Бура — это десятиводный тетраборат натрия, натриевая соль тетраборной кислота Na2B4O7 x 10H2O. На воздухе и легко при нагревании бура теряет кристаллизационную воду. Если плавку проводить в присутствии буры, то при температуре 743°C, когда большинство металлов еще твердые, бура плавится и образует вязкую жидкую пленку, которая защищает металл от окисления кислородом воздуха. Это одна причина ее использования. Вторая причина состоит в том, что при сильном нагревании бура (и продукты ее разложения — метаборат натрия и оксид бора (Na2B4O7 = 2NaBO2 + B2O3) связывают образующиеся на поверхности расплавленного металла оксиды металлов, превращая их в метабораты — в виде плавкого шлака на поверхности расплава, который легко отделить от расплавленного металла. Например, с оксидом меди идет реакция Na2B4O7 + CuO = 2NaBO2 + Cu(BO2)2. Кстати, разные оксиды металлов в этой реакции дают окрашенные стеклообразные вещества — так называемые перлы буры. Такую реакцию с очень малым количеством вещества (миллиграммы) используют в аналитической химии для быстрого качественного анализа оксида — по цвету "перла".

Плавка любого материала – это процесс перехода вещества из одного состояния в другое. В нашем случае это переход серебра из твердого состояния в жидкое. Происходит этот переход под воздействием на вещество высокой температуры. Некоторые металлы можно переплавить в домашних условиях. В их число входит и серебро.

Небольшое количество серебра можно плавить даже на кухне.

Материалы и инструменты

Для плавки серебра могут понадобиться:

  • ложка металлическая любого размера;
  • бура в качестве флюса;
  • асбест листовой;
  • горелка газовая или бензиновая;
  • лом серебра;
  • точные весы;
  • муфельная печь;
  • шамотная глина;
  • микроволновая печь;
  • мощный понижающий трансформатор с напряжением на выходе 25 В;
  • порошок углеграфитный.

Порядок выполнения работы

Действия, которые необходимо выполнить:

  • приготовить плавильню из ложки;
  • обработать ее флюсом;
  • нагревать шихту до ее перехода в состояние расплава.

Для изготовления плавильни нужно из листа асбеста вырезать 4 прямоугольника. Один должен быть больше ложки, другой – по ее размеру, следующий – вдвое меньше второго, последний – еще меньше. Асбестовые прямоугольники намочить водой до их размягчения. Самый маленький прямоугольник положить на дно плавильной ложки. Сверху накрыть его пластиночкой побольше. На нее положить кусок еще большего размера. Каждый слой хорошо разгладить пальцами руки. Самым большим прямоугольником края ложки полностью оборачиваются по периметру вместе с основанием ручки. Вся конструкция еще раз хорошенько обжимается. Получается что-то вроде неглубокого тигля. Можно с одного края сформировать небольшую канавку для слива расплавленного металла.

Импровизированная плавильня должна хорошо просохнуть и затвердеть.

Приготовление шихты. На точных весах нужно отвесить 20 г серебряного лома. С помощью магнита удалить возможные частицы железа и стали.

Далее идет обработка ложки-плавильни флюсом. Флюс нужен для удаления из расплава различных окислов, для защиты расплава от попадания в него кислорода. В качестве флюса используется бура. 1 часть флюса расходуется на 10 такого же веса частей шихты.

Просохшую ложку установить в горизонтальное положение и засыпать в нее буру. Зажечь газовую или бензиновую горелку, отрегулировать пламя. Оно должно быть очень мягким, чтобы флюс не разлетелся во все стороны. Прогревать флюс нужно до превращения его в массу густоты меда зеленоватого цвета. Открыть доступ воздуха на горелке, чтобы пламя стало жестким и более мощным. Загрузить ложку шихтой, положив в нее 20 г серебряного лома. Прогревать шихту до ее покраснения, оплавления и стекания на дно ложки. Правильно расплавленное серебро должно блестеть. Если его поверхность покрыта оксидной пленкой (мутной), то оно еще не расплавилось.

Полностью расплавленное серебро походит на небольшую лужицу ртути. Его можно слить в какую-либо форму, предварительно подогретую и смазанную воском. Температура расплавленного серебра – около 950 градусов. Асбестовое покрытие плавильни может выдержать 4-5 плавок, затем его придется менять. При неудачной плавке слиток остудить и повторить весь процесс заново.

Другие способы плавки

Серебро можно переплавить в более значительных количествах пламенем паяльной лампы или используя муфельную печь. Но тигель с шихтой придется размещать в толстостенной трубе из шамотной глины. Такую глину или другую огнеупорную смесь можно приобрести на строительном рынке.

Серебро можно переплавить в условиях дома с помощью микроволновой печи. Из нее удаляется вращающаяся стеклянная тарелка, ставится огнеупорная подставка. Она может быть из асбеста или другого материала, выдерживающего температуру 1000-1200 градусов. Тигель с шихтой ставится в жаропрочный контейнер и помещается в микроволновку. Через 15 минут работы печи на полной мощности серебро расплавится полностью.

Промышленностью выпускаются специальные плавильные печи, работающие на принципе использования токов высокой частоты. Стоимость такой печи производства Чехии составляет 65-70 тысяч рублей.

