Весь мир знает, что Россия полна военных тайн, и одним из таких секретов является вертолет-невидимка КА-58 «Черный призрак», о котором известно, что он представляет собой всепогодную боевую машину, оснащенную целым комплексом вооружения и имеющую высокую степень защиты от поражающих факторов. Кроме того, в нем широко применена технология Stealth («Стелс»), значительно снижающая заметность вертолета.

Слухи и догадки

Прежде всего нужно сказать, что спорен сам факт существования этой машины. Может быть, он и зовется «невидимкой» потому, что его никто не видел? Но, так или иначе, слухи о супервертолете ходят, и даже существует модель, выпущенная еще в 2007 году фирмой «Звезда», с названием «Российский ударный вертолет Ка-58 «Черный призрак», которая в готовом виде представляет экземпляр машины масштаба 1:72. Причем интересно то, что эта «игрушка» изготовлена по лицензии, выданной фирмой «Камов», занимающейся постройкой настоящих боевых машин, а это может означать только то, что «Звезда» при выпуске своей продукции должна была опираться на что-то более достоверное, чем домыслы.

Интересный факт

Случай с выпуском модели российского несуществующего самолета уже был: итальянская фирма Italeri выпустила МиГ-37. Откуда появилась информация об этой машине — до сих пор толком не известно. Есть версия, что основой для создания модели стала фотография российского военного аэродрома, сделанная американским спутником. На ней был различим стоящий МиГ-29 и пара самолетов под брезентом, из чего американцы сделали странный вывод: под чехлами скрывается новый секретный самолет, изготовленный с применением технологии «Стелс».

Западная пресса тут же подхватила и растиражировала эту новость. В зарубежной печати «российский» МиГ-37 появился во всей красе: проекциях, чертежах, и даже с описанием технических характеристик и вооружения. По коду НАТО он значился как МиГ-37 Ferret-E. На основе этих сведений итальянцы создали модель-игрушку в масштабе 1:72. Жаль только, что в России такого самолета никогда не было.

Конечно, получился казус: раз нет реальной машины, значит, и изготовленная модель недействительна, что должно послужить своеобразным уроком для производителя. Но тут уже российская фирма выпускает модель вертолета Ка-58 «Черный призрак», который никто раньше не видел, причем впервые она была представлена публике на Нюрнбергской ярмарке игрушек. Опять чья-то фантазия?

Миф или реальность?

Прежде всего, нужно отметить, что пока существовал Советский Союз, ОКБ (ныне ОАО) «Камов» было основным снабженцем вертолетов для флота, милиции и службы спасения. В разработке также находились и новые проекты штурмовой машины Ка-50, известной как «Черная акула», и многоцелевого Ка-60.

Но после развала СССР у «камовцев» начались не лучшие дни. И хотя в 1993 году МО России поставило «Черную акулу» на вооружение, однако заказ на готовые машины был очень маленьким — за пять последующих лет в армию ушло только восемь машин. Несмотря на то что Ка-50 прекрасно проявил себя в Чечне, дальнейшее его производство прекратилось за отсутствием заказов. А Ка-60 и вовсе остался на уровне прототипа.

В 2007 году для ОКБ пришла плохая весть: МО решила внести изменения в штурмовую авиацию, переоснастив ее российскими вертолетами Ми-28 и Ми-28 Н.

И вдруг на свет появляется модель вертолета Ка-58 «Черный призрак» (фото ниже).

Со стороны «камовцев», как, впрочем, и фирмы «Звезда», славящейся изготовлением точных моделей-копий существующих машин, такой ход сильно напоминает рекламную акцию, а ОКБ в этот период нужна была хоть какая-то поддержка. Так это или нет — неизвестно, но вскоре производство Ка-50 возобновилось (МО заказало еще 7 машин), а в 2008 году начался выпуск нового вертолета Ка-52 «Аллигатор», поступившего на вооружение в российскую армию в 2011 году.

Словом, совокупность таких «случайностей» дает основание полагать, что полноразмерный макет российского вертолета-невидимки Ка-58 «Черный призрак» действительно существует, поэтому дальше о нем будет рассказано как о действительной машине.

Вертолет России Ка-58 «Черный призрак»: общие сведения о конструкции

В целом Ка-58 сохранил уже привычную аэродинамическую концепцию камовских машин, то есть вертолет собран по соосной схеме, суть которой заключается в двух подъемных винтах, которые вращаются в одной плоскости, но в противоположных направлениях, и отсутствии заднего (рулевого) винта.

Все основные детали корпуса изготовлены по стелс-технологии, что делает его радиопрозрачным для радаров. Широкое использование композитных материалов при изготовлении вертолета позволило существенно усовершенствовать характеристики машины.

Крыло у Ка-58 имеет прямоугольную форму, которая обеспечила улучшение аэродинамических качеств и разгрузило вертолет при горизонтальном полете. На него с обеих сторон от фюзеляжа установлены пилоны для навесного вооружения.

