Ленин в Октябре
Жанристорико-революционный
биографический фильм
РежиссёрМихаил Ромм
Автор
сценария
Алексей Каплер
В главных
ролях
Борис Щукин
Николай Охлопков
ОператорБорис Волчек
КомпозиторАнатолий Александров
Кинокомпания«Мосфильм»
Длительность105 мин
Страна
  • СССР
Языкрусский
Год1937
Следующий фильмЛенин в 1918 году
IMDbID 0029132

«Ле́нин в Октябре́» — чёрно-белый художественный фильм режиссёра Михаила Ромма, — первая часть дилогии; вторая часть — фильм «Ленин в 1918 году» — вышел в 1939 году. Снят и выпущен в прокат в 1937 году. В 1956 году вышла перемонтированная версия фильма; в 1963 году фильм был отредактирован ещё раз.

Содержание

Сюжет [ править | править код ]

Сюжет описывает события Октябрьской революции 1917 года и роль Ленина в организации восстания большевиков. В Петрограде неспокойно, среди рабочих происходят волнения. Ленин тайно прибывает на вокзал Петрограда, через оцепление его проводит телохранитель — рабочий Василий. Ленин встречается со Сталиным, который показан как его ближайший соратник. Вскоре начинается подпольное собрание Центрального Комитета партии большевиков, где готовится восстание.

Далее показаны все важные в новейшей истории СССР события: подготовка восстания на фабриках и заводах Петрограда, легендарный выстрел «Авроры», штурм Зимнего дворца. Неоднократно подчеркивается «измена» Каменева и Зиновьева, которая не смогла сорвать планы большевиков.

Фильм заканчивается провозглашением победы революции на II Съезде Советов словами Ленина:

«Товарищи! Рабоче-крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!»

В ролях [ править | править код ]

  • Борис Щукин — Владимир Ильич Ленин
  • Николай Охлопков — Василий, большевик, связной и телохранитель Ленина
  • Василий Ванин — Матвеев, большевик
  • Владимир Покровский — Дзержинский
  • Николай Арский — Блинов, командир красногвардейцев
  • Елена Шатрова — Анна Михайловна, хозяйка конспиративной квартиры
  • Клавдия Коробова — Наталья, жена Василия
  • Николай Свободин — Валериан Рутковский, эсер, помощник министра Временного правительства
  • Виктор Ганшин — Жуков, член ЦК партии эсеров
  • Владимир Владиславский — Карнаухов
  • Александр Ковалевский — Керенский
  • Николай Соколов — Родзянко
  • Николай Чаплыгин — Кирилин
  • Иван Лагутин — Филимонов, филёр
  • Семён Гольдштаб — Сталин (в первоначальной версии фильма)
  • Александр Гречаный — матрос-агитатор (нет в титрах)
  • Фёдор Селезнёв — Пётр, брат Натальи, солдат (нет в титрах)
  • Сергей Ценин — Малянтович (нет в титрах)
  • Виктор Колпаков — эсер (нет в титрах)
  • Инна Фёдорова — кондукторша (нет в титрах)
  • Николай Хрящиков — политработник (нет в титрах)
  • Анатолий Папанов — матрос (нет в титрах)

Съёмочная группа [ править | править код ]

  • Режиссёр-постановщик: Михаил Ромм
  • Автор сценария: Алексей Каплер
  • Оператор-постановщик: Борис Волчек
  • Сорежиссёр: Дмитрий Васильев
  • Композитор: Анатолий Александров
  • Ассистент режиссёра: Исидор Симков
  • Художник-постановщик: Борис Дубровский-Эшке
  • Звукооператор: Владимир Богданкевич
  • Монтаж: Татьяна Лихачева
  • Оператор: Игорь Гелейн, Эра Савельева
  • Художник-гримёр: А. Ермолов
  • Директор картины: Игорь Вакар, Н. Привезенцев

История создания [ править | править код ]

В 1937 году «Мосфильм» попал в тяжёлое положение: студия не выполняла план по съёмке и имела в портфеле всего два фильма. Время было трагическое — вскоре, в декабре 1938 года был арестован директор студии Б. Бабицкий.

В феврале 1936 года был объявлен конкурс на создание фильма о Ленине и революции к 20-летнему юбилею Великой Октябрьской революции. Конкурс курировал лично Сталин, в комиссию вошли ведущие кинематографисты страны. Фильм родился в результате своеобразного творческого и политического соревнования между студиями «Мосфильм» и «Ленфильм». До того единственной лентой, где был воссоздан образ Ленина на киноэкране, являлся немой фильм «Октябрь» Эйзенштейна. В эпоху звукового кино необходимо было новое экранное воплощение вождя мирового пролетариата.

Одновременно писать сценарии начали Алексей Каплер и Николай Погодин. Сценарий Погодина к будущему фильму «Человек с ружьём» не был принят с первой попытки. Картиной с рабочим названием «Восстание» раньше успели запуститься кинематографисты студии «Мосфильм» [1] .

Тема была рискованная, ведь до этого в игровом кино образы Ленина, Сталина и других вождей революции не появлялись. Создателям трудно было опереться на чей-то опыт. При этом показывать фильм предстояло тем, кто знаком с революцией не понаслышке. Режиссёром картины назначили молодого Михаила Ромма, до того известного только по фильму «Тринадцать». На роль Ленина был утверждён актёр Борис Щукин. Хотя поначалу он отказывался, эта работа стала самой важной в его творческой биографии [2] .

Съёмки шли авральными темпами. Начались 17 августа 1937 года, а монтаж закончился буквально к самой премьере — то есть менее чем за три месяца.

6 ноября 1937 года фильм был показан Сталину и получил полное одобрение. 7 ноября на торжественном заседании по случаю годовщины революции в Большом театре в Москве с огромным успехом состоялась официальная премьера. Вскоре с неменьшим успехом прошёл прокат 900 копиями по всей стране. В 1938 году состоялась международная премьера во Франции и США. Студия «Мосфильм», которая была на грани банкротства, после фильмов «Волга, Волга» и «Ленин в Октябре» стала лидером киноиндустрии в стране [1] .

Культурное влияние и значение [ править | править код ]

Как писал в 1938 году критик «Нью-Йорк Таймс» Фрэнк Ньюджент:

Прежде всего отмечу вклад режиссёра Михаила Ромма и Бориса Щукина, справившегося со столь щекотливой задачей, как сыграть Ленина для советской публики (представьте, если бы кто-то решил, что он вредительски плохо сыграл эту роль). Ромм предпочёл отодвинуть революцию на второй план, а на первом представить личность Ленина. Щукин — это подлинное чудо грима и погружения в персонаж, его Ленин интересен, ярок и симпатичен зрителю. [3]

Фильм «Ленин в Октябре» — первый звуковой фильм советской киноленинианы, одна из наиболее известных советских картин, поскольку её регулярно транслировали по советскому телевидению в красные дни календаря. Фильм пользовался большой популярностью, и на нём «выросло» не одно поколение зрителей и профессионалов кино [4] .

Разные редакции [ править | править код ]

После смерти Сталина в картину вносились исправления, связанные с критикой «культа личности» и переоценкой роли Сталина в событиях, показанных в фильме. Так, в 1956 году выходит перемонтированная версия фильма: режиссёр М. Ромм изъял из него сцены, в которых Сталин был одним из главных действующих лиц (например, встреча с Лениным по приезде в Петроград, диалог Сталина с Василием), купированы соответственно были пояснительные титры о «продолжавшейся четыре часа беседе Ленина и Сталина». В 1963 году, при «восстановлении» уже сокращенной версии в фильм снова были внесены исправления: путём различных технических ухищрений Сталин был окончательно удалён из фильма полностью — его перекрывали то доснятыми перед экраном персонажами, то настольной лампой. Упоминания о Сталине в тех сценах, которые не подлежали изъятию, были или вырезаны, или переозвучены. Так, например, в одной из сцен Ленин поручает Василию: «Бегите к Сталину и Свердлову» — в версии 1963 года Ленин говорит «Бегите к Бубнову и Свердлову». Появление Сталина в кадре привело к сокращению ещё нескольких сцен, важных для сюжета фильма — сцены диктовки телеграфистке текста «Декрета о земле» и эпизода встречи Василия с Петром, братом его жены и автором письма из деревни, который в сокращённой версии стал безымянным солдатом, не узнавшим Ленина в Смольном. Именно сокращённая версия, вышедшая в 1964 году, показывалась вплоть до конца 1980-х годов по телевидению (после многолетнего перерыва показана на канале «Культура» в рубрике «Иллюзион» 14 мая 2012 года). Она же издавалась на видеокассетах и DVD.

Полный вариант фильма в начале 1990-х годов был показан по российскому телевидению в программе «Киноправда?» В 2017 г. полный вариант фильма показан на канале «Культура», в 2018 г. — на канале «Время». В каталоге Госфильмофонда указаны все три версии фильма (1937, 1956 и 1964 годов) [5] .

Много позже, в 1989 году отрывки из этого фильма были использованы для составления альбома «Лениниана» проекта «Коммунизм» при участии Егора Летова и Константина Рябинова.

Трактовка исторических событий [ править | править код ]

Создатели истолковали ключевые события октября 1917 года с точки зрения принятой в советской официальной истории.

  • Артиллерийский обстрел Зимнего дворца имел место. Но немногочисленные охранявшие его отряды юнкеров в реальности не оказали активного сопротивления восставшим, тогда как в фильме показана сильная перестрелка между восставшими и защищающимися [6] .
  • Фраза Ленина: «Вот полюбуйтесь, товарищ Василий, как эти святоши, эти политические проститутки нас предали. Предали партию, выдали планы ЦК!» — вымысел создателей картины, но фраза эта стала крылатой и часто приписывается самому Ленину (в октябре 1917 года у него действительно были серьёзные политические разногласия с Каменевым и Зиновьевым, так что создатели здесь были недалеки от исторических реалий) [7] .
  • Знаменитая сцена взятия Зимнего дворца часто цитировалась, и, в отрыве от контекста фильма, стала восприниматься зрителями едва ли не как документальные кадры. На деле документальная съёмка взятия Зимнего никем не производилась. Сцена штурма, показанная как в «Октябре» Эйзенштейна, так и в фильме «Ленин в Октябре», является постановочной [8] .

Все знают прекрасный балет Арама Хачатуряна "Спартак", но немногие в курсе, что изначально балет был вовсе не о фракийском гладиаторе, а о вожде Мировой Революции Владимире Ильиче Ленине. Хачатурян был вынужден изменить сюжет в самый последний момент, под давлением антипартийной группировки Кагановича, Маленкова и Молотова и примкнувшего к ним Шепилова. Однако многие элементы исходного либретто сохранились, со сменой действующих лиц. Сегодня мы можем наконец-то опубликовать первоначальный замысел композитора.

Петроградская буржуазия радостно встречает вернувшегося из заграничной поездки Царя. Среди каторжан, впряженных в его конку — Ленин, Надежда Константиновна и Проститутка Троцкий. Среди тех, кто встречает Царя — переодетый в женское платье Керенский. Изнемогая от усталости, Надежда Константиновна падает, жандарм замахивается на нее хлыстом, Ленин бросается на него и сбивает его с ног силой своей марксистской убежденности. Народ восхищен его силой и смелостью.

На Дворцовой Площади показывает свое искусство колдун Распутин. В нарядных носилках появляется Царь, с другой стороны площади — Керенский, который лукаво бросает Царю двуглавый цветок. Керенский успешно агитирует Проститутку Троцкого и Эсерку Каплан, хочет завлечь и Надежду Константиновну, но та готова поразить себя ледорубом, если ее разлучат с Лениным. Ленина прячет директор Смольного Института Благородных Девиц, ему же приходится забрать и Надежду Константиновну, так как Ленин предпочитает съесть чернильницу, но не разлучаться с соратницей.

Зал Государственной Думы. В центральной ложе Царь и Керенский, за их спиной маячит Проститутка Троцкий. После пантомимы «Падение Парижской Коммуны» начинаются дебаты. Последний диспут — Ленина с Каутским. Зрители требуют добить ренегата Каутского, но Ленин молча съедает чернильницу и скрывается от жандармов.

В цехах Путиловского завода. Надежда Константиновна склонилась в думах о тяжелом положении России и сучке Инессе Арманд. После тяжкого раздумья Ленин призывает рабочих к восстанию. Им все равно, а ему приятно. Возглавляемые Лениным рабочие обращают жандармов в бегство, разламывают и уносят решетки Летнего Сада и скрываются.

На полях Валдая близ железной дороги мирно страдают от невыносимого гнета угнетенные крестьяне. Появляются бежавшие путиловские рабочие. Крестьяне бросают грабли и начинают строить баррикады прямо на месте.

В Зимнем Дворце перед членами Учредительного Собрания танцуют Проститутка Троцкий с переодетым в женское платье Керенским. Они нежно соприкасаются бородками. Декадентское развлечение нарушает выстрел крейсера "Аврора". Все бегут, Царь велит Троцкому остаться и примкнуть к большевикам. Появляется Ленин с революционными матросами и снятой с баррикады Надеждой Константиновной.

В Разливе перед шалашом Ленина Надежда Константиновна и Инесса Арманд на время прерывают свою шумную драку и прислушиваются к речам выступающих. Ленин в шалаше держит совет с вождями Революции и посланниками Народных Советов. Часть революционеров требует похода на Петроград, другие хотят вернуться в Швейцарию в бронированных вагонах и продолжать готовить Революцию оттуда. Некоторые соратники в раздражении покидают Ленина. Надежда Константиновна пытается успокоить его, напевая "Варшавянку". Она приносит ему чернильницу, но он отказывается есть. Появляются ходоки, пришедшие к Ленину; они принесли в подарок вождю самогон и начинают его распивать. Начинается шум, веселье. Вышедший из шалаша Ленин приказывает изгнать ходоков из лагеря и раздать все подарки детям. С финской стороны, через топи и плавни, рысью прибегает Эсерка Каплан, служанка Керенского. Она увлекает за собой охваченного идеями ревизионизма Проститутку Троцкого.

