Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Урок русского языка в 3 классе

Тема: определение работы окончания в словах, называющих действия.

Цель: обобщить знания по теме: «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?»

Пронаблюдать, как изменяются слова – действия;

Выяснить работу окончания слов, называющих действия, в настоящем будущем времени;

Вспомнить работу окончания слов, называющих действия, в прошедшем времени;

Выявить роль слов – действий, используемых в художественной речи;

Повторить способы проверки орфограмм слабой позиции слов, называющих действия.

Актуализация знаний изученной темы

— Какую тему изучаем?

+ Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия.

— Чем важна эта тема?

— Можете ли ответить на вопрос этой темы сейчас?

— Зачем нужны слова окончания? Докажите в индивидуальной работе (диктант по рядам). Определить работу окончаний в данной диктовке:

1 ряд – изумрудная лягушка

2 ряд – душистый ландыш

3 ряд – румяное яблоко

1 ученик работает с толковым словарем: выяснить лексическое значение слов:

Проверка самостоятельной работы с комментарием.

Замените синонимом: изумрудная –

Вывод: выяснили работу окончаний у слов –предметов, слов – действий.

— А зачем нужны окончания словам, называющим действия?

На доске – тема урока «Определение работы окончаний в словах, называющих действия».

— Какие задачи поставим на данный урок?

+ Вспомнить ,что уже знаем о работе окончаний

+ Какие орфограммы встретились в данной теме?

— Обсудим, как мы будем решать поставленные задачи?

+ Составим карту знаний , в которой отразим (смоделируем) изученное (учитель — на доске, ученик – на индивидуальном листе).

Составление оценки – прогноза:

Как вы считаете, как, вы усвоили изученный материал? Отметьте на «волшебных линеечках»

(индивидуальные листы самооценки).

Повторение и систематизация изученного.

— попробуем вспомнить, что мы знаем о словах , называющих действия;

— как изменяются слова – действия?

+ изменяются по временам

Задание: на индивидуальных листах записать формы времени .

— по каким критериям будем оценивать работу?

+умение изменять слова – действия по временам

Задание: записать в таблицу слова, изменив по временам:

1 группа- шуметь

2 группа- звучать

3 группа – лететь

Проверка: какие орфограммы встретились ? В какой морфеме? Как справились?

Отметьте в листе самооценки свои результаты.

Вывод: для чего выполняли это задание? (На доске- результаты)

— Что еще узнали о работе окончаний?

+ В настоящем и будущем времени окончания слов- действий указывают на лицо и число.

— Какую задачу перед собой поставим ?

+ Проверить умение определять лицо и число слов- действий.

— По каким критериям будем оценивать свою работу?

+ Умение определять лицо и число у слов- действий?

+ Умение правильно находить окончание .

— Какую форму работы выбираем ?

+ кому трудно – в парах

+ стол – помощник, где даны опоры

— Я вам предлагаю текст, а вы в парах обсудите: какое задание можно дать?

(+ определить работу окончаний у слов – действий)

Самостоятельная работа в карте знаний:

— выписать слова – действия в настоящем или будущем времени и указать работу окончания

1 ряд: Помню зимние вечера.

Снова дует сегодня с севера.

Входит в валенках со двора наша бабушка, Олексеевна.

Из подойника молоко льет в посудинки дужкой брякая …

2 ряд: Еще бабушка сядет с прялкою, небольшой, но такой баской, — словно в горенку глянет

И закружится веретенышко, зажужжит под ее рукой.

3 ряд: И луга цветут, и птахи

Гнезда вьют в родном краю…

Я в твоем широком взмахе

Нрав России узнаю!

1 ряд – у 3 ряда

2 ряд – у 1 ряда

3 ряд – у 2 ряда

— В какой форме даны тексты? Прочитайте вслух.

Итоги работы: — Кто без ошибок?

— Что нужно знать, чтобы правильно определить работу окончаний у слов – действий?

+ Лицо глагола – его определение

— Как правильно определить лицо?

+ Подставить слова и знать наизусть:

я мы на доске отражаю

Вывод: — Какую работу выполняют окончания у глаголов в настоящем и будущем времени?

Отразите на карте знаний с помощью модели.

настоящее число Ч

— А мне хочется обратить внимание на текст этих замечательных стихов- их автор – Сергей Васильевич Викулов — портрет (на доске).

— Кому посвящено? Какое бы дали название? «Бабушка», «Россия»

— У кого есть бабушка? Что напомнило оно вам?

+ Тепло, спокойствие, уют, любовь.

Олексеевна горенка веретенышко

— где можно найти?

+ Наш диалект – есть словарь диалектов – Вологодский говор

— Баской – очень красивый. Э то слово нисколько не портит литературную речь, делает ее особенной, неповторимой, говорит об особенностях вологодского говора:

Как автор относится к своему краю? Родине?

— Что еще мы знаем?

+ Какую работу выполняют окончания в прошедшем времени

— Какую задачу ставим?

— Расскажите в парах, что вы знаете?

— Отразите в схеме – в индивидуальном листе

+ В прошедшем времени окончание — на число, а в единственном числе – на род

— Как отразим в схеме?

Задание: (обсудить в парах)

— выберите и объясните , какое задание из предложенных подходит к тексту: (задания- на доске)

Найти глаголы в прошедшем времени;

Найти глаголы в прошедшем времени и определить работу окончаний;

Определить спряжение у глаголов;

Вставить орфограммы в окончания у слов- действий;

— По каким критериям оцениваем?

+ Умение определять работу окончаний в прошедшем времени.

1 текст : В недоверчивый старый лес ,

В сумрачный бор к е дровый

Спрыгнул с облака — и исче з

Мальчик Апрель в сугробах.

Шум , шум, шум, шум, — шум- шум

Заш е лестел в вершинах:

— Шут, шут, шут, что за шут

Сши б шапки с нас , плешивых?

2 текст : А Апрель не дремал, не спал,

Он сосулькой сугроб кромсал –( лексическое значение?)

Так, что сугроб забулькал.

3 текст : Вымо к Мороз под елью,

И – куль, куль, снегу куль, куль

Высыпал на Апреля!

Но Апрель не дремал, не спал!

Выбрал у Солнца лучик

И Мороза защек о тал

Лучиком тем к о лючим!

— Какие встретились глаголы в прошедшем времени? Зачитайте?(все ряды)

— Теперь проверим, как вы определили работу окончаний? – (комментируют)

— По каким критериям оценивали?

— С ошибками? Почему?

— Какие орфограммы встретились? Докажите.

На доске: портрет Ольги Александровны Фокиной

— Это автор чудесного стихотворения, с которым вы работали.Это тоже наша землячка.

— Кому стихотворение понравилось? Чем?

— В чем необычность? Какой прием использует поэтесса? Для чего?

+интереснее образ мальчика передать шум ветра

Апреля, Мороза звук воды

— Как вы думаете, почему автор так много использует слов- действий?

Вывод: Оказывается, без глаголов не обойтись!

А звуки Апреля композиторы звуками изобразили: грамзапись «Апрель» П.И. Чайковского.

Вывод: — Выполнили мы поставленную задачу?

+ Вспомнили, что в прошедшем времени изменяются по числам и в ед. ч. – по родам.

— А вот, ребята, еще 1 стихотворение: Игоря Северянина (Игорь Васильевич Лотарев)

— Прочитаю (учитель) вслух

Кружеве е т, розове е т утром лес,

Паучок на паутинке вверх полез.

Бриллиант и тся веселая роса:

«Что за воздух, что за свет,

— Найдите глаголы и определите окончания.

— Какие орфограммы поселились в окончаниях?

— Можете ли объяснить, почему в 1-м – Е , а в другом – И ?

— Значит, какую цель поставим на следующий урок?

+ Отчего зависит выбор гласной (е, и) в окончаниях глаголов?

— Чем необычно это стихотворение?

Кружевеет роса – восхищается (оживление)

— Каково лексическое значение их?

Вывод: — Этими глаголами передает всю прелесть утреннего леса.

Испытываешь такое наслаждение! И такие замечательные картины можно увидеть на русском севере, на родной Вологодчине! И мы горды тем, что это частичка нашей родины- великой России. Горды что такие таланты живут у нас в крае!

— Какую цель мы ставим на уроке?

— Как вы справились с поставленными задачами?

Обратитесь к (листу) карте знаний

— Оцените свою работу по всем критериям на линейке и сравните с оценкой – прогнозом

— О чем это говорит?

— Не совпало? Почему?

— Над чем надо работать?

Реклама – выставка книг вологодских поэтов и писателей.

Найти стихи вологодских поэтов и определить работу окончаний у глаголов

Ответ оставил Гуру

Чтобы наша речь была более интересной

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.

Русский язык на сегодняшний день является самым богатым, красивым и при этом очень сложным. Его грамматика и правописание включают в себя множество правил и одновременно исключений из них. Даже слова и предложения состоят из отдельных частей, которые неотделимо связаны друг с другом. К примеру, перед многими школьниками встает такой вопрос: что такое окончание? И, конечно же, это печально, что ответить на него может не каждый.

Что такое окончание слова?

Окончанием в русском языке называют изменяемую морфему, которая стоит в конце слова. Она выражает число, род, лицо и падеж. Также ее считают незаменимой частью слова, потому что окончание делает предложения связными, наполняя их смыслом.

Зачем нужно окончание в русском языке?

  • Род, число и падеж – у имени существительного, прилагательного, причастий, некоторых числительных и местоимений.
  • Падеж – у местоимений и числительных, правда, не у всех.
  • Лицо и число – у глаголов, которые стоят в будущем или настоящем времени.
  • Число и род – у глаголов в прошедшем времени.

2. Окончание делает предложение связным.

Как обозначается данная морфема?

На письме в школе окончание, как и любая другая часть слова, имеет свое обозначение. После того как ученик определил его, он обводит эту морфему квадратом.

Каким может быть окончание

Вообще, эту морфему имеют слова, относящиеся к любой части речи, кроме неизменяемых. Ярким примером этого может послужить наречие. Окончание может быть представлено по-разному: одним или несколькими звуками, а иногда даже может быть нулевым, то есть не иметь звуков. Но не нужно думать, что это обозначает отсутствие данной части слова, потому что такое окончание почти ничем не отличается от обычного. Чаще всего оно встречается у имен существительных мужского или женского рода, соответственно второго и третьего склонения.

Как выделить в слове окончание

На уроках русского языка есть такие упражнения, суть которых заключается в выделении морфем. Для начала необходимо просклонять слово по нескольким падежам, и та его часть, которая будет меняться, и есть окончание. После того как вы определили, что относится к искомой морфеме, нужно выделить данную область. Делается это следующим образом: обычно карандашом все нужные буквы обводятся в квадрат. В том случае, когда у вас нулевое окончание, после слова просто рисуется такая же геометрическая фигура.

Русский язык является величайшим во всем мире, но у многих иностранцев возникает масса проблем при его изучении. Множество правил и исключений, масса словарных элементов речи и непонятные русские фразеологизмы способны вывести из себя любого. Однако несмотря на все это, речь является не только набором букв, она позволяет людям общаться друг с другом. Именно поэтому каждая составляющая слова очень важна, из-за чего нельзя взять и просто так исключить одну из них. Поэтому, отвечая на вопрос, что такое окончание, можно смело сказать, что это одна из значимых частей, служащая для создания связных словосочетаний и предложений.