Человеческое стремление к объемам проявилось задолго до появления видеоэффектов 3D — в звуковой сфере. На заре звукозаписи, когда не было не только цифровой аппаратуры, но и даже магнитных лент, работа со стереозвуком уже была реальностью. Правда, до середины прошлого века она имела вид экспериментов, и широкое распространение стереосистемы начали получать только к шестидесятым годам. Сегодня стереозвук для абсолютного большинства потребителей представляется естественным благом, а монозвучание аудиотехники — редкостью и игрушкой для профессионалов.

Определение

Моно, или монофония, представляет собой одноканальную запись звука (и, соответственно, его воспроизведение).

Стерео, или стереофония — двухканальная (и более) запись и трансляция звука.

Сравнение

Чем отличается моно от стерео для обычного потребителя, пользователя аудиотехники или слушателя? В первую очередь пространственным отношением. Моно не дает возможности определить пространственное положение источника звука, стерео это позволяет. Все дело в особенности устройства человеческого слуха: уши наши, хоть и расположены на небольшом расстоянии друг от друга, звук воспринимают не одновременно. Если источник звука находится справа, то сначала его услышит правое ухо, а потом левое, причем для левого частота будет иной. Мозг полученную информацию обрабатывает, и мы можем определить на слух, откуда поступил сигнал.

Звук моно записывается в одну аудиодорожку и воспроизводится одним динамиком. При этом на восприятие его не влияет пространственное положение слушателя относительно источника звука. В принципе, подключить можно и множество колонок, однако в этом случае каждая будет транслировать звук абсолютно одинаково. Стереозвук записывается при помощи двух микрофонов в две и более дорожки, и разделение по каналам происходит на уровне частот, инструментов, голоса, шумовых и звуковых эффектов. К примеру, при прослушивании монозаписи интервью звук проезжающего мимо автомобиля будет воспринят наряду с голосом опрашиваемого, а в случае стереозаписи — как фон далекий или близкий. Для воспроизведения стереозвука требуется наличие как минимум пары колонок, а для достижения оптимального эффекта слушатель должен располагаться примерно по центру от обоих источников звука. Потому стереоколонки устанавливаются по обе стороны от монитора или телевизора.

К слову, трехмерность и объемность стереозвука — своего рода фикция. Две колонки на столе или наушники объемности звучанию не придают, так как служат источниками звука, четко определяемыми мозгом как “справа” и “слева”. Если число источников увеличить (знаменитый “суперсурраунд” — звук вокруг), то это будет означать всего лишь большее количество точек воспроизведения. Для получения трехмерного эффекта и получения реальной звуковой картины, к примеру, при просмотре фильма, звук должен разноситься еще и по вертикали.

Моносистемы на сегодняшний день стали редкостью, тогда как стерео в разных вариантах исполнения полностью захватило аудиорынок. Однако для профессионалов, работающих со звуком, нет и не может быть предпочтений: одноканальные записи используются в работе наравне с многоканальными. Считается, что моно объективнее в отношении источника звука, а стерео — в отношении звуковой картины.

Прослушивание звука в режиме стерео и моно имеет значительные различия. Сейчас наиболее распространен первый вариант, именно он используется в большинстве современных гарнитур и девайсов. Ценители прослушивания музыки и геймеры сразу узнают брак в наушниках, представленных производителем как “стерео”, но однозначно издающих звук в “моно” варианте. Но далеко не все понимают, что разного в этих двух понятиях.

Стерео

Стереофонический звук создают домашние и индивидуальные аудиосистемы. Они передают в пару динамиков два независимых друг от друга сигнала. Наиболее актуально прослушивание в таком режиме оркестров или музыкальных групп, чтобы создавалось ощущение “глубины” и присутствия. Именно стереозвук позволяет воссоздать мелодию каждого отдельного инструмента, которые находятся в разных областях, передавая сигналы в левый и правый канал. Особенно это ощутимо при прослушивании в наушниках.

Когда человек слушает стереозвук, он способен определить, где располагается источник по разнице фаз звуковых колебаний, происходящих между ушами, которая становится достижимой за счет конечности скорости звука. Запись стерео происходит с применением двух микрофонов, расположенных на определенном расстоянии, для каждого из них отведен один (левый или правый) канал. Таким образом создается эффект “панорамного звучания”, то есть приближенного к реальному. Могут использоваться не только 2 канала, но и больше. Если в системе их 4, она называется квадрофонической.

Когда звукозапись начинала свое развитие, в детекторном приемнике и граммофоне звук был монофоническим (одноканальным). Его недостатки стали понятны в 1920-х годах. Живая музыка на концерте значительно отличалась от той, которую можно было услышать из трубы граммофона. Важное пространственное восприятие сводилось к нулю, ведь монозвучание не дает возможности ощущать разное расположение музыкальных инструментов и других объектов относительно слушателя.

Усилители передают один монофонический звук на один канал независимо от количества громкоговорителей. Говоря простыми словами, если слушать музыку в “моно” наушниках, ни о каком панорамном и глубоком звучании можно и не мечтать.

Сравнение

Оба варианта воспроизводят звук, и, если человеку просто нужно услышать какую-то информацию, разницы он не заметит.

Конечно же, главное отличие стереофонии от монофонии в пространственном аспекте. Стерео раскрывает всю глубину звука, исходящего из аудиосистемы. Определить расположение источника в моно можно и не пытаться. С точки зрения естественности, более анатомичными являются стереосистемы, ведь они учитывают устройство человеческого уха. Хотя уши и находятся на маленьком расстоянии друг от друга, но звук слышат не одновременно. Первым он доходит до того уха, которое расположено ближе к источнику, при этом отличается и его частота. Таким образом мозг обрабатывает информацию и может определить, с какой стороны получен сигнал.

Запись монозвука происходит на один микрофон, он имеет одну аудиодорожку. Его восприятие не зависит от месторасположения слушателя. Даже при использовании нескольких колонок одновременно звук в каждой из них будет аналогичен, и никакого ощущения “глубины” не будет. Стереозвук записывают с применением двух записывающих устройств как минимум в две аудиодорожки. Распределение по каналам осуществляется на уровне звуковых и шумовых эффектов, частот, голосов и инструментов. Чтобы слушать стереозвук, понадобится не менее двух колонок или стереогарнитура.

Сейчас на рынке редко можно встретить аудиосистемы с монозвуком, так как люди отдают предпочтение стереозвучанию. Он более приятен при диалоге и прослушивании музыки, а геймеры так и вовсе другого варианта и не рассматривают.

Однако если говорить о профессионалах, которые работают со звуком, им не приходится выбирать и полагаться на собственные предпочтения. Независимо от количества каналов воспроизведения, им необходимо работать с любым их количеством одинаково.

Стерео имеет такие преимущества:

  • Ощущение объемности, глубины.
  • Можно четко ощутить расположение инструмента, объекта и так далее относительно слушателя.
  • Популярность формата. Если композиция записана в стерео, зачем ее слушать в моно?
  • Акустические системы со стереозвуком способны максимально передать живой звук во время концерта. Когда музыканты исполняют композиции с инструментами и микрофонами, а зал достаточно большой, только стереосистемы могут передать полноценную картину звучания каждому зрителю и слушателю.

Моно имеет такие преимущества:

  • Идеальный формат для публичных выступлений, так как позволяет создать акцент на голосе выступающего.
  • Некоторые музыканты записывают свою музыку в моно, и при прослушивании в такой системе их композиции звучат лучше всего. Это же касается старых песен, когда кроме одноканального варианта другого не существовало.

Мне всегда было интересно, в чем разница между ними, и иногда (игры, проигрыватели фильмов и т. Д.) Вам предоставляется выбор моно- или стереозвука. Я переключаю оба, но не слышу никакой разницы.

Итак, чем они на самом деле отличаются?

Ответы

Разница заключается в количестве используемых каналов (сигналов). Mono использует один, стерео использует более одного.

В монофоническом звуке используется один канал. Его можно воспроизвести через несколько громкоговорителей, но все громкоговорители по-прежнему воспроизводят одну и ту же копию сигнала.

В стереофоническом звуке используется больше каналов (обычно два). Вы можете использовать два разных канала и заставить один канал передавать один динамик, а второй канал — второй динамик (это наиболее распространенная стереофоническая настройка). Это используется для создания направленности, перспективы, пространства.

Вот пример использования двух колонок.

С технической точки зрения, истинное стерео означает запись звука и воспроизведение звука, в котором используется стереографическая проекция для кодирования относительных положений записанных объектов и событий.

В общей стереофонической настройке двух каналов: левого и правого, один канал отправляется на левый динамик, а другой канал — на правый динамик. Теперь, контролируя, на какой канал вы посылаете сигнал, вы можете контролировать положение звука. Вы будете слышать звуки, исходящие из разных направлений, в зависимости от того, в какой динамик вы отправляете сигнал или в какой пропорции (вы можете отправить немного больше правому динамику, чтобы звук располагался чуть правее). Звуки с одинаковыми пропорциями на обеих колонках будут исходить из центра.

Другими словами, стерео открывает возможность воспроизведения с локализацией звука .

Поскольку у нас есть два уха, по разные стороны от головы, мы слышим определенный звук в двух направлениях. Каждый из них занимает немного другое время, чтобы прийти, поэтому у нас есть хорошая идея, откуда исходит звук. Для записи этого стереозвука, используются по крайней мере две микрофоны. На самом деле, лучшая теоретическая позиция для этих двух микрофонов находится на расстоянии 180 градусов друг от друга — как наши уши.

В ситуации, когда, скажем, играет группа, звук будет поступать из разных направлений, поэтому можно использовать несколько микрофонов, а положение в миксе — панорамирование можно перемещать с помощью пульта записи. Когда вы слушаете что-то в стерео с наушниками, вы можете представить себе, где играет гитарист у вас в голове. Часто вокал становится мертвой точкой. Очевидно, что эффект от использования динамиков аналогичен, но легче понять, где находятся миксы, используя банки.

С моно нет никакой пространственности. Звук в каждом ухе идентичен. Это может быть записано только с одним микрофоном.

Идея возникла, когда кто-то слушал записи, сделанные с помощью микрофона в разных местах, и он понял, что два микрофона «услышат» два разных микса.

Лучший способ проверить, является ли запись стерео, — это услышать аплодисменты. Это очень очевидно, моно или нет.

Объемный звук развивает эту идею дальше. По сути, он использовал задержку, чтобы звук казался издалека, но теперь с 7 точками это достигается с помощью 7 различных положений для микрофонов, которые усиливаются с помощью 7 различных усилителей и динамиков, разбросанных по комнате.

Самое простое определение «моно» или «стерео» заключается в том, что стерео позволяет получать информацию в одно ухо, которая несколько отличается от информации, получаемой другим. С монофоническим звуком ваши уши получают 100% той же информации.

Ранние стерео поп-синглы довольно интересно и своеобразно смешаны. Например, у «King Midas in Reverse» от Hollies вокал на вступлении смешан на 100% в правом канале. Если вы изолируете левый канал, вы можете услышать приятную инструментальную версию того же трека. Ранние продюсеры, работающие в стерео, часто помещали бас и барабаны, часто записанные на один трек на 4-трековой ленте, на один канал. «I Feel Free» от Cream имеет рев группы, помещенный в один канал, а вокал и наложения тамбурина размещены в другом. К концу 60-х годов стало более привычным размещать барабаны и бас в центре микса, а затем тонко панорамировать вокал и менее тонко панорамировать гитары, клавишные и другие инструменты в попытке воспроизвести пространственное расположение. группы на сцене. В то время как моно иногда считают бедным родственником стерео, такие продюсеры, как Джо Мик, смогли записать мощные и ясные миксы на ленту в моно.

Есть некоторые стереозаписи, которые в значительной степени требуют какой-либо формы электронного анализа, чтобы продемонстрировать, что они стереофонические. В классических представлениях, снятых подвесными микрофонами, на расстоянии не более пары футов друг от друга, подвешенных над оркестром на ширине концертной сцены, не получаются живые стерео-миксы. Два микрофона подберут свое немного различное расположение по отношению к определенным инструментам, но эффект не в том, чтобы создать резкое или яркое стереоизображение. Сказав это, снова были сделаны некоторые ранние стерео классические записи, так что «спарринг» инструменты были размещены на противоположных сторонах стереоизображения.

Наконец, если OP не слышит никакой разницы между переключением с моно на стерео, то он может где-то испытывать аппаратные проблемы, и на законных основаниях не будет представлен другой звук при переключении. Говоря лично, довольно отвратительная звуковая карта в моем ноутбуке не способна записывать входящее аудио в стерео, но программное обеспечение для записи не знает этого и с удовольствием записывает одно и то же входящее аудио на две отдельные звуковые дорожки. Я был бы удивлен, если бы звуковая карта могла выводить только монофонический звук, но беглый Google показывает людей, сообщающих именно об этой проблеме.

ДОБАВИТЬ:

Поскольку в нашем распоряжении практически есть только «Стереозвуковые системы», я сделаю небольшое дополнение с абсолютно практичным подходом.

В двухканальной системе, такой как стерео (L / R), MONO просто означает, что сигнал моноисточника, такого как мономикрофон, распространяется с одинаковым уровнем на оба канала / динамика.

Когда слушатель на определенном расстоянии сидит точно в центре между двумя громкоговорителями, моносигнал окажется точно посередине между двумя громкоговорителями. Наушники не оставляют вам выбора. Вы всегда в середине!

Панорамирование вашего сигнала влево или вправо означает, что вы меняете его положение в звуковом поле L / R, но сигнал по-прежнему монофонический.

Все, что действительно использовало преимущества стереосистемы, определенно НЕ улучшится, если будет ремастерироваться обратно в MONO, потому что вы ограничиваете звуковое пространство одним каналом, который на CD распределяется поровну по обоим каналам. Там нет МОНО-CD. Только МОНО-МУЗЫКА на СТЕРЕО-CD .

Если музыка была в первую очередь моно, то ремастеринг на современном оборудовании определенно мог бы сделать звук более прозрачным и ясным! Иногда даже производя некоторый псевдостереоэффект из моносигнала .

Опыт прослушивания музыки в моно из динамика, например. это от старого настольного радио, в отличие от наушников, совершенно другое. Когда громкоговоритель выступает в комнате, звук отражается от всех поверхностей в комнате, поэтому ощущение присутствия и пространства все еще сохраняется. Когда монофонический сигнал подается в наушники, кажется, что все звуки исходят из центра черепа (как описано в Consumer Reports это много лет назад), эффект, который я считаю скучным и безжизненным.