Можно построить своими руками плавильную электрическую печь. Для этого понадобится графит, слюда, асбестовая плитка. Вместо асбеста можно применить цементную или кафельную плитку. Обязательно нужен мощный понижающий трансформатор. Сетевая его обмотка состоит из 620 витков эмалированного медного провода. Диаметр провода 1 мм. Вторичная обмотка (понижающая) намотана проводом, имеющим прямоугольное сечение. Толщина его 2,8 мм, ширина 4,2 мм. Его иногда называют шинкой. Количество витков – 70. Провод должен иметь стекловолоконную изоляцию. Сердечник состоит из трансформаторных Г-образных пластин. Внутренне сечение должно составлять 60х32 мм. Напряжение на выходе – около 25 вольт. Подобный трансформатор может встречаться в некоторых сварочных аппаратах. Выходное напряжение в нем будет около 60В, поэтому расстояние между двумя электродами придется увеличить до 18-20 см.

Конструкция корпуса печи может быть разная. Главное в ней – два углеграфитовых электрода. Между ними насыпается слой графита в порошке. За 4-5 минут он нагревается до 3000 градусов. При таких температурных условиях можно переплавить не только серебро. Внутренние стенки обкладываются слюдой, которая отражает тепло. Наружные стенки изолируются асбестом или плиткой цементной толщиной 1 см. За один раз в этой установке можно переплавить до 50-80 г серебра.

Для подключения печи к трансформатору нужны медные провода толщиной не менее 8 мм в хорошей изоляции. Перед первой плавкой серебра печь нужно хорошо прогреть. При этом в ней сгорят все органические включения. В условиях дома понадобится хорошая принудительная вентиляция. При следующих плавках установка не будет выделять гари и копоти. Шихта закладывается в лунку, сделанную в порошке углеграфита.

Такую установку для переплавки серебра и других металлов лучше использовать не в квартире, а где-нибудь в гараже или на даче.

Вопрос чайника: При переплавке б/у изделий из серебра, с применением буры, образуется естественный шлак. Шлак концентрированный, отделить его вручную не представляется возможным. Испорченно несколько тиглей. Остатки шлака оседают на отлитом окатыше. После шлифовки снят верхний слой до Ag, но после простейшего окисления (проверка изделия) шлак опять покрывает поверхность. Сода, длительное прокаливание для выпаривания шлаков, высокие температуры 900-1350

400 не очень помогли. То есть, отлив изделие и машинкой устранив поверхностный шлак, изделие все равно станет с черным нагаром довольно быстро. Как убрать шлак без спец. оборудования;сократить к минимуму образования (отделить шлак в дальнейшем литье); какие лигатуры и присадки лучше использовать после отчистки? Уважаемые маэстро спасибо.

Ответы на вопрос

Автор, вспоминай, какое б/у плавил. Потом вспомни,что тебя смущало, прикинь скок оно весило, схватись за голову, поматерись, а потом уж давай к нам, с этой инфой

Ни фото, ни веса металла до плавки и веса того, что получилось, после, ни происхождения Ag лома (может там "Северная чернь" со свинцом, может "туристическая" лигатура с не пойми чем, может "серебро"-латунь с клеймом "925" с Али-экспресса) .

Вобщим. грееш тигель сыпиш чуть буры грееш дальше сдуваеш лишнее. грузиш металл в тигель грееш металл. метал краснеет или расплавился помешал всплывает шлак собираеш. щепотку буры на него для текучести. мешаеш собираеш излишки буры если есть. добавляеш лигатуры. лигатура расплавилась мешаеш. помешал собрал шлак. мошно чуть посыпать лигатуры перед литьем но чуууть совсем. и все грееш форму и расплав одновременно и льеш..

Просто не понятно про шлак от буры, ну выглядит как расплавленное стекло я бы не назвал это шлаком ведь это рабочее состояние этого вещества. и если даже случайно бура с металлом попала при заливке в форму то ее будет очень сложно перепутать с чем то другим.

Есть два способа:
1. Расскалённый докрасна металл опустить в спирт.
2. Вместо буры использовать борную кислоту (порошок), убирать с поверхности шлак (титановой или кварцевой палочкой, не графитовой). После расплавки вылить металл в воду (чтобы получились гранулы). Эти гранулы макать в 3-х процентный раствор борной кислоты и отжигать два-три раза (можно прямо в тигеле, туда наливать).

Могу заблуждаться, но на сколько мне известно, серебро так то впитывает в себя всё что находит в воздухе, при плавке из пайке.
И если речь идет о серебряных изделиях не кустарного качества, это 3-4 цикла переплавки, из чистоты (включая "замес" с лигатурой) и затем аффинаж.
Если мы говорим о пятнах на серебре (характерные темные пятнах, которые не убираются полировкой и тд) речь может идти о микропорах, которые образуются при литье и убираются только механически.

И наконец, учитывая что автор честно признался что чайник — вполне возможно именно бура принимается им за шлак. Тут просто кипечение в лимонной кислоте, в общем то с этого и стоит начать.

Либо как писали выше — нечь вообще не о серебре

Взяли тигель, погрели его немного насыпали буры. Положили лом, греем, ложим буры и еще буры! Не жалейте буры сыпать, она соберет в себя всю грязь. Когда металл расплавиться убираешь пламя в сторону и кидаешь щипотку соды (чтобы бура стала более текучее), сплавил соду и смотришь достаточно ли соды, если надо еще кидаеш щепотку.
Греешь носик тигля и отливаешь металл. Потом выгоняешь всю буру из тигля пламенем.
Металл просай в лимонку пока горячий. Потом если бура не отошла отбивай молотком или нагревай и опять кидай в кислоту.
Если у тебя было достаточно буры, то тигель станет чистым и белым, даже если он был очень засрат.

Давайте начнём с того, какие б/у изделия? Может у вас были кубачинские серьги с чернением. сколько переплавил б/у изделий, таких проблем не возникало. Были сложности с изделиями привезёнными из Египта, то бишь цепочка была, плавилась, каталась, замечательно, ток при при пайке обнаружалось, что это "серебро" плавилось быстрей припоя