.
  • Cmx – универсальный (только для Corel) формат векторного изображения с метаданными. Выпускается после выхода 6-ой версии программы. Хранит в себе изображения с параметрами и данными для других приложений фирмы Corel. Используется, как и cdr, в полиграфии, либо для обмена данными между системами. Разработан под PostScript форматы, поэтому не содержит теней, прозрачности и прочего.
    Достоинства:
    • Отличается от cdr способностью сохранять информацию о слоях при импорте.
    • Если изображение другого формата выводят на печать, но аппарат выдает ошибку, то перевод файла в cmx решает проблему печати, хотя многие параметры картинки на бумаге не отобразятся.
    Недостатки:
    • В сравнении с cmd – одностраничный.
    • Так же при конвертации в другие форматы теряет данные об изображении.
    Открывается во всех программах CorelDRAW, AdobeIllustrator версии 6-8, ACD Systems Canvas 15.
  • Eps – старичок среди графических форматов, предшественник Ai. Содержит не только векторные, но и растровые объекты. Разработан под упрощенный формат PostScript, с применением скриптов. Данные может хранить как в бинарном, так и ASCII коде. В содержании файла помимо самого графического объекта хранятся данные о размере изображения, его битовое представление для предпросмотра.
    Достоинства:
    • На раз-два справляется с большими объемами данных для печати на PostScript-устройствах.
    • Хорош для дизайнеров тем, что при изменении ширины/высоты изображения не меняется его качество.
    • Из-за поддержки практически всеми векторными программами, используется для переноса данных на другие графические комплексы.
    Недостатки:одностраничный, не поддерживает прозрачность, большой «вес» файла.
  • Svg – формат для двумерной графики в XML, используемой чаще всего в интернет-разработках. Может содержать изображение, текст и простые фигуры. Из себя представляет текстовый файл с набором команд и операторов языка разметки SVG, в котором рисунок описывается совокупностью линий и простых фигур. Использование данного типа изображений сокращает количество обращений к серверу, соответственно, увеличивается скорость обработки данных страницы.
    Достоинства:
    • Полное сохранение качества при изменении масштаба.
    • Легко применимы скрипты для изменения эффектов изображений (нанесение прозрачности, изменение контура и т.д.) прямо в текстовом редакторе.
    Недостатки:
    • В объектах, помимо изображения, хранятся и разнообразные параметры XML разметки. Поэтому файл на выходе может занимать большие объемы.
    Любое изображение просматривается браузером. Корректировки вносятся CorelDRAW, AdobeIllustrator либо текстовыми редакторами при достаточном знании SVG-языка.
  • Swf – не только формат векторной графики. В нем может храниться медиа-материал. Разработан для использования программой Flash. Нашел широкое применение в интернете для баннерной рекламы, анимированных логотипов, игр.
    Достоинства:малый размер видеоролика и масштабирование.
    Недостатки выливаются в экспортировании изображений в этот формат. Не переносится ряд эффектов (например, прозрачность), векторное изображение может стать растровым, меняется цветовая градиента.
    Создается формат в комплексах типа Adobe Flash Professional.
  • Wmf – формат векторных и растровых изображений Windows. В этом формате создают изображений для ОС либо для интернета.
    Недостатки: ограниченные возможности работы с эффектами. Низкое качество больших изображений.

Существуют и другие форматы векторных файлов, о которых Вы можете рассказать в комментариях. Также не забываем, что у меня проходит акция на блоге, которая дает возможность слегка подзаработать.

Векторная графика — способ представления объектов и изображений (формат описания) в компьютерной графике, основанный на математическом описании элементарных геометрических объектов, обычно называемых примитивами, таких как: точки, линии, сплайны, кривые Безье, круги и окружности, многоугольники.

Объекты векторной графики являются графическими изображениями математических объектов.

Термин «векторная графика» используется для пояснения различий от растровой графики, в которой изображение представлено в виде графической матрицы.

При выводе на матричные устройства отображения (мониторы) векторная графика предварительно преобразуется в растровую графику, преобразование производится программно или аппаратно средствами современных видеокарт.

Содержание

Обзор [ править | править код ]

Для создания изображения векторного формата, отображаемого на растровом устройстве, используются преобразователи математического описания графических примитивов в растровое изображение для отображения на матричных мониторах, эти преобразователи либо реализованы программно, или аппаратные преобразователи (цифровая логика, встроенная в современные видеокарты).

