Цель: научить определять смысловые отношения в сложносочиненном предложении.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

III. Словарный диктант.

Колонна, колонка, источенные (солнцем), источен, источена, источено, реактивный, реакция.

Задание . Составить со словами три сложносочиненных предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами, построить схемы.

IV. Диктант с заданием.

Задание . Подчеркнуть главные члены в каждом предложении, построить схемы, объяснить.

Пусть нива колос наливает

И крепнет трудовой народ

Пусть наше слово расцветает,

И наша правда пусть растет.

V. Работа в группах.

Задание. з аписать предложения, расставить знаки препинания, выделить союзы, построить схемы, определить смысловые отношения.

1. Лампы горели по-зимнему, и камин тихонько трещал… (Ф. Сологуб.) (Одновременность действия.)

2. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.) (Последовательность действий.)

3. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. (М. Горький.) (Причинно-следственное значение.)

4. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию. (К. Паустовский.) (Причинно-следственное значение подчеркивается обстоятельством причины потому.)

1. Часто в ольховых лесах вырастают густые заросли лесной сладкой малины, а на моховых кочках спеет черника. (И. Соколов-Микитов.) (Отношения противопоставления.)

2. Солнце зашло за горы, но было еще светло. (Л. Н. Толстой.)

3. Сказал бы словечко, да волк недалеко. (Пословица.)

4. К вечеру Дерсу немного успокоился, зато я не мог найти себе места. (В. К. Арсеньев.)

1. Мелькнет ли серна меж кустами, проскачет ли во мгле сайгак. (А. С. Пушкин.) (Чередование явлений.)

2. То истиной дышит в ней все, то все в ней притворно и ложно. (М. Ю. Лермонтов.)

3. Не то светало, не то темнело. (М. Пришвин.)

4. Становилось жарко, и я поспешил домой. (М. Ю. Лермонтов.)

Можно выполнить упр. 63, 65, 69 по группам (задание то же).

VI. Повторение. Объяснительный диктант.

Первое дыхание осени

Еще в начале июля, бывает, пожелтеет один-единственный листок на березе, и так он среди пышной зелени держится долго. Но в какой-нибудь день он оторвется и крутится долго в воздухе, а потом опустится в траву. К вечеру тишина ложится на землю. Желтый листок с березы лежит в траве и виден издалека. И без него не пахнул бы так чабрец, не таким красивым казался бы вереск и не было бы такой радости видеть траву, деревья, кусты и высокие ели.

Запомнить! Сочинительный союз располагается между частями сложносочиненного предложения и не входит ни в одну из них.

Домашнее задание. § 13–15, упр. 69.

ПЕРВОЕ ДЫХАНИЕ ОСЕНИ

Еще в начале июля, бывает, пожелтеет один-единственный листок на березе, и так он среди пышной зелени держится долго. Но в какой-нибудь день он оторвется и крутится долго в воздухе, а потом опустится в траву. К вечеру тишина ложится на землю. Желтый листок с березы лежит в траве и виден издалека. И без него не пахнул бы так чабрец, не таким красивым казался бы вереск и не было бы такой радости видеть траву, деревья, кусты и высокие ели.

Запомнить! Сочинительный союз располагается между частями сложносочиненного предложения и не входит ни в одну из них.

1. Анализ предложений, записанных на доске.

1) Пришлаосень, И лесаоделись в золотой наряд.

2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник, ИЛИ перебежит дорогу суслик.

3) Солнцезашло за горы, НО было еще светло.

4) Вдалеке над городом прогремелгром И блеснула яркая молния.

5) К концу дня, когда мы подъехали к дому, дождьперестал и ветерначал заметно стихать.

6) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело?

Вывод предлагается сделать учащимся самостоятельно.

Перед нами сложносочиненные предложения, состоящие в основном из двух простых предложений, соединенных между собой сочинительными соединительными, разделительными и противительнымисоюзами и разделенных запятыми. Однако в четвертом, пятом и шестом предложениях запятые не поставлены, потому что в четвертом предложении есть общий второстепенный член и обе части его объединены им; в пятом предложении кроме общего второстепенного члена есть еще придаточное предложение, а в шестом – обе части являются вопросительными.

2. Чтение § 10 (учебное пособие), с. 41-72

Задание. Внимательно прочитать материал § 10 и ответить на вопрос: «О чем на уроке сказано не было?»

Учащиеся расскажут о том, что сложносочиненное предложение необходимо отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

IV. Закрепление изученного. Работа по вариантам.

Задание. Продолжить каждое предложение дважды, чтобы получилось:

1) простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и;

2) сложносочиненное с тем же союзом.

Начертить схемы предложений.

Наступил первый учебный день и …

Наступил первый учебный день, и …

Ветер подхватил сено, разложенное для просушки и …

Ветер подхватил сено, разложенное для просушки, и …

Уже появилось на небе солнышко, и …

Уже появилось на небе солнышко и …

V. Итог урока.

Домашнее задание.§ 10,составить 5 сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом, произвести синтаксический разбор, построить схемы.

По ночам подмораживало и звёзды усеяли небо.

Рано утром солнце палило не так жарко и с моря веяло свежестью

Вчера во время грозы дождь шумел и ветер яростно бушевал.

После обеда затянулось небо и был дождь.

У причала суетятся матросы и торжественно отплывают в море корабли.

Урок 15 Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБЩИМ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ

Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс

Цели: научить опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений; закрепить умение объяснять отсутствие запятой в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.

Ход урока

I. Организационный момент.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8451 — | 7340 — или читать все.

78.85.5.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ПЕРВОЕ ДЫХАНИЕ ОСЕНИ

Еще в начале июля, бывает, пожелтеет один-единственный листок на березе, и так он среди пышной зелени держится долго. Но в какой-нибудь день он оторвется и крутится долго в воздухе, а потом опустится в траву. К вечеру тишина ложится на землю. Желтый листок с березы лежит в траве и виден издалека. И без него не пахнул бы так чабрец, не таким красивым казался бы вереск и не было бы такой радости видеть траву, деревья, кусты и высокие ели.

Запомнить! Сочинительный союз располагается между частями сложносочиненного предложения и не входит ни в одну из них.

1. Анализ предложений, записанных на доске.

1) Пришлаосень, И лесаоделись в золотой наряд.

2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник, ИЛИ перебежит дорогу суслик.

3) Солнцезашло за горы, НО было еще светло.

4) Вдалеке над городом прогремелгром И блеснула яркая молния.

5) К концу дня, когда мы подъехали к дому, дождьперестал и ветерначал заметно стихать.

6) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело?

Вывод предлагается сделать учащимся самостоятельно.

Перед нами сложносочиненные предложения, состоящие в основном из двух простых предложений, соединенных между собой сочинительными соединительными, разделительными и противительнымисоюзами и разделенных запятыми. Однако в четвертом, пятом и шестом предложениях запятые не поставлены, потому что в четвертом предложении есть общий второстепенный член и обе части его объединены им; в пятом предложении кроме общего второстепенного члена есть еще придаточное предложение, а в шестом – обе части являются вопросительными.

2. Чтение § 10 (учебное пособие), с. 41-72

Задание. Внимательно прочитать материал § 10 и ответить на вопрос: «О чем на уроке сказано не было?»

Учащиеся расскажут о том, что сложносочиненное предложение необходимо отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

IV. Закрепление изученного. Работа по вариантам.

Задание. Продолжить каждое предложение дважды, чтобы получилось:

1) простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и;

2) сложносочиненное с тем же союзом.

Начертить схемы предложений.

Наступил первый учебный день и …

Наступил первый учебный день, и …

Ветер подхватил сено, разложенное для просушки и …

Ветер подхватил сено, разложенное для просушки, и …

Уже появилось на небе солнышко, и …

Уже появилось на небе солнышко и …

V. Итог урока.

Домашнее задание.§ 10,составить 5 сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом, произвести синтаксический разбор, построить схемы.

По ночам подмораживало и звёзды усеяли небо.

Рано утром солнце палило не так жарко и с моря веяло свежестью

Вчера во время грозы дождь шумел и ветер яростно бушевал.

После обеда затянулось небо и был дождь.

У причала суетятся матросы и торжественно отплывают в море корабли.

Урок 15 Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБЩИМ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ

Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс

Цели: научить опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений; закрепить умение объяснять отсутствие запятой в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.

Ход урока

I. Организационный момент.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8410 — | 8028 — или читать все.

78.85.5.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно