Цель: научить определять смысловые отношения в сложносочиненном предложении.
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний.
III. Словарный диктант.
Колонна, колонка, источенные (солнцем), источен, источена, источено, реактивный, реакция.
Задание . Составить со словами три сложносочиненных предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами, построить схемы.
IV. Диктант с заданием.
Задание . Подчеркнуть главные члены в каждом предложении, построить схемы, объяснить.
Пусть нива колос наливает
И крепнет трудовой народ…
Пусть наше слово расцветает,
И наша правда пусть растет.
V. Работа в группах.
Задание. з аписать предложения, расставить знаки препинания, выделить союзы, построить схемы, определить смысловые отношения.
1. Лампы горели по-зимнему, и камин тихонько трещал… (Ф. Сологуб.) (Одновременность действия.)
2. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.) (Последовательность действий.)
3. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. (М. Горький.) (Причинно-следственное значение.)
4. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию. (К. Паустовский.) (Причинно-следственное значение подчеркивается обстоятельством причины потому.)
1. Часто в ольховых лесах вырастают густые заросли лесной сладкой малины, а на моховых кочках спеет черника. (И. Соколов-Микитов.) (Отношения противопоставления.)
2. Солнце зашло за горы, но было еще светло. (Л. Н. Толстой.)
3. Сказал бы словечко, да волк недалеко. (Пословица.)
4. К вечеру Дерсу немного успокоился, зато я не мог найти себе места. (В. К. Арсеньев.)
1. Мелькнет ли серна меж кустами, проскачет ли во мгле сайгак. (А. С. Пушкин.) (Чередование явлений.)
2. То истиной дышит в ней все, то все в ней притворно и ложно. (М. Ю. Лермонтов.)
3. Не то светало, не то темнело. (М. Пришвин.)
4. Становилось жарко, и я поспешил домой. (М. Ю. Лермонтов.)
Можно выполнить упр. 63, 65, 69 по группам (задание то же).
VI. Повторение. Объяснительный диктант.
Первое дыхание осени
Еще в начале июля, бывает, пожелтеет один-единственный листок на березе, и так он среди пышной зелени держится долго. Но в какой-нибудь день он оторвется и крутится долго в воздухе, а потом опустится в траву. К вечеру тишина ложится на землю. Желтый листок с березы лежит в траве и виден издалека. И без него не пахнул бы так чабрец, не таким красивым казался бы вереск и не было бы такой радости видеть траву, деревья, кусты и высокие ели.
Запомнить! Сочинительный союз располагается между частями сложносочиненного предложения и не входит ни в одну из них.
Домашнее задание. § 13–15, упр. 69.
ПЕРВОЕ ДЫХАНИЕ ОСЕНИ
Еще в начале июля, бывает, пожелтеет один-единственный листок на березе, и так он среди пышной зелени держится долго. Но в какой-нибудь день он оторвется и крутится долго в воздухе, а потом опустится в траву. К вечеру тишина ложится на землю. Желтый листок с березы лежит в траве и виден издалека. И без него не пахнул бы так чабрец, не таким красивым казался бы вереск и не было бы такой радости видеть траву, деревья, кусты и высокие ели.
Запомнить! Сочинительный союз располагается между частями сложносочиненного предложения и не входит ни в одну из них.
1. Анализ предложений, записанных на доске.
1) Пришлаосень, И лесаоделись в золотой наряд.
2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник, ИЛИ перебежит дорогу суслик.
3) Солнцезашло за горы, НО было еще светло.
4) Вдалеке над городом прогремелгром И блеснула яркая молния.
5) К концу дня, когда мы подъехали к дому, дождьперестал и ветерначал заметно стихать.
6) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело?
Вывод предлагается сделать учащимся самостоятельно.
Перед нами сложносочиненные предложения, состоящие в основном из двух простых предложений, соединенных между собой сочинительными соединительными, разделительными и противительнымисоюзами и разделенных запятыми. Однако в четвертом, пятом и шестом предложениях запятые не поставлены, потому что в четвертом предложении есть общий второстепенный член и обе части его объединены им; в пятом предложении кроме общего второстепенного члена есть еще придаточное предложение, а в шестом – обе части являются вопросительными.