Способ хранения изображения [ править | править код ]

Рассмотрим, к примеру, такой графический примитив, как окружность радиуса r. Для её построения необходимо и достаточно следующих исходных данных:

  1. координаты центра окружности;
  2. значение радиуса r;
  3. цвет заполнения (если окружность не прозрачная);
  4. цвет и толщина контура (в случае наличия контура);
  5. порядок плана (передний план, задний план).

Координаты центра и радиус являются обязательными параметрами, остальные данные из описания окружности часто называют атрибутами и в некоторых графических векторных редакторах опускаются. В этом случае при графическом выводе они заменяются атрибутами по умолчанию или текущими атрибутами.

Преимущества векторного способа описания графики над растровой графикой [ править | править код ]

  • Объём данных, занимаемый описательной частью, не зависит от реальной величины объекта, что позволяет, используя минимальное количество информации, описать сколько угодно большой объект файлом минимального размера. Например, описание окружности произвольного радиуса требует задания только 3 чисел, не считая атрибутов.
  • В связи с тем, что информация об объекте хранится в описательной форме, можно бесконечно увеличить графический примитив при выводе на графическое устройство, например, дугу окружности, и она останется при любом увеличении гладкой. С другой стороны, если кривая представлена в виде ломаной линии, увеличение покажет, что она на самом деле не кривая.
  • Параметры объектов хранятся и могут быть легко изменены. Также это означает что перемещение, масштабирование, вращение, заполнение и т. д. не ухудшает качества рисунка. Более того, обычно указывают размеры в аппаратно-независимых единицах (англ. device-independent unit ), которые ведут к наилучшей возможной растеризации на растровых устройствах.
  • При увеличении или уменьшении объектов толщина линий может быть задана постоянной величиной, независимой от реальной площади изображаемой фигуры.

Фундаментальные недостатки векторной графики [ править | править код ]

  • Не каждая графическая сцена может быть легко изображена в векторном виде — для подобного оригинальному изображению может потребоваться описание очень большого количества примитивов с высокой сложностью, что негативно влияет на количество памяти, занимаемой изображением и на время необходимое для преобразования его в растровый формат для графического вывода (отрисовки или растеризации).
  • Перевод векторной графики в растровое изображение достаточно прост. Но обратный путь, как правило, сложен — этот процесс называют трассировкой растра, и зачастую требует значительных вычислительных мощностей и процессорного времени, и не всегда обеспечивает высокое качество полученного векторного рисунка.
  • При этом спецификации векторных форматов (и, соответственно, рендереры векторной графики) намного сложнее таковых для растровой графики.
  • Преимущество векторной картинки — масштабируемость — пропадает, когда векторный формат отображается в растровое разрешение с особо малыми разрешениями графики (например, иконки 32×32 или 16×16). Чтобы не было «грязи», картинку под такие разрешения приходится подгонять вручную. В векторных шрифтах TrueType есть довольно сложные коды хинтинга, позволяющие избавиться от пропущенных (и, наоборот, излишне толстых) линий.

Типичные примитивные объекты [ править | править код ]

  • Линии и ломаные линии.
  • Многоугольники.
  • Окружности и эллипсы.
  • Кривые Безье.
  • Безигоны ( англ. ) .
  • Текст (в компьютерных шрифтах, таких как TrueType, изображение каждой буквы порождается по её математическому описанию в виде кривых Безье).

Этот список примитивов неполон. Есть разные типы кривых (Catmull-Rom сплайны, NURBS и т. д.), которые используются в различных приложениях. Также возможно рассматривать растровое изображение как примитивный объект, описанные как прямоугольник.

Векторные операции [ править | править код ]

Векторные графические редакторы, типично, позволяют вращать, перемещать, отражать, растягивать, скашивать, выполнять основные аффинные преобразования над объектами, изменять порядок и комбинировать примитивы в более сложные объекты.

Векторная графика идеальна для простых или составных рисунков, которые должны быть аппаратно-независимыми или не нуждаются в фотореализме. К примеру, PostScript и PDF используют модель векторной графики.

Все изображения, нарисованные на компьютере можно разделить на 2 вида :

Основное отличие вектора от растра заключается в принципе хранения изображения.

Векторная графика сохраняется с помощью математических формул. Это дает вектору несколько неоспоримых преимуществ:

  • масштабирование, изменение размеров векторной картинки не влияет на ее качество, т.е. все линии остаются четкими и не появляется никаких «квадратиков», как в растровых изображениях;
  • при изменении размеров векторной картинки размер самого файла остается постоянным.

Рисовать векторную графику можно в разных редакторах:

  • Adobe Illustrator
  • CorelDRAW
  • PhotoShop
  • Macromedia Freehand

Одним из основных редакторов векторной графики является Adobe Illustrator— освоить его не сложно, есть много хороших книг и уроков.

Форматы векторной графики бывают разные, большинство используется в специализированных программах.

Форматы векторной графики

  • AI (Adobe Illustrator) — векторный формат файлов программы Adobe Illustrator.
  • EPS (En-capsulated PostScript)
  • CDR (CorelDraw) — векторный формат файлов программы CorelDraw.
  • CMX (Corel Presentation Exchange)
  • EMF (Enhanced Metafile, расширенный метафайл Windows)
  • WMF (Windows Metafile)
  • SVG (Scalable Vector Graphics)

Отдельным пунктом выделяю формат EPS — он хорошо известен тем, кто продает свою векторную графику на микростоках.

EPS (En-capsulated PostScript) может хранить как растровую, так и векторную графику. EPS — это один из самых универсальных форматов векторной графики, он поддерживается большинством популярных редакторов векторной графики. И именно по-этому именно формат EPS 10 и EPS 8 принимаю на микростоках как основной формат векторной графики.

Новый формат EPS 10 поддерживает гораздо больший спектр эффектов, нежели . Подробнее можно прочитать статью: Формат EPS 10 – как найти ошибки при сохранении?

Но иногда EPS-файлы, записанные в разных программами могут открываться по-разному, или вообще не открываться. Происходит это по разным причинам:

  1. На сегодняшний день существует 3 версии языка PostScript, который используется в EPS.
  2. В файле, обычно хранится 2 изображения: основное и дополнительное (preview). Вот эта превьюшка используется не только для предварительного просмотра. Такие программы верстки, как QuarkXPress , Adobe PageMaker…. хранят preview в своих документах и используют для отображении на экране монитора в режиме стандартного качества, а также для печати на принтерах без поддержки языка PostScript; программы создания векторной графики, такие как CorelDraw и FreeHand, при импорте EPS файла работают исключительно с preview. Основная копия будет применятся для вывода на PostScript-принтер и для просмотра изображения на экране монитора в режиме максимального качества. Дополнительное preview изображение может быть создано в формате TIFF или WMF (только для РС) или вовсе опущено.

При выборе TIFF-формата, preview будет хранится как растровое изображение и тут необходимо найти оптимальный баланс между его разрешение (т.е. качеством) и размером файла. Если EPS-файл содержит preview в формате TIFF, то FreeHand и CorelDraw уже не смогут его отредактировать, редактировать можно будет только с помощью Adobe Illustrator.

Preview в WMF-формате — это векторное изображение, оно практически не отличается от основного. EPS-файл, содержащий preview в формате WMF может быть отредактирован в CorelDraw. Но такие файлы будут обладать меньшей совместимостью.

В любом случае отредактировать EPS-файл можно следующим способом: импортируйте изображение любой из вышеперечисленных программ и пошлите его на печать в PostScript-файл. Этот файл позже можно открыть в CorelDraw. Если файл преобразовать с помощью Acrobat Distiller в формат PDF, то он может быть открыт в Free-Hand.

Векторный формат графических программ компании Corel. Его главное предназначение — передача рисунков между разными программами (поддерживается с CorelDraw 6).

EMF и WMF

Довольно простые форматы векторной графики, позволяющие хранить основную информацию.

Может содержать как векторную, так и растровую информацию в одном файле. EMF лучше чем WMF поддерживает кривые, используемые в рисунках Flash, прекрасно воспринимает «составленные» из нескольких программ векторные изображения (кпримеру ChemWin и MS PowerPoint ).

Более старый, чем EMF формат. Он широко применяется в офисном пакете MS Office.

Основан на XML разметке, используется для двухмерной векторной графики, как анимированной , так и неподвижной.

У вас остались вопросы или есть что добавить по теме статьи? Напишите в комментариях.