Время торможения определяется как:

где и — значения скорости автомобиля соответственно в начале и конце торможения.

При торможении автомобиля до полной остановки, когда , время торможения:

Из этого выражения следует, что время торможения автомобиля связано линейно зависимостью со скоростью (рисунок 4.2).

Находим значения времени торможения автомобиля при значениях коэффициента продольного сцепления (таблица 4.2).

Таблица 4.2 — Зависимость времени замедления автомобиля от коэффициента продольного сцепления

Тормозным называется путь, проходимый автомобилем за время полного торможения, в течение которого замедление имеет максимальное значение:

При торможении до полной остановки:

Из этого выражения видно, что тормозной путь автомобиля характеризуется квадратичной зависимостью от скорости. При возрастании начальной скорости тормозной путь быстро увеличивается (рисунок 4.2). Находим значения тормозного пути автомобиля при значениях коэффициента продольного сцепления (таблица 4.3).

Таблица 4.3 — Зависимость тормозного пути автомобиля от коэффициента продольного сцепления

В приведенных ранее формулах для определения времени торможения и тормозного пути автомобиля не учтен ряд конструктивных и эксплуатационных факторов, существенно влияющих на эффективность торможения. Поэтому в действительности значения времени и пути торможения могут быть на 20.60% больше рассчитанных по этим формулам.

Для согласования результатов теоретических расчетов с эксплуатационными данными служит коэффициент эффективности торможения . Он учитывает непропорциональность тормозных сил на колесах нагрузкам, приходящимся на колеса, а также износ, регулировку, замасливание и загрязненность тормозных механизмов. Данный коэффициент показывает, во сколько раз действительное замедление автомобиля меньше теоретического, максимально возможного на данной дороге. Значение коэффициента эффективности торможения приведены в таблице 4.4.

Таблица 4.4 — Коэффициент эффективности торможения

С полной нагрузкой

Грузовые с максимальной массой до 10 т и автобусы длиной до 7,5 м.

Грузовые с максимальной массой свыше 10 т и автобусы длиной более 7,5 м.

С учетом коэффициента эффективности торможения формулы для определения времени торможения и тормозного пути автомобиля преобразуются к следующему виду:

Для случая торможения до полной остановки:

Таблица 4.5 — Зависимость времени замедления и тормозного пути автомобиля от коэффициента продольного сцепления (без нагрузки)

Таблица 4.6 — Зависимость времени замедления и тормозного пути автомобиля от коэффициента продольного сцепления (с полной нагрузкой)

Остановочным называется путь, проходимый автомобилем от момента, когда водитель заметил препятствие, до полной остановки автомобиля.

Остановочный путь больше, чем тормозной, так как он кроме тормозного пути дополнительно включает в себя путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя, время срабатывания тормозного привода и увеличения замедления. Остановочный путь:

где — дополнительный путь;

с — время реакции водителя, зависящее от его возраста, квалификации, утомляемости и т.д.;

— время срабатывания тормозного привода от момента нажатия на тормозную педаль до начала действия тормозных механизмов, зависящее от конструкции тормозного привода и его технического состояния (составляет 0,2 с для гидравлического; 0,6 с — для пневматического; 1,0 с — для автопоезда с пневмоприводом);

с — время увеличения замедления от нуля до максимального значения;

— скорость автомобиля в начале торможения.

Выражение для остановочного пути получено при наличии допущения, что в течение времени увеличения замедления автомобиль движется равнозамедленно и замедление в этом случае составляет . Из формулы для остановочного пути следует, что он, как и тормозной путь, характеризуется квадратичной зависимостью от скорости. При увеличении начальной скорости он существенно возрастает (рисунок 4.3).

Остановочный путь автомобиль проходит за остановочное время:

Диаграмма торможения (рисунок 4.3) представляет собой график изменения замедления и скорости автомобиля во времени при торможении. Она характеризует интенсивность торможения автомобиля с учетом всех составляющих остановочного времени.

Рисунок 4.3 — Диаграмма торможения автомобиля

Таблица 4.7 — Зависимость остановочного пути автомобиля от коэффициента продольного сцепления

Калькулятор тормозного пути позволит оценить тормозной путь автомобиля, движущегося с заданной скоростью. Для использования укажите тип дорожного покрытия, на котором тормозит автомобиль и скорость, при которой начинается торможение. Калькулятор рассчитает сколько метров пройдет автомобиль при торможении.

Калькулятор тормозного пути

Формула тормозного пути

Формула для нахождения тормозного пути

Формула для нахождения тормозного пути применяется в подразделениях ГИБДД. Именно она используется в нашем калькуляторе. В этой формуле:

S — тормозной путь,

Кт — тормозной коэффициент (для легкового автомобиля равен 1),

V — скорость автомобиля,

Kсц — коэффициент сцепления.

Понятия и пояснения

Тормозной путь — это путь, который проходит автомобиль с момента, когда сработал тормозной механизм до полной остановки автомобиля. На него влияют:

  • состояние и тип дорожного покрытия,
  • состояние шин автомобиля,
  • начальная скорость автомобиля,
  • масса автомобиля,
  • исправность тормозной системы.

Остановочный путь — путь с момента обнаружения опасности до полной остановки автомобиля. Понятно, что тормозной путь входит в остановочный. Кроме того в остановочный путь входят:

  1. путь, который проехал автомобиль с момента обнаружения опасности до нажатия на педаль тормоза;
  2. путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозной системы.

Первый параметр зависит от множества факторов, определяющим из которых является времени реакции водителя. По результатам многочисленных экспериментов, оно может меняться от 0,3 до 1,5 секунды. В среднем можно считать время реакции водителя равное 1 секунде. Кроме этого существует понятие «нормативное время восприятия сложной ситуации» равное 0,8 секунды. Также установлено, что время реакции у женщин, при возникновении сложной дорожной ситуации может достигать 2,5-3 секунд, тогда как у мужчин 1,5-2 секунды. Кроме этого на время реакции влияет:

  • опыт водителя,
  • его эмоциональное состояние,
  • возраст,
  • время суток и погодные условия,
  • прием медикаментов,
  • состояние алкогольного или иного опьянения,
  • место возникновения опасной ситуации.

Время срабатывания тормозной системы зависит от ее типа и технического состояния. Тормозная система с гидравлическим приводом срабатывает за 0,2 – 0,3 секунды, с пневматическим за 0,5 –0,6 секунд.

Водитель, заметив, препятствие оценивает обстановку, принимает решение о торможении и переносит ногу с педали подачи топлива на педаль тормоза. Время, затрачиваемое на эти действия, называется временем реакции водителя. Оно зависит от опыта и квалификации водителя, его возраста, состояния здоровья, степени усталости и т. п. При этом, чем неожиданнее возникновение препятствия, тем больше время реакции. На ожидаемое препятствие водитель затрачивает меньше времени реакции.

Далее водитель начинает нажимать педаль тормоза. В приводе тормозов выбираются зазоры и перемещаются детали тормозных механизмов. Это время называют временем срабатывания или запаздывания тормозной системы.

Остановочное время автомобиля – это время, прошедшее от момента, когда водитель заметил препятствие, до полной остановки автомобиля.

Оно определяется по следующей формуле

, с;

где — время реакции водителя ( с);

— время срабатывания тормозной системы ( для гидравлического тормозного привода tС= 0,3 с);

— время нарастания тормозных сил, с;

— начальная скорость торможения (V0=40км/ч=11.111м/с);

— ускорение свободного падения ( );

— коэффициент продольного сцепления с дорогой колёс автомобиля (0,6);

— коэффициент эффективности торможения.

При расчётах для автомобиля без нагрузки принимаем Kэ=1.12,

с нагрузкой – =1,17.

Время нарастания замедления рассчитывается по формуле:

, с;

где — вес транспортного средства, Н;

b – расстояние от центра тяжести автомобиля до заднего моста, м;

— высота центра тяжести автомобиля от поверхности дороги, м;

— скорость нарастания тормозных сил на колесах переднего моста ( , кН/с).

Расстояние от центра тяжести автомобиля до заднего моста вычисляем по формуле:

, м

где M1— вес, приходящийся на переднюю ось автомобиля, кг;

M — вес всего транспортного средства, кг;

— колёсная база автомобиля (L=2,700 м).

Для автомобиля без нагрузки:

м;

с;

с;

Для автомобиля с нагрузкой:

м;

с;

с;

Результаты приведены в таблице:

V (км/ч)
V (м/с)11,111
t0 (без нагрузки)3,370
t0 (с нагрузкой)3,479


Определение остановочного пути автомобиля с нагрузкой и без нагрузки

Остановочный путь – расстояние, проходимое автомобилем от момента, когда водитель заметил препятствие, до полной остановки.

Расчёт будем проводить по следующей формуле:

, м.

Для автомобиля без нагрузки:

м;

Для автомобиля с нагрузкой :

м.