Риг-ярл или просто Ярл (др.-сканд. Ríg-Jarl или Jarl ) — высшее сословие в средневековом скандинавском обществе, состоявшее из потомственной и непотомственной знати [1] [2] . Одновременно ярл являлся и наивысшим титулом правящей элиты до появления национальных государств. В определённый период истории Швеции, термин означал «верховного ярла» (швед. riksjarl ).

Также Риг-ярл имя мифического прародителя сословия ярлов из Песни о Риге.

Происхождение [ править | править код ]

Происхождение ярлов, их занятия и образ жизни описываются в Песне о Риге, повествующий легенду о странствующем асе Риге, от которого появились все три сословия средневековой Скандинавии.

В песне повествуется о том как Риг пришёл в особняк к Фати (др.-сканд. Faðir , отец) и Моти (др.-сканд. Móðir , мать) и он пробыл там три дня. Через девять месяцев родился мальчик, названный Ярлом. Он был светл волосами, а взгляд его был страшен. Когда Ярл подрос, вновь явился Риг, назвал его сыном, дал ему своё имя (так он стал называться Риг-ярлом), сделал наследником, научил рунам и обеспечил состоянием. Он женился на Эрне (др.-сканд. Erna , умелая, проворная) дочери Хэрсира (др.-сканд. Hersir , господин). У них было одиннадцать сыновей. Последним Риг-ярл родил Кона (др.-сканд. Konr ungr , юный отпрыск), также получившего имя или титул Риг, и чьё имя является одним из объяснений слова конунг.

Структура [ править | править код ]

В конце железного века — в начале раннего средневековье начала складываться феодальная иерархия скандинавского общества. В процессе становления системы и развития общества, появлялись новые титулы, отодвигая прежний наивысший титул на ступень ниже в иерархии. Так ярлы отодвинули хэрсиров, а сами в свою очередь были отодвинуты конунгами.

До позднего средневековье вожди, как правило, избирались, а потомственность означала лишь предпосылку занять высокое положение, но не гарантировало его. Это обстоятельство нашло своё отражение в Песне о Риге, где Ярл получил своё монаршее звание Риг от аса Рига (он же Хеймдаль), а его младший сын Кон, единственный кто стал Ригом, получил это звание не от отца, а опять же от аса Рига и не просто так, а за свои умения и выдающиеся способности. В данном случае Риг мог выступать метафорой удачи (которая считалась одним из основных атрибутов лидера), избравшей Кона в качестве своего протеже.

Самым низшим в иерархии сословия ярлов был стирэсман (др.-сканд. styrimaðr или styræsmand , дат. styraesmen , др.-англ. landsmenn ). Дословно стирэсман переводится как «рулевой», он являлся главой скипрейда, он же выполнял функцию капитана корабля. В более поздний период этот титул был связан с возможностью выставить и содержать сорок человек в лейданг. Титул не был наследственным и получался за собственные заслуги и преданность правителю. Вергельд за стирэсмана в Норвегии составлял шесть полных марок серебра. В позднее средневековье стирэсману соответствовал титул барон.

Следующей ступенью в иерархии были различные правители областей, такие как хэрсиры и хёвдинги.

Хэрсир дословно переводится как «ста господин», то есть глава сотни [3] . Титул был очень почётным и наследуемым. Функции хэрсира доподлинно не известны, однако, вероятно, он совмещал в себе административные, судебные, военные и религиозные функции. Вместе с сокращением количества рейдов и перенесения акцентов в жизни общества на оседлое население, постепенно был вытеснен понятием лендрман.

Хёвдинг, то есть глава тинга, имел схожие с хэрсиром функции. Главное отличие от последнего было в том, что титул хёвдинга не был наследственным и получался за заслуги.

Выше хэрсиров и хёвдингов стояли ярлы. До появления национальных государств, ярлы являлись верховными правителями независимых королевств. Позже они стали представителями конунга, а затем и вовсе упразднены или превращены в эрлов.

Наивысшим представителем этого сословия, в конечном итоге, стали конунги — независимые, избираемые населением или войском, правители земель и странствующие монархи.

Ярл (др.-сканд. Jarl ) — один из высших титулов в иерархии в средневековой Скандинавии, а также само сословие знати [1] [2] . Первоначально означал племенного вождя, позже стал означать титул верховного правителя страны. После появления национальных государств ярлы стали доверенными лицами конунга и осуществляли его власть на местах.

К началу XIV века термин вышел из употребления (кроме Исландии), так как ярлов заменили королевские брюты [3] .

Содержание

Этимология [ править | править код ]

Согласно трудам Прокопия, германское племя герулов, терроризировавшее многие поколения Европу, вернулось в Скандинавию в 512 году н. э. после серии поражений. Так как их исконные территории были заняты данами, они поселились в области рядом с гётами.

Слово «Erilaz», часто встречающееся на рунических памятниках в южной Швеции, связывают с герулами. Вероятным его значением является «мастер рун» или «колдун», то есть человек, умеющий обращаться с магией рун. Мис показал, что слово является аблаутной формой англосаксонского слова eorl [4] и производным от *erōn — тот, кто сражается, то есть воин.

Тем не менее, не существует сколько-нибудь основательной теории, доказывающей этимологию этого слова. Единственным достоверным является тот факт, что первое упоминание слова «ярл» связано с указанием на титул его обладателя.

Кеннинги [ править | править код ]

В кеннингах ярлов, хэрсиров и хирдманов (др.-сканд. hirðmenn ) называют «друзьями, собеседниками или сотрапезниками конунга» (др.-сканд. konungs rúnar eða málar eða sessar ) [5] .

Социальное положение [ править | править код ]

В ранний период, аналогично конунгам, одни ярлы владели землей, другие скитались на кораблях и занимались грабежами. На заре появления этого термина в обиходе остаются неясными конкретные различия между ярлами и прочими вождями, во множестве существовавшими в Дании и Норвегии.

Описание порядков, установленных Харальдом Прекрасноволосым, частично раскрывает положение ярлов в поздний период в Норвегии:

Средневековая Скандинавия
Сословия
Риг-ярлы
Hann setti jarl í hverju fylki, þann er dœma skyldi lög ok landsrétt ok heimta sakeyri ok landskyldir, ok skyldi jarl hafa þriðjung skatta ok skylda til borðs sér ok kostnaðar. Jarl hverr skyldi hafa undir sér fjóra hersar eða fleiri, og skyldi hverr þeira hafa tuttugu marka veizlu. Jarl hverr skyldi fá konungi í her sex tigu hermanna, en hersir hverr tuttugu menn.

(Он сажал в каждом фюльке ярла, который должен был поддерживать закон и порядок и собирать взыски и подати. Ярл должен был брать треть налогов и податей на своё содержание и расходы. Каждый ярл имеет четыре или более хэрсира под собой, и каждый из них будет получать 20 марок в качестве награды. Каждый ярл должен выставить 60 мужчин в войско конунга, каждый хэрсир 20 мужчин).

Швеция [ править | править код ]

По-видимому, в Швеции ярлы впервые появились в конце X века при короле Эрике VI Победоносном. Вероятно, несколько человек могли одновременно носить этот титул, но только один мог быть «верховным ярлом» (швед. riksjarl ).

К середине XIII века титул принадлежал в основном представителям только одного знатного рода Фолькунгов (Folkungaätten), хотя и неизвестно, титуловались ли они именно ярлами, поскольку все сохранившиеся письма написаны на латинском языке, в котором для обращения друг к другу использовалось слово dux (герцог).

Ярл Биргер (1210? — 1266) получил титул в 1248 году и был последним ярлом в Швеции. Возможно, он не желал, чтобы кто-нибудь обладал такой властью, угрожая его наследникам, которые стали королями Швеции. Так или иначе, после него ярлов в Швеции не было.

Норвегия [ править | править код ]

В Норвежском королевстве обычно был только ярл материковой Норвегии, ярл Оркнейских островов (до 1231), а после утверждения королевской власти в Исландии в 1261/62 ещё и ярл Исландии. Однако уже в 1237 Скуле Бордссон был произведён в достоинство герцога (норв. hertug ), ставшего новым высшим титулом. К началу XIV века ярлов не осталось и в Норвегии.

Англия [ править | править код ]

В Англии, заимствовавшей государственную систему у скандинавов, ярлы назывались эрлами (англ. earl ) и первоначально имели те же функции, что и ярлы, но с течением времени обладатели титула были лишены власти. В настоящее время этот титул обычно переводится на русский язык как граф.

Настало время разобраться с сословиями скандинавов раз и навсегда. Рассмотрим только гражданскую иерархию общества викингов.

Социальные слои не были статичны на протяжении эпохи викингов, они изменялись во времени. Главная причина подвижности слоёв населения — процесс перехода от родового строя к феодальному, который стал ярко заметен благодаря усилиям Харальда Харфагри (Прекрасновослосого). Закрепление феодальной власти окончательно оформилось со смертью последнего конунга-викинга Харальда Хардрада (Сурового). В итоге динамичность сословий определяется стремлением королевской власти выстроить строгую иерархию подчинения на базе отношений типа сюзерен-вассал и стремлением старой родовой власти сохранить свою свободу.

Мы же рассмотрим социальную структуру начала X-го века, времени правления Харальда I Прекрасноволосого. В этот период различия в иерархии между странами Норвегии, Швеции и Дании минимальны.

Иерархия скандинавов в эпоху викингов

Главные категории разделения общества: знать (tignarman — конунги и ярлы), свободные (карлы), зависимые люди (рабы, трели) и изгои. Также всех людей, кроме рабов и изгнанников, называли фралами (fralsman, frals, folkfrals) — просто свободные.

Тигнарман (Tignarman) — самые почётные и знатные люди. Ими были конунги и ярлы.

Конунг — король, правитель страны или фюлька. Важно здесь то, что конунг принадлежит королевскому роду. Признавались только конунги из старых правящих династий. В стране могло быть несколько конунгов. Мелкие и более сильные, подчиняющие себе больше земель с помощью оружия. Также это могли быть и близкие родственники, борющиеся за власть в конкретный промежуток времени. Были и конунги-викинги. Которые временно решали вопросы своего богатства и славы в походах. А затем, как правило, возвращались снова бороться за свою законную власть.

Конунг

За конунгом было всегда последнее слово на тингах, народных судах. Также изначально он был и главой религиозных ритуалов. Сильный конунг мог устанавливать какой религии народу лучше придерживаться. Не без уговоров и не без оружия, конечно.

Вообще, в ранний период эпохи викингов конунгов могли призывать и прогонять. Всё зависело от предводительских качеств и удачи короля. Могущественные ярлы и бонды нередко были в состоянии влиять на то, кто будет властвовать в области или стране. Тем самым, на ранних этапах конунг — это королевская профессия, выполняющая определённые обязанности. В основном — это защита от внешней агрессии, установление мира и порядка.

Позже, опираясь на богатства и военное могущество, конунги становились сильнее и переставали зависеть от мнения остального народа. Независимость тогда уже теряли все остальные, власть имущие.

Ярл — самый знатный землевладелец. Предводитель больших территорий (области(тей), фюлька(ков)). Изначально ярлы имели мощное влияние, соперничали с конунгами. Затем же это понятие превратилось в звание. Ярлы становились помощниками, заместителями конунга. Звание ярла можно было получить, особо отличившись перед конунгом. У конунга мог быть один или несколько ярлов.

Ярл Борг из сериала «Викинги»

Отингир (otingir) — богатые и знатные люди, но не тигнарманы. Обычно это сыновья конунгов и ярлов. Не входили в правящую элиту.

Лендрман (lenderman) — вассал конунга или ленник. Крупный землевладелец и человек, ответственный за сбор податей королю с прикреплённого к нему херада (округа). Должен был содержать местную дружину конунга (примерно 40 человек) и отвечал за организацию лейдунга (сбор народного ополчения по призыву короля) и его руководство в походе.

Хёвдинг — вождь, предводитель. Более конкретное определение — вождь херада (округа), иногда области (фюлька).

Годи — верховный жрец годорда (территориального религиозного деления на базе херада). В его функции также входило и судейство. Назначал себе в помощники 12 судей для местного тинга.

Дротт, дроттин — жрец.

Лагман (lagen — закон) — главный толкователь закона в стране или в области — объединения херадов. Главный на альтинге. Его функция — знать и растолковывать законы.

Тиунда-лагман — представитель дальнего округа на тинге.

Бонд — землевладелец. Важный базовый слой населения Древней Скандинавии. Бонд владел одалем (odal) — землёй, передававшейся по наследству. С концом эпохи викингов понятие наследственной земли исчезает. Бонд мог как обрабатывать землю сам (с помощью рабов или свободных работников, хускарлов), так и отдавать её в аренду за плату (обычно 10% стоимости земли в год).

Хускарл — изначально домашний работник, домочадец. Помогал бонду по хозяйству за жалование. Позже хускарл — дружинник конунга.

Ландбоар (landboar) — крестьяне, наниматели земли.

Стабкерл (stabkerl) — нищий, бедняк.

Отпущенники (fralsgifvi, fralsingi) — рабы, которые были отпущены хозяевами. Либо добровольно, либо фральсинги выкупили себя сами. Имел довольно шаткое положение и низкий статус. Мог снова стать рабом в качестве наказания на тинге. Отпущенники обычно становились либо ландбоарами либо хускарлами.

Доступно мало информации о социальном статусе ремесленников. Если не учитывать тот факт, что различные сословия карлов могли становиться ремесленниками по необходимости. Но известно, что скальды, кузнецы, кораблестроители и резчики рун пользовались большим почётом, поэтому не бедствовали.

Королевские придворные скальды, будучи в милости у конунга, имели достаточно высокий статус.

Трели (thrael, traelar) или рабы находились внизу иерархии скандинавов. У них не было прав. Хозяин имел полное право на жизнь и смерть своего подчинённого. Мог убить раба, продать или использовать в качестве сексуальных утех. Дети хозяев от рабов не могли пользоваться такими же привилегиями, как дети официальных или даже побочных жён (из карлов). Хозяин мог сделать раба свободным за какую-то службу. Но он также и нёс ответственность за своего раба, если тот совершил какое-то преступление вне земли хозяина. Смерть от руки раба считалась самой позорной.

У рабов не было никакой недвижимости. Они носили плохую, неброскую одежду, были коротко выстрижены. Современник эпохи викингов мог одним взглядом в лицо определить раб этот человек или нет. Видимо, участь рабов оставляла неизгладимый отпечаток. Участь рабов — самая грязная работа: стройка, земляные работы, пас скота и т.д. Но нередко хозяева позволяли своим подневольным расслабляться на пирах вместе с ними, давая им хоть какую-то отдушину. Рынок рабов был очень развит в Древней Скандинавии. Походы викингов поставляли живую силу без перебоев. Среди пленников-рабов мог быть кто угодно, начиная от крестьянина и заканчивая знатным вельможей западного мира.

Продажа рабов на рынке

Дети рабов становились также рабами. Но такие рабы, рождённые и выросшие в хозяйстве их собственника имели более высокий статус. Их называли фостре (fostre). Из их числа нередко становились бритами (bryti) — старшими из рабов, надзиратели — наивысший статус раба.

Часто рабами становились и карлы, которые были вынуждены временно присоединиться к этому слою из-за долгов.

Низшими из рабов считались гиафтлэрар (giafthlarar) — даровые, добровольные рабы. Он вступал в рабство (traldom) произвольно. Нередко причина этого — нежелание, чтобы родственники получили нажитое этого человека. Так как всё состояние становилось собственностью хозяина раба.

Самый низший слой — изгнанники, изгои, люди вне закона. Становились по решению альтинга или конунга. Положение в этом дне иерархии могло быть временным так и пожизненным; действовало как только в данном хераде, области/фюльке, так и по всей стране. Этот слой — аналог тюрьмы того времени. Человек-изгой не имел никаких прав и его мог убить кто угодно, завладев имуществом. К убийце изгоя не было никаких претензий. Часто изгои (в основном политические, по воле конунга) становились колонистами новых земель. Пример: Исландия, Фарерские острова.

Источники: Андерс Стриннгольм («Походы викингов»), Эльсе Роэсдаль («Мир викингов»), Жаклин Симпсон («Викинги. Быт, религия, культура»), Глеб Лебедев («Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси»).