2. Чтение § 10 (учебное пособие), с. 41-72
Задание. Внимательно прочитать материал § 10 и ответить на вопрос: «О чем на уроке сказано не было?»
Учащиеся расскажут о том, что сложносочиненное предложение необходимо отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
IV. Закрепление изученного. Работа по вариантам.
Задание. Продолжить каждое предложение дважды, чтобы получилось:
1) простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и;
2) сложносочиненное с тем же союзом.
Начертить схемы предложений.
Наступил первый учебный день и …
Наступил первый учебный день, и …
Ветер подхватил сено, разложенное для просушки и …
Ветер подхватил сено, разложенное для просушки, и …
Уже появилось на небе солнышко, и …
Уже появилось на небе солнышко и …
V. Итог урока.
Домашнее задание.§ 10,составить 5 сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом, произвести синтаксический разбор, построить схемы.
По ночам подмораживало и звёзды усеяли небо.
Рано утром солнце палило не так жарко и с моря веяло свежестью
Вчера во время грозы дождь шумел и ветер яростно бушевал.
После обеда затянулось небо и был дождь.
У причала суетятся матросы и торжественно отплывают в море корабли.
Урок 15 Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБЩИМ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ
Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс
Цели: научить опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений; закрепить умение объяснять отсутствие запятой в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.
Ход урока
I. Организационный момент.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8451 — | 7340 — или читать все.
78.85.5.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
ПЕРВОЕ ДЫХАНИЕ ОСЕНИ
Еще в начале июля, бывает, пожелтеет один-единственный листок на березе, и так он среди пышной зелени держится долго. Но в какой-нибудь день он оторвется и крутится долго в воздухе, а потом опустится в траву. К вечеру тишина ложится на землю. Желтый листок с березы лежит в траве и виден издалека. И без него не пахнул бы так чабрец, не таким красивым казался бы вереск и не было бы такой радости видеть траву, деревья, кусты и высокие ели.
Запомнить! Сочинительный союз располагается между частями сложносочиненного предложения и не входит ни в одну из них.
1. Анализ предложений, записанных на доске.
1) Пришлаосень, И лесаоделись в золотой наряд.
2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник, ИЛИ перебежит дорогу суслик.
3) Солнцезашло за горы, НО было еще светло.
4) Вдалеке над городом прогремелгром И блеснула яркая молния.
5) К концу дня, когда мы подъехали к дому, дождьперестал и ветерначал заметно стихать.
6) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело?
Вывод предлагается сделать учащимся самостоятельно.
Перед нами сложносочиненные предложения, состоящие в основном из двух простых предложений, соединенных между собой сочинительными соединительными, разделительными и противительнымисоюзами и разделенных запятыми. Однако в четвертом, пятом и шестом предложениях запятые не поставлены, потому что в четвертом предложении есть общий второстепенный член и обе части его объединены им; в пятом предложении кроме общего второстепенного члена есть еще придаточное предложение, а в шестом – обе части являются вопросительными.
2. Чтение § 10 (учебное пособие), с. 41-72
Задание. Внимательно прочитать материал § 10 и ответить на вопрос: «О чем на уроке сказано не было?»
Учащиеся расскажут о том, что сложносочиненное предложение необходимо отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
IV. Закрепление изученного. Работа по вариантам.
Задание. Продолжить каждое предложение дважды, чтобы получилось:
1) простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и;
2) сложносочиненное с тем же союзом.
Начертить схемы предложений.
Наступил первый учебный день и …
Наступил первый учебный день, и …
Ветер подхватил сено, разложенное для просушки и …
Ветер подхватил сено, разложенное для просушки, и …
Уже появилось на небе солнышко, и …
Уже появилось на небе солнышко и …
V. Итог урока.
Домашнее задание.§ 10,составить 5 сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом, произвести синтаксический разбор, построить схемы.
По ночам подмораживало и звёзды усеяли небо.
Рано утром солнце палило не так жарко и с моря веяло свежестью
Вчера во время грозы дождь шумел и ветер яростно бушевал.
После обеда затянулось небо и был дождь.
У причала суетятся матросы и торжественно отплывают в море корабли.
Урок 15 Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБЩИМ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ
Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс
Цели: научить опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений; закрепить умение объяснять отсутствие запятой в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.
Ход урока
I. Организационный момент.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8410 — | 8028 — или читать все.
78.85.5.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно