Подробное решение § 1 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 7 класса, авторов О. А. Котова, Т. Е. Лискова 2016

1. Подбери 2-3 синонима к слову «правила». Объясни смысл, объединяющий эти слова.

Правило — требование для исполнения неких условий (норма на поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения), за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание.

Закон – в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

Обычай – унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность обычая, символ определенных социальных отношений, в то время как обычай может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов.

Порядок – 1) состояние благоустройства и налаженности, систематичность, правильность в расположении чего–нибудь. 2) Последовательность, ход. 3) Способ, метод, путь в осуществлении чего–нибудь. 4) Строй, системы управления, режим.

Для чего, по твоему мнению вводятся правила?

Правила необходимы для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, чтобы была какая-то грань, за которую переступать нельзя. Если эту грань переступает человек, то за нарушение правила он должен отвечать по закону.

2. Читая учебник, ты узнал, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны: они регулируют различные области деятельности людей, содержат различные по характеру нормы. Приведи примеры различных социальных норм. Заполни таблицу.

3. Ниже приведён перечень норм. Все они, за исключением двух, относятся к неформальным социальным нормам:

1) умываться и чистить зубы по утрам;

2) оплатить проезд в общественном транспорте;

3) уступить место пожилому человеку;

4) здороваться со старшими;

5) помочь инвалиду перейти улицу;

6) убрать мусор после пикника на природе.

Отметь нормы, выпадающие из этого ряда.

2) оплатить проезд в общественном транспорте; 6) убрать мусор после пикника на природе – формальные социальные нормы.

Неформальные социальные нормы – это складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается, люди должны придерживаться без принуждения.

Формальные социальные нормы – нормы представляют собой специально разработанные и установленные правила поведения. Главное место здесь принадлежит правовым нормам – содержащимся в законах, указах, постановлениях и других нормативных актах. Они защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны.

4. Соотнеси понятия и определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами

5. Прочитай фрагмент «Поучения детям» Владимира Мономаха (XII в.) и выполни задания.

«Еде и питью быти без шума великого, при старых молчать, пре-мудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутёвыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держать книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почёт. Всего же более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его».

1) Соблюдение каких правил считалось проявлением хорошего воспитания в Древней Руси?

Не шуметь во время еды, уважать старших, быть дружелюбным со сверстниками, не обижать маленьких, не разговаривать с незнакомыми, не гордиться, не избегать бедных, помогать бедным, сиротам, вдовам, не заниматься самосудом.

2) Какие качества человека ценились больше всего?

Порядочность, гуманность, послушание, вдумчивость, ум, трудолюбие, честность, щедрость

3) Сравни выписанные тобой нормы поведения с современными требованиями. Есть ли сходство? В чём оно проявляется?

В наше время ценности практически не изменились, все так же в почёте порядочность, гуманность, послушание, вдумчивость, ум, трудолюбие, честность, щедрость, доброта, смелость.

6. Объясни понятие и заполни схему.

Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило. Мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемое обществом или группой отклонение от норм.

2) Государственная мера, применяемая к нарушителю установленных норм и правил. 3) Часть правовой нормы, содержащая указание на меры государственного воздействия в отношении нарушителя данной нормы. 4) В международном праве меры воздействия, применяемые к государству при нарушении им своих международных обязательств или норм международного права. 5) Утверждение чего-либо высшей инстанцией, разрешение.

Санкции одобрения, разрешения. Примеры: поощрение, грамота, премия, благодарственное письмо, распоряжение, указ.

Санкции наказания. Примеры: выговор, увольнение, лишение права на осуществление какой-либо деятельности, возмещение ущерба, замечание, штраф.

7. В учебнике приведён фрагмент «Сетикета» — сборника правил для пользователей Интернета. Один из пользователей, познакомившись с нормами «Сетикета», воскликнул: «Я не увидел здесь ни одного нового правила! Всё это нормы нашей повседневной жизни». Прав ли пользователь, решивший, что основу «Сетикета» составляют правила общего характера? Своё мнение обоснуй.

Сетевой этикет — правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство.

Пользователь, решивший, что основу «Сетикета» составляют правила общего характера, прав. В повседневной жизни люди должны быть воспитанными, лояльными, вежливыми, не употреблять ненормативную лексику и т д. В Сети точно также нужно вести себя корректно.

Какие правила «Сетикета» актуальны только для пользователей Сети?

Когда используешь компьютерную связь, перед тобой нет лица собеседника. и ты должен думать как ты будешь выражать эмоции.

Флуд — это сообщения в интернет-форумах и чатах, не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например, из желания кому-то досадить.

Спам — сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения. Наиболее часто термин «спам» употребляется в смысле «почтовый спам» — рассылка электронных писем, содержащих рекламу.

Хотлинк — включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера. Этот прием используется недобросовестными вебмастерами, которые заставляют браузер посетителя загружать картинки с чужого сервера. Тем самым расходуются чужие ресурсы и трафик.

Офтопик — сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения. Например, запись на веб-форуме, не соответствующая либо общему направлению форума, либо той теме, в рамках которой запись оставлена.

8. Объясни своими словами смысл высказывания итальянского писателя А. Мандзони (1785—1873): «Действовать без правил — самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете».

Любые действия, выполняющиеся без закономерности, приводят к беспорядку. Работа, выполняемая без соблюдения последовательности, превращается в бессмысленное и бесконечное передвижение предметов с места на место.

С самого детства нас приучают жить, учиться и работать по определенным правилам, так сказать алгоритмам, это относится и к режиму дня, и к режиму работы, приема пищи, на работе мы то же пытаемся выработать определенные правила и последовательность, чтобы рационально использовать рабочее время, это особенно очевидно на производстве, именно там есть понятие цикла, процесса и правил, норм, требований, инструкций. И как следствие если необходимо принимать новое решение, вырабатывать процесс, новое поведение, правил для которого не существует, здесь и приходится заняться утомительным умственным трудом, чтобы выработать максимально, верное и рациональное "правило". Т.е. это пойти новым неизведанным путем, возможно путем проб и ошибок, но зато в итоге оглянувшись на происходящее, происходившее возможно выработать стратегию, правило, поведение.

Я болела. долго и сильно, как только вышла мне учительница контрольную дала, а я не успела за 1 день (позавчера дала, завтра спросит) это прочитать! 20 параграфов прочитать надо было! Помогите прошу. Вопросы контрольной, прошу отвечать сразу как на контрольную! Так же у нас один учитель истории и общества, так что некоторые вопросы будут относиться к обществознанию! Но я сразу напишу где история а где общество! Прошу ответить хотя бы на или историю или обществу, но развернуто!
История.
Чем определялся характер международных конфликтов в 16-17 веках?
Что было главной причиной Тридцатилетней войны? Что послужило поводом к ее началу?
Какие последствия имела война для испанский Габсбургов? Для австрийский Габсбургов?
В каких европейских странах быстрее всего развивались капиталистические отношения? Назовите новые формы организации крупного производства, появившиеся в 15-16 веках.
Дайте определение абсолютной монархии. Какое из европейских государств 16-17 веках кажется Вам классическим примером абсолютизма?
Обществознание.
Ниже приведен перечень норм. Все они, за исключением двух относятся к неформальным социальным нормам. Отметьте нормы, выпадающие из этого ряда.
?Умываться и чистить зубы по утрам
Оплатить проезд в общественном транспорте. Уступить место пожилому человеку. здороваться со старшими. Помочь инвалиду перейти улицу. Убрать мусор после пикника на природе.
Приведите 3-4 примера санкций одобрения, разрешения и 3-4 примера наказания.
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Еде и питью быти без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держать книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающих властью, ни во что ставить всеобщий почет. Всего же более убогих не забывайте, но настолько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовцу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его.

Соблюдение каких правил считалось проявлением хорошего воспитания в Древней Руси?
Какие качества человека ценилось больше всего?
Сравни выписанные тобой нормы поведения с современными требованиями. Есть ли сходство? В чем оно проявляется?

silver-orion.ru

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ «Еде и питью быть без шума великого, при старых молчать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь;.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

«Еде и питью быть без шума
великого, при старых молчать, старшим
покоряться, с равными и младшими
любовь иметь; не свирепствовать
словом, не хулить в беседе, не много
смеяться…Чтите гостя, если не
можете почтить его подарком, то
пищей и питьем…Не пропустите
человека, не поприветствовав его и
доброе слово ему молвите».
(Владимир Мономах «Поучение»)

Происхождение слова этикет связано с французским королевским двором. Людовика ⅩⅣ очень огорчало, что некоторые его придворные забывают о правилах хорошего тона. Поэтому на одном из пышных приемов, устроенном королем, всем приглашенным вручили карточки с перечислением принятых во дворце правил поведения. От французского названия этих карточек («этикеток») и образовано слово этикет.

Многие правила этикета связаны с речью: они предусматривают что, кому, как, где, когда говорить. Например, воспитанный человек непременно поздоровается при встрече, обязательно поблагодарит за оказанную ему услугу. Это правила речевого этикета.

Другие правила этикета относятся к неречевой сфере. Например, воспитанный мужчина встает, когда в комнату входит женщина.

Очень часто этикетные правила предусматривают одновременность речевых и неречевых действий. Этикетный жанр определяет правила беседы на ту или иную тему, эти правила требуют от человека определенных речевых или неречевых этикетных действий. Наиболее распространенные этикетные жанры – приветствие, прощание, знакомство, поздравление, приглашение, благодарность, извинение, просьба, отказ, сочувствие, утешение, пожелание, комплимент и др.

Этикетная ситуация – это условия, в которых происходит общение. Эти условия могут зависеть от формы общения (непосредственное устное общение и общение по телефону), от официального или неофициального характера разговора, от профессии участников диалога, их интересов и других причин.

Этикетная формула – это слова (словосочетания, предложения), которые воспитанные люди произносят в соответствии с требованиями этикетного жанра и этикетной ситуации, например, «Здравствуйте» («Добрый день», «Приветствую вас», «Салют» и т.д.) при встрече, «До свидания» («Всего доброго», «Прощайте», «Пока» и т.д.) при расставании.

Отсутствие необходимой этикетной формулы (или близкого по смыслу выражения) – грубая этикетная ошибка.

В русском языке для каждого этикетного жанра имеется несколько этикетных формул, а искусство этикета состоит в том, чтобы правильно выбрать наиболее соответствующую ситуации формулу.

Этикетные роли – это взаимоотношения людей в этикетной ситуации: например, участники диалога могут вести себя как равные или как старший и младший (по возрасту, по положению в обществе), в диалоге может отражаться степень близости собеседников (родственники, друзья, знакомые, незнакомые), люди могут по разному разговаривать с одним и тем же собеседником в официальной и неофициальной обстановке.

Один и тот же человек может выступать в различных этикетных ролях. В одной старинной книге сформулировано такое важное правило этикета: «Всегда вести себя в соответствии со своим положением в обществе», то есть соответствовать своей этикетной роли. Общественное осуждение вызывают как панибратство (бесцеремонно-фамильярное обращение с собеседником), так и надменность.

Этикетные сигналы – это речевые и неречевые знаки, укзывающие на осознание человеком этикетных ролей участников диалога. Например, этикетными сигналами могут быть обращение на «ты» и «Вы», обращение к собеседнику по имени и отчеству или только по имени.

Важный признак воспитанности – умение своевременно посылать собеседнику необходимые этикетные сигналы и правильно понимать этикетные сигналы собеседника.

Этикетная тема беседы – это тема, соответствующая этикетной роли и этикетной ситуации. Существуют темы, которые воспитанный человек никогда сам не затрагивает в разговоре с малознакомыми людьми: это возраст, семейное и материальное положение собеседника, его физические недостатки. Плохое впечатление производит человек, который говорит только о себе, но еще худшее впечатление производит сплетник. В целом специалисты советуют избегать любых тем, которые могут быть неприятны собеседнику.

Вместе с тем интеллигентный человек всегда учитывает интересы собеседника, ищет привлекательные для него темы и не говорит о том, что безразлично собеседнику. Например, тема «театр» вполне этикетна, но она мало интересна человеку не отличающему оперу от балета.

Воспитанный человек не просто выбирает этикетную и интересную для собеседника тему разговора: но и обеспечивает благоприятную атмосферу для разговора: внимательно слушает, задает вопросы, всем своим видом демонстрирует интерес и уважение к собеседнику.

В следующей статье мы обратимся к различным этикетным формулам, применяемым в различных этикетных ситуациях.