Вертолет Ка-58 «Черный призрак»: технические характеристики и вооружение

  • Возможная скорость горизонтального полета – 350 км/час.
  • Подъем по вертикали – 8 метров в секунду.
  • Предельная высота полета – 3600 м.
  • Допустимая перегрузка – 3.
  • Авиационные ракеты (неуправляемые) калибра 80 мм – 40 штук.
  • ПТУР «Заря-2М» – 8 шт.
  • Стрелковое бортовое вооружение – носовая двуствольная пушка (боевой запас – 500 снарядов).

Обеспечение безопасности

Защита от огня противника на Ка-58 выполнена на высоком уровне: бронированными листами, способными выдержать попадание пули калибром до 12,7 мм и осколочного снаряда калибра 23 мм, прикрыты кабина и жизненно важные узлы винтокрылой машины. От попадания ПЗРК вертолет защищен тепловыми ловушками, выбрасывающими при необходимости ложные цели. Если машина все же получила критические повреждения, то в этом случае для пилотов предусмотрена система безопасного, экстренного покидания кабины (катапульта).

Кроме того что технология «Стелс» обеспечивает Ка-58 частичную невидимость для радаров противника, так еще и в условиях естественного (природного) шума различить звук двигателя вертолета возможно лишь с расстояния не более 200 метров.

Словом, если вертолет Ка-58 «Черный призрак» — действительно существующий проект, и придет то время, когда он поступит на вооружение, то эта машина станет настоящим «Черным кошмаром» для врага, ведь он будет способен появиться для противника ниоткуда, и исчезнуть незаметно в никуда, как призрак.

Ситуация с защитой авторского права не может позволить «Звезде» по своей прихоти упоминать на упаковке собственной продукции название вертолетного конструкторского бюро. Подобные факты подогревали любопытство общественности, и энтузиасты напрямую задали ОКБ «Камова» вопрос о реальность Ка-58. На что представители компании ответили:

«Все вопросы о модели вертолета Ка-58 — к "Звезде". Мы ничего дополнительно сообщить не можем».

«Черный призрак», безусловно, камовское детище, но на уровне авиамоделизма. Это концепция вертолета будущего, демонстрация потенциальных возможностей русских инженеров. Хотя, люди из «хорошо осведомленных кругов» утверждают, что вертолету быть и что он уже существует, правда пока только в виде макета.

Обладая весьма скудной информацией, давайте всё же попробуем обобщить известные характеристики Ка-58 «Черный призрак» и рассказать о нем, как о реальной машине.

Новейший многоцелевой вертолет

«Черный призрак», как и все предыдущие геликоптеры КБ Камова, имеет соосную схему. Суть ее заключается в отсутствии заднего винта и наличии двух передних, вращающихся в противоположные стороны. За счет такого решения гасятся возникающие при этом реактивные моменты. Важным преимуществом этого воздушного судна является его частичная невидимость для радаров. Вертолет-невидимка Ка-58 «Черный призрак» изготовлен по стелс-технологии.

Вооружен и опасен

Основные характеристики
Cкорость подъема по вертикали8 м/с
Максимальная высота полетадо 3600 м
Максимальная крейсерская скорость350 км/ч
Количество противотанковых управляемых ракет8
Количество неуправляемых авиаракет (НАР)40
Боекомплект бортовой пушки500 снарядов

С таким оружием на борту характеристики «Черного призрака» находятся на уровне фантастики, вертолет способен настигать и уничтожать противника на равнине, в гористой местности и на воде.

Несколько лет назад на прилавках со сборными моделями военной техники появился набор с громким названием. В коробках с надписью «Ка-58 “Чёрный призрак”» поставлялись детали некоего вертолета с фантастическим внешним видом и загадочными характеристиками. Вскоре после появления в продаже этих моделей стали расходиться слухи о подробностях загадочного проекта Ка-58. Высказывались самые разные предположения относительно технических и летных данных, составе оборудования и вооружения и т.п. Но и спустя несколько лет после начала продаж так и не появилось ни одного официального сообщения о существовании «Чёрного призрака», зато стало известно, что вертолет Ка-58 был придуман дизайнерами одной фирмы, производящей сборные модели. В результате загадочный проект окончательно перешел в разряд курьезов.

Тем не менее, после истории с гипотетическим Ка-58 остался малоприятный осадок в виде вопросов о перспективных боевых вертолетах. Вполне очевидно, что в ближайшие годы должны появиться новые типы ударных вертолетов, а Ка-58 – если бы он существовал – вполне мог бы претендовать на это «звание». Но по вполне понятным причинам на смену нынешним Ми-28Н и Ка-52 в будущем придут совершенно другие машины. Еще в середине двухтысячных годов в прессе начала обсуждаться тема вертолета пятого поколения, призванного в будущем заменить нынешнюю технику. Стоит отметить, термин «пятое поколение» в отношении вертолетов в определенной мере сомнителен. В отличие от самолетов-истребителей, которые уже давно разделяются на поколения, к вертолетам такая классификация не применяется. В то же время, при желании можно найти определенные закономерности и разделить винтокрылые машины на поколения, но такая классификация будет странной и не вполне справедливой.

Первые слухи о работах над перспективным ударным вертолетом относятся к середине двухтысячных годов, однако тогда, очевидно, дело не пошло дальше разговоров. Немного более подробная информация появилась в 2008 году, когда главком военно-воздушных сил России А. Зелин рассказал о начале разработки нового вертолета, который будет иметь лучшие характеристики в сравнении с существующими. Примечательно, что и в 2008-м официальные лица ограничились лишь самыми общими фразами и формулировками. Новые данные о ходе проекта пришли через полтора с лишним года после заявлений командующего военной авиацией. В середине 2010 года генеральный конструктор фирмы «Миль» рассказал о том, что исследовательские и конструкторские работы по новому проекту начнутся примерно через год.

Кроме того, в 2010 году стало известно об участии в программе обоих ведущих вертолетных предприятий России – конструкторских бюро «Камов» и «Миль». По имеющимся данным, в первой половине того года в Центральном аэрогидродинамическом институте проводились продувки нескольких моделей вертолетов, отличавшихся друг от друга обводами фюзеляжа, конфигурацией крыла и конструкцией несущего винта. Оценивались перспективы и возможности как классического винта, так и соосного. Результаты тех исследований в открытых источниках не упоминались, но было объявлено, что окончательный выбор компоновки и общего облика будет сделан в начале 2011 года, а до того времени обе конструкторские организации будут работать сообща.

Последние на данный момент сообщения о перспективном ударном вертолете относятся к осени 2011 года. Тогда генеральный директор «Вертолетов России» А. Шибитов рассказал о продолжающихся работах по программе и существовании сразу двух проектов от обеих компаний, участвующих и ней. Одновременно с этим и осенью 2011-го года продолжались работы по формированию облика перспективной винтокрылой машины. Подобные задержки выглядят странно, но их можно объяснить сложностью определения приоритетов и необходимых черт облика. Тем не менее, по состоянию на конец 2011 года ситуация с новым ударным вертолетом выглядела неоднозначно и были все основания предполагать, что новый вертолет, в самом лучшем случае, поднимется в воздух только во второй половине текущего десятилетия.

В ходе освещения и обсуждения официальных заявлений и ходе проекта время от времени появлялись различные сведения и слухи о характеристиках и возможностях нового вертолета. При этом лишь некоторые из них были подтверждены официальными источниками. К примеру, со слов официальных представителей «Вертолетов России» и фирмы «Миль» известно, что новый вертолет должен получить новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование с более высокими характеристиками по сравнению с имеющимся, в том числе и с возможностью автоматического возвращения на свой аэродром в случае ранения или смерти пилота. Также новый вертолет должен иметь возможность производить атаку целей из укрытий, обладать высокими летными данными, минимально достижимой заметностью в радиолокационном и инфракрасном диапазонах и т.д. Кроме того, была заявлена способность вертолета бороться с самолетами противника.

Исходя из имеющихся данных, трудно говорить о сроках завершения проекта или точных характеристиках нового вертолета. Вероятно, новые винтокрылые машины будут представлять собой изрядно переработанную существующую технику. Этому есть объективные причины. К примеру, невозможность создания малозаметного для радиолокационных станций вертолета обусловлена его главной особенностью – несущим винтом. Постоянно вращающиеся лопасти, которые к тому же принципиально не могут быть исключены из конструкции, губят на корню все усилия по снижению заметности. По этой причине снижение вероятности обнаружения может быть достигнуто только в инфракрасном диапазоне, при помощи специальных устройств, охлаждающих выхлоп турбовальных двигателей.

Что касается вооружения перспективного ударного вертолета, то оно тоже вряд ли претерпит серьезные изменения. Как и предыдущие машины, новая должна будет нести подвижную установку с автоматической пушкой и определенный спектр управляемого и неуправляемого вооружения. Возможно, в состав вооружения перспективного вертолета войдет новый противотанковый ракетный комплекс «Гермес-А» либо имеющиеся системы аналогичного назначения. Само собой, сохранится возможность применения неуправляемых боеприпасов. Для обеспечения полноценной работы прицельно-навигационного комплекса перспективный вертолет должен оснащаться собственными радиолокационной и оптико-локационной станциями. Само собой, в настоящее время нет никакой информации о точном составе оборудования нового вертолета.

В целом, программа разработки вертолета «пятого поколения» в настоящее время представляет собой одну из самых больших загадок сегодняшнего времени. Официальная информация ограничена лишь несколькими высказываниями представителей оборонных организаций, а кроме того, самые новые данные о проекте появились более года назад. Возможно, в ближайшее время оборонная промышленность и военное ведомство приоткроет завесу тайны над новым ударным вертолетом и порадует общественность первыми подробностями технического характера. Если, конечно, проект не будет закрыт по каким-либо серьезным причинам, как это нередко случалось в последние десятилетия.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://lenta.ru/

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter