Bork — торговая марка бытовой техники и электроники одноимённой российской компании. Товары этого бренда представлены, в основном, на рынках стран СНГ и Восточной Европы. Отмечается как одна из успешных торговых марок в сегментах малой бытовой и климатической техники премиум класса [1] [2] [3] [4] .

Содержание

Компания [ править | править код ]

Образованная в 1993 году компания «Технопарк» (ранее — «Электрофлот») [4] к 2001 году обладала широкой сетью (более 100) собственных магазинов бытовой электроники в Москве и регионах России, в основном в торговых центрах. Анализ профильного рынка привел собственников сети к решению о разработке и продвижении отдельного нишевого бренда [5] [6] .

Для этого в Германии в том же году была создана компания Bork Elektronik GmbH, владеющая правами на товарный знак Bork. Это слово происходит от нем. abborken — «снимать кору, очищать от коры». По замыслу, такое название должно отражать очищение постсоветского пространства от некачественной продукции. Бизнес-идея состояла в освоении под этим брендом верхних ценовых сегментов рынка, что предполагает упор на создание сети премиальных бутиков [7] , обеспечение качества сборки товара и его надлежащее постпродажное обслуживание [5] . С 2004 года техника Bork поступила в розничную продажу [8] .

Выручка компании Bork в 2008 году составляла $150 млн [6] . К 2010-м годам этот бренд вышел на лидирующие позиции профильного российского рынка. Так, согласно исследованиям РБК, в 2013 году продукция Bork оказалась на 4-м месте российского рынка соковыжималок в стоимостном выражении, уступив лишь Philips, Moulinex и Bosch [1] . В 2014 году Bork занял 3-е место на российском рынке промышленных и бытовых грилей после брендов Gorenje и FKI [2] . И т. д.

Позиционирование [ править | править код ]

Профильными категориями продукции Bork стали прежде всего малая бытовая техника для кухни и аксессуары, а также климатические устройства для дома. Вся эта продукция позиционируется как техника верхнего ценового сегмента, премиум-класса [6] .

В посткризисное время такой расчёт оправдан: премиум-сегмент, в отличие от прочих, сохраняет свои рыночные позиции. Для дистрибуции Bork были организованы дилерская сеть, а также (c 2008 года) сеть монобрендовых бутиков Bork, ставших первыми подобными в России [7] . Инвестиции в один такой магазин площадью от 60 до 120 м² — примерно 12 млн рублей без учёта аренды [6] . Стартовые инвестиции в проект оценивались совокупно в $3—5 млн [11] .

Партнёрами Bork являются компании, представляющие Германию, Японию, Францию, Италию, Швейцарию, КНР, Австралию и др [5] .

Продукция под торговой маркой Bork производится на предприятиях в КНР, Польше, Венгрии, Германии, Японии, Турции, Франции и других стран, собственного производства Bork Elektronik GmbH не имеет [12] [8] .

Эксперты оценивают стратегию продвижения бренда Bork положительно. Так, в интервью журналу Der Spiegel министр промышленности и торговли России Денис Мантуров привёл Bork как известный российский пример в одном перечне с YotaPhone [13] . «Ярким примером полноценной российской продукции» назвал Bork экономист Георгий Генс, президент группы компаний ЛАНИТ, подводя итоги форума ВТБ «Россия зовёт!» в октябре 2015 года [14] .

Дизайн [ править | править код ]

Значимые средства Bork были инвестированы в промышленный дизайн [4] . Журнал «Эксперт» указывает на развитость дизайнерского и технологического искусства как на отличительный признак техники Bork [7] . К её разработке привлечены специалисты-проектировщики из Германии, Японии, Австралии, Швейцарии, Италии [15] .

Дизайн продукции Bork удостаивается наград профильных международных конкурсов. Официальный сайт компании насчитывает 45 таких наград по состоянию на 2017 год. В частности, Red Dot Design Awards (Германия), IFA Берлин (Германия), Housewares Design Awards (США), Australian International Design Awards (Австралия), iF Design Award (Германия) [12] [15] [16] .

При создании своих коллекций высшего сегмента (категории Bork Home) компания Bork сотрудничает с одним из официальных поставщиков японского императорского двора — династией Тамагава, представители которой на протяжении нескольких столетий вручную изготавливают в Японии кованую медную и серебряную посуду. Последняя продаётся и в сети фирменных бутиков Bork [17] [18] .

Корпуса мелкобытовой техники Bork имеют металлический отлив [11] . Сопровождающая рекламная кампания позиционирует Bork как «продукцию с мужским характером», несмотря на то, что она предназначена, в основном, женской аудитории [8] .

Судебные тяжбы [ править | править код ]

  • В конце 2009 года у Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) с подачи французской группы SEB (бренды Tefal, Rowenta, Moulinex) [19] возникли претензии к компании Bork по поводу ввода ею в заблуждение потребителей: на упаковке всех товаров было написано «Bork Germany», и создавалось впечатление, что они производятся в ФРГ, хотя это не соответствовало действительности [20] . На тот момент доля Bork на профильном российском рынке составляла около 4,7 % [21] . При этом социологическое исследованиеВЦИОМ показало, что около 87 % жителей России считали Bork немецким брендом, хотя, по заключению ФАС, местом производства бытовой техники является преимущественно КНР[22] . Итогом стало мировое соглашение между Bork и ФАС, в котором стороны признали, что нарушения устранены. В марте 2010 года дело было закрыто [23][24] .
  • В апреле 2012 года Bork потребовал взыскать 5 млн рублей компенсации с компании «Техносила» за продажу контрафактныхочистителей воздуха[25] . Позднее суд прекратил производство по иску, утвердив мировое соглашение, по которому компания «Техносила» обязалась снять с продажи в установленные сроки бытовую технику, вызвавшую претензии, а также выплатить 100 тыс. рублей компенсации [26] .
  • В июне 2014 года суд удовлетворил претензии Bork о защите охраняемого товарного знака к торговым сетям Media Markt, «Старвей Электрик», «Техноград» и «Технопоиск». Им было предписано изъять из продажи соковыжималку Redmond, сходную до степени смешения с товарным знаком Bork. Суд взыскал с Media Markt в пользу Bork 4,5 млн рублей компенсации, а также около 62 тыс. рублей с остальных соответчиков [27] .
  • В январе 2015 года Bork доказал в суде факт копирования дизайна своей соковыжималки компанией Zelmer — дочкой немецкой BSH Hausgeräte (бренды Bosch и Siemens). По решению суда на компанию Zelmer наложен штраф почти 8 млн рублей, она лишена права продавать в России «неоригинальную» соковыжималку [28] .
  • В марте 2015 года компания Bork через суд добилась запрета на продажу в России соковыжималок под брендом Redmond. Суд признал факт копирования компанией Redmond оригинального дизайна Bork [29] .

Как сообщает газета «Коммерсантъ», компания Bork активно практикует регистрацию своих дизайнерских решений в качестве брендированных объёмных товарных знаков. Это даёт более широкие возможности по защите своей интеллектуальной собственности, чем регистрация в качестве промышленных образцов [29] .

В поисках качественной бытовой техники покупатели часто задаются вопросом, где производятся те или иные модели. Страна изготовления и сборки напрямую ассоциируется с надежностью прибора.

BORK гарантирует качество каждой предлагаемой единицы техники, ведь для ее производства привлекаются лучшие специалисты со всего мира. Многие клиенты компании уже убедились в легендарном немецком качестве её пылесосов, инновационности климатической техники из Японии, мощности автоматических кофемашин из Швейцарии. Но BORK не останавливается на достигнутом и предлагает эксклюзивные новинки, также созданные в самых передовых странах мира: фен из Франции, ломтерезка из Германии, мельница для злаков из Австрии и другие.

Персональные консультанты BORK все готовы рассказать вам, где производят и собирают выбранную вами модель и что обеспечивает ее надежность и долговечность.

Бренд BORK представляет в нашей стране российская компания «Технопарк», основателем которой является предприниматель Максим Бирюлин. «Технопарку» также принадлежит торговая марка BIMATEK.

Стратегическим партнером BORK по разработке дизайна и инжиниринговых решений является холдинг Breville Group (BRG) со штаб-квартирой в Сиднее, Австралия, продукция которого производится под такими брендами, как GASTROBACK, KAMBROOK, BORK, SOLIS, Breville, SAGE и прочими. Она не раз удостаивалась различных международных премий в области дизайна и конструкторских решений – Red Dot Design Awards (Германия), IFA (Германия), Housewares Design Awards (США), Australian International Design Awards (Австралия), iF Design Award (Германия). Дизайн и разработка продукции также осуществляются специалистами из Германии, Японии и Кореи.

Продукция BORK, которая включает в себя мелкую кухонную технику, бытовую технику для дома, климатическое оборудование, спортивный инвентарь, посуду и аксессуары относится к премиум-классу, отличается оригинальным дизайном и дорого стоит.

История компании

История торговой марки BORK тесно связана с другим немецким брендом — GASTROBACK, который начале 2000-х начал поставляться в Россию. Одним из крупнейших торговых партнеров немецкой марки стала компания «Технопарк» (ранее «Электрофлот»), имевшая кроме дистрибьюторского подразделения широкую розничную сеть в Москве. Интерес «Технопарка» к бренду GASTROBACK был обусловлен специализацией компании на продаже и продвижении премиальной бытовой техники.

В 2001 году Российский рынок бытовой техники начал показывать фантастические темпы роста. При этом сегмент дорогой техники фактически пустовал. Оценив перспективы премиального сегмента, топ-менеджеры «Технопарка» вышли на руководство GASTROBACK с предложением по развитию бизнеса на территории России.

По итогам переговоров было принято решение, что российская сторона инвестирует собственные средства в разработку и продвижение отдельного бренда для России, стран СНГ и Восточной Европы. Для этой цели в Германии была создана фирма BORK Elektronik GmbH, специализирующаяся на мониторинге рынка и создании новых продуктов, а также на управлении инжиниринговой деятельностью. Сегодня группа компаний BORK работает на рынках Польши, России, Украины, Казахстана, Узбекистана и в других странах СНГ.

BORK происходит от немецкого слова «abborken», означающего «снимать кору, очищать от коры». Именно в этом состоит идея бизнеса BORK — реализовывать интересные идеи в области бытовой техники, тестировать и отбирать только лучшие и наиболее качественные из них, «очищая» рынок от экземпляров сомнительного происхождения.

Дальнейшее расширение бизнеса BORK привело к заключению стратегического партнерства с австралийским холдингом BRG Group со штаб-квартирой в Сиднее и гонконгской компанией Housewares International Limited (HWI), специализирующейся на маркетинге, разработке и производстве бытовой техники для дома во всем мире. В 2014 году к консорциуму присоединилась японская корпорация Balmuda Inc. являющаяся поставщиком инжиниринговых решений для новой линейки климатической техники BORK.

В настоящее время BORK — это международный бренд, объединивший менеджерский, конструкторский и производственный опыт партнеров из Германии, России, Франции, Италии, Японии, Швейцарии, Польши, Белоруссии, Китая, Турции, Южной Кореи и Австралии.

Производство

Страны-производители BORK

Продукцию компании Bork изготавливают под заказ у OEM/ODM-производителей.

  • Китай — большая часть бытовой техники
  • Германия — ломтерезки, конвекторы, пылесосы
  • Южная Корея — погружные блендеры, вакуумные упаковщики, мультиварки, соковыжималки, воздухоочистители, мойки воздуха, увлажнители
  • Япония — вентиляторы
  • Таиланд — сплит-системы
  • Турция — утюги
  • Франция — фены
  • Беларусь — микроволновые печи