В мире живет не так много людей, осознанно покупающих игры, в которых нужно много думать. Остальные натыкаются на них случайно, и немногие из них затягивают и завораживают так сильно, как те, что мы перечислили ниже. Вот и мы наткнулись на них случайно, а бросить не смогли. Заманили своим геймплеем, головоломками и проблемой выбора. Это тебе не Нико Беликом выбирать, кого из двух подонков пристрелить. Здесь действительно надо думать.

The Talos Principle

Когда игра только вышла, весь мир содрогнулся в блаженном изумлении: как студия, пятнадцать лет не выпускавшая ничего, кроме новых частей и ответвлений шутера Serious Sam, умудрилась создать тонкую философскую головоломку, где нет ни одной драки, зато есть больше сотни заковыристых задачек? Правда, кое-какое напоминание о Сэме было в виде многочисленных греческих и египетских развалин. Собственно, они и являются главным местом действия. Только среди древних руин парят странные механизмы, светят пулеметные турели, светятся мины. А потом странный голос возвещает, что имя ему Элохим, и предлагает войти в храм, который больше похож на испытательный комплекс со множеством порталов в разные миры: средневековая Европа и древние Греция с Египтом. Но везде лишь развалины и механизмы, которые не пускают тебя дальше и норовят убить.

Игра чем-то похожа на Portal, только юмора в ней нет ни грана. Она поднимает серьезные философские темы, превращая процесс в медитативное приключение с «вечными» вопросами. Эстетический побег из реальности, где искусственный интеллект борется с живым и пытается свергнуть своего Бога. Именно эти темы не дают заскучать во время разгадывания головоломок. Зато после прохождения чувствуешь себя как после сдачи экзамена.

Antichamber

Объяснять эту игру – это все равно что пытаться выкопать могилу ложкой. Но мы попробуем.

Девиз Antichamber гласит: «Из двух очевидных вариантов правильным оказывается третий». Игра твердо следует этому мото, круша все устои и нарушая все возможные логические правила.

Сразу после запуска игры ты попадаешь в комнату, где уже тикает таймер и нет никаких намеков, что, как и зачем нужно делать. А нужно просто пройти до конца по витиеватым коридорам, больше напоминающим приход или галлюцинации. Стандартная логика и привычные принципы устройства мира не работают. В этом смысле напоминает Portal, но терзает мозги и нервирует гораздо сильнее. Особенно своими яркими, неадекватными цветами и странной логикой.

Игрушка на любителя. Кому-то понравится, кому-то нет, но впечатления после себя оставит.

Beholder

Разбавим бездушные блуждания по фантасмагорическим мирам чем-то более реальным и душевным. Ведь иногда думать нужно не только для того, чтобы решить какую-то головоломку, но и сделать правильный выбор, исходя из точки зрения морали, выгоды, здравого смысла и собственной безопасности. Именно такие вопросы поднимает дивная и крайне грустная игра Beholder.

Так что игру можно закончить в полном одиночестве, когда одни члены семьи не захотят с тобой общаться, а другие просто помрут. И знаешь, что все это напоминает? Жизнь, когда ситуация складывается так, что ради близких приходится идти на сделку с совестью и искать себе оправдания. В этом сложность игры, что каждое свое действие приходится рассматривать с весьма неожиданной стороны.

Stephen’s Sausage Roll

Кто бы мог подумать, что симулятор жарки сосисок на углях может быть таким интересным. Без шуток, главный герой оказывается на острове, разделенном на множество зон, каждая из которых — пазл. Суть проста: есть горячие поверхности, есть сосиски. Нужно равномерно прожарить каждую сосиску и не сжечь ее. Но прежде нужно расчистить пространство, столкнуть сосиску в нужное место и приготовить.

При всей внешней простоте игра генерирует огромное количество различных геймплейных ситуаций, а новые механики вводятся так незаметно, что игрок всегда думает, будто сам их обнаружил. Несмотря на примитивную графику, играть в это очень приятно. Но не сразу, нужно некоторое время попривыкать, ведь поначалу управление будет жутко выводить из себя.

