A dream vision or visio is a literary device in which a dream or vision is recounted as having revealed knowledge or a truth that is not available to the dreamer or visionary in a normal waking state. While dreams occur frequently throughout the history of literature, visionary literature as a genre began to flourish suddenly, and is especially characteristic in early medieval Europe. [1] In both its ancient and medieval form, the dream vision is often felt to be of divine origin. The genre reemerged in the era of Romanticism, when dreams were regarded as creative gateways to imaginative possibilities beyond rational calculation. [2]

This genre typically follows a structure whereby a narrator recounts his experience of falling asleep, dreaming, and waking, and the story is often an allegory. The dream, which forms the subject of the poem, is prompted by events in his waking life that are referred to early in the poem. The ‘vision’ addresses these waking concerns through the possibilities of the imaginative landscapes offered by the dream-state. In the course of the dream, the narrator, often with the aid of a guide, is offered perspectives that provide potential resolutions to his waking concerns. The poem concludes with the narrator waking, determined to record the dream – thus producing the poem. The dream-vision convention was widely used in European literature from late Latin times until the 15th century.

После долгих профессиональных и общекультурных исследований, Никас Сафронов – заслуженный Художник России, обобщает и создает свое собственное направление DREAM VISION. Итак, мы в мастерской художника и сейчас мы постараемся узнать каков же мир искусства с точки зрения Никаса.

Добрый день Никас! Рады Вам и рады, что вы согласились дать интервью нашему журналу. Что является основой для вашей новой картины? Что вас вдохновляет – люди, события, путешествия?

— Основой, конечно, является заказ. Это обычно портрет, где на заднем плане может быть пейзаж, в который я вписываю из тех набросков, которые делаю в путешествиях по стране, миру. Зачастую эти наброски служат так же и для самостоятельных живописных работ. Сейчас я пишу серию работ на тему востока, где я больше бываю в последнее время и всегда делаю в этих поездках эскизы для будущих больших работ. У меня в скором времени предстоит большая выставка в Бахрейне, где, конечно, большая часть представленных работ будет на арабскую тему. В любой стране, где я бываю, набираюсь впечатлений, и позже многие из них переносятся на холсты. А в одном из любимых мною городов Италии — Венеции, я создал новое направление в стиле импрессионизма и назвал эту технику «дрим-вижн». И вообще, каждое большое событие в мире также отражается и в моих картинах. Это могут быть и интересные здания, и знаковые люди: актеры, политики, ученые, врачи, и просто интересные люди.

Что значит для Вас искусство в современном мире и на сколько, по-вашему, современное искусство отражает реалии современного мира?

— Сегодня в мире много разных направлений в искусстве, иногда они вызывают удивление и часто даже шок. Это разного рода инсталляции, перформансы или просто акциониское искусство, которое и искусством назвать трудно. Например, известный современный художник Херст режет трупы животных пополам, и замораживая их, выставляет на обозрение публики. А известный китайский художник Ван Вей может просто разбить 2000-летнюю вазу и предложить ее также «как искусство» в виде осколков. Но есть среди так называемого современного арта и очень хорошие произведения, заставляющие остановиться и восхититься. Конечно, Искусство не должно быть только из старых мастеров. Оно должно обновляться. Но хотелось бы, чтобы оно всегда жиздилось на знании старой классической школы.

Портреты кого вы более всего любите рисовать?

— Более всего я люблю рисовать женские портреты, где проявляется красота во всем: в глазах, в улыбке, в индивидуальности, в сакраментальности. Как сказал Рафаэль: «Нет некрасивых женщин, есть плохие художники». Всегда Интересно писать-рисовать детей: они естественны и специально не позируют. Вот в этом и есть интерес: схватить образ и передать на бумаге карандашом, а потом и на холсте. Также интересны и люди состоявшиеся, нашедшие себя в жизни: это и актеры, и политики, и бизнесмены и врачи.

О чем или о ком ваша последняя работа?

— «Последней» работы у меня нет, я обычно пишу несколько работ. Одна, скажем, сохнет, в промежутке я пишу вторую и третью, потом возвращаюсь к первой. Из последних законченных — это портрет короля Бахрейна, портрет Трампа, хотя он мне специально не позировал, но я тем не менее его несколько раз видел и в США, и в России. Это был собирательный образ. Я написал его на фоне американского флага, а в нижней части холста — Белый дом. Надеюсь, этот мой портрет Трампа послужит укреплению российско-американских отношений. В Бахрейне в городе Манама у меня готовится персональная выставка, и я делаю целый цикл работ, связанных с этой страной. Я бывал там раньше и делал много эскизов, и теперь они служат для написания больших работ. Познакомился недавно с министром образования Васильевой Ольгой Юрьевной — бесконечно приятный высоко — профессиональный человек, большой патриот России. Конечно, хотелось бы написать ее портрет, и хотя пока согласия не получил, но надеюсь.

Каков возраст вашего зрителя, на кого рассчитаны ваши работы?

— Как любой художник, пишущий для зрителя, так и я рассчитываю на большую аудиторию давних поклонников, конечно, новых. Судя по тому, как приходят на мои выставки по 30 и более тыс. человек в те города, где я их устраиваю, то я думаю, что работаю в правильном направлении. И то, что я делаю, находит отголоски у разных людей, от школьников до министров.

Что значит политика для вас?

— «Если Вы не думаете о политике, то это не значит, что она не думает о Вас…» Мы живем в социуме, и мне совершенно небезразлично, что происходит в моем городе, в моей стране. Огромное количество людей в мире смотрело, как происходят выборы в США. И многие, не будучи гражданами Америки, мысленно выбирали того или иного кандидата. Я лично хотел, чтобы победил Трамп. И он на удачу прошел. Это дает надежду, что наши страны найдут, наконец, общий знаменатель по многим вопросам: и по Украине, и по Сирии, и по космическим проектам. У Эйнштейна спросили: будет ли третья мировая война? Он ответил: «Не знаю. Но четвертой точно не будет». Сегодня мир как никогда накален страстями, как религиозными, так и политическими. И от таких стран, как США и Россия, зависит очень многое. Поэтому отвернуться от политики и как страус засунуть голову в песок нельзя. Моя политика — это искусство. Я делаю выставки по всему миру, тем самым призываю спасти мир через творчество и красоту.

Говорят, что в работах Леонардо Да Винчи есть скрытые посылы, символы, намёки, загадки. А что есть подобное в ваших творениях?

— В любых работах знаковых художников скрыты послания человечеству как современным, так и будущим поколениям. Будь то Брегель, Босх, Эль Греко, Микеланджело или Гойя и, конечно, гения Леонардо Да Винчи. Его послания идут через его притчи, скульптуру, графику и, конечно, живопись. И как бы он ни приближался к читателю или зрителю, пройдет еще много времени для изучения его закодированных посланий человечеству. У меня, конечно, тоже есть символы и послания. Истинное искусство необязательно должно «бить в лоб». Это не географическая карта, где все понятно: там океан, а тут материк. В искусстве должна быть тайна. Это как некий сон, который ты, проснувшись, пытаешься расшифровать. С такой точки интереснее рассматривать любое творчество.

Вы любите показывать работы маленьким детям до 10 лет? Маркетологи и психологи говорят, что дети лучше всего понимают искусство. Ваше мнение?

— Возможно, что это именно так, ребенок вам точно скажет, где «Голый король». Он всегда смотрит чистым сердцем и неискушенным взглядом. Возможно, он же, но позже, глядя на «Черный квадрат» Малевича, будет вам долго объяснять, что такое современное искусство. Но пока он маленький ребенок, говорит, что видит и чувствует.

Кого из известных людей в мире сейчас вы бы нарисовали с удовольствием или хотели бы нарисовать?

— Из актеров: Мэрил Стрип, Энтони Хопкинса, Сергея Гармаша и постоянно хочу и пишу блистательную Софи Лорен, у меня уже около 15 её портретов и надеюсь, ещё будет не один. Жалею, что не написал в живую Фиделя Кастро. У меня есть один его портрет, но это, скорее, образ после минутной встречи с ним в 1998 году в Гаване. И, как я вам уже сказал, хочу написать нового министра образования.

Когда и где пройдёт ваша следующая выставка?

— Заканчивается выставка в Иркутске, скоро откроется в Кемерово и Новосибирске. Приятно, что все выставки, за редким исключением, проходят успешно. Надеюсь, что и ваши читатели, прочтя мое интервью, захотят воочию увидеть мои картины.

Никас, спасибо вам огромное, что смогли уделить нам время для интервью. У вас очень насыщенный и плотный график, но хотелось бы пожелать вам еще больше поклонников вашего творчества, еще больше ваших художественных работ и конечно же пригласить всех наших читателей на ваши выставки!

Не шарахайтесь от заглавной картинки)). Я не предлагаю вам ее как образец чудесной современной живописи. Это антиобразец. И плохая живопись. Но если придумать сказку про любовь художника и знаменитой актрисы, то один из героев получит популярность. Художник, разумеется. Знаменитая актриса и так знаменита и сверхпопулярна. Это Софи Лорен и она – целая эпоха.
А Никас Сафронов мастер придумывать сказки, самопиар его сильная сторона.

Вот, прочитайте и посмотрите картинки.

"Софи Лорен и российского художника связывает многолетняя дружба. Впервые встретившись на вечеринке в Италии в 1988 году, Никас рассказал ей историю мальчишки, который в детстве принял знаменитую актрису за Мадонну. И о том, как найдя на станицах старого журнала ее фото, мальчик понял, что эта женщина — не ангел, а живой человек. И что с тех пор он в нее влюблен и боготворит. Актрису, конечно же, эта история впечатлила и очень тронула".

"А по прошествии трех лет, встретившись на кинофестивале в Москве, она подарила художнику свою фотографию с автографом, а Сафронов преподнес ей старинный медальон, доставшийся ему от матери с наставлением передать женщине, которую по-настоящему полюбит. Никас решил, что прекраснее и достойнее женщины, чем Софи, ему все равно никогда не встретить".

Первый портрет актрисы, написанный Никасом Сафроновым в 1988 году

"Недавно Никас Сафронов открыл выставку, посвященную своему 60-летнему юбилею, на которой было очень много именитых гостей. А его давняя муза — 82-летняя итальянка Софи Лорен приехала в Москву, чтобы вместе с художником перерезать красную ленточку".

"Под впечатлением той знаковой встречи в Италии, Никас пишет первый портрет своей Музы, где она изображена на туманно размытом фоне. Эта полотно и стало толчком для создания нового направления в творчестве художника, новой техники — дрим вижн, за которую Никас Сафронов впоследствии попал в книгу Гиннеса".

Книга причудливых и часто анекдотичных рекордов не поможет признать вкусовщину настоящим искусством – увы. Хорошая живопись в книге рекордов не нуждается.

А теперь еще несколько портретов кисти Сафронова: