У каждой части речи своё окончание, которое присуще только ей. У глаголов они личные, у прилагательных и причастий – родовые, у существительных – падежные. У изменяемых слов в одной из форм окончания могут быть нулевыми.

Окончание — изменяемая часть слова, помогает определить, с какой морфологической структурной единицей приходится иметь дело. У таких морфологических особей, как наречие, деепричастие, местоимение из разряда личных, служебные не имеют окончаний. Происходит это по той причине, что они неизменяемые.

Окончание глаголов

По окончанию глагола определяются время, лицо и число. Рассматривается слово «пишут». Окончание –ут указывает на то, что глагол настоящего (будущего времени), третьего лица, множественного числа.

Изменяемая часть подскажет, в каком числе и падеже находится существительное. Прилагательные с причастиями пошли дальше, их окончания указывают на:

Окончание прилагательных

Было, к примеру, слово «ясный». Его окончание –ый свидетельствует о мужском роде. Пусть останется основа та же, а вот окончание поменяется на –ая, будет слово «ясная». Это прилагательное стало женского рода. А поменялось только окончание.

Прилагательные имеют свои постоянные ориентиры, зная о которых, невозможно допустить ошибку. Это выглядит следующим образом. В разборе участвуют окончания:

Значит, слово является именем прилагательным в единственном числе, мужского рода, в именительном падеже. Это можно сделать с прилагательными женского и среднего рода.

Вот такие фокусы вытворяет самая изменяемая часть слов.

Есть такие опознавательные знаки для окончаний, по которым можно сразу сказать, что за часть речи перед нами.

Окончание существительных

Опознавательные знаки частей речи

Для существительных характерны следующие окончания:

  • Мужской род – й, ь
  • Женский род – а,я,ь
  • Средний род – о,е
  • Множественное число – и,ы

Имена существительные изменяются по падежам, имеют характерные окончания и делятся на три склонения. К первому относятся и женский и мужской род с окончаниями –а,я. Ко второму только мужской род существительных, оканчивающихся на согласный звук, и средний род на –о и –е. третье склонение имеет у себя только женский род с основой на –ь.

Определяя грамматические значения, окончания могут служить образованию новых слов. Благодаря им появляются различные формы одного и того же слова. Кроме того, они связывают слова в словосочетаниях и предложениях.

Окончание (=флексия) – служебная морфема, образующая грамматические формы и выражающая грамматическое значение слов. Ех: белая береза, белой березой, два – двое, раскрывшийся цветок – раскрывшегося цветка.

Наречие, деепричастие, слова категории состояния, модальные слова, служебные слова, междометия, звукоподражания окончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми.

Как правило, окончания находятся в конце слова, но довольно часто они могут находиться и в середине слова, ех: о чем-то, чего-нибудь, моемся, четыреста– четыремстам.

При помощи окончания выражается отношение данного слова к другим словам, устанавливаются синтаксические связи слов составе словосочетания и предложения. В этом случае окончания выполняют чисто грамматическую функцию. Окончания могут выступать и как синкретичные морфемы, т.е. совмещать формообразующие и словообразующие функции. Ех: раба – р.п. м.р., раба – и.п. ж.р., кум-кума, супруг-супруга: ГЗ жен рода – формообразующая функция, обозначение лица жен пола – словообразовательная функция; учитель-учительская (прил + комната), суточные, скорый.

В русском языке окончания бывают

материально выраженные. Существуют в виде фонем и фонемных сочетаний. Однофонемные окончания обычно представлены гласным звуком, ех: отца, река. Встречаются и однофонемные окончания на согласный, ех: дам, дашь. Двухфонемные: даешь, трехфонемные: белыми.

нулевые. Образуют только слова, имеющие материально выраженное окончание, т.е. слова, образующие грамматические формы с помощью целой системы окончаний. Ех: роза – розы – розами — розах – роз. Эта форма не имеет специального материального показателя для выражения грамматического значения, это значение отсутствия окончания. Ех: окна – окон, дела – дел. Слова шоссе, пальто, депо, такси не имеют нулевого окончания. В русском языке при помощи нулевого окончания выражается значение числа и падежа. Значение муж рода ед числа, ех: дом высок и светел, я пришел, я пришел бы, пять_десят.

Окончания используют сравнительно небольшое число фонем и их ограниченные комбинации. Между тем они выражают огромное число грамматических значений в существительных, прилагательных, числительных, глаголах и причастиях.

Оно окончание может выражать:

одно грамматическое значение, ех: три – трех – Р.П., себя – Р.П., танцевали – мн. ч.

Два грамматических значения, ех: пишу – 1л ед ч, скажут – 3 л мн ч

Три грамматических значения, ех: красивая шуба – ж р ед ч И.П.

В русском языке представлено и варьирование окончаний, ех: рекой – рекою, костями – костьми, профессоры – профессора.

а- вода, книга – ж р

а- стола, столба – Р.П. ед ч

а- деревца – мн ч И.П.

а- моя, твоя – ж р притяж мест

а- стройна – ж р крат прил

а- пришла – Прош вр ж р глаг

Суффиксы

Суффиксы – служебные морфемы, которые находятся после корня и выражают словообразовательное и/или грамматическое значения. Суффиксы могут непосредственно следовать за корнем (ех: крышка, почтовый) или за другим суффиксом (ех: виноватость, ослабевать, пятерышник, шестерка).

В изменяемых словах суффикс располагается перед материально выраженным или нулевым окончанием, ех: дом – домина, молочник.

В неизменяемых словах суффикс располагается в конце слова или перед другим суффиксом, ех: крепко, братски, понемножку, пешочком.

Одно слово может иметь несколько суффиксов, ех: вода – водяной – водянистый – водянистость, заболеваемость, по-стариковски.

Суффиксы, выражающие СО значение, используются как словообразовательные средства и называются словообразовательными, ех: трамвайный, буфетчик.

Суффиксы, выражающие грамматическое значение, называются формообразующими, ех: спал, ел, бери, беги, белее, светлей, светлейший, нагревать.

На фоне материально выраженных суффиксов выделяются также нулевые суффиксы, которые тоже выражают как словообразовательное, так и грамматическое значение. В сфере грамматических значение они более частотны, ех: лети – высуши, но кинь, копай: формообразующий и у повел накл, и раздвинь – нулевой суффикс, но не у слова, а у наклонения, нес – нулевой суф вместо –л-, но несла.

Словообразовательная функция нулевых суффиксов выступает в тех случаях, где одно и то же словообразовательное значение в одних однокоренных словах передается материально выраженным суффиксом, в других нулевым, ех: синий – синева, разогревание – разогрев, промывание – промывка – промыв, скрипение – скрип.

СО суффиксы, присоединяясь к производящему слову в одних случаях переводят в другую часть речи, ех: друг – дружить, синий – синить. В других случаях присоединяющийся суффикс не влечет за собой изменения части речи, ех: гнездо – гнездышко, газета – газетчик.

Суффиксы могут образовывать разные части речи, ех: густой – густо – густота – густеть.

Словообразовательные суффиксы могут нести в себе и грамматическую информацию, т.е. показывать принадлежность слова к той или иной части речи, т.е. обладают классифицирующей функцией, ех: лив, чив – прил, ова, ева – глагол.

Суффиксы бывают исконно русские (тель, ник), а бывают заимствованными (атор, изм, ад).

Заимствованные суффиксы в русском языке создают новые слова на базе русских основ, ех: новатор, русизм.

Один и тот же суффикс в языке может выступать в разных своих вариантах, которые имеют одно и то же СО значение, ех: чик – щик, ант – янт, ство – ество.

Чаще всего такие варианты суффиксов присоединяются к разным основам, т.е. каждый вариант суффикса употребляется лишь после основ, имеющих на конце определенные фонемы или сочетания фонем, ех: ние- основы на а, е – горение; ение- основы на и – хождение, охлаждение; полнехонький – полнешенький – стилистические варианты; купание – купанье.

Но не все суффиксы имеют алломорфы, не варьируются суффиксы к, р, изн и др.

Русским суффиксам свойственна синонимия, ех: волчица – волчиха, лгун – лжец, гравировщик – гравер.

Суффиксам свойственна и омонимия:

ин- баранина, свинина – название мяса

ин- соломина, горошина – значение единичности

ин- домина, голосина – увеличительное значение

ин- выбоина, трещина – предмет в результате действия

ин- глубина, ширина – наименование качества

Окончания — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы в соста­ве суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных, при­ча­стий и лич­ных форм гла­го­лов.

