Олимпиадные задания для учащихся 4 х классов. В работе даны критерии оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
olimpiada_okruzh_mir_4_kl.docx117.08 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по окружающему миру (2010-2011год) 4 класс ШИФР__________

Самое глубокое озеро в мире, в которое впадает множество рек, а вытекает лишь одна. __________________________________________

Назови каждую группу обобщённым понятием?

Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи _______________

Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания___________

Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа____________

Великая Китайская, Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская._______________________________

Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара. ___________

Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское. _______

Разгадайте ребус. Составьте цепь питания с этим животным.

К какой природной зоне относятся?

  1. а) растения низкорослые, с мелкими листьями
  2. б) растения имеют очень длинные корни
  3. в) расположены растения всех ярусов
  4. г) сплошной травянистый растительный покров

Рассмотрите диаграмму. Она показывает, как изменялось количество детей, перенесших простудные заболевания в 2008 году. По данным диаграммы ответьте на вопросы:

1. В каком месяце наблюдается максимальное количество заболевших детей? ________________________________________________________________

2. В каком месяце наблюдается резкий рост заболеваемости? _______________________________________________________________

3. Сравни показатели заболеваемости в феврале и октябре. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите профилактические меры, которые должен соблюдать каждый ученик в школе и дома, чтобы избежать простудных заболеваний.

Определи животное и среду обитания организма по перечисленным признакам:

  1. а) Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши.
  2. б) Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности — плавники.
  3. в) Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двулопастной хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально.
  4. г) Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности — “лопаты”, шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей.

Прочитайте приведенные в таблице примеры. Какие свойства воды и воздуха в них описаны? Запиши эти свойства.

В аквариуме, наполненном водой, хорошо видна форма и цвет рыб и растений.

Вода в стакане оказалась сладкой на вкус.

На сильном морозе стеклянная банка, наполненная водой, лопнула.

Мама на кухне печет пирог. Ты находишься в другой комнате и не видишь, что делает мама, но точно определяешь, что она печет пирог.

Зимнюю одежду утепляют мехом или слоем ткани из рыхлых волокон.

Соотнесите группу животных с характерными особенностями их строения.

1. Тело покрыто перьями.

Насекомые 2. Тело покрыто шерстью.

3. Три части: голова, брюшко, грудь.

Птицы 4. Два крыла, две ноги.

Звери 6. Крылья и ноги прикреплены к груди.

7. Развиваются из яиц.

8. Рождают живых детенышей и выкармливают молоком.

Напишите об одной из экологических проблем нашей страны. Предложите способы ее решения.

Олимпиады по окружающему миру.

Задачи общего развития младших школьников решаются не только на уроках, но и во внеклассной работе. Формы организации такой работы различны. Среди них наиболее эффективные – олимпиады, интеллектуальные игры и КВН. Они способствуют решению таких учебно-познавательных задач как развитие у учащихся потребности в познании окружающего мира и его проблем, становление интереса к предметам естественно-научного цикла, формирование эмоционально-ценностного отношения к природе. Олимпиады позволяют судить об уровне знаний учащихся, их кругозоре, умении устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы, природой и человеком, находить оригинальные нестандартные пути выполнения предложенных заданий.

Олимпиады проводятся на уровне класса, школы, района или города. Условием успеха данного мероприятия в школе является систематическая работа в классе во внеурочное время. При подготовке к районной и городской олимпиаде уделяется внимание, в основном, индивидуальной работе с будущими ее участниками.

Подготовительный этап олимпиады включает разнообразные виды учебной деятельности, среди которых специфическим и результативным является подбор, чтение и последующее обсуждение литературы под руководством учителя. В своей работе я использую детские энциклопедии, научно-популярную и краеведческую литературу, материалы периодической печати. Подготовке учащихся будут способствовать также решение олимпиадных задач прошлых лет, различные викторины, марафоны, организация наблюдений за окружающей природой, экскурсии, посещение краеведческого музея.

Важным шагом при подготовке учителя к олимпиаде является подбор заданий для учащихся. При компоновке материала учитывается необходимость включения заданий экологической направленности, отражающих особенности природы своего края, различающихся по сложности, форме предъявления и фиксации ответов учащимися.

Предпочтительны задания, не требующие объемных записей и рассуждений, так как для учащихся начальных классов будет не просто выполнить за относительно короткий срок такие виды действий, как чтение заданий, поиск путей его выполнения, письменное изложение с учетом требований к каллиграфии, орфографии, стилистике. Исходя из этого можно предложить задания: “Перечисли…”, “Нарисуй схему пути…”, “Определи по описанию…”, “Выбери правильный ответ…”, “Соедини линиями…”, “Зачеркни лишнее…”, “Закончи предложение…”, “Найди и исправь ошибки…” и т.п.

