Интеллект-карта – это удобный и эффективный способ запоминания большого объёма информации. Можно практиковать составление интеллект – карт по каждой изучаемой теме на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_intellekt_kart_na_urokah_fiziki_kak_sredstvo_razvitiya_obraznogo_myshleniya_uchashchihsya.docx1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реформирование современной общеобразовательной школы направлено на создание педагогических условий для развития личности школьника. И предлагает приоритет компетентностного подхода, когда на пер.

Вашему вниманию предложено обобщение опыта (текстовый документ) + разработка урока физики в 9 классе (по Шахмаеву) по теме: "Вес тела, невесомость, перегрузки".

Экологический материал дает возможность формирования универсальных учебных действий, представления о целостной картине мира, интеграции знаний по математике, биологии, экологии, изобразительному.

Педагогический проект для аттестации.

Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики".

Презентация "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики".

Цель применения ментальных карт – эффективное управление информацией, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Ментальные карты дают большую свободу мысли, это.

В этой статье учитель даётопределение интеллект-карте, правила оформления,приводит примеры нескольких интеллект-карт.

Просмотр содержимого документа
«"Использование интеллект- карт на уроках физики, как средство развития образного мышления учащихся"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жабская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

интеллект – карт на уроках физики,

как средство развития образного мышления учащихся

Египко Римма Ивановна учитель физики

первая квалификационная категория

Интеллект-карта – это удобный и эффективный способ запоминания большого объёма информации. В своей работе я во всех классах практикую составление интеллект – карт по каждой изучаемой теме на уроках физики. Они помогают:

образно представить изучаемый материал;

прослеживать взаимосвязь между частями;

упорядочить знания по данной теме;

в 3 раза крепче запомнить изучаемый материал, т.к. работают три вида памяти: зрительная, слуховая и моторная;

сэкономить время при повторении и обобщении большого раздела.

Интеллект-карта- это своего рода реклама темы или раздела. Её яркость и красочность привлекает внимание учащихся. При её составлении ученики проявляют свои творческие способности.

Прежде чем начинать говорить об интеллект-картах, необходимо рассказать о некоторых понятиях, без которых будет трудно разобраться в данном вопросе.

Итак, начнем. Как вы думаете, что происходит у вас в голове, когда вы вдыхаете аромат цветов, жуете сочное яблоко, смотрите кино, слушаете любимую музыку? Ответ на этот вопрос лежит за пределами банальных "просто" или "сложно".

Частичку любой информации, поступающей в мозг человека, условно можно представить в виде центра сферы, от которого в разные стороны расходится множество "крючочков".

Эти "крючочки" можно назвать
ассоциациями, которые соединены между собой огромным числом связей. Ну а совокупность этих связей и ассоциаций принято называть человеческой памятью. Только задумайтесь — образ, мелькнувший у вас перед глазами, услышанное слово, прикосновение, запах, — становится центром, от которого начинает свой рост дерево ассоциаций.

Как вы думаете, что бы произошло, пожелай вы описать каждую из них? Скорее всего, это оказалось бы невыполнимым заданием, потому что записав очередную ассоциацию, у вас в голове рождалась бы новая, а потом еще — и так до бесконечности.
Человеческий мозг способен сформировать колоссальное количество ассоциаций. Творческое мышление человека также имеет бесконечный потенциал.

Радиантное мышление — ассоциативный по своей природе мыслительный процесс, начинающий развитие от центрального образа (радианта).

Итак, интеллект картой
называется графическое отображение процесса радиантного (ассоциативного) мышления.
Интеллект-карты — это мощнейший инструмент, который позволяет высвободить колоссальный потенциал мозга человека

История создания и развития.

Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей.

Семантические сети были разработаны
в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале
60-х. Британский писатель Тони Бьюзен,
автор книг по популярной психологи
утверждает, что он является изобретателем современного
вида интеллект – карт (диаграмм связей).

По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта.

Бьюзен утверждает, что положение о том, что, исходя из традиционных представлений о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева-направо и сверху вниз, — неверное, что на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно.

Отличительные черты интеллект-карт:

объект, который мы наблюдаем или изучаем, должен занять место центральный образ (радианта). От него начнет свой рост древо ассоциаций;

главные ассоциации, связанные с центральным образом, отходят от него в виде плавных линий;

линии обозначаются ключами (это могут быть слова или образы);

центральный образ вместе с линиями формируют связанную между собой систему узлов.

подготовка материала по определенной теме

решение творческих задач

планирование и разработка проектов разной сложности

составление списков дел

развитие интеллектуальных способностей

решение личных проблем

Правила оформления интеллект – карт

Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат — A4. Лист необходимо расположить горизонтально.

В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.

От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви

Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие

Использовать желательно печатные буквы

Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки

Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм, который позволяет вам лучше ориентироваться на диаграмме

Сделать интеллект-карту качественней и наглядней можно путем добавления в нее цвета, общепринятых аббревиатур и рисунков. Также карте можно придать трехмерную глубину, это добавит ей привлекательности, занимательности, а также сделает ее более наглядной. Данные мероприятия, прежде всего, направлены на лучшее запоминание информации, которая "зашифрована" в вашей интеллект-карте.

Значение интеллект – карты

Вооружившись знаниями о возможностях человеческого мозга, вы можете отправиться путешествовать в мир его безграничного потенциала.
Метод интеллект-карт научит учащихся выражать и высвобождать свой ментальный потенциал, и что немаловажно, даст возможность использовать его в повседневной школьной жизни.

Вот несколько интеллект-карт, составленных к урокам физики в 7-9 классах Жабской основной общеобразовательной школе.

Интеллект – карта «Закон Ома для участка цепи»

Интеллект – карта «Работа и мощность электрического тока»

Интеллект – карта «Закон Джоуля-Ленца»

Интеллект – карта «Последовательное и параллельное соединение проводников»

Как быстро подготовиться к экзаменам

Для кого-то лето — пора отдыха и отпусков, а для кого-то — горячая пора экзаменов и сессии. Как известно, большинство учеников тянут с подготовкой до последнего. И тогда им приходиться делать невероятное — за пару-тройку дней изучить колоссальный объем материала.

Эта интеллект – карта специально для школьников с практическими рекомендациями как быстро подготовиться к учебным испытаниям и не нанести вреда своему здоровью.

Интеллект – карта «Как быстро подготовиться к экзаменам»

Dia • LibreOffice Draw • Java-based: FreeMind • XMind • Docear • PGF/TikZ

MS Visio • MindManager • ConceptDraw MINDMAP

Всемирная паутина · Интернет · Гипертекст · Базы данных · Семантические сети · Онтологии ·Дескрипционная логика

Linked data · Data Web · Hyperdata · Dereferenceable URIs · Rule bases · Data Spaces

Семантическая вики · Семантическая публикация · Semantic search · Семантические вычисления ·Semantic advertising · Semantic reasoner · Semantic matching · Semantic mapper · Semantic broker ·Semantic analytics · Semantic service oriented architecture

Интеллек-карта по теме: "Атмосферное давление". Пример составления с помощью онлайн-сервиса MindMeister.

Просмотр содержимого документа
«Интеллект-карта по физике»

Использование ментальных карт на уроках физики

Теоретический объём информации по физике очень большой. Необходимо помочь детям выстроить структуру темы, связанной с атмосферным давлением. Применяется один из приёмов «Интеллект-карта» или ментальная карта.

Ментальная карта, майнд –мэппинг или карты –памяти ( mind map) — это удобная и эффективная графическая техника визуализации мышления и альтернативной записи, позволяющая увидеть проблему в целом.

Задание: составить ментальную карту по теме "Атмосферное давление".

Форма представления (на выбор):

нарисовать на листке (отдельном или в тетради)

выполнить с использованием онлайн-сервисов (один из онлайн-сервисов Mindmeister).

Порядок составления карты:

Поместите ключевую идею вашей карты в центр рабочей области и выделите ее цветом. Центральный образ, главные слова, физическое явление – атмосферное давление.

Графический образ – Земля, вокруг неё атмосфера, которая давит своими слоями на ее поверхность.

Начните рисовать ветви в стороны от центра. Как правило это составляющие вашей идеи. С чем связано атмосферное давление? Мы знаем определение, как можно его измерить, где оно используется, как меняется атмосферное давление.

Измерение атмосферного давления с помощью приборов: водяной барометр, ртутный барометр, барометр-анероид. Каждый прибор изобрел ученый, имя которого известно. Известна дата изобретения прибора. Использование можно наблюдать в магдебургских полушариях, в шприце, в водяном насосе. Существует понятие нормального атмосферного давления, значение его равно 760 мм рт. ст. ртутного барометра при 0°С. Если измерять в паскалях, то 101300 Па = 1013 гПа.

Давление уменьшается при подъёме на 12 м на 1 мм рт. ст или 133 Па. Давление связано с высотой, на этой зависимости строится работа приборов, которые измеряют высоту подъёма тела – высотомер, альтиметр. Используют пилотами, альпинистами, геологами и учеными.

Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.

Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами ментальных карт.

Используйте печатные буквы.

Делайте главные линии плавными и более жирными.

Старайтесь все слова располагать горизонтально.

Один из примеров ментальной карты по теме: «Атмосферное давление» в 7 класса.