Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных игр 2017 года — лучших, худших, так или иначе самых запомнившихся. Игр, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Сегодня очередь Prey (2017) (рецензия Никиты Богуславского).
Вот вам обычная игровая ситуация. Главный герой медленно бредет по слабо освещенному коридору и время от времени без толку тычется в железные двери — придуманные пароли, конечно же, не подходят, и электронные замки потому отвечают лишь ярко красной надписью Access Denied.
Через несколько метров герой пробует снова: набирает на цифровой клавиатуре код 45100 (или что-то вроде того), и дверь послушно отъезжает в сторону с еле слышным шипением. За ней находится со вкусом обставленная комната — вероятно, кабинет одного из членов экипажа. Герой проходит мимо странно стоящего стула к столу и находит на нем записку с комбинацией цифр.
Загадочный шорох заставляет его обернуться: комната по-прежнему пуста, и только слабый свет указывает через дверной проем на тот самый стул. Простояв несколько секунд в оцепенении, герой возвращается в коридор и отправляется дальше — к мостику космического корабля «Фон Браун».
Да, эта сцена ничего общего с Prey (2017) не имеет, она описывает приключения героя System Shock 2, но догадаться об этом с ходу не так уж и просто. Этому есть объяснение: Arkane могла бы без труда создать какую угодно игру про космос, но вместо этого сделала одну большую отсылку к жанру immersive sim. Пока Морган, вооруженный разводным ключом, исследует безлюдную (на первый взгляд) станцию «Талос-1», ему по рации дает советы некто Январь, таинственный незнакомец, который явно что-то не договаривает. В первые полчаса главный герой узнает о технологии Looking Glass, помогающей создать вокруг подопытного убедительный искусственный мир, а затем находит дверной замок, который отпирает паролем 0451.
Все это — отсылки к System Shock 2, работающие в Prey словно система «свой-чужой». Любой, кто когда-то давно пытался усмирить искусственный интеллект SHODAN, сразу же распознает в Prey старого друга и поставит коробку с игрой на полку рядом с Deus Ex, BioShock, Dishonored и Thief: The Dark Project.
Всем остальным предстоит пройти одно непростое испытание — принять тот факт, что Prey нельзя однозначно называть ни шутером, ни RPG.
Как и все перечисленные игры, Prey — это билет в крутую фантастическую вселенную с миллионом деталей, на создание которых разработчики потратили десятки часов.
И если вам не нравится здесь стрелять, исследовать каждую комнату, выполнять побочные квесты и собирать ресурсы для крафта, то это исключительно ваши проблемы. Arkane и не пыталась создать еще один шутер (для этого у Bethesda есть id и MachineGames), она старалась сделать так, чтобы ни один элемент станции «Талос-1» не казался фальшивым, ведь правдоподобность происходящего в immersive sim всегда была на первом месте.
Сегодня будущее жанра, похоже, в руках одной Arkane. Серию Deus Ex едва ли можно назвать живой, System Shock 3 выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, а Кен Левин, автор BioShock, с небольшой командой и вовсе делает что-то непонятное, так что Prey в 2017-м вывозит все наследие immersive sim в одного. И это, мягко говоря, весьма паршиво — игра-то крутая, а продается плохо.
В общем, если вы до сих пор не купили Prey хотя бы на распродаже, то сделайте это как можно скорее, иначе до конца жизни будете жаловаться на то, как EA и другие издатели вытягивают из игроков деньги в играх с пустыми мирами и лутбоксами.
Перезапуск Prey 2017 года получился, возможно, не таким, которого ждали фанаты, но все же весьма ярким и увлекательным. Если вы хотите испытать эмоции, схожие от тех, которые испытывали при исследовании космической базы, то вот список игр, похожих на Prey.
Серия BioShock
Оригинальный BioShock и все его сиквелы можно назвать самыми близкими к Prey играми. Боевая механика в Prey и то, как протагонист пользуется генетическими мутациями, чтобы расправляться с врагами и миновать препятствия, очень напоминают плазмиды из BioShock, только с большим уклоном в научную фантастику. Обе игры разделяют тематику гибнущего утопического общества, и Prey немало заимствует из Восторга. Обе про технологичные миры и опасные научные открытия, которые пытаются использовать в своих интересах крупные корпорации. Их похожесть – вовсе не совпадение, ведь свое вдохновение они черпали из одного источника, о котором и пойдет речь дальше.
System Shock 2
Эта игра заслуживает почестей за влияние на Prey куда больше остальных своих товарок в нашем списке. В ней такая же боевая система с видом от первого лица, и так же используется окружение для нагнетания напряжения. В System Shock 2 элементы RPG прекрасным образом сочетаются с традиционным шутером от первого лица, что оценят игравшие в Prey. Классика игр от мира сай-фай, где, как и в Prey, рассказывается клаустрофобная, параноидальная история.
Да, к настоящему времени System Shock 2 уже устарела, но с ней точно стоит ознакомиться, хотя бы из-за факта влияния, которое она оказала на множество отличных игр, таких как Prey и BioShock. Сейчас как раз ведется работа над ремейком, можете дождаться его.
Dead Space
Инженер оказывается в ловушке на борту космической станции, наводненной жуткими пришельцами. Звучит, как завязка Prey, но это совсем другая игра – великолепный Dead Space. Это скорее сурвайвл хоррор, чем RPG, и все же игра дарит похожие ощущения. Некроморфы, играющие здесь роль плохих парней, очень похожи на мимиков, в том смысле, что принимают любые формы и размеры в попытке прикончить протагониста.
Покинутая космическая станция, в чьих стенах разворачивается действие игры, по праву считается одним из самых жутких мест в истории видеоигр, а продуманная механика открытого космоса только способствует развитию клаустрофобии. Сиквел Dead Space получился удачным, но для лучшего понимания того, что же сделало серию такой популярной, играйте именно в оригинал.
Dishonored 2
Dishonored 2 создавался Arkane Studios, той же командой, что работала над Prey. И эти ребята – мастера создавать запутанные локации, где к цели ведет множество различных путей, каждый из которых требует планирования и грамотного использования игроком способностей своего персонажа. Прямо как в Prey. Левел-дизайн в Dishonored 2 можно без преувеличения назвать одним из лучших в современной игровой индустрии, а его вершина – часовая башня. Миры в обеих играх выглядят смешением сверкающих незапятнанных поверхностей с мрачными промышленными зонами, и немалую роль в Dishonored 2 и Prey играет нарратив. Игра прекрасно зайдет и любителям умных шутеров, и тем, кто любит поэкспериментировать на таких просторных игровых площадках.
Серия Metro 2033
Эта серия по какой-то непонятной мне причине находится среди самых недооцененных в истории игр. Оба этих постапокалиптических экшена отличаются умным и динамичным геймплеем; они основаны на замечательной серии романов, живописующих Россию, разрушенную, как и весь остальной мир, ядерной войной. Помимо изумительной механики стрельбы игры Metro могут похвастаться великолепным нарративом, прекрасно ухватившим отчаяние, заполнившее тоннели московской подземки. В продаже есть коллекция из обеих частей, позволяющая вдоволь насладиться уникальной смесью из сурвайвл хоррора и ролевой игры.
Alien: Isolation
Космическая станция, игрок, пищащий детектор движения и, в общем-то, почти все. Ну, разве что еще такая мелочь, как чужой. Простите, Чужой, который заперт вместе с вами, что превращает игру в истинный шедевр ужаса. Игра определенно принадлежит к жанру ужасов, но с Prey ее роднит схожая научно-фантастическая атмосфера, необходимость справляться с андроидами-убийцами и угроза со стороны корпорации. В Alien: Isolation совсем немного сражений, а геймплей в основном строится на прятках. Окружение проработано просто великолепно, с такой заботой и вниманием к деталям, что все выглядит практически так же, как в оригинальном фильме.
Серия Deus Ex
Серия Deus Ex позволяет взглянуть под одним из углов на последствия повсеместного внедрения технологий. Действие разворачивается в пугающе знакомом мире будущего, где люди начали пользоваться аугментацией, придающей им сверхчеловеческие способности. В центре происходящего оказывается Адам Дженсен, сильно модифицированный человек, раскрывающий по ходу игры глобальный политический заговор. Серия ценится за свободу, которую она предоставляет игроку, выборы, серьезно влияющие на геймплей и сюжет, чего хватает и в Prey, и в Dishonored. Игрок может множеством способов изменять Дженсена, настраивая его под свой стиль игры. На сегодняшний день в серии целых три игры, из которых лучшей считается оригинальная, но любая из них должна вам понравиться, если самой Prey вам показалось маловато.
Серия Half-Life
Half-Life – одна из самых любимых серий всех времен, и она категорически стоит вашего внимания, если вам понравилась Prey. Игра заставляет творчески подходить к использованию оружия и знакомит игрока с множеством разнообразной инопланетной нечисти. Есть определенные черты, которые можно отследить до System Shock, и которые есть в Prey. Например, акцент на взаимодействии игрока с окружающим миром. То, как происходит это взаимодействие, зачастую оказывается даже важнее стычек с врагами. Чистый восторг. Обе игры в серии Half-Life великолепны, и лучше их проходить, для получения полного спектра впечатлений, сразу одну за другой. Возраст у них уже приличный, поэтому вполне понятны регулярные требования поклонников выпустить уже третью часть.
Новый проект от команды, подарившей нам Dishonored, еще только на подходе. Научно-фантастический экшен Prey выйдет только 5 мая, и сейчас самое время поговорить про игры похожие на Prey, которые зададут правильный настрой к выходу нового проекта от Arkane Studios.
Half-Life 2
А начнем мы, пожалуй, с легендарной игры Half-Life 2, настоящего технологического шедевра от Valve, вышедшего в 2004 году. Проект отправит вас в фантастическую антиутопию и «покарает» невероятно проработанным сюжетом.