Целесообразно подбирать задания с использованием опытов. Отвечая на такие вопросы дети учатся рассуждать, доказывать, делать выводы.

Задания репродуктивного характера предполагают воспроизведение знаний и умений, полученных учащимися из таких источников как рассказ учителя, учебник, видеофильм, настенная картина и т.п. Подобные задания, используемые на природоведческих олимпиадах, должны быть направлены на выявление основополагающих, не второстепенных знаний учащихся и свидетельствовать о его начитанности, кругозоре, увлеченности, отражать содержание различных разделов курса.

Может быть, мои задания помогут коллегам при организации проведения олимпиады по окружающему миру.

Все обо всём.

1. Вычеркни лишнее название.

  • Венера, Марс, Земля, Луна.
  • Россия, Франция, Кемерово, Китай.
  • Дон, Томь, Байкал, Днепр.

2. Угадай материки. Запиши их названия.

А) Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии. (Австралия)

Б) И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. (Антарктида)

В) А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком. (Африка)

3. Ответь на вопрос, одним словом.

  • Какую звезду можно увидеть днём? (Солнце)
  • Как называется прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
  • Как называется начало реки? (Исток)
  • Самый тёплый океан? (Индийский)

4. Назови каждую группу обобщенным понятием.

  • Анды
  • Альпы
  • Большой Кавказ
  • Гималаи
  • Пиренеи
Гренландия
Исландия
Кипр
Крит
Тасмания
Азия
Америка
Австралия
Африка
Европа
  • Великая Китайская
  • Восточно-Монгольская
  • Восточно-Европейская
  • Енисейская
  • Западно-Сибирская
Гоби
Каракумы
Калахари
Кызылкума
Сахара
Баренцево
Берингово
Карское
Охотское
Японское

(1-я группа – горы, 2-я группа – острова, 3-я группа – части света, 4-я группа – равнины, 5-я группа – пустыни, 6-я группа – моря)

5. Подчеркни одной чертой название тел, а двумя чертами название веществ.

Подкова, стакан, сахар, медь, крахмал, капля воды, железо, кусок сахара, сосулька, вода, воздух, пузырёк воздуха в воде, медная проволока.

Блиц-турнир.

  1. Газ, необходимый для жизни растений. (Углекислый)
  2. Самая большая африканская пустыня. (Сахара)
  3. Воображаемая линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушарие. (Экватор)
  4. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
  5. Кто кукует у кукушки? (Самец)
  6. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан)
  7. Какие кошачьи живут семьями? (Львы)
  8. Кто, по отношению к длине своего тела, прыгает дальше блоха или кенгуру? (Блоха)

В мире животных.

1. Подчеркни названия насекомых.

Бабочка, ласточка, жужелица, ящерица, стрекоза, тарантул, клоп, клещ, вьюн, скорпион, вертишейка, улитка, комар, пчела, мухоловка, овсянка, адмирал, круглоголовка, дубовая хохлатка, верблюдка, боярышница, бронзовка.

2. Ответь на вопросы.

А) Почему кошки часто умываются? (Кошки – хищники. Охотятся из засады. Лишние запахи им не нужны)
Б) Где у кузнечика ухо? (На ноге)
В) Что делает еж зимой? (Впадает в спячку)
Г) Кто может пить ногой? (Лягушка)
Д) След, какого хищного зверя похож на человеческий? (След медведя)

Решение экологических задач.

  1. Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие насекомых.)
  2. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Освобождается от паразитов, принимая “муравьиную ванну”.)
  3. Перед вами перекидной настольный календарь. По такому же принципу выпущено печатное издание, но в отличие от календаря листы в нём меняют свой порядок. Что это за издание и почему возможна перестановка листов? (По принципу перекидного календаря выпущена Международная Красная книга. На каждом листе этой книги собраны сведения об одном животном. В зависимости от численности и степени угрозы его существованию животных относятся к различным категориям. Если численность животных сократилась или была восстановлена, то лист может быть перенесён в другую категорию.)
  4. Американская фирма “Бэл телефон” создала искусственный прибор для слежения за полётом самолётов. Он точно улавливает движущиеся изображения самолётов на экране радара и никогда не пропускает ни одного лайнера. По этому же принципу работает пропускная система Московского метро. У какого земноводного человек позаимствовал эту идею? (Известно, что когда в поле зрения лягушек попадает насекомое, оно прерывает луч света, который падает на светочувствительный элемент глаз, и липкий язык безотказно ловит добычу.)
  5. У всех птиц самцы красивее, чем самочки. А у плавунчиков самки — красавицы, а самец серый, невзрачный. Почему? (У плавунчиков самцы высиживают птенцов, поэтому они должны быть незаметны на гнезде.)
  6. Иногда стрекозы залетают далеко от водоёма на луг, в лес, где охотятся за насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде. Почему? (Вода нужна стрекозе, т.к ее личинки могут развиваться только в водной среде.)

Найдите ошибки в экологических очерках, используя свои наблюдения в природе.

  1. Белая трясогузка бегает по земле, зернышки собирает, хвостиком из стороны в сторону машет. Прилетает рано, со вскрытием рек. Гнёзда строит на невысоких деревьях, часто даже в дуплах.
    (Белая трясогузка – насекомоядная птица. Хвостиком машет вверх – вниз, гнёзда строит в кучах хвороста среди деревянных построек, в поленницах, выворотнях корней.)
  2. В лесной чаще пробирается клещ. Вот взмыл, трепеща крыльями, на большую берёзу, проскакал по крайней веточке и устроился на её конце в ловчей позе – четыре ножки крепко держатся за веточку, а две ловчие вытянуты далеко вперёд. Теперь кто, проходя, зацепится за ножки клеща, тот и унесёт его на себе.
    (У клещей нет крыльев, и летать они не могут. У клеща 8 ног, а не 6. Поднимается взрослый клещ не выше чем на 1,5-2 метра. Сидя на кроне берёзы, он не найдёт прокормителя.)
  3. Божья коровка сосредоточено грызла молодой побег. Синица заметила жука и запрыгала в его сторону. Божья коровка моментально перелетела на ближайший чёрно-красный цветок и стала невидимой для врага.
    (Божья коровка питается тлёй. Она хищница. Её окраска предупреждающая. Это сигнал о том, что она ядовита, поэтому ей не надо маскироваться в цветах.)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

ШКОЛЬННЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Отметь нужные высказывания: Медуза – это живое существо, потому что она:

а) плавает в морях

г) может находиться только в воде

Какая из цепей питания указана правильно?
А) сосна – дятел – жук-короед;
Б) слизни – капуста – жаба;
В) рожь – мышь – змеи – орлы. 2 балла

Орган зрения уши

Орган слуха нос

Орган обоняния язык

Орган вкуса кожа

Орган осязания глаза 2,5 балла

В каждой строке найди лишнее слово и подчеркни его:

А) Снежинка, дерево, птица, тарелка , микроб.

Б) Гранит, глина, асфальт , песок, уголь, нефть.

В) Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа .

Г) Вяз, ольха, пихта , ясень, клён.

Д) Дон, Енисей, Байкал , Лена.

Е) Лягушка, ёж , гадюка, хамелеон, уж. 3 балла

Назови понятия, соответствующие указанным определениям:

1) уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков – это карта

2) время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца 1 год

3) особая территория, на которой растения и животные находятся под охраной, называется заповедник. 3 балла

В указанном списке подчеркни экологические катастрофы.

А) сильный ливень,

Б) пожар на предприятии,

В) слив мазута в ручей,

Д) гибель танкера с нефтью в Черном море,

Е) шторм в океане. 3 балла

Узнай полезные ископаемые по их описанию. Заполни таблицу – укажи названия полезных ископаемых.

Ответь на вопрос одним словом.

А) Какую звезду можно увидеть днём? солнце

Б) Как называется прибор для определения сторон горизонта? компас

В) Как называется начало реки? исток

Г) Самый тёплый океан. Индийский

Д) Воображаемая линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария. Экватор

Е) Кто спит вниз головой? летучая мышь

Ж) Какие представители кошачьих живут семьями? львы

З) У какой птицы мешок под клювом? у пеликана

Пронумеруй этапы круговорота воды в правильной последовательности:

4 просачивание и сток,

2 образование облаков,

Назови каждую группу обобщённым понятием.

А) Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи – горы

Б) Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания – острова

В) Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа – части света

Г) Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара – пустыни

Д) Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское – моря

Соедини линией дату и день проведения экологической акции:

Международный день птиц 6 баллов

Соедини стрелками. Что нужно сделать, если ты:

Порезался Охладить и перевязать

Обжегся Приложить холодный компресс

Ушибся Смазать йодом и перевязать 6 баллов

Прочитай текст. Определи, сколько в нём допущено фактических ошибок. Укажи их количество и напиши верные предложения:

У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

Верные предложения: Есть листья – это хвоинки. У лиственницы хвоинки опадают на зиму. Хвойные растения не цветут. Плодов нет у хвойных растений.

  • Парыгин Данил СергеевичНаписать 1125 06.11.2018

Номер материала: ДБ-206933

    06.11.2018 132
    06.11.2018 171
    06.11.2018 81
    06.11.2018 444
    06.11.2018 132
    06.11.2018 57
    06.11.2018 84
    06.11.2018 209

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.