Взлет по-самолетному с разбегом до скорости 20—50 км/ч производится в том случае, когда вертолет на взлетном режи­ме работы двигателей может висеть на высоте не менее 1 м над землей. При выполнении взлета по-самолетному должны быть включены только каналы крена и тангажа автопилота.

Произвести контрольное висение. Убедиться, что вертолет зависает на высоте не менее 1 м, а показания приборов нор­мальные. Приземлить вертолет, уменьшив общий шаг несуще­го винта до такой величины, чтобы вертолет устойчиво стоял на грунте. Плавным отклонением ручки управления от себя перевести вертолет на разбег. Направление на разбеге выдер­живается плавными отклонениями педалей.

По достижении скорости 20—50 км/ч (на Ми-8Т —30— 40 км/ч) дальнейшим увеличением общего шага (вплоть до взлетного режима работы двигателей) отделить вертолет от земли.

При разбеге вертолет имеет тенденцию к отрыву сначала основных, а затем передних колес. Эту тенденцию нужно па­рировать в момент отрыва соответствующим движением ручки управления на себя.

После отделения вертолет с ростом скорости стремится к иакренению вправо и увеличению угла тангажа, что необходи­мо парировать соответствующими отклонениями ручки управ­ления.

Разгон скорости производится с таким расчетом, чтобы на высоте 25—50 м скорость была 120 км/ч, после чего перевести вертолет в набор высоты. Взлетная дистанция при этом сос­тавляет 250—300 м.

Взлет по-самолетному с разбегом на носовом колесе приме­няется при необходимости увеличения грузоподъемности или для уменьшения длины разбега.

Предельно допустимая масса вертолета при взлете с разбе­гом на носовом колесе определяется по номограмме, приведен­ной на рис. 10. Правильность выбранной взлетной массы про­веряется на контрольном висении.

Рисунок 10. Номограмма для определения предельно допустимой массы вертолета при взлете с разбегом на носовом колесе.

Выполнив контрольное висение, подготовить вертолет к взле­ту с разбегом на носовом колесе, для чего: выключить авто­пилот; проверить показания приборов; установить минимальный шаг несущего, винта; отклонить ручку управления от себя на максимально возможную величину, таким образом, чтобы от­сутствовали удары лопастей по упорам горизонтальных шар­ниров; включить каналы тангажа и крена автопилота; откло­нив ручку управления на максимально возможную величину на себя с таким расчетом, чтобы не допустить ударов лопастей винта по упорам горизонтальных шарниров, нажатием кнопки ТРИММЕР сиять усилия с ручки управления.

Плавным увеличением общего шага несущего винта отде­лить основные колеса шасси от земли, не допуская отрыва но­сового колеса, и отклонением ручки управления от себя на 1/2 — 2/3 ее хода вперед перевести вертолет в режим разбега. При этом угол тангажа на пикирование не должен отличаться от исходного значения при контрольном висении более чем на 7-8°.

В процессе разбега угол тангажа устанавливается путем выдерживания концов лопастей на уровне горизонта и контро­лируется летчиком-штурманом по авиагоризонту.

По достижении скорости разбега около 30 км/ч вертолет имеет тенденцию к кабрированию и приседанию на основные колеса шасси, а при прохождении скорости 40 км/ч — к энер­гичному пикированию («клевку»).

Тенденции вертолета к кабрированию парировать отклоне­нием ручки управления от себя, к пикированию — отклонением ручки управления на себя с таким расчетом, чтобы концы лопастей винта удерживались на уровне линии горизонта.

Если контрольное висение выполнялось на высоте более 1 м, то отрыв от земли производить на скорости 30—40 км/ч (через 1—2 с после «клевка»), если менее 1 м — на скорости 50—60 км/ч (через 3—5 с после «клепка»).

Для отрыва вертолета от земли необходимо плавно взять ручку управления на себя. После отрыва довести скорость до 120 км/ч и перевести вертолет в набор высоты. По достижении заданной высоты перевести вертолет в горизонтальный полет на скорости 120 км/ч отключить автопилот, сбалансировать вертолет и включить каналы крена, тангажа и направления.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 754 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:

  1. II. Дополнительные сигналы командиру вертолета в режиме висения
  2. АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ КОМПОНОВКА ВЕРТОЛЕТА
  3. Аэродинамическое обоснование взлета самолета
  4. БАЛАНСИРОВКА ВЕРТОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ
  5. БОРЬБА С ВЕРТОЛЕТАМИ ПРОТИВНИКА
  6. ВЕРТОЛЕТА. ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-
  7. ВЗЛЕТ АЭРОПОЕЗДА
  8. ВЗЛЕТ С БОКОВЫМ ВЕТРОМ
  9. Взлет с боковым и попутным ветром
  10. Взлет с уменьшением шума на местности
  11. ВЗЛЕТ САМОЛЕТА

В зависимости от полетной массы, атмосферных условий, высоты взлетной площадки над уровнем моря, ее размеров и состояния поверхности, наличия и высоты препятствий взлет может быть выполнен:

по-вертолетному с разгоном в зоне влияния земли;

по-вертолетному с разгоном вне зоны влияния земли;

по-самолетному с разбегом до скорости 20-50 км /ч;

по-самолетному с разбегом на носовом колесе.

4.4.1. ВЗЛЕТ ПО-ВЕРТОЛЕТНОМУ

Взлет по-вертолетному с разгоном в зоне влияния земли (воздушной подушки) разрешается производить в том случае, когда вертолет может висеть на высоте не менее 3-х метров над землей на взлетном режиме работы двигателей, и применяется, как правило, с площадок, имеющих открытые подходы.

Перевод вертолета на разгон скорости осуществляется с высоты 1,5-2м плавным отклонением РУ от себя с одновременным увеличением мощности двигателей, вплоть до взлетной, не допуская уменьшения менее 92%. Разгон выполнять с таким расчетом, чтобы на высоте 20-30м скорость по прибору была 60-70 км /ч. Нужно иметь ввиду, что при переводе вертолета на разгон скорости с висения на взлетной мощности двигателей происходит снижение (проседание ) вертолета. Оно обусловлено наклоном тяги НВ, а следовательно и уменьшением ее вертикальной составляющей в начале разгона. Поэтому перевод вертолета на разгон в этом случае следует выполнять очень плавным отклонением РУ от себя и последующим удержанием носовой части вертолета от чрезмерного опускания.

По достижении скорости 40-50 км /ч у вертолета появляется заметная тенденция к увеличению угла тангажа, накренению и развороту вправо. Увеличение угла тангажа объясняется завалом конуса вращения НВ назад, что является следствием увеличения маховых движений лопастей винта с ростом скорости. Но одновременно с завалом конуса назад происходит его завал вправо.

Тенденция к набору высоты является следствием роста тяги НВ по мере увеличения скорости. Разворот вправо вызывается ростом тяги РВ, т.к. он, как и РВ, переходит на режим косого обтекания.

Взлет по-вертолетному с разгоном вне зоны влияния земли применяется с площадок ограниченных размеров с высокими препятствиями, когда мощность СУ вертолета позволяет выполнить висение над площадкой на высоте, превышающей радиус НВ.

Выполнение этого взлета не отличается от взлета с разгоном в зоне влияния земли, за исключением того, что в процессе разгона необходимо проходить препятствия с превышением не менее 10м.

4.4.2. ВЗЛЕТ ПО-САМОЛЕТНОМУ

Взлет по-самолетному с разбегом до скорости 20-50 км /ч производится в том случае, когда вертолет на взлетном режиме работы двигателей может висеть на высоте не менее 1м на землей. При выполнении взлета по-самолетному должны быть включены только каналы крена и тангажа автопилота

Перед выполнением взлета необходимо выполнить контрольное висение, убедиться, что вертолет зависает на высоте не менее 1м. Приземлить вертолет, уменьшив общий шаг до такой величины, чтобы вертолет устойчиво стоял на грунте. Плавным отклонением РУ от себя перевести вертолет на разгон. Направление на разгоне выдерживать плавным отклонением педалей.

По достижении скорости 20-50 км /ч дальнейшим увеличением общего шага (вплоть до взлетного режима работы двигателей) отделить вертолет от земли.

При разбеге вертолет имеет тенденцию к отрыву сначала основных, а затем передних колес. Эту тенденцию нужно парировать в момент отрыва соответствующим движением РУ на себя.

После отделения вертолет стремиться к накренению вправо и увеличению угла тангажа.

Разгон скорости производить с таким расчетом, чтобы на высоте 25-50м скорость была 120 км /ч, после чего перевести вертолет в набор высоты. Взлетная дистанция при этом составляет 250-300м.

Взлет по-самолетному с разбегом на носовом колесе применяется при необходимости увеличения грузоподъемности или для уменьшения длины разбега (рис.4.8.).

