В статье " Композиция кадра и правило третей " мы заложили фундамент, без которого сложно себе представить работу профессионального видеографа или профессионального фотографа. Таким фундаментом, безусловно, является композиция кадра. В качестве одного из многочисленных средств, помогающих грамотно построить композицию, в той же статье мы рассмотрели " Правило третей ". Сегодня мы поговорим о "планах" фото или видео съёмки.

Согласитесь, каждый, кто хоть раз в жизни пользовался фото или видео камерой, даже не зная о существовании термина "съёмочный план", невольно пользовался им, приближаясь к объекту съёмки или удаляясь от него. Так вот: как такового определения термина "план", применимого к фотографии или кинематографу, нет. На мой взгляд, наиболее подходящим определением является масштаб — (нем. Maßstab, букв. "мерная палка": Maß "мера", Stab "палка") — в общем случае это отношение двух линейных размеров — размера изображения к размеру изображаемого объекта.

На снимках видно, что при одинаковом размере фотографий, размеры самих объектов, изображённых на них, существенно отличаются. В первом случае главные объекты существенно меньше самой фотографии и изображены в полный рост, во втором — объекты занимают практически половину размера фото снимка, но при этом отображены на фотографии частично. Именно масштабом изображаемого объекта определяется план в фото или видео съёмке.
Основных планов в изобразительном искусстве (а мы говорили, что фотография и кинематограф являются видами изобразительного искусства) существует три: общий, средний, крупный.

При этом общий план включает в себя дальний план:

Средний план включает в себя первый средний и второй средний:

Крупный план включает в себя детальный план:

Теперь нам следует ответить на два вопроса:
1. Кто это придумал и для чего?
2. Какое отношение это имеет к композиции кадра?
На первый вопрос ответ достаточно прост: Кто — как и всё в этом мире — природа, а именно особенности восприятия изображения человеческим глазом и способность мозга анализировать это изображение. Человек только обобщил и структурировал эти процессы в знания, на которые в своей работе опираются как кино или видео операторы, так и фотографы. Для чего — для более точной оценки того или иного объекта или той или иной ситуации. Если кто-то просит Вас оценить его наряд в целом, Вы отходите ровно на такое расстояние, с которого этот наряд виден полностью. При этом если Вас просят оценить красоту пуговицы на наряде, Вы, естественно, сокращаете расстояние до объекта до тех пор, пока не увидите пуговицу во всей её красе, одновременно потеряв из вида сам наряд.

Фото или видео камера, являясь по сути подобием человеческого глаза, призваны отражать окружающую действительность так, как это привык делать человек. Захотел человек увидеть, где он находится — огляделся вокруг. Захотел увидеть, что там стоит — подошёл ближе.
План в композиции кадра играет огромную роль, являясь ярким выразительным средством. Изменяя масштаб изображаемого объекта относительно самого изображения мы не только открываем или закрываем окружающее пространство в кадре, но и увеличиваем или уменьшаем детали в зависимости от их художественной значимости. Нужно нам показать переживания героя — увеличиваем масштаб героя до крупного плана и показываем его глаза. Необходимо показать, что герой стоит на поле битвы — уменьшаем масштаб героя до общего плана и показываем героя, но уже в определённой окружающей обстановке.

Давайте рассмотрим характерные для каждого плана особенности.

Общий план показывает окружающее пространство, в котором находятся объекты, информируя нас о том, где происходит то или иное событие. На общем плане объекты съёмки изображены в полный рост.

Первый средний план показывает объект от пояса (возможно от груди). По утверждению психологов, комфортным для общения с собеседником считается расстояние в полтора-два шага. Именно с такого расстояния мы видим объект в первом среднем плане.

Второй средний план отображает объект от места, расположенного выше колен, но ниже пояса. И первый, и второй средние планы дают возможность поближе познакомиться с объектом, оценить его внешний вид в общих деталях, увидеть жестикуляцию.

Крупный план позволяет окунуться вглубь объекта, в его эмоции и переживания. Не зря говорят: глаза — зеркало души.

Детальный план говорит сам за себя — в кадре изображена деталь. Если, к примеру, рука с обручальным кольцом на пальце — это крупный план, то само кольцо на пальце — это детальный план.

В кинематографе постоянная смена планов позволяет зрителю всегда оставаться в центре событий. Причём смена планов в большинстве случаев происходит по алгоритмам, которые делают восприятие изображения наиболее комфортным для человеческого глаза. Например, из общего плана в крупный лучше переходить посредством среднего, из дальнего в средний — посредством общего и т. д. Естественно, что переход из дальнего в общий план будет прямым, как и из крупного в детальный. Хотя лично я не исключаю такого алгоритма: из крупного плана перейти в средний чтобы затем перейти в детальный. Всё зависит от предлагаемых обстоятельств. Наряду с этим хочется сказать ещё вот о чём: менять план можно не только при монтаже, используя заранее снятые кадры. Смену планов можно осуществлять непосредственно во время съёмки с помощью внутрикадрового монтажа . Иногда это легче сделать, используя зум, иногда — сократив (или увеличив) фактическое расстояние до объекта (подойти к нему или отойти от него). В первом случае лучше прибегнуть к помощи штатива, во втором воспользоваться системой стабилизации.

