В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Для того чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением.

2. Натуралист должен обладать особым терпением, потому что важное место в изучении растений и животных занимают наблюдения.

3. Поскольку наблюдения и эксперимент в изучении растений и животных всё ещё занимают важное место, натуралисту надо обладать особым терпением.

4. Наблюдения и эксперимент занимают важное место в процессе изучения животных и растений.

5. Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких.

Предложения 1,4 и 5 передают либо часть информации, либо второстепенную информацию, поэтому не могут являться правильными ответами.

73% выпускников не работают по специальности, потому что.

— Выбрали профессию, опираясь только на опыт друзей и родителей
— Не учли свои личностные особенности, способности и интересы
— Выбрали вуз, опираясь только на баллы ЕГЭ

Контрольная работа в формате ЕГЭ по русскому языку 5. Из интернета

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа в формате ЕГЭ по русскому языку 6»

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких. (2) При этом важно заметить, что экология — это та область исследований, в которой наблюдения наряду с экспериментом всё ещё занимают важное место. (3) _____ натуралисту, для того чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Для того чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением.

2. Натуралист должен обладать особым терпением, потому что важное место в изучении растений и животных занимают наблюдения.

3. Поскольку наблюдения и эксперимент в изучении растений и животных всё ещё занимают важное место, натуралисту надо обладать особым терпением.

4. Наблюдения и эксперимент занимают важное место в процессе изучения животных и растений.

5. Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Область, -и, мн. -и, -ёй, ж.

1. Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.

2. Крупная административно-территориальная единица. Автономная о. Московская о. Начальство из области (из областного центра; разг.).

3. чего или какая. Пределы, в к-рых распространено какое-н. явление, зона, пояс. О. вечнозелёных растений. Озёрная о.

4. чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области печени. В грудной области.

5. перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая о. науки. Отошло в о. преданий (больше не существует; книжн. и ирон.).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. На выставке редкостей был представлен старинный КОСТНЫЙ ларец с резьбой по всей поверхности.

2. Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки.

3. Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу.

4. ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.

5. Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ОБОИМ сторонам

салат из ПОМИДОРОВ

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Работая в газете, агитационная деятельность писателя приобретает небывалый размах.

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) На территории Ватикана проживают двести двадцать один человек.

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

3) Моцарт говорил, что воспринимает музыку, не следуя за ней во времени.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Концерты школы искусств проходят не только в городе, но и в области.

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) По окончанию праздника участники начинают мастерить новые фонари на будущий год.

6) Древние мудрецы счастью предпочитали покой.

7) А. Куприн писал М. Горькому о том, что как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это.

8) График проведения контрольных работ по математике был нарушен вопреки указанию директора.

9) Отзыв критиков был важен не только для автора, а также для читателей.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

во. двигнуть, и. сякший

п. проще, з. певала

пр. града, пр. смотреться

по. кидывать, на. кусить

ра. чет, бе. молвный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

(гуси) щипл..т (траву)

12. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Н(1)кто сейчас уже н(2) обращал внимания н(3) на слова, н(4) на н(5)кому н(6) известного лейтенанта.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ТОМУ, как человек говорит, можно судить о его образовании, а ТАК(ЖЕ) о положении в обществе.

2. Путники напряжённо вглядывались (В)ДАЛЬ степи, ЧТО(БЫ) не сбиться с пути.

3. (В)СЛЕДСТВИЕ снегопада автотрасса была закрыта, ТАК(ЧТО) сообщение между городами на время было прервано.

4. (ПО)НАЧАЛУ во дворе настороженно встретили появление новой собаки, однако (ЗА)ТЕМ наша такса стала общей любимицей.

5. ВРЯД(ЛИ) сегодня найдётся человек, который не слышал, (НА)ПРИМЕР, об угрозе глобального потепления.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Лес пахнет сыростью и листвой и убаюкивает пением птиц.

2. Что это за человек и какое нужно с ним обращение?

3. К кормушке прилетали юркие синицы и наведывались красно-лиловые дятлы.

4. Пляж оказался закрыт и нам пришлось искать новое место для купания.

5. Листья срываются с деревьев кружатся и падают прямо под ноги.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Боцман Егорыч (1) вообще не терпевший никаких пассажиров на судне (2) как ничего не делающих людей (3) относился весьма милостиво к Максимке, так как Максимка всегда вовремя тянул вместе со всеми снасти (4) стараясь чем-нибудь помочь другим.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Тебе(1) Кавказ (2) суровый (3) царь земли(4)

Я снова посвящаю (5) стих небрежный.

Как сына, ты (6) его благослови

И осени вершиной белоснежной.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В своих пьесах Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ветер усиливался (1) и (2) когда мы шли пальмовой аллеей (3) то крупные капли дождя уже громко стучали по листьям (4) и оставляли следы на песке.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Некоторые, к моему изумлению, вспоминают свои школьные годы с неприязнью. (2)А я люблю свою школу, приятелей детства. (З)Были у меня и любимые учителя. (4)Вообще, я более всего почитаю две профессии: учителя и врача. (5)Эти призвания в чём-то схожи: один и другой заботятся о человеческом здоровье — только первый о здоровье нравственном, а второй — о физическом. (6)Помню, всегда я ждал встреч с уроками литературы. (7)Мария Фёдоровна Смирнова не «проходила литературу» (ибо «проходить» можно лишь мимо чего-нибудь), а приобщала нас к великим творениям. (8)То были не только уроки литературы, а и уроки гуманизма.

(9)Мария Фёдоровна говорила, к примеру:

(10)— Ванька Жуков написал письмо «на деревню дедушке». (11)Но, допустим, оно всё же дошло. (12)Что бы дедушка ответил Ваньке?

(13)И мы все, ученики 4-го класса «Г», отвечали Ваньке от имени дедушки и звали его обратно в деревню и обещали, что всё будет хорошо. (14)Да, это были воистину уроки доброты.

(15)Мария Фёдоровна первой знакомилась с моими незрелыми литературными опусами — и давала строгие, бесценные советы.

(16)А потом все мы расстаёмся со своими учителями. (17)В жизненной круговерти, увы, не так уж часто вспоминаем о них и уж совсем редко с ними видимся. (18)Бывает, конечно, и по-иному. (19)Но, что греха таить, случается это как исключение. (20)Прости нас, Господь! (21)Мария Фёдоровна сама прислала мне письмо. (22)Сообщила, что внимательно «следит» за мной, не пропускает ни одной моей повести, ни одного моего спектакля. (23)Обозначила в конце номер своего телефона, свой адрес. (24)Я немедленно отозвался. (25)И договорились мы непременно встретиться. (26)«Только не надо надолго откладывать», — словно извиняясь, проговорила она. (27)Следовало отправиться к ней в тот же вечер. (28)Но были съёмки очередной моей телепередачи «Лица друзей». (29)Сейчас я думаю: почему так часто повседневная суета, и в том числе «Лица друзей», как бы отстраняли от меня лица моих личных друзей, не позволяли порой к ним прорваться? (З0)Хотя друзьями своими я всегда искренне и безмерно дорожил. (31)После передачи нагрянули репетиции спектаклей в других городах, на которых я обязан был присутствовать. (32)А ещё позже. (ЗЗ)Не хочется перечислять.

(34)Наконец — как только выдался просвет! — я позвонил, чтобы встретиться со своей самой любимой учительницей. (35)И мне ответили. что её уже нет. (З6)Она же предупреждала: (37)«Только не надо надолго откладывать». (38)Наверно, была больна. (39)Но не настаивала. из-за неизменной своей деликатности. (40)Куда же девалась моя деликатность? (41)Почему мы порою откладываем именно то, что касается самых близких, самых любимых? (42)А потом рвём на себе волосы. (43)Всю жизнь я, честное слово, старался откликаться на просьбы, помогать, «протягивать руку». (44)Но всё же случалось: туда, куда необходимо было устремиться немедленно, в первую очередь, не устремлялся. (45)Суета, суета.

(46)«С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата», — говорит один из моих персонажей. (47)Он прав.

(48)Запоздалые покаяния. (49)Примите их все, перед кем виноват! (50)К кому опоздал. (51)Примите и простите, если можете.

* Анатолий Георгиевич Алексин (род. в 1924 г.) — русский писатель (прозаик, драматург, сценарист). Лауреат Международных премий, Государственных премий СССР и России. Удостоен награды «За большой вклад в развитие литературы», награждён Золотой медалью имени Януша Корчака, а также Большой Золотой медалью Международной Ассоциации «Знание». Широко известен как детский писатель.

Его произведения переведены на 48 языков мира. Повести: «Мой брат играет на кларнете», «Поздний ребёнок», «Сигнальщики и горнисты» и др.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Уроки литературы, которые вела Мария Фёдоровна, были уроками доброты и гуманизма.

2. Рассказчик, получив письмо Марии Фёдоровны, не сразу позвонил учительнице.

3. Профессии учителя и врача похожи тем, что заботятся о физическом здоровье человека.

4. Мария Фёдоровна на уроках литературы приобщала учеников к великим произведениям.

5. После окончания школы все мы часто вспоминаем своих учителей, видимся с ними.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. Предложение 5 поясняет, раскрывает содержание предложения 4.

2. В предложении 14 содержится вывод, следствие из содержания предложений 9—13.

3. В предложениях 1—5 представлено повествование.

4. В предложениях 29—33 заключено рассуждение.

5. В предложениях 42—43 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 41.

22. Из предложений 34—42 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 1—8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи противительного союза и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

24. «Наверное, любимый учитель был в школе у каждого из нас. А как складываются отношения тех, кто уже давно окончил школу, с учителями? С теми, кто воспитывал нас не только на своих уроках, с теми, кто отдавал каждому свою любовь и заботу? Вспоминая свою первую учительницу, автор в конце текста приходит к обобщениям, прибегая к (А) _____ (предложение 46). Неслучайно А. Алексин использует (Б) _____ (предложения 40, 41) и (В) ____ (предложения 32, 45). Синтаксис его речи интересен ещё и (Г) _____ (предложения 27—28, 29-30, 38-39, 49—50)».

3) риторические вопросы

4) риторические восклицания

5) неполные предложения

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
1. Однако
2. Вряд ли
3. Вот почему
4. Если
5. Наверное,

3. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
во. двигнуть, и. сякший
п. проще, з. певала
пр. града, пр. смотреться
по. кидывать, на. кусить
ра. чет, бе. молвный

4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
запасл. вый
находч. вый
подмиг. вать
ландыш. вый
подскак. вать

5. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Всё (1) казалось (2) ему удивительным и загадочным, а будущее непонятным.
К концу дня солнце (3) казалось (4) истончилось.