The Witness

Если уж и были игры, созданные по мотивам собственных снов, то The Witness – определенно одна из них. Невероятно красивый пейзаж, в который гармонично вплетены загадки и сложные головоломки, имеющие иногда несколько типов решений. Кроме того, система загадок сделана таким образом, что заставляет нас с диким интересом присматриваться к каждой детали в поисках какой-то подсказки.

Иногда для того, чтобы решить загадку, придется присмотреться к окружению, иногда — вспомнить уже решенные пазлы. Иногда же — двинуться дальше, оставив сложное на потом. И если повезет, выход придет сам собой.

Если вас достали тупые штамповки и вы хотите чего-то совершенно нового, пост для вас. Скажу честно, не претендую на абсолютную истину, но во все эти игры я играл и у меня они вызвают своеобразное воспоминание и послевкусие.

Ну, начнем пожалуй с классики. Старого доброго Фаренгейта — пророчество индиго.

Игра в жанре динамический квест. Здесь скажем так не будет затупства в виде бесконечного поиска банального предмета по огромной локации, чтобы пройти определенный простецкий момент игры, который в реальной жизни даже не вызывает вопросов. В игре Фаренгейт всё динамично, не успел найти предмет, тормозов не будет — сюжет будет развиваться по своему. Масса вариантов, и несколько концовок. Сюжет по качеству сравним с фильмом Матрица, игра актёров и психологические моменты сделаны так, что вы полностью будете чувствовать переживания героев и погрузитесь в этот фантастический сюжет. Категорически рекомендую, несмотря на то, что игре уже более 10 лет и она весьма архаична в плане графики. Аналогов подобному жанру НЕТ. Если знаете нечто похожее, отпишитесь.

Серия игр The Longest Journey

История тянется аж с 90х годов. The Longest Journey, Dreamfall, Dreamfall chapters

Здесь интересен прежде всего сюжет. Потрясающее переплетение казалось бы несовместимых жанров фэнтези и киберпанка (!). Сюжет достоин не только игры, но и книги и качественной экранизации в виде сериала. Действие игры происходит в двух мирах — будущем планеты Земля, мире науки и одновременно в сказочном фэнтезийном мире сказок, а герои путешествуют между мирами. Сделано очень качественно и душевно. Ничего подобного ни в играх ни в кино я не видел.

Фобос 1953. Очень красивый квест про советский бункер. Атмосфера 10/10. Полная модель секретного бункера времён Сталина. Здесь вообще полнейшая неразбериха в сюжете и не всё понятно, но именно в этом и прелесть.

Sublustrum — игра от тех же авторов. Настоящий арт-хаус в мире игр. Не для всех, пораждает массу гипотез и версий по поводу того, что же именно хотели сказать авторы.

Тургор — это вообще адский плод больного воображения. Даже я не смог её осилить при всей своей любви ко всякой адухе и нестандартным вещам, но это игра несомненно со смыслом и те, кто его понял, несомненно его нашли. Авторы создали свой собственный мир, очевидно извлекая его из своего подсознания. Стоит задуматься.

Vampire the masquerade bloodlines. Вампирская RPG. Игра очень качественная и атмосферная. Здесь собрали все известные и не очень мифы и истории про вампиров и создали мир, в котором вампиры сосуществуют с людьми в современном, они там шифруются, шкерятся в канализации или же занимают высокие посты и имеют огромные особняки аристокатов. Как сосуществуют вампиры разного происхождения? Как взаимодействовали бы они с людьми и каким был бы мир при этом? Авторы создали просто отличную, я считаю, модель всего этого. Это намного интереснее чем Другой мир. К тому же, свой глубоко продуманный мир они снабдили интересным и разноплановым геймплеем и отличным сюжетом.

Bioshock infinite — Стимпанк антиутопия. Вроде бы, жанр чисто FPS, какой смысл, главное пиф-паф? Но ничего подобного! Антиутопический и не совсем понятный сюжет, поданный весьма необычно, нестандартная концовка игры оставляют своё послевкусие. Показано некое вроде бы правильное общество, построенное на религиозных принципах, эдакий воздушный замок, который скрывает в себе массу мерзостей и гнили. Несмотря на то, что это просто адская фантазия, игра по сути глубоко социальна.