Грамматические признаки окончания

Окончания, или флек­сии (лат. flexio — сги­ба­ние, пере­ход), — это слу­жеб­ные мор­фе­мы, нахо­дя­щи­е­ся после кор­ня или после суф­фик­са, напри­мер:

  • дорог а ;
  • длин н ая ;
  • тво я ;
  • перв ый ;
  • при­пис ыва ю ;

Окончания выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние рода, чис­ла, паде­жа у имен­ных частей речи,

лица и чис­ла у гла­го­лов:

  • хорош ий (м. р.), хорош ая (ж. р.), хорош ее (ср. р.), хорош ие (мн. ч.);
  • дерев о (и. п.), мимо дерев а (р. п.), к дерев у (д. п.) и т. д.;
  • два­дцат ый (им. п. ед.ч.), два­дцат ого (р. п. ед. ч.), о два­дцат ом (п. п. ед. ч.);
  • твой тво его , тво ему , твои м , о тво ём ;
  • пры­га ю (1 лицо ед. ч.), пры­гае шь (2 лицо ед. ч.), пры­га ете (2 л. мн. ч.).

Окончания слу­жат для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии:

  • красн ый флаг;
  • красн ая полос­ка;
  • красн ое заре­во;
  • красн ые огонь­ки.

Они оста­но­ви­лись на пере­крёст­ке: горел крас­ный свет (Анатолий рыба­ков. Страх).

Суммируем все выше­ска­зан­ное и дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое окон­ча­ния в рус­ском язы­ке.

Как определить окончание в слове?

Чтобы най­ти окон­ча­ние, нуж­но изме­нить сло­во: про­скло­нять или про­спря­гать. Та часть сло­ва, кото­рая изме­ня­ет­ся, и будет являть­ся его окон­ча­ни­ем.

Например: опре­де­лим окон­ча­ние у суще­стви­тель­но­го «кра­со­та», изме­нив его по паде­жам:

  • р. п. нет чего? кра­сот ы ;
  • д. п. стрем­люсь к чему? к кра­сот е ;
  • в. п. вижу что? кра­сот у и т. п.

Очевидно, что в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ни­ем явля­ет­ся мор­фе­ма :

крас от а — корень/суффикс/окончание.

У неко­то­рых слож­ных суще­стви­тель­ных и чис­ли­тель­ных суще­ству­ет несколь­ко окон­ча­ний:

  • счет -фак­тур а — чего? счёт а — фак­тур ы , чему? счёт у -фак­тур е , о чём? о счёт е -фак­тур е ;
  • тр и ст а — тр ёх сот , тр ём ст ам , тр емя ст ами , о тр ёх ст ах .

Нулевое окончание

У ряда слов име­ет­ся нуле­вое окон­ча­ние, мате­ри­аль­но не выра­жен­ное бук­ва­ми или зву­ка­ми, напри­мер:

Чтобы выявить нуле­вое окон­ча­ние, изме­ня­ем сло­во по паде­жам или чис­лам:

  • лицо кого? маль­чик а ;
  • иду к кому? к маль­чик у ;
  • наши маль­чик и .

В падеж­ных фор­мах нуле­вое окон­ча­ние про­яв­ля­ет­ся в виде букв. Значит, в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа сло­ва «маль­чик» обо­зна­чим его квад­ра­ти­ком в кон­це.

Слова, не имеющие окончаний

В поис­ках окон­ча­ния будем иметь в виду, что эту мор­фе­му в сво­ем соста­ве име­ют толь­ко изме­ня­е­мые сло­ва. У неиз­ме­ня­е­мых слов и форм слов окон­ча­ний не быва­ет. Не име­ют флек­сий сле­ду­ю­щие части речи и фор­мы слов:

1. нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные

  • паль­то — корень;
  • дра­же — корень;
  • али­би — корень;
  • так­си — корень;

2. нескло­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные

  • рука­ва реглан ;
  • цвет хаки ;
  • час пик ;
  • юбка мак­си ;

3. наре­чия

  • когда — корень;
  • отве­тить быстр о — корень/суффикс;
  • бежать в при прыж к у — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • одеть­ся по — зим н ему — приставка/корень/суффикс/ суф­фикс;

4. фор­мы про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наре­чий

  • кни­га (како­ва?) инте­рес­нее филь­ма ( инте­рес н ее — корень/суффикс/суффикс);
  • мёд (каков?) сла­ще саха­ра ( слащ е — корень/суффикс);
  • сде­лать гро­мч е — корень/суффикс;
  • выгля­деть весел ее — корень/суффикс;

5. дее­при­ча­стия

  • у бег а я — приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • про чит а в — приставка/корень/суффикс/суффикс.

Вывод

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить окон­ча­ние в сло­ве, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  1. опре­де­лим часть речи иссле­ду­е­мо­го сло­ва;
  2. выяс­ним, изме­ня­ет­ся сло­во или нет;
  3. изме­ним сло­во по паде­жам, родам, чис­лам или лицам;
  4. срав­нив фор­мы сло­ва, выде­лим в нем окон­ча­ние.

Видеоурок