Духовно- теоретическая и духовно-практическая деятельность.

Духовная деятельность изменяет сознания людей.

-Духовно-теоретическая – это производство духовных ценностей: мыслей, теорий, образов, обретающих форму научных и трудовых произведений.

-Духовно-практическая — это сохранение, воспроизведение, распространение и потребление духовных ценностей. Это деятельность, результатом которой является сохранение сознания людей.

Материальное производство создает вещи, а духовное – идеи, мысли, теории. Вещь – продукт труда, а идея – продукт умственного труда. Духовное производство—это производство духовных ценностей в форме научных трудов, литературных сочинений, художественных произведений, которые несут авторские идеи, взгляды, оценки, чувства.

Особенности духовного производства:

-духовное связано с материальным;

-духовное производство осуществляется группой людей, духовная деятельность для которых является профессией;

-духовное производство на ряду с профессиональной деятельностью включает в себя деятельность, народные обряды;

-продукты духовного производства создаются не только для потребления, но и для самореализации;

-между моментом создания духовных ценностей и признанием их значимости часто происходит промежуток времени.

Духовное производство – это деятельность людей по созданию духовных ценностей, назначение которых удовлетворять духовные потребности человека для воздействия на сознания людей. Духовные ценности сохраняют и распространяют в музеях, библиотеках, школах, СМИ, театрах. Духовное потребление – это процесс удовлетворения духовных потребностей. Духовные потребности пораждают различные виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Музыкант—слушатель, писатель-читатель. Духовные потребности вызывают к жизни духовно-практическую деятельность с одной стороны, с другой—деятельность духовных потребностей.

Особенности духовного потребления:

-могут использоваться многократно;

-духовные ценности в процессе потребления не исчезают, а обогащают духовный мир человека;

-процесс духовного потребления является и процессом духовного производства.

Духовное производство имеет :

-цель: осуществляется духовными запросами, общественными условиями.

-средства: материальные возможности, уровень образования, знания.

Уровень образования и общей культуры влияет на потребление духовных ценностей. Следовательно, потребление духовных ценностей зависит от духовных потребностей. Духовная деятельность многообразна, она может стать профессией. И от того, какие ценности он предпочитает зависит, его личность.

Мораль. Моральная оценка личности. Нравственность.

Существует много разных точек зрения:

1.Мораль и нравственность – синонимы.

2.Мораль—результат размышлений людей о своей жизни, о хорошем и плохом, о добре и зле.

К морали относятся принципы, идеалы. Т.е.—мораль—нормы сознания людей.

Нравственность—часть жизни, которая связана с делами, обычаями, деятельностью.

Считают, что существуют злая и добрая нравственность.

Добрая:мораль, противостоящая злой, забота не только о себе, но и о других людях, мораль созедательна.

Другая точка зрения: нет разделения на добрую и злую нравственность. Нравственность: доброе, хорошее. Все злое – аморльное (Аммосное) безнравственное.

Этика—теория морали и нравственности. Этика—часть философии.

Моральная оценка—это одобрение или осуждение деятельности человека с позиции морального сознания, этнической группы, социально — классовой общности людей.

Возможна и самооценка.

Выражается в: совесть, честь, долг, стыд.

Моральная оценка опирается на понимание добра и зла:

Проявляется на уровне глубокого чувства. Человек может не вполне осознавать, почему он ведет себя так или иначе, но он это чувствует.

Следовательно, совесть—это еще и сочувствие. Человек в глубине души судит о добре.

Способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самим формировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль.

2.Честь—это достойные уважения, моральные качества личности, проявляющиеся во всей личности.

3.Долг связывает человека с друими людьми, с обществом. Мы преобретаем обязательства и ответственность.

Объективные долги—независимые от нашего личного желания.

Общественный долг—объективная обязанность, которая должна помогать человеку.

Моральный—когда человек осознает, предъявляет требования себе.

Моральный и общественные долги связаны.

Существуют разные точки зрения :

1.моральные качества изначально пресуще человеку.

2.Моральные качества формируются в семье на основании примера.

Способность чувствовать, понимать добро и зло – это особые нравственные качества, которые нельзя получить готовыми, их нужно вырабатывать самостоятельно путем

самовоспитания и самосовершенствования.

Мировоззрение. Убеждение . Вера.

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место человека в нем.

1.Обыденное. Возникает в процессе жизни человека.

+ Опирается на опыт.

— Не используется опыт других людей.

Ваши работы, мнения, пожелания и все что хотите присылайте мне по адресу: polychi5@narod.ru

Или напишите ваш отзыв в гостевой.

Духовный мир человека.

Самопознание.

Духовная деятельность отличается от материальной тем, что если материальная связана с преобразованием природы и общества, то духовная с изменением сознания людей. Но духовная деятельность не сводится только к познавательной. Есть 2 вида духовной деятельности:

  1. Духовно-теоретическая – производство духовных ценностей (мысли, идеи, теории, которые могут быть в форме поучительной или художественных произведений)
  2. Духовно-практическая — сохранение, воспроизведение, потребление духовных ценностей. Ее результат – изменение сознания людей.

Духовное производство связано с применением умственных усилий, поэтому духовное производство – это производство новых духовных ценностей чаще всего в форме научных трудов, сочинений, скульптуры, архитектуры, музыки и т.д. которые несут создание их авторами идеи и взгляды, образы. При этом духовное производство связано с производством материальным т.к. свои мысли художник (поэт) излагает на бумагу с помощью чего-то или через технические идеи.

Духовное производство осуществляется особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональным. Однако духовное производство наряду с профессионалами включает деятельность, осуществляемую народом. Это эпос, народная медицина, сказки.

Важной особенностью духовного производства состоит в том что – его продукты создаются не только для удовлетворения общества, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.

Духовное производство – это деятельность людей по созданию духовных ценностей, назначение которых удовлетворять духовные потребности, воздействуя на сознание. Следствие этого воздействия – рост духовной культуры людей.

После создания ценностей возникает вопрос об их распространении и передаче (духовно практическая деятельность). Ей занимаются разные учреждения, выполняющие функции собирания, хранения, исследовании и популяризации ценностей (музеи, выставки, архитектура).

При этом наибольший (по обхвату людей) вклад в духовно практическую деятельность вносит школа. Духовное производство, сохранение духовных ценностей направлено на удовлетворение духовных потребностей людей.

Духовные потребности – в познании, эстетике; они порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение.

Так духовные потребности вызывают в жизни духовную производственную и практическую деятельность, а так же деятельность по духовному потреблению.

В итоге объединения усилий и того и другого направления формируются духовные ценности.

Духовные ценности не исчезают, обогащая духовный мир человека, а становятся его принадлежностью. В этом состоит первая особенность духовного потребления.

Вторая особенность: процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, поскольку восприятие духовных ценностей носит творческий характер.

Таким образом, духовное потребление – особый вид деятельности, требующий определенных усилий и использования соответствующих средств для осуществления процесса духовного потребления. Направленность духовного потребления определяется общественными усилиями и духовными запросами человека.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели являются:

1. материальные возможности

2. знание о литературе и искусстве

Чем выше культура, тем больше выделяется средств на удовлетворение духовных потребностей.

Во многих случаях на духовное потребление влияние оказывает мода.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

1.10.28. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА (ЛИЧНОСТИ).

1. Понятие духовной жизни (деятельности) общества.

2. Формы духовной деятельности (религия, мораль: искусство, наука, философия, право, политическая идеология).

3. Виды духовной деятельности общества .

3.1. Духовно-теоретическая деятельность (производство духовных благ и ценностей).

3.2. Духовно-практическая деятельность (сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление духовных ценностей).

4. Особенности духовного потребления :

1) взаимосвязь духовных потребностей и духовных ценностей (духовные потребности в познании, красоте, общении вызывают к жизни соответствующие виды деятельности);

2) духовные ценности не исчезают в процессе потребления;

3) духовное потребление одновременно является и духовным производством.

5. Духовная жизнь личности (идеалы, знания, вера, потребности, способности, стремления людей, эмоции, переживания).

5.1. Духовные ценности (свобода, равенство, справедливость, добро, честность, верность долгу, красота, истина).

5.2. Духовные «антиценности» (эгоизм, нарциссизм, стремление к безграничному богатству, славе и господству, страсть к разрушению, наркотическая эйфория, расизм, фашизм).

6. Развитие культуры .

6.1. Развитие культуры как двуединый процесс: создание традиций + новаторство.

6.2. Накопление (пути приращения) культурных ценностей:

1) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий);

2) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение).

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (духовная сфера общества) – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает многообразие человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

ЦЕННОСТИ – полезные объекты, предметы, явления, способные удовлетворять какие-либо потребности человека, общества, государства, служить их интересам и целям.

Ценности подразделяются на природные: необходимые естественные условия существования человека (солнечное тепло, воздух, влага и т.п.); экономические (предметы труда, орудия производства, произведенные материальные блага); социально-политические, включающие материальные и идеологические отношения (свобода, равенство, справедливость и т.д.); этические (добро, честность, верность долгу и др.); эстетические (красота); научные (истина).

НОВАТОРСТВО – отказ от традиции или ее принципиальная ломка, выражающаяся в обновлении содержания (идей, тем, проблем, пафоса) и формы (образной системы, изобразительных средств) произведения культуры.

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА – это сфера его жизнедеятельности, в которой он проявляет свои интеллектуальные и творческие способности: 1) духовные потребности; 2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе; 3) вера в истинность убеждений, которые разделяет человек; 4) представления; 5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах; 6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы; 7) способности к тем или иным формам социальной деятельности; 8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом; 9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

ДУХОВНОСТЬ – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.