Для того чтобы знать, в каких местах текста необходимо наличие запятых, вовсе не обязательно знать все правила пунктуации. Конечно, мы не сзываем никого быть совершенно безграмотным, но при большой надобности посмотреть где были пропущенные запятые, всегда можно с помощью специальных онлайн-сервисов, о работе которых вы сейчас и узнаете. Однако, говоря о таких сервисах, нельзя быть на 100% уверенным в том, что что-нибудь не будет пропущено.

Данный сервис является одним из лучших на просторах Интернета. ОРФО работает быстро и качественно: текст в несколько абзацев будет переведен за считанные секунды, а места, где будут пропущены запятые, ОРФО подчеркнет зеленым цветом. Помимо пунктуации этот сервис хорошо отыскивает ошибки в самих словах (они выделяются красным).

Тут же можно изменять структуру текста прямо «на ходу»: в наличии инструменты для смены шрифта и его цвета, выравнивания текста и добавления списков. В некоторых ситуациях может пригодиться.

Еще один качественный сервис по проверке правильного написания в целом. Различные ошибки выделяются разными цветами, а при нажатии по выделенному каким-нибудь цветом слову можно прочитать об ошибке и посмотреть правило правильного написания.

Единственным недостатком можно считать платную подписку. Конечно, можно обойтись и без неё, но по окончании некоторого времени за бесплатное использование этого сервиса придется ждать некоторое время перед проверкой.

Более слабый по качеству сервис, чем предыдущие. Результаты здесь, скорее, для наглядности, да и верить им полностью нельзя. Различные ошибки выделяются разными цветами: розовый — для ошибок в словах, оранжевый — для пропущенных запятых.

Единственное, на наш взгляд, чем этот сервис может зацепить, так это наличие скачиваемых версий как самостоятельной, так и в качестве расширения для браузера. Может кому-то это будет полезным.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное терпеливый в отрывке:

Она пыталась побудить к тому же и свою мать, вдохнуть в неё такую же терпеливую твёрдость.

Неточные совпадения

Синонимы к словосочетанию «доктор подошёл»

Значение слова «доктор»

ДО́КТОР, -а, мн. доктора́, м. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «подойти»

ПОДОЙТИ́, подойду́, подойдёшь; прош. подошёл, -шла́, -шло́; прич. прош. подоше́дший; деепр. подойдя́; сов. (несов. подходить). (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Значение слова «доктор»

ДО́КТОР, -а, мн. доктора́, м.

Значение слова «подойти»

ПОДОЙТИ́, подойду́, подойдёшь; прош. подошёл, -шла́, -шло́; прич. прош. подоше́дший; деепр. подойдя́; сов. (несов. подходить).

Синонимы к словосочетанию «доктор подошёл»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Конспект урока по русскому языку

на тему: « Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи»

Бузукина Ю.Н. (г. Коломна)

Цели :

  • повторение и обобщение материала по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология. Работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, фразеологические обороты, пословицы, антонимы;
  • развитие речи, памяти, внимания, вербально-логического мышления;
  • развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со словарями;
  • формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, фразеологический словарь, учебник «Русский язык» под ред. Чешко Л.А.

Тип урока : обобщение и систематизация изученного.

Ход урока .

1. Организационный момент

На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучение лексикологии. Прежде, чем я объявлю тему урока, попробуйте разгадать загадки. Я буду говорить вам фразу, ваша задача её закончить.

Загадки “Доскажи словечко” (слайд 1-6)

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой … ( не разольёшь ).

Мы исходили городок

Буквально вдоль и … ( поперёк ),

И так устали мы в дороге,

Что еле … ( волочили ноги ).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …( медвежью услугу ).

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес …( кто по дрова ).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши…( вянут ).

Учитель: В какую лексическую группу можно объединить досказанные слова?

Ученики: Фразеологизмы (слайд 7).

2. Сообщение темы и постановка целей урока.

Учитель: Видный учёный – русист В.В. Виноградов, который занимался исследованием лексики и фразеологии русского языка, сказал: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений». Ребята, сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.

Ученики: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология» Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи (слайд 8).

3. Актуализация опорных знаний (слайд 9-10).

Сегодня мы будем повторять, наверное, самый интересный пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним:

1. Что такое фразеологизмы? ( Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению ).

2. Можно ли заменить фразеологизм одним словом? ( Да. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову).

3. Играют ли фразеологизмы роль в предложении? ( Да. Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения).

4. Объяснение новой темы.

Учитель : Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения.

Давайте сейчас с вами потренируемся и попробуем заменить фразеологизм одним словом. Заодно и проверим вашу грамотность.

Словарный диктант (один учащийся у доски).

Зарыть т а лант в землю, пальцем не пош е велить, пр е дать на поругание, сл о жить голову, камень пр е ткновения, к а нцелярская крыса, тёртый кала ч , набират ь ся ума разума, пл яс ать под чужую ду д ку, н и шатко ни в алко, во что бы то ни стало , к ак бы то ни было , н ич его н е попиш е шь, нежданно негаданно, н ев зирая на лица, ни к ола ни д вора.

Учитель: ( слайд 11 ) . Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизма, но и его происхождение. Кто из вас может сказать, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?

Ученики: Исконно русские (сматывать удочки, расправлять крылья).

Старославянские (как зеницу око, не от мира сего).

Из разных профессий (сгущать краски, ход конём, привести к общему знаменателю).

Крылатые слова и выражения, созданные писателями (голый король, счастливые часов не наблюдают).

Крылатые слова из мифологии (ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч).

Учитель: (слайд 12-13). Очень интересно происхождение фразеологизмов. Давайте послушаем сообщение о происхождении фразеологизмов нить Ариадны, ящик Пандоры ( сообщение учащихся ).

Нить Ариадны

Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.

Переносное значение выражения “нить Ариадны” – средство выйти из затруднения или руководящее начало.

Ящик Пандоры

В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья.

Учитель: (слайд 14). Перед вами фразеологизмы и фамилии авторов, которые придумали эти выражения. Установите, кому какой фразеологизм принадлежит.

У наших ушки на макушке… А.С. Грибоедов

Слона-то я и не приметил. Д.И. Фонвизин

Принцесса на горошине. М.Ю. Лермонтов

Мёртвые души. А.С. Пушкин

Голый король. Н.С. Лесков

Ба! Знакомые все лица. Г.Х. Андерсен

А счастье было так возможно…! И.А. Крылов

С корабля на бал. Н.В. Гоголь

Не хочу учиться, хочу жениться!

Счастливые часов не наблюдают.

А воз и ныне там!

А теперь давайте проверим ( слайд 15).

— Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руки?

— Кто сделал1-2 ошибки?

— Кто сделал 3 и более ошибок?

Слово учителя : Фразеологизмам свойственны такие явления, как синонимия и антонимия.

Что такое синонимы? ( Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения).

Что такое антонимы? ( Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения).

Работа в парах:

Задание. Поработаем с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам (по вариантам).

Вариант 1

Найдите фразеологические синонимы

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колёса

Из другого теста

Небо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Строить воздушные замки

Вариант 2

Найдите фразеологические антонимы

Как звёзд на небе

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

За тридевять земель

Поменялись тетрадями и проверяем ( учащиеся зачитывают свои варианты ответа ).

5. Закрепление.

1. Я диктую вам предложения. Ваша задача – расставить правильно знаки препинания, найти в них фразеологизмы и подчеркнуть. Определить их значение.

1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошёл к больному, который всё более и более приходил в себя . (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на неё, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала всё шло как по маслу , и наш француз вошёл в Москву с поднятой головой . (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе всё объясню в два счёта. (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык , замолчал. (В.Даль)

2. Работа в группах.

1 группа ( для слабых учащихся ).

Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам (что для них является общим), определите значение фразеологизмов.

Вне себя, выйти из себя, довести до белого каления, и бровью не шевельнул, как с гуся вода, махнуть рукой, моя хата с краю, хоть бы что, рвать и метать.

2 группа (для большинства учащихся)

Вариант 1.

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросёнок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г) В луже сидеть – любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б) Топором не размахивай.

в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б) Комар сел мне на шею.

в) Только дай слабину – мигом на шею сядут!

г) Отец сидел в седле, а сын – почти на шее коня.

4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

а) сильно разбогатеть;

б) нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

Вариант 2.

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Сидел кот в мешке и мяукал.

б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г) Эти ваши предложения – кот в мешке.

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а) Не только дом разрушен – двора не осталось.

б) До постоялого двора осталось три версты.

в) После войны остался Семён один – ни кола ни двора.

г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоко лом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б) Кто из них жив, кто мёртв – неведомо.

в) Жив он теперь или мёртв – подать его сюда!

г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката.

4. Закончите фразеологизм: «нить _____________ »

г) царя Соломона.

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одарённый физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

( Ответы : 1 вариант: 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а;
2 вариант: 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)

3 группа ( для сильных учащихся )

Выпишите из текста фразеологизмы. Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение. Каково их значение?

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему всё нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, всё ему что об стенку горох.

— Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют.

(По Э.А. Вартаньяну)

6. Итог урока.

Учитель: Давайте вернёмся к целям, которые мы ставили в начале урока.

— Достигли ли мы этих целей?

— Да, мы систематизировали наши знания по теме «Русская фразеология».

— Кому не удалось достичь их? Какое задание у вас вызвало затруднение?

Должна сказать, что в вашей группе нет обучающихся, которые звёзд с неба не хватают . Но возносить до небес я вас не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:

1. Для чего нужно изучать фразеологию?

2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?

Вот теперь я на седьмом небе от общения с вами.

Все сегодня работали засучив рукава . Оценки выставлю с учётом вашей работы на уроке и проверки рабочих тетрадей отдельных учеников. Надеюсь, что вы продолжите изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры.

7. Оценки за урок.

8. Домашнее задание ( слайд 16): §9 упр.44 стр.35, сделать рисунки по теме «Фразеологизмы».