Многие игроки ошибочно считают главной в играх мощную видеокарту, однако это не совсем правда. Конечно, многие графические настройки никак не влияют на CPU, а только затрагивают графическую карту, но это не отменяет того факта, что процессор никак не задействуется во время игры. В этой статье мы подробно рассмотрим принцип работы ЦП в играх, расскажем, почему нужно именно мощное устройство и его влияние в играх.

Роль процессора в играх

Как известно, CPU передает команды с внешних устройств в систему, занимается выполнением операций и передачей данных. Скорость исполнения операций зависит от количества ядер и других характеристик процессора. Все его функции активно используются, когда вы включаете любую игру. Давайте подробнее рассмотрим несколько простых примеров:

Обработка команд пользователя

Практически во всех играх как-то задействуются внешние подключенные периферийные устройства, будь то клавиатура или мышь. Ими осуществляется управление транспортом, персонажем или некоторыми объектами. Процессор принимает команды от игрока и передает их в саму программу, где практически без задержки выполняется запрограммированное действие.

Данная задача является одной из самых крупных и сложных. Поэтому часто случается задержка отклика при движении, если игре не хватает мощностей процессора. На количестве кадров это никак не отражается, однако управление совершать практически невозможно.

Генерация случайных объектов

Многие предметы в играх не всегда появляются на одном и том же месте. Возьмем за пример обычный мусор в игре GTA 5. Движок игры за счет процессора решает сгенерировать объект в определенное время в указанном месте.

То есть, предметы вовсе не являются случайными, а они создаются по определенным алгоритмам благодаря вычислительным мощностям процессора. Кроме этого стоит учитывать наличие большого количества разнообразных случайных объектов, движок передает указания процессору, что именно требуется сгенерировать. Из этого выходит, что более разнообразный мир с большим количеством непостоянных объектов требует от CPU высокие мощности для генерации необходимого.

Поведение NPC

Давайте рассмотрим данный параметр на примере игр с открытым миром, так получится более наглядно. NPC называют всех персонажей, неуправляемых игроком, они запрограммированы на определенные действия при появлении определенных раздражителей. Например, если вы откроете в GTA 5 огонь из оружия, то толпа просто разбежится в разные стороны, они не будут выполнять индивидуальные действия, ведь для этого требуется большое количество ресурсов процессора.

Кроме этого в играх с открытым миром никогда не происходят случайные события, которые не видел бы главный персонаж. Например, на спортивной площадке никто не будет играть в футбол, если вы этого не видите, а стоите за углом. Все вращается только вокруг главного персонажа. Движок не будет делать того, что мы не видим в силу своего расположения в игре.

Объекты и окружающая среда

Процессору нужно рассчитать расстояние до объектов, их начало и конец, сгенерировать все данные и передать видеокарте для отображения. Отдельной задачей является расчет соприкасающихся предметов, это требует дополнительных ресурсов. Далее видеокарта принимается за работу с построенным окружением и дорабатывает мелкие детали. Из-за слабых мощностей CPU в играх иногда не происходит полная загрузка объектов, пропадает дорога, здания остаются коробками. В отдельных случаях игра просто на время останавливается для генерации окружающей среды.

Дальше все зависит только от движка. В некоторых играх деформацию автомобилей, симуляцию ветра, шерсти и травы выполняют видеокарты. Это значительно снижает нагрузку на процессор. Порой случается, что эти действия необходимо выполнять процессору, из-за чего происходят просадки кадров и фризы. Если частицы: искры, вспышки, блески воды выполняются CPU, то, скорее всего, они имеют определенный алгоритм. Осколки от выбитого окна всегда падают одинаково и так далее.

Какие настройки в играх влияют на процессор

Давайте рассмотрим несколько современных игр и выясним, какие настройки графики отражаются на работе процессора. В тестах будут участвовать четыре игры, разработанные на собственных движках, это поможет сделать проверку более объективной. Чтобы тесты получились максимально объективными, мы использовали видеокарту, которую эти игры не нагружали на 100%, это сделает тесты более объективными. Замерять изменения будем в одних и тех же сценах, используя оверлей из программы FPS Monitor.

GTA 5

Изменение количества частиц, качества текстур и снижение разрешения никак не поднимают производительность CPU. Прирост кадров виден только после снижения населенности и дальности прорисовки до минимума. В изменении всех настроек до минимума нет никакой необходимости, поскольку в GTA 5 практически все процессы берет на себя видеокарта.

Благодаря уменьшению населенности мы добились уменьшения числа объектов сложной логикой, а дальности прорисовки – снизили общее число отображаемых объектов, которые мы видим в игре. То есть, теперь здания не обретают вид коробок, когда мы находимся вдали от них, строения просто отсутствуют.

Watch Dogs 2

Эффекты постобработки такие, как глубина резкости, размытие и сечение не дали прироста количества кадров в секунду. Однако небольшое увеличение мы получили после снижения настроек теней и частиц.

Кроме этого небольшое улучшение плавности картинки было получено после понижения рельефа и геометрии до минимальных значений. Уменьшение разрешения экрана положительных результатов не дало. Если уменьшить все значения на минимальные, то получится ровно такой же эффект, как после снижения настроек теней и частиц, поэтому в этом нет особого смысла.

Crysis 3

Crysis 3 до сих пор является одной из самых требовательных компьютерных игр. Она была разработана на собственном движке CryEngine 3, поэтому стоит принять во внимание, что настройки, которые повлияли на плавность картинки, могут не дать такого результата в других играх.

Минимальные настройки объекты и частиц значительно увеличили минимальный показатель FPS, однако просадки все равно присутствовали. Кроме этого на производительности в игре отразилось после уменьшения качества теней и воды. Избавиться от резких просадок помогло снижение всех параметров графики на самый минимум, но это практически не отразилось на плавности картинки.

Battlefield 1

В этой игре присутствует большее разнообразие поведений NPC, чем в предыдущих, так что это значительно влияет на процессор. Все тесты проводились в одиночном режиме, а в нем нагрузка на CPU немного понижается. Добиться максимально прироста количества кадров в секунду помогло снижение качества пост обработки до минимума, также примерно этот же результат мы получили после снижения качества сетки до самых низких параметров.

Качество текстур и ландшафта помогло немного разгрузить процессор, прибавить плавности картинки и снизить количество просадок. Если же снизить абсолютно все параметры до минимума, то мы получим больше пятидесяти процентов увеличения среднего значения количества кадров в секунду.

Выводы

Выше мы разобрали несколько игр, в которых изменение настроек графики влияет на производительность процессора, однако это не гарантирует того, что в любой игре вы получите тот же самый результат. Поэтому важно подойти к выбору CPU ответственно еще на стадии сборки или покупки компьютера. Хорошая платформа с мощным ЦП сделает игру комфортной даже не на самой топовой видеокарте, а вот никакая последняя модель GPU не повлияет на производительность в играх, если не тянет процессор.

В этой статье мы рассмотрели принципы работы CPU в играх, на примере популярных требовательных игр вывели настройки графики, максимально влияющие на нагрузку процессора. Все тесты получились максимально достоверные и объективные. Надеемся, что предоставленная информация была не только интересная, но и полезная.

Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

Просто у меня сейчас стоит такая система:

Процессор : Intel core i3-3240 3.40ghz

Видеокарта : Nvidia GTX 1050ti, 4 гигабайта.

планка 8 гигабайт оперативной памяти.

Нагрузка ГП не поднимается выше 80% при полной нагрузке процессора.

Мне кажется виноват в этом процессор, т. к. видеокарта очень хорошая, 8 гигабайта оперативной памяти для игра достаточно, но хочется прибавки, 65 вроде нормальная температура, остается только процессор. Стоит ли брать Intel core i7 3770, и если да, то на сколько примерно увеличиться производительность.

Вот мои замерки fps игр с помощью программы MSI Afterburner (все было сделано на максимальных настройках графики) :

Grand theft auto 5 : 60-80 fps.

RUST : 30-60 fps (при очень долгом заходе, примерно 30-40 мин)

Ведьмак 3 : 45-70 fps.

Драйвера на видеокарте последние, пыли в корпусе нет.

Это небольшое сравнительное тестирование заинтересует тех, кто сомневается в необходимости апгрейда процессора в своём игровом компьютере.

В нашем обзоре мы изучим влияние центрального процессора на производительность компьютера в играх.

Будет рассматриваться одна из частных ситуаций, когда после апгрейда видеокарты не была получена производительность, на которую так надеялись.

Некоторые пользователи считают, что, заменив свою старую видеокарту на новую, более мощную и современную, они смогут без «тормозов» играть во все современные игры. Однако они ошибаются.

Маленькая предыстория этого обзора

Всё началось еще несколько лет назад. Приехали люди покупать видеокарту более «крутую», чем стояла. Купили. Однако желаемой игры без «тормозов» они не увидели, игра тормозила, как и раньше. Пришлось тогда разбираться, в чём проблема. Всё оказалось очень просто – в системнике стоял Celeron 2,4 ГГц.

Хозяева очень гордились своим «мощным» процессором и первое время даже слышать не хотели о его замене. Пришлось проводить наглядную демонстрацию разницы работы игры на их «селероне» и «пентиуме» той же частоты. Понятно, что на «пне» игра не тормозила вообще, и всё закончилось апгрейдом процессора.

Условия тестирования

Изначально планировалось провести тесты на двух разных платформах – на Intel и AMD.

Но не хочется раздражать поклонников и фанатов процессоров фирмы AMD. Просто написано достаточное количество статей, сравнивающих производительность топовых (и не только) моделей процессоров обоих производителей, и мы не будем снова возвращаться к этой теме. Все тесты выполнялись на платформе Intel, варьировались лишь процессоры.

Стенд. В качестве стенда выступает типичный домашний компьютер. Машины с такой конфигурацией на сегодняшний день покупаются в довольно больших количествах.

  1. процессоры Intel Core 2 Duo E6600 (2.4 ГГц) и Intel Celeron D 356 (3,33 ГГц);
  2. охлаждение: TTBT на 1400 оборотов;
  3. материнская плата ASUS P5B-E (Intel P965);
  4. 2 Гб памяти DDR2-900 GOODRAM PRO;
  5. видеокарта Palit 8800GTS 640 Mb;
  6. жесткие диски Seagate 320 Гб – 2 штуки;
  7. блок питания Hiper 580 Вт:
  8. корпус In-Win X710 Full Tower;
  9. звук выводила старенькая 4-х канальная Creative SB Live!.

Настройки «железа» не проводились, просто опции BIOS Setup устанавливались по умолчанию. Память на Core 2 Duo работала на частоте 800 МГц при таймингах 5-5-5-15. На Celeron D 356 память работала на частоте 533 МГц при таймингах 4-4-4-12 (при установке более агрессивных таймингов система становилась нестабильной).

Показатель FPS измерялся в двух разрешениях – 1024х768 и 1280х1024.

Перечень игровых и синтетических тестов и их настройки:

    • Company Of Heroes – настройки на максимум, полноэкранное сглаживание и анизотропная фильтрация выключены.
    • FEAR — настройки на максимум, полноэкранное сглаживание и анизотропная фильтрация выключены.
    • Prey — настройки на максимум, полноэкранное сглаживание и анизотропная фильтрация выключены.
    • Prey AA+ — предыдущая игра, настройки на максимум, полноэкранное сглаживание и анизотропная фильтрация включены.
    • Quake4 — настройки установлены на Ultra.
    • Serious Sam2 — настройки на максимум, полноэкранное сглаживание и анизотропная фильтрация выключены.
    • 3DMarks – синтетические тесты от корпорации Futuremark, настройки «по умолчанию».
    • AquaMark3 – синтетический тест, построенный на основе игры AquaNox2.