15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «К эмоционально-оценочным относятся слова, которые связаны с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки предмета речи, ситуаций и общения»

Известный лингвист В. Д. Черняк пишет об эмоционально-оценочных словах, что они связаны с чувствами, отношением или оценкой. Я думаю, что такие слова помогают нам понять героев и авторский замысел. Например, в тексте Р. П. Погодина используется много таких слов. Допустим, в предложении 13 Мишка говорит о Симе, что он «вылез». Это слово показывает нам презрительное отношение Мишки к другому герою. В предложении 16 он обращается к Симе не по имени, а очень грубо: личным местоимением «ты». Далее он обзывает Симу подхалимом, говорит, что он подлизывается, — это тоже показывает нам его грубость и презрительность.

Эмоциональные и экспрессивные слова делают литературное произведение более выразительным.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложений 55-56 текста: «Мишка поднялся и стал отбирать картинки у ребят. Он собрал все листы, вложил их обратно в альбом»

В отрывке из произведения Р. П. Погодина мы читаем о взаимоотношениях ребят из одного двора. Им не нравился один из мальчиков, поэтому они подозревали его в разных гадостях: например, в том, что он подхалим. Не разобравшись, они отбирают у Симы альбом и разбирают картинки. Только спустя некоторое время их «главарь» Мишка вдруг понимает, что альбом предназначался старенькой учительнице, которая уже не работает в школе (об этом говорится в предложении 52). А из предложений 53 и 54 становится ясно, почему Сима хотел ее отблагодарить: она помогала ему занимается во время тяжелой болезни. Когда Миша это понял, ему стало стыдно, и он стал отбирать картинки у ребят, сложил их обратно в альбом. Из предложений 67-75 мы понимаем, что ребята передали Марии Алексеевне рисунки, которые сделал для нее Сима.

Эти слова значат, что Миша умел признавать свои ошибки и исправлять их.

15.3 Как вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть?»,взяв в качестве тезиса данное вами определение.

Совесть — это способность человека осознавать свою неправоту; она удерживает от дурного поступка или упрекает, если человек уже поступил неправильно.

В отрывке из произведения Р. П. Погодина Мишка отобрал у Симы альбом с рисунками, которые тот сделал для учительницы, но потом Мишка понял, что был не прав. Совесть упрекал его, и он решил исправить свою ошибку. Забрал рисунки у приятелей и все-таки передал учительнице.

И в жизни, и в литературе мы часто встречаем такие ситуации, в которых человек испытывает муки совести. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой сурово судит самого себя за малодушие. Опасаясь общественного осуждения, Евгений пошел на дуэль с другом и случайно убил его. Онегин наказывает самого себя — отправляет в изгнание.

Каждый человек должен поступать в соответствии с требованиями своей совести.