Soma. Научно-фантастический квест от создателей Амнезии и Пенумбры. Однажды у какого-то паренька, больного раком, отсканировали мозг и его сознание оказалось внутри робота после гибели планеты. Постапокалиптическая история с очень нестандартной логикой и задумкой. Авторы игры поднимают извечную проблему человека и машины. Что такое сознание? Можно ли сознание человека переместить в машину? Если да, то что происходит с человеком, чьё сознание скопировали? Что произойдёт, если сознание скопированное в машину скопировать снова? Может ли машинный вирус иметь сознание? Что вообще есть реальность? В игре очень нестандартный взгляд на мир.

Dear Eshter — прогулка по острову с маяком. Казалось бы, скукотища, но нет, здесь авторы пытаются рассказать о жизни героев, которых вы в этой игре так и не встретите, но тем не менее, всё отлично передано и заставляет задуматься, оставив некое послевкусие. А атмосфера заставляет вас по настоящему почувствовать себя на этом острове. Эта игра по сути породила новый жанр.

What remains of edith finch. Здесь вы погуляете по заброшенному дому семьи Финчей, которые очень сильно ценили свои корни и память предков. Предки семьи Финч уплыли из Норвегии в попытках избавиться от семейного проклятия, уносящего жизни всех представителей рода. Уплыли не с пустыми руками: за собой они волокли целый дом, невесть как снятый со своего места и водруженный на баржу. Но несчастье плыло следом: у самого берега острова Косаток сильный прибой отправил дом и прародителя рода на дно. А выбравшиеся на сушу Финчи выстроили новое родовое гнездо. Но начать им пришлось с обустройства кладбища.
В игре вам придется прикоснуться к жизни каждого из живших в нём Финчей и прикоснуться что называется к душе каждого из героев. Здесь упор делается именно на человека, на его внутренний мир. У игры своеобразное послевкусие, в конце плакал, скажу честно.

The vanishing of Ethan Carter. Также квест, но квест очень и очень своеобразный. Здесь придется "разговаривать" с вещами, чтобы пробуждать воспоминания и память пространства по Г.М. Силанову, а также погружаться в мир фантазий загадочного Итана Картера. Концовка весьма неожиданна и заставляет задуматься. Примечательна игра тем, что действие её происходит в реальном полузаброшенном польском шахтёрском городке, который своей красотой и атмосферой не оставит никого равнодушным. Очень понравилось. После прохождения оставляет массу вопросов.

The Observer — польский ретро-киберпанк. Очень глубокоатмосферная игра с глубоким и осмысленным сюжетом, атмосферой в стиле ретро-90е, здесь можно увидеть и ретро будущее в воображении 70-80-х годов с примесью реальных вещей из 90х. Это создаёт по истине особую атмосферу. Школьникам не понять наверное. Мне очень и очень зашла. Даже прослезился над некоторыми моментами. В общем, рекомендуется любителям старой техники, и тем, кто ностальгирует. В игре очень необычные спецэффекты, напоминающие глюки и манера изложения. Но не пугайтесь, это не баг, а фича. В игре авторы пытаются понять что такое сознание, как и в игре Soma, в игре поднимается множество морально-этических проблем.

Собственно говоря, лучшие разработчики игр со смыслом несомненно поляки, подарившие нам шедевральную трилогию Ведьмак.

По мне, так трилогия Ведьмак — отличное продолжение книг Сапковского. Смысл и задумка и проблемы, поднимаемые в игре, соответствуют серии книг. Ведьмак — шедевр вне конкуренции и в рекламе не нуждается.

Украинцы тоже не лаптем щи хлебают, создали культовую игру Сталкер, изменившую жизнь многих людей. Думаю, комментарии излишне. Для меня это стало можно сказать моим жизненным путём. Это нечто большее, чем просто игра.

Ну а Сергей Носков — лучший российский автор игр со смыслом, и делает всё в 1 репу, иногда конечно же, как и все, обращаясь за помощью к фрилансерам

Поезд — квест от Сергея Носкова. Отлично изобразил поезд как жизнь человека, который едет от станции рождение до станции смерть. Очевидно, что игра основана на реальных событиях и жизни некого реального человека (или нескольких человек), с которым автор видимо вёл интересную беседу. Герою через многое пришлось пережить, советское детство, лихие 90е, тюрьму, аварию и много чего ещё. Всё это изображено в виде воспоминаний героя, показано своеобразным стилем изложения и конечно же, в игре масса морально-этических проблем.А как бы ты поступил в данном случае? Это предстоит решать Вам.

35 мм — необычный квест с элементами шутера от Сергея Носкова. Постапокалиптическая история о двух друзьях. Но главное здесь не сюжет, а главное — изучать и рассматривать атмосферный игровой мир и прочувствовать его. Вы можете просто пробежаться по быстрому и сказать, что игра полный отстой и не о чем, а можете внимательно всё исследовать и понять смысл, задумку и посыл автора. К тому же в игре масса пасхалок и отсылок к разным произведениям.
У игр Сергея Носкова есть пожалуй только один недостаток, но одновременно и достоинство игры понятны исключительно русскому человеку, а точнее жителю бывшего СССР и рассчитаны исключительно на их менталитет.

Ну и ещё один шедевр российский, правда это трудно назвать игрой — Бесконечное лето. Это не игра в традиционном понимании, а интерактивная книга, написанная с душой. Все моменты, происходящие в книге, красочно проиллюстрированы в анимешном стиле. Слог у писателя просто отличный, читается на одном дыхании как очень и очень добрая книга, которая заставит вас погрузиться в атмосферу жизни в СССР и прочувствовать себя молодым в пионерском лагере. Любителям хороших книг, и тем, кто считают, что книга лучше любой экранизации настоятельно рекомендую.

Life is strange. Это не научная фантастика, здесь придется многие вещи принимать на веру, как есть, не задумываясь почему? Как? Откуда? просто принимать. Это история о жизни девочки, серой мышки Макс, которая обрела вдруг власть над временем и её подружке Хлое. Но фантастические моменты — лишь фон. Упор в игре сделан на отношения между людьми. На характерах людей. Диалоги, игра актёров очень и очень продуманы и заставляют вас полностью прочувствовать всё происходящее глазами героини. Душевные моменты не оставят равнодушными. Смотрится как хорошее кино. Также рекомендую приквел Before the storm. В обоих играх масса неясностей и недосказанностей, которые вызывают бурную дискуссию среди блогеров.

Deus Ex — киберпанк экшн-квест-rpg. Как и всякий отличный киберпанк игра конечно же со смыслом, здесь и вопросы этики, вопросы, связанные с искусственным интеллектом и отношениях человек-машина, прогнозированием будущего, которое грамотно продумано, проблема того, можно ли с помощью машины улучшить человека и как относиться должны меж собой обычные и модифицированные люди. Игра с неповторимой атмосферой и продуманными персонажами. Рекомендую пожалуй все части.

Hellblade. Senua’s Sacrifice. Игра, в которой авторы попытались изобразить царство мёртвых, основываясь на скандинавской мифологии. Здесь сюжет как в Орфее и Эвридике, только в отличие от Орфея, здесь любимого из царства мёртвых идёт спасать отважная девушка Сенуя. Её переживания, боль и безумие просто отлично переданы в игре. К тому же реалистичная графическая реализация подчёркивает все эмоции и мимику героини. Именно это делает игру интересной и необычной. Хотя, честно сказать, как экшн игра весьма и весьма посредственная, головоломки хоть и нестандартные, но по большей части одинаковые на протяжении всей игры. Но великолепно исполненная роль безумной Сенуи (если это можно так назвать), неоднозначность сюжета и послевкусие не даёт вам просто так отпустить из головы эту историю и оставляет массу вопросов даже после прохождения игры. Нервным не рекомендуется!

Считаете ли вы игры современным искусством?
Если вы знаете игры со смыслом — пишите, обсудим.

Ушел в отпуск, хочется на пару дней уйти с головой в какую-нибудь хорошую игрушку, но устал от тех игр, где успех зависит от реакции и мелкой моторики пальцев рук.

Господа, посоветуйте какие-нибудь трушные игры, для которых требуется мозговая активность, которые заставляют действительно пошевелить мозгами.

ЗЫ: Шахматышашкинарды,квесты в стиле поиск предметов и задачник по С++ не предлагать.

ЗЫЫ: Besiege в свое время пришлась по душе.