Самое главное в заключении статьи — при фото и особенно при видео съёмке планов много не бывает. Понятно, что чем больше у Вас видео материала, тем больше уйдёт времени на его сортировку, подгонку и монтаж. Каждый начинающий видеограф сталкивался с этим. Но как только Вы накопите опыт и сформируете для себя точное представление о том, какими планами будете пользоваться в том или ином случае — с наименьшими трудозатратами Вы сможете создать интересный, и что не менее важно, комфортный для просмотра видеоряд.

Статьи по теме:

Наверняка, изучив основы фотографии в теории, вам уже не терпится перейти к самому процессу съемки. Но подождите еще немного. Чтобы научиться красиво фотографировать, потребуются знания, которые мы будем постепенно получать. Любую теорию, естественно, нужно отрабатывать на практике. Потому, что бы освоить это искусство, придется постоянно фотографировать и оценивать свои результаты.

Существует верное утверждение: самое важное (помимо теории) – постоянно просматривать удачные снимки, красивые фотографии, картины. Со временем вы поймете, что в них общего, научитесь воспринимать мир так, как его воспринимает профессиональный фотограф. Это будет способствовать формированию хорошего вкуса. Поэтому сегодня обсудим то, что вы обязательно должны знать. Существуют различные планы в фотографии: крупный или детальный, средний план и общий (дальний). Существуют и другие способы классификации планов, например, в пейзаже (передний, задний, средний), но сейчас не об этом.

Общий план фотографии

Он обычно используется при пейзажной съемке, а также для панорамы сюжета. Чаще всего на фото нет смысловых центров. Вместо этого есть линии, которые и составляют композицию. Такой способ компоновки кадра также применим для аэросъемки, архитектурных городских сюжетов. Художественные фотографии также нередко создаются с общим планом, хотя в них и может присутствовать некий объект. Ключевая характеристика – большое количество пространства и дальняя точка съемки.

Средний план фотографии

Здесь объект полностью показывается и занимает большую часть кадра. Чаще всего такая компоновка применима к портретам, уличной фотографии, репортажу, жанру, съемке живой природы. Особенность среднего плана – выделение одного или нескольких смысловых центров в кадре и демонстрация их взаимодействия.

Фотографии крупным планом

А тут мы видим лишь часть объекта, лишь его фрагмент или объект целиком, но с броскими деталями. В первую очередь, такая съемка характерна жанру макро, применимо также к предметной съемке, фотографии еды. Особая характеристика крупного плана – показать насыщенность цветов объекта, его неповторимые черты или структуру.

Зная эти базовые понятия, мы будем в состоянии намеренно делать разноплановые снимки, что бы удачнее запечатлеть тот или иной момент.

В этой статье вы найдете ответы на три популярных вопросы:

  1. Что же такое эта загадочная разноплановость в фотографии?
  2. Почему разноплановость важна и нужна?
  3. Как научиться делать разноплановую съемку?

Прежде всего, запомните: есть такое понятие как съемочный план. Все мы смотрим кино. В кино очень важна смена планов. То покажут дом на холме далеко-далеко. То — на весь кадр глаза человека, который смотрит на этот дом. То двух людей в полный рост? которые о чем-то разговаривают. То божью коровку на стебле травы.

Все это и есть чередование съемочных планов.

За минуту в кино сменяется множество планов. Почему для кино так важна разноплановость? Потому что режиссеру принципиально важно воссоздать эффект присутствия — чтобы зритель как бы погрузился в фильм как в альтернативную реальность и смог посмотреть на происходящее с разных сторон и в разных масштабах. Все, что есть в каждом эпизоде фильма: музыка, звуки, цветокоррекция, планы, свет — это не случайно! Каждый элемент фильма работает на общую цель — чтобы мы забыли о нашем мире, пледе, коте, диване и погрузились в мир фильма: скакали вместе с ковбоями по прериями, летали вместе с космонавтами к далеким звездам и так далее.

И разноплановость служит той же самой цели: созданию объемного реального мира на плоской поверхности экрана. Когда показывают крупный план лица, мы концентрируемся на эмоциях героя. Когда показывают пейзаж, мы получаем информацию о месте действия данного эпизода. Каждый раз за единицу времени мы видим только один план. Но наше подсознание собирает из разных планов общую картинку, которая похожа на объемную картину реального мира.

Вспомните еще как выглядит примитивное любительское видео или свадебное видео эпохи 90-х. Там всегда практически один план. Это как правило общий план. Люди в полный рост или с кадрированием до колен, они делают что-то непонятное, их эмоции не видны, в кадрах всегда много лишних предметов. Такое видео очень скучно смотреть, и с технической точки зрения такое видео невозможно хорошо смонтировать. Современные видеооператоры часто снимают в две камеры именно для того, чтобы гарантированно получать и общие и крупные планы. Наличие разных планов — это основа для хорошего видеомонтажа.

Какие бывают планы в фотографии?
Их довольно много. Перечислю основные:
Деталь
Сверхкрупный
Крупный
Средний поясной

Средний по середину бедра

Ростовой
Общий
Дальний

Самые популярные планы — это крупный, средний и общий. На них и сосредоточимся.

У фотографов популярны те же самые съемочные планы, что и у кинематографистов. Важная информация: не всем фотографам нужна разноплановость. Если фотограф специализируется на съемке зданий, то все его фотографии будут иметь общий план. Ведь именно такой план нужен для съемки зданий. А если фотограф снимает девушек в стиле «pin-up», то там всегда будет ростовой план. ведь абсолютно все классические пина-п открытки именно такие — модель в полный рост.

Вот как пример одна из моих старых работ — как раз стилизация под пин-ап.

В каких жанрах разноплановость фотосессии очень важна, и без нее у вас не будет качественной фотосерии?

Это прежде всего свадебная фотография, семейная, портретная и репортажи. Здесь самые популярные все те же планы, что и в кино: крупный, средний, общий.

Крупный план рассказывает нам о внешности героев съемки, их макияже, образе, эмоциях.

Средний план говорит об отношениях человека и места съемки. Видно, где происходит фотосъемка — это интерьер или улица, какое время года на улице, какое телосложение у героя съемки, как он одет. В среднем плане очень большую роль играет стилистика — гармонично ли сочетание образа и места съемки, хорошо ли подобраны цвета.

Ростовой план — это уже больше про место и образ, чем про конкретного человека. Большинство фэшн-фотографий — это ростовые планы. Потому что в фешн-фотографии модель — это не личность. а носитель одежды. Поэтому ростовые планы показывают фигуру, стиль. наряд, и место съемки. У меня были рекламные съемки свадебных платьев, модной одежды, где были только ростовые планы, никаких крупных и средних. Это нормально, если речь идет для рекламы одежды.

Как научиться снимать с учетом разноплановости?

Это на удивление просто. Сейчас сами убедитесь.

Если вы нашли интересный свет, интересное место, поставили туда модель и начали работать, просто снимите все три плана в одном месте. Начинайте со среднего плана, Потом подойдите поближе, снимите лицо крупно. Затем отойдите подальше и сделайте общий план. Вот вам и вполне киношная разноплановость.

Вы спросите: и что, все действительно так просто? А из-за чего столько слухов и разговоров?
Я отвечу: в принципе да, все так просто. Все главные секреты мастерства как правило очень простые.
Но везде есть, конечно, и свои нюансы и лайфхаки. Например, во всех трех планах лучше немного менять позу модели, поворот ее головы, ракурс, точку съемки. Это сделает съемку еще более разнообразной.

Вот пример разноплановой съемки, которую я сделал этой зимой.

Здесь все как я рассказывала. Я увидела интересную яркую машину, решила, что эта машина поможет оживить портретную фотосессию. И вот, модель возле машины. Дальше я делаю средний план, подхожу, делаю крупный план, отхожу, делаю общий план. при этом я прошу модель немного менять положение тела, наклон головы, сама сдвигают на пару шагов туда-сюда относительно модели. Так я вношу дополнительные изменения в фотографии, не меняя фона и образа модели.

Еще нюанс — оценивайте ситуации критически. Не все места годятся для общего плана. Например в этой съемке Королевы цветов общий план был довольно некрасивый: слишком много ярких пятен света, слишком много мусора в кадре. Вот максимум, который я могла себе позволить в захвате фона, иначе все выглядело бы достаточно печально.

Если вы не знаете, насколько развит ваш навык создания разноплановых фотоснимков, я рекомендую вам сделать простой эксперимент. Сделайте серию фото-портретов одного человека в одном месте. Это должно быть не десять дублей, а именно разные фотографии. Если у вас получится сделать хотя бы семь действительно разных портретов, то у вас все хорошо. Если у вас не получилось даже пяти разных фотоснимков, тогда относитесь к фотосъемкам как к тренировкам. В каждом сюжете делайте то, о чем я списала — снимайте крупный, средний и общий планы.

Все время. В каждой новой локации.

Через какое-то время это войдет у вас в привычку, и вы будете снимать разные планы, совершенно не задумываясь.
Это будет естественно, как дыхание.

В следующей статье поговорим о разных планах «внутри» одной фотографии — это тоже реально.

Посмотрите мою летнюю съемку, где двадцать кадров сделаны в одном месте. Это как раз пример того. как разноплановость помогает в создании интересной фотосерии:

P. S.: Автор фотографий и статьи — Катерина Упит (то есть я). Перепечатывать текст в электронных и печатных издательствах можно только с согласования с автором. Материалы сайта защищаются законом об авторских и смежных правах. По вопросам сотрудничества пишите сюда.

Хотите получать новые полезные статьи и уведомления о розыгрышах подарков, полезных для фотографов на почту? Тогда подпишитесь на рассылку обновлений.