— (16) Ты, — начал Мишка, — куда направляешься?
(17)Сима прижал к себе чёрный альбом и топтался на месте. (18)Ребята смеялись, а Мишка шагнул вперёд и рванул из Симиных рук альбом. (19)Сима побледнел, вцепился было в Мишку, но его тут же оттеснили ребята, которые везде сопровождали своего вожака.
(20) А Мишка уже раскрыл обложку. (21)На первой странице альбома красивыми цветными буквами было выведено: «Учительнице Марии Алексеевне от Григорьева Коли».
— (22) Подхалимством занимаешься… (23) Ясно! – Миша произнес это таким тоном, будто ничего другого не ожидал.
— (24) Отдай альбом, — просил за спинами ребят Сима. (25)Он пытался растолкать толпу, но мальчишки стояли плотно.
— (26) Переворачивай дальше, чего ждёшь. –сказал Кешка.
(27)Дальше был нарисован парусный корабль – бригантина. (28)Бригантина неслась на всех парусах. (29)Нос её зарылся в кипящую густо-синюю волну. (30)На палубе у мачты, скрестив руки, гордо стоял капитан.
— (31) Ух, здорово.
(32) Ребята насели на Мишку. (33) Каравеллы, фрегаты, крейсеры, подводные лодки шли вперёд. (34) Бушевали акварельные штормы, тайфуны…
(35) Кешка подпрыгивал от восторга. (36) Он толкал Мишку под локоть, просил:
— (37) Мишка, дай картиночку? (38) Ну, Мишка же…
(39) Мишка закрыл альбом и посмотрел через головы ребят на художника.
-(40) Ты – подхалим, Сима, слушай.. (41) Поступим по чести и совести. (42) Чтобы ты не подлизывался к учителям в другой раз, раздадим твои картинки всем, кто захочет.
(43) Мишка скомкал первую страницу с надписью, принялся вырывать и раздавать картинки. (44) Потом он подошёл к Симе и толкнул его в грудь.
— (45) Проваливай теперь! (46) Слышишь?
(47)Губы у Симы задрожали, он закрыл глаза руками и, вздрагивая, пошёл прочь.
(48) Под лестницей, в излюбленном своём месте, мальчишки снова начали рассматривать рисунки. (49)Один Мишка сидел понурясь:
— (50) Это какая учительница Мария Алексеевна? – бормотал он. – (51)Может, старенькая?
— (52)Да, она уже третий год в школе не работает, на пенсию ушла, — встряла Людмилка, кешкина сестра. – (53)Сима болел, она узнала и пришла. (54) Два месяца с ним занималась!
(55) Мишка поднялся и стал отбирать картинки у ребят. (56) Он собрал все листы, вложил их обратно в альбом. (57) первая страница с посвящением была испорчена. (58) Мишка разгладил её на колене и тоже сунул под обложку.
(59)На следующий день, ближе к вечеру, Сима вышел во двор. (60) Он по-прежнему шёл, опустив голову, и покраснел, когда к нему подскочили Мишка с Кешкой.
— (61) Ладно, Сима, мир. (62) Пойдём с нами плотину строить.
(63) Ребята замерзли, перемазались, когда к ним подошла маленькая старушка в пуховом платке. (64)Она обратилась к Симе:
— (65)Застегнись, Коля! (66) Ты опять простудишься… (67) Спасибо за подарок.
(68)Сима покраснел густо и пробормотал:
— (69) Какой подарок?
— (70) Альбом! (71) «Дорогой учительнице Марии Алексеевне, хорошему человеку».
(72) Сима не знал, куда деться, он страдал.
-(73) Я не писал такого…
— (74) Писал, писал! – захлопал в ладошки Кешка. – (75) Он нам этот альбом показывал с кораблями…
(76)Мишка встал рядом с Симой и сказал глуховато:
-(77)Конечно, писал… (78)Только он, к удивлению, нас стесняется, думает, мы его подхалимом дразнить будем. (79) Чудак!
(По Р. Погодину*)

*Погодин Радий Петрович (1925 -1993гг.) – известный писатель, поэт, художник, сценарист, удостоен многих литературных премий за книги для детей

  • admin2
  • 0 5 141 —>

Похожие статьи

Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных,раз в месяц я.

Изложение по русскому языку для 5 класса.

Текст ЕГЭ. А.Г. Ермакова. О социальных проблемах, совести. (1)По дороге в детский дом наш куратор Вероника.

Текст ЕГЭ. В. Надыршин. О предательстве. (1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу.

Текст ЕГЭ. В.А. Солоухин. О войне/ подлости. (1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока.

(1)Был мальчишка высок и худ, непомерно длинные руки держал глубоко в карманах. (2)Голова на тонкой шее всегда немного клонилась вперёд. (3)Ребята прозвали его Семафором. (4)Мальчишка недавно переехал в этот дом. (5)Когда он проходил мимо ребят, то опускал голову ещё ниже. (6)Ребята кричали вдогонку мальчишке разные насмешливые, а подчас и оскорбительные слова. (7)Мальчишка только ускорял шаг или смотрел на них голубыми, очень большими чистыми глазами и молча краснел.

(8)Ребята решили, что Семафор для такого хлюпика слишком хорошая кличка, и стали звать мальчишку просто Сима.

(9)Однажды Сима исчез и долго не появлялся во дворе. (10)Прошёл месяц, два. (11)И вот на улице опять появился новенький. (12)Под мышкой он держал чёрный альбом для рисования и направлялся в дальний угол двора, к чужому подъезду.

— (13)Эге, Сима вылез. — удивлённо присвистнул Мишка. — (14)Пойдём поговорим с ним!

(15)3аметив надвигающуюся на него армию, Сима поднял голову, как всегда покраснел и улыбнулся робко.

— (16)Ты, — начал Мишка, — куда направляешься?

(17)Сима прижал к себе чёрный альбом и топтался на месте. (18)Ребята смеялись, а Мишка шагнул вперёд и рванул из Симиных рук альбом. (19)Сима побледнел, вцепился было в Мишку, но его тут же оттеснили ребята, которые везде сопровождали своего вожака.

(20)А Мишка уже раскрыл обложку. (21)На первой странице альбома красивыми цветными буквами было выведено: «Учительнице Марии Алексеевне от Григорьева Коли».

— (22)Подхалимством занимается. (23)Ясно! — Миша произнёс это таким тоном, будто ничего другого и не ожидал.

— (24)Отдайте альбом, — просил за спинами ребят Сима. (25)Он пытался растолкать толпу, но мальчишки стояли плотно.

— (26)Переворачивай дальше, чего ждёшь. — сказал Кешка.

(27)Далыпе был нарисован парусный корабль — бригантина. (28)Бригантина неслась на всех парусах. (29)Нос её зарылся в кипящую густо-синюю волну. (30)На палубе у мачты, скрестив руки, гордо стоял капитан.

(32)Ребята насели на Мишку. (ЗЗ)Каравеллы, фрегаты, крейсеры, подводные лодки шли вперёд. (34)Бушевали акварельные штормы, тайфуны.

(35)Кешка подпрыгивал от восторга. (36)Он толкал Мишку под локоть, просил:

— (37)Мишка, дай картиночку. (38)Ну, Мишка же.

(39)Мишка закрыл альбом и посмотрел через головы ребят на художника.

— (40)Ты — подхалим, Сима, слушай. (41)Поступим по чести и совести. (42)Чтобы ты не подлизывался к учителям в другой раз, раздадим твои картинки всем, кто захочет.

(43)Мишка скомкал первую страницу с надписью, принялся вырывать и раздавать картинки. (44)Потом он подошёл к Симе и толкнул его в грудь.

— (45)Проваливай теперь! (46)Слышишь?

(47)Губы у Симы задрожали, он закрыл глаза руками и, вздрагивая, пошёл прочь.

(48)Под лестницей, в излюбленном своём месте, мальчишки снова начали рассматривать рисунки. (49)Один Мишка сидел понурясь:

— (50)Это какая учительница Мария Алексеевна? — бормотал он. — (51)Может, старенькая?

— (52)Да, она уже третий год в школе не работает, на пенсию ушла, — встряла Людмилка, Кешкина сестра. — (53)Сима болел, она узнала и пришла. (54)Два месяца с ним занималась!

(55)Мишка поднялся и стал отбирать картинки у ребят. (56)Он собрал все листы, вложил их обратно в альбом. (57)Первая страница с посвящением была испорчена. (58)Мишка разгладил её на колене и тоже сунул под обложку.

(59)На следующий день, ближе к вечеру, Сима вышел во двор. (60)0н по-прежнему шёл, опустив голову, и покраснел, когда к нему подскочили Мишка с Кешкой.

— (61)Ладно, Сима, мир. (62)Пойдём с нами плотины строить!

(63)Ребята замёрзли, перемазались, когда к ним подошла маленькая старушка в пуховом платке. (64)Она обратилась к Симе:

— (65)3астегнись, Коля! (66)Ты опять простудишься. (67)Спасибо за подарок.

(68)Сима покраснел густо и пробормотал:

— (70)Альбом! (71)«Дорогой учительнице Марии Алексеевне, хорошему человеку».

(72)Сима не знал, куда деться, он страдал.

— (73)Я не писал такого.

— (74)Писал, писал! — захлопал в ладоши Кешка. — (75)Он нам этот альбом показывал с кораблями.

(76)Мишка встал рядом с Симой и сказал глуховато:

— (77)Конечно, писал. (78)Только он, к удивлению, нас стесняется, думает, мы его подхалимом дразнить будем. (79)Чудак!

Задание 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчики подарили Колин альбом учительнице?»

1) Мария Алексеевна была любимой учительницей Мишки и Кешки.

2) Мальчики видели, как страдал Коля.

3) Мальчикам стало стыдно за свой поступок, поэтому они решили исправить свою ошибку.

4) Людмилка напомнила мальчикам о том, что скоро у Марии Алексеевны юбилей.

Выполняя это задание, внимательно прочитайте текст. В трёх вариантах ответа содержится или неверная, или неважная для понимания смысла текста и ответа на поставленный вопрос информация.

1) Мария Алексеевна была любимой учительницей Мишки и Кешки. – Это искаженная информация (смотри предложения 50-52).

2) Мальчики видели, как страдал Коля. – В тексте об этом не говорится.

3) Мальчикам стало стыдно за свой поступок, поэтому они решили исправить свою ошибку. – Это важная информация, которая дает ответ на поставленный вопрос.

4) Людмилка напомнила мальчикам о том, что скоро у Марии Алексеевны юбилей. – Это искаженная информация (смотри предложения 52-54).