В царских покоях переодетый в женское платье Керенский танцует перед монархом. Приводят Каменева и Зиновьева, отколовшихся от Ленина. Царь приказывает сослать их в Сибирь. Эсерка Каплан приводит Проститутку Троцкого. Царь требует от него сведений о Ленине, и Троцкий раскрывает ему планы восставших. По знаку монарха распахиваются тяжелые занавеси, закрывающие огромные окна, и Троцкий видит казнь рабочих Девятого Января.

Прифронтовой район. Видны пломбированные вагоны немцев. За камнями скрываются представители буржуазии, которых привел Троцкий. Немцы развлекаются стройподготовкой на плацу. К ним приходит Ленин. Он убеждает предводителя марксисткой теорией, и тот обещает перевезти на своих пломбированных вагонах его соратников в Швейцарию. С уходом Ленина строевая подготовка возобновляется с новым воодушевлением. Появившиеся представители буржуазии подкупают немцев, и те уводят свои пломбированные вагоны. При появлении революционеров Эсерка Каплан нападает на них из засады. Ленин гибнет в жестоком бою. Царь приказывает зарубить Троцкого ледорубом. По сигналу отбоя Белая Армия отходит. Ночью безутешная Надежда Константиновна отыскивает убитого Ленина и горестно оплакивает его. Уцелевшие пионеры поднимают его голову на щите в форме звездочки. Восходит солнце.

Ветер, Ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Не под силу нам такого,
Только ветру да Лужкову.
Не боишься, в это верю,
Ни ментов, ни жандармерий.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты российскую Удачу?
Расскажи мне, а иначе
Будет мыкаться Россия
Дальше в умственном бессилье.

Всё же есть – земля и люди,
Век тому уж скоро будет,
Как везения не стало,
Всё выходит – как попало.
Наши ценятся таланты,
И пушнина, и брильянты.
Недра, полные богатства.
Как же можно оставаться
На богатстве и в нужде?
Расскажи-ка, Ветер, – где
Ждёт российская Удача?
Кто от нас Удачу прячет?
Изловлю я фармазона,
Он ответит по закону.
Чтоб закончился застой,
Всех в клочки порву! – Постой, –
Отвечает Ветер буйный –
Петушишься ты недурно.
Но не ведаешь пока ты –
На какого супостата
Свой нацеливаешь гнев,
Разобраться не успев –
Получилось это как,
Кто таинственный здесь враг.
Шустрый ты, как погляжу,
Ладно, слушай, расскажу.

Есть в столице пирамида
Удручающего вида.
У стены кремлёвской прямо,
Неглубокая в ней яма.
Там на площади центральной
Затаился дух сакральный.
Много бед – доходит слух –
Понаделал этот дух.
Молодым в рассвете сил
По Европе он бродил.
Бородатых два урода,
Ненавистники свободы
В манифесте дух воспели,
Но увидеть не успели.
Занесло в Россию духа,
Тут и началась поруха.
Все основы в прах и пух
Поразрушил этот дух.

Чтоб России не подняться,
Он решил навек остаться.
Дабы выгорело дело,
Подобрал пустое тело.
Все кишки и ливер вынул,
Мозг в кунсткамеру задвинул.
Превратил он мозг в извёстку,
Поступили с мозгом жёстко –
Сунули со спиртом в банку.
Ну а прочие останки
Понабили требухой.
Получился неплохой
Для туристов экспонат.
Посещают стар и млад
Много лет ту пирамиду.
Чучело живое с виду
Их прельщает, словно мух.
В чучеле том злобный Дух.
Нету призрака спесивей,
Он смотрящий за Россией.
Он преследует задачу –
Извести в стране Удачу.
Быть не может мнений двух,
Надо в шею выгнать Дух,
Чучело предать земле,
Чтобы порчу снять в Кремле.

Вот как искренне ответил
На вопрос могучий Ветер.
Но не знаю, вот обида, –
Как попасть в ту пирамиду.
Что за чучело такое
Людям не даёт покоя?
Люди! Дел-то ведь на грош.
Те, кто в пирамиду вхож.
Нет отвратнее затей –
Делать чучел из людей.
Отмените суд дикарский,
Закопайте по-христиански.
Жизнь по-новому займётся,
И Удача к нам вернётся!
Понесёмся смело вскачь,
Станем родиной Удач!