30 лет школьной информатике: прошлое, настоящее, будущее

1985 году в программу общеобразовательной школы вводится новый учебный предмет «Основы информатики и вычислительной техники». В 2015 году исполняется 30 лет школьной информатике. Эта дата дает повод для того, чтобы вспомнить основоположников, осмыслить пройденный путь, понять логику развития предмета и его перспективы.

Предлагаем создать проекты по темам:

Они изменили мир (рассказ о выдающихся личностях, внесших существенный вклад в развитие вычислительной техники. Мультимедиа альбом). Вредные привычки (видеоролик, около 5 минут о вреде курения, алкоголизма, наркомании в виде рекламы). Техника безопасности при работе в классе Информатики 30 лет назад и сейчас (желательно отыскать перечень правил техники безопасности для работы в кабинетах с компьютерами (первыми полупроводниковыми). Сравните их с современными правилами. Проанализируйте результаты сравнения). История Операционных Систем для персонального компьютера (необходимо сравнить ныне существующие и уже отжившие свое ОС, выделить отличия и найти сходства). Компьютеризация 21 века. Перспективы (учащиеся должны подумать, какие сферы человеческой деятельности еще не компьютеризированы, где компьютеризация необходима, а где она категорически недопустима, и нужна ли она вообще). Шифрование информации (предлагается понять и изучить возможные способы и методы шифрования информации. От простейших примеров – до самых современных методов открытого шифрования, открытых американскими математиками). Microsoft (все о компании, история, чем занимается т. е. подробный детальный анализ). Вирусы и борьба с ними (проект желательно подготовить в виде красочной презентации, звуком и анимацией, где бы учащийся рассказал о способах защиты от вирусов, борьбы с ними и советы, сводящие к минимуму возможность заразить свой компьютер). Мир компьютерной техники (работа представляет собой презентация-энциклопедия от старых устройств входящих в состав в компьютера до самых новейших разработок, максимально-возможное количество компьютерного оборудования) Защита информации (подробная работа о способах защиты информации как в сети так и в не её, о взломах защиты компьютера и т. п.).

С 26 октября по 01 ноября 2015 года провести комплекс мероприятий «Осенние каникулы в стране Информатика», посвященные 30-летию введения предмета «Информатика» в школьную программу.

4 декабря 2015 года — день информатики.

В 2015/2016 учебном году предлагаем провести в интернет — марафоне «Опережая время» (к 30-летию введения предмета ОИВТ в школьную программу) обучающихся и педагогов образовательных организаций.

    Интернет-марафон объединит все районы вашего города и района, предоставив каждому из них возможность организовать интернет-активность по заявленному направлению. Интернет-марафон напомнит фамилии «отцов» школьной информатики, представит основные этапы становления предмета «ОИВТ» и его трансформирования в предмет «Информатика и ИКТ», высветит наиболее трудные тематические разделы. На виртуальных площадках интернет — марафона педагоги получат возможность представить свои лучшие профессиональные наработки, обсудят вопросы по методике преподавания предмета и подготовки выпускников к итоговой аттестации. Как и полагается в юбилейный год на страницах интернет — марафона будет место праздничным флэш-мобам, поздравлениям и подаркам.

План проведения марафона:

Ежемесячно вы можете предлагать новые форматы виртуальных мероприятий, которые позволят повысить среди учащихся интерес к нашему предмету, узнать его исторические корни, возможно, продумать его будущее. Для учителей этот марафон — возможность пополнить методическую копилку по предмету как для урочной, так и для внеурочной деятельности.

Калейдоскоп технической эволюции кабинета информатики (В рамках мероприятия предлагается найти в архивах (учителей, школы, учеников) фотографии внешнего вида кабинета информатики (и особенно техники в нем). Фотографии разных лет помогут восстановить путь эволюционирования технического оснащения вашего кабинета. Даже если вы сменили место работы — неважно, основные этапы в большинстве школ совпадают. Для создания калейдоскопа необходимо расположить оцифрованные фотографии на ленте времени).

Совместное использование ленты времени позволит визуализировать процесс перехода с одного типа компьютерной техники на другой в школах нашей Республики.

Выствка «Наглядно об Информатике».

На данном этапе Вы собираете коллекцию реальных предметов, которые использовались при обучении информатике: оборудование, учебники, комплекты учебно-наглядных пособий для учащихся, методические пособия для преподавателей средних учебных заведений и т. д.

Третья четверть обычно изобилует предметными неделями. Информатика — не исключение. В рамках этого этапа представьте свой план проведения предметной декады по информатике. Там же разместите сценарий (и фотоотчет, если имеется) самого интересного мероприятия декады.

Чтобы собрать все ваши замечательные проекты в одном месте мы используем цифровую записную книжку One Note.

Уже совсем скоро будут проведены последние уроки третьей четверти, заполняются четвертными оценками журналы (бумажные и электронные), отмываются парты и подсыхает школьный двор. Приближаются весенние каникулы!

Мы поздравляем вас с этим событием и предлагаем в этом туре создавать себе и другим хорошее настроение с помощью музыкальных открыток — плейкастов.

Тем для музыкальных открыток у нас набралось множество:

Весна Каникулы Весенние каникулы в стране Информатика (поздравления с 30-летием введения предмета ОИВТ в школьную программу). Информатику когда-то не изучали в школе! Кто бы мог подумать!? Учимся играя.

Для закрепления изученного материала или в рамках контроля знаний учащихся учителя иногда предлагают ученику разгадать кроссворд или самому составить кроссворд по изученной теме. С одной стороны — игра, с другой — полезная вещь!

Составьте кроссворд по одной из тем школьного курса информатики, добавьте ссылку на созданный ресурс в анкету и укажите тему и класс, чтобы коллеги могли использовать ваши работы.

Современные IT-технологии позволяют ускорить процесс создания кроссворда:

Знания сегодняшних школьников проверили с помощью национальных исследований качества образования

11.10.2015 в 19:01, просмотров: 6440

Мало кто знает, но в этом году российская школа отмечает знаменательный юбилей: 30-летие введения уроков информатики. 6 октября контрольные работы написали в 8-х классах, а 8 октября — в 9-х.

Трудно поверить, но решения на высшем уровне о введении информатики в советской школе и о создании аналогичного отдела в РАН СССР принимались практически одновременно — в 1985 году, рассказал академик РАН, президент Курчатовского института Евгений Велихов. Вот какое значение придавалось тогда переходу системы школьного образования в новую информационную эпоху.

Правда, вначале, вспоминает академик РАН и РАО, ректор Московского педагогического госуниверситета и автор первых советских учебников по информатике Алексей Семенов, изучение информатики в школе шло, так сказать, в чистой теории — без компьютеров, не имевшихся тогда в наличии в советской стране. Но в 90-е годы компов стало достаточно, чтобы оборудовать в школах кабинеты информатики, а с 2000-х в нашу школу пришла «цифра». Тогда, правда, «узким местом» стал уровень подготовки учителей. Но постепенно преодолели и это.

За 30 лет школьная информатика стала другой: научно-технический прогресс идет все быстрей. Впрочем, и мы, пользователи, не стоим на месте: сегодня в ногу с веком идут уже не только дети, но и учителя. Как новый расклад сказывается на освоении школьной информатики сегодня, и призваны выяснить НИКО, впервые проводящиеся по данному предмету в октябре этого года.

Это срез, позволяющий усовершенствовать процесс преподавания и учебную литературу. Причем в заданиях для 8-х классов, где информатику только-только начинают изучать, акцент сделан на использовании ИТ в различных школьных предметах и внеурочной деятельности, рассказал руководитель проекта НИКО Сергей Станченко.

Действительно, задач на программирование в НИКО практически нет — только на составление алгоритмов. Зато там много вопросов на умение ориентироваться в информсреде, а также на безопасность при работе в Интернете. Например, надо указать, какой значок используется для команды компьютеру «искать», а какой — «печатать». Или прочитать фрагмент инструкции по обновлению операционной системы мобильного телефона и ответить, приведет ли нажатие указанной кнопки к установке обновления. Или найти ошибку в заполнении электронного бланка на выдачу российского паспорта. Короче, то, без чего немыслима сегодняшняя жизнь.

В общей сложности в НИКО по информатике приняли участие более 50 тысяч восьми- и девятиклассников из 740 школ России. Так что добро пожаловать в мир информатики, российский школьник! Правда, с одной оговоркой.

Международные исследования PISA, констатировал еще один отец-основатель школьной информатики в СССР середины 80-х годов ХХ века — Александр Уваров, свидетельствуют, что «насыщение школ компьютерами не влияет ни на грамотность учащихся, ни на их способности к счету. Да и опыт США как пионера повсеместного внедрения информатики учит, что проблема многих американских школ заключается в том, что там слишком много тестов и слишком мало педагогики». Не будем об этом забывать!

Заголовок в газете: Школьной информатике стукнул тридцатник
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26935 от 12 октября 2015 Тэги: Школа, Дети Места: Россия

Наверное, кому-то это покажется неожиданным, но первые опыты преподавания информатики в советской школе начались почти за тридцать лет до выведшей данный предмет в массы реформы образования. Действительно, трудно поверить, что уже в 1959 году в ряде школ Москвы и Новосибирска старшеклассников обучали программированию, теории информации и мат. части тогдашних компьютеров. Между тем, ни в появлении такого предмета, как информатика, ни в географическом расположении первых экспериментальных зон нет ничего удивительного. Буквально с самого начала опыт эксплуатации советских электронно-вычислительных машин выявил острую необходимость в квалифицированном обслуживающем персонале, понимающем принципы работы ЭВМ и способного с ней взаимодействовать. Именно по этой причине в двух «кибернетических столицах» Союза, обладавших максимальным парком вычислительной техники, под руководством известных ученых Андрея Петровича Ершова (в Новосибирске) и Семена Исааковича Шварцбурда (в Москве) были оперативно разработаны школьные учебные планы для решения текущих задач. Кстати, впоследствии именно Ершов станет автором первого всеобщего курса информатики.

"Дореформенный» учебник Демидовича для факультативов (слева) и каноничный учебник Ершова" — первое экспериментальное пособие под новую программу

С течением времени охват информатикой школьного населения расширялся, прежде всего за счет специализированных математических классов и школ, а также учебно-производственных комбинатов (УПК). Методология курса непрерывно совершенствовалась, но неизменным оставалось одно: «безмашинный» способ обучения. Иначе говоря, будущие операторы ЭВМ сами ЭВМ видели крайне редко, разве что какой-нибудь заводской или институтский вычислительный центр пустит в порядке гуманитарной помощи на часик. Много машинного времени получить было нереально, его хронически не хватало самому ВЦ.

Что же изучали школьники в те годы? Вот план курса информатики конца 50-х годов.

Электронные цифровые ВМ — 4 часа;

Арифметические основы программирования — 10 часов;

Основные сведения о программировании — 36 часов;

Перевод программ на язык машин — 26 часов;

Организация процесса программирования — 12 часов;

Стандартные программы. Автоматизация программирования — 26 часов;

Методы контроля — 26 часов;

Общая характеристика математических машин — 24 часа.

Школьный вычислительный центр — ученики 60-х о таком даже не мечтали

С 1 сентября 1985 года информатика (а точнее – «Основы информатики и вычислительной техники», ОИВТ) стала обязательным предметом во всех общеобразовательных школах Советского Союза. Как ни удивительно, проблема с кадрами, по крайней мере в больших городах, решилась довольно быстро: учительский корпус формировался не только из преподавателей естественнонаучных предметов, но и из инженеров-математиков и программистов профильных НИИ, чувствовавших в себе педагогические способности.

Информатика как учебная дисциплина прошла к тому времени большой путь развития, поэтому новая программа стала как бы логическим продолжением предыдущих. В рамках курса изучались:

Элементы математической логики;

Основные возможности ЭВМ и варианты их применения;

Архитектура и компоненты ЭВМ;

Основы алгоритмизации, построение блок-схем;

Основы программирования и написания программ.

Три учебника, рекомендованных школам Министерством образования СССР по курсу информатики. Слева направо: Гейн/Житомирский, Кушниренко, Каймин

Что касается собственно программирования, то в начальном варианте курса отсутствовала привязка к какому-либо конкретному языку. Вместо этого предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ), представлявший собой по сути символьную развертку блок-схем — школьные шутники называли его «если не то — то всё».

В качестве следующего шага основоположник советской информатики А.П. Ершов в своем учебнике рекомендовал использовать язык Рапира – машинно исполняемую адаптацию алгоритмического языка. Были и другие предложения – так, «московская школа» преподавателей активно продвигала популярный в то время язык Алгол. Однако уже через 2-3 года основным школьным языком программирования де-факто стал Бэйсик – достаточно простой для детей, но при этом имеющий необходимый функционал и, самое главное, адаптированный под весь зоопарк вычислительной техники, появившейся в кабинетах информатики. К слову сказать, Бэйсик не сдал свои позиции в школе и поныне.

Прежняя «безмашинная» методика преподавания информатики постепенно уступала место «машинной», у детей появился доступ к технике и возможность писать свои собственные программы. Хочу отметить, что именно знакомство с компьютерами, а не предмет как таковой, стал для многих из нас поворотной точкой в нашей жизни. Лучшие учителя прекрасно это понимали, и активно подогревали интерес к творчеству, преодолевая методические преграды – учебники «не под тот язык», различия в диалектах и так далее.

Курс информатики образца 1985 года оставался практически неизменным в течение почти 15 лет. Между тем мир вокруг нас за это время стал совсем другим – и школьной информатике также необходимы были перемены