Рис.4.8. Схема сил, действующих на вертолет

при разбеге на носовом колесе

Выполнив контрольное висение, подготовить вертолет к взлету, для чего: выключить автопилот, проверить показания приборов, установить минимальный шаг НВ, отклонить РУ от себя на максимально возможную величину, таким образом, чтобы отсутствовали удары лопастей по упорам ГШ, включить каналы крена и тангажа автопилота, отклонив РУ на максимально возможную величину на себя с таким расчетом, чтобы не допустить ударов лопастей по упорам ГШ, нажатием кнопки «ТРИММЕР» снять усилия с РУ.

Плавным увеличением общего шага отделить основные колеса шасси от земли, не допуская отрыва носового колеса, и отклонением РУ от себя на хода вперед перевести вертолет в режим разбега.

При этом угол тангажа на пикирование не должен отличаться от исходного значения при контрольном висении более чем на 7-8 0 .

В процессе разбега угол тангажа устанавливать путем выдерживания концов лопастей на уровне горизонта и контролировать по авиагоризонту.

По достижении скорости разбега около 30 км /ч вертолет имеет тенденцию к кабрированию и приседанию на основные колеса шасси, а при прохождении скорости 40 км /ч – к энергичному пикированию («клевку»).

Если контрольное висение выполнялось на высоте более 1м, то отрыв от земли производить на скорости 30-40 км /ч (через 1-2с после «клевка»), если менее 1м – на скорости 50-60 км /ч (через 3-5с после «клевка»).

Для отрыва вертолета от земли необходимо плавно взять РУ на себя. После отрыва довести скорость до 120 км /ч и перевести вертолет в набор высоты. По достижении заданной высоты перевести вертолет в горизонтальный полет на скорости 120 км /ч, отключить автопилот, сбалансировать вертолет и включить каналы крена, тангажа и направления.

4.4.3. ОСОБЕННОСТИ ВЗЛЕТА ПРИ БОКОВОМ ВЕТРЕ

Взлет по-вертолетному. Если скорость бокового ветра не превышает 5 м /с, отделение вертолета от земли, вертикальный подъем и зависание перед переходом на разгон производится, с курсом взлета (по оси ВПП).

Необходимо помнить, что боковые смещения наиболее опасны непосредственно перед отделением и в момент отделения вертолета от земли, когда он находится на земле во «взвешенном» состоянии. В этом случае в результате действия боковых сил возникают опрокидывающие моменты в сторону смещения вертолета.

При скорости бокового ветра на курсе взлета более 5 м /с отделение вертолета от земли, вертикальный подъем, зависание и перевод вертолета на разгон рекомендуется выполнять против ветра. Доворот на курс взлета в этом случае выполнять в процессе разгона. Скорость вертолета перед выполнением доворота на взлетный курс должна составлять не менее 50 км /ч.

Взлет по-самолетному. В процессе разбега до момента отделения вертолета от земли соразмерным отклонением РУ в ту сторону, откуда дует ветер, парировать кренящий момент, возникающий в результате действия ветра на фюзеляж. Отклонением соответствующей педали удерживать вертолет от разворота, возникающего в результате действия флюгерного момента. Учитывать, что по мере увеличения скорости эффективность управления будет увеличиваться.

В момент отделения от земли отклонением РУ в сторону, откуда дует ветер, удерживать вертолет от сноса.

4.4.4. ОСОБЕННОСТИ ВЗЛЕТА С ПЫЛЬНЫХ И

Взлет по-вертолетному с пыльных (заснеженных) площадок разрешается выполнять при условии наличия запаса мощности двигателей для взлета вне зоны влияния земли и если в момент отделения вертолета от земли и в наборе высоты видимость из кабины экипажа сохраняется на расстоянии 5-10м. В этом случае при вертикальном подъеме видимость земной поверхности будет обеспечена до момента выхода из пыльного (снежного) облака.

Когда на поверхности снежного покрова имеется прочный наст, плотное снежное облако вокруг вертолета при взлете и посадке не образуется. На площадках, покрытых свежевыпавшим снегом, в отдельных случаях можно раздуть снежное облако и улучшить видимость. С этой целью рекомендуется ввести коррекцию полностью вправо и увеличив общий шаг до 2-3 0 , поработать до тех пор, пока облако снега не уменьшится и не будет просматриваться земля.

С пыльной площадки выполнение взлета по-вертолетному возможно только в случае незначительной запыленности поверхности, когда тонкий слой пыли лежит на сравнительно прочном грунте, который не раздувается струей от НВ. С сильно запыленных площадок возможность выполнения взлетов по-вертолетному практически исключена. Включение ПЗУ производить после выхода двигателя на режим малого газа.

Взлеты и посадки на пыльных и заснеженных площадках необходимо выполнять строго против ветра.

После отрыва от земли набрать высоту 3-5м, наблюдая за положением вертолета относительно ориентиров на земле через нижнее остекление кабины экипажа и используя при этом показания указателя режимов висения аппаратуры ДИСС-15. Взлет и висение производить строго против ветра. В процессе разгона не допускать снижения вертолета и кренов. Положение вертолета при прохождении снежного облака контролировать по приборам, а также по ориентирам, значительно удаленным от места взлета.

Взлет по-самолетному с пыльных (заснеженных) площадок выполняется как и с обычных площадок, но отрыв вертолета (увеличение мощности двигателей до взлетной) выполняется после прохождения пыльного (заснеженного) облака. До выхода из него направление разбега выдерживать по указателю курса, кренение вертолета контролировать по авиагоризонту. Вертолет выходит из снежного облака на скорости 25-30 км /ч. Следует помнить, что взлет по-самолетному разрешается производить по неукатанному снежному покрову толщиной до 15см при полной уверенности, что под снегом препятствия отсутствуют.

Дата добавления: 2015-05-08 ; Просмотров: 2023 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Взлет на вертолете Ми-2 производится одним из следующих способов:

  • по-вертолетному с разгоном в зоне влияния «воздушной подушки»;
  • по-вертолетному с разгоном вне зоны влияния «воздушной подушки»;
  • по-самолетному с разбегом вертолета до скорости отрыва от земли

Выполнение взлета допускается:

  • при ветре спереди не более 15 м/с;
  • при ветре сбоку не более 7 м/с;
  • при ветре сзади не более 5 м/с (при предельно передней центровке не более 3 м/с).

Взлет по-вертолетному

Установить вертолет по возможности против ветра. Установить связь с командным пунктом и получить разрешение на взлет. Установить рукоятку коррекции в крайнее правое положение и выждать, пока обороты несущего винта установятся в пределах

Убедиться, что показания приборов нормальные, а триммеры установлены в положение для взлета (при нормальной центровке деление назад и деление вправо).

Плавным перемещением рычага «шаг-газ» вверх отделить вертолет от земли и зависнуть на высоте удерживая вертолет от разворотов и кренений соответствующими отклонениями ручки управления и педалей.

Проверить показания приборов контроля оборотов несущего винта и температуры газов двигателей.

Плавно отклонить ручку управления от себя, перевести вертолет на разгон с одновременным плавным увеличением мощности двигателей вплоть до взлетной.

Разгон производить с постепенным набором высоты с таким расчетом, чтобы на высоте скорость по прибору составляла 100 км/ч. При наличии препятствий по курсу взлета наклон траектории разгона сообразовывать с высотой и удалением препятствий.

Изменения в поперечной и путевой балансировках, а также стремление вертолета к потере высоты в начальный момент разгона парировать соответствующими отклонениями органов управления.

По достижении скорости 100 км/ч по прибору перевести вертолет с режима разгона в набор высоты.

При взлете с боковым ветром тенденцию вертолета к смещению в момент отрыва парировать отклонением ручки управления в сторону ветра. Взлет с боковым ветром справа сложнее, чем при ветре слева, и требует от летчика повышенного внимания.

Взлет по-вертолетному с разгоном вне зоны влияния «воздушной подушки» производить при наличии препятствий в направлении взлета. Техника пилотирования при выполнении такого взлета изложена в разделе «Полеты в горах».

Взлет по-самолетному

Взлет по-самолетному производить в случае, когда вертолет на взлетном режиме работы двигателей висит на высоте от 0,5 до 1 м.

Перед взлетом необходимо:

  • установить вертолет по возможности против ветра;
  • убедиться в отсутствии препятствий в направлении взлета;
  • связаться по радио с командным пунктом и получить разрешение на взлет;
  • установить рукоятку коррекции в крайнее правое положение и выждать, пока обороты несущего винта установятся в пределах
  • убедиться, что показания приборов нормальные.

Плавно отклонить ручку управления от себя и, постепенно перемещая рычаг «шаг-газ» вверх, произвести разбег до скорости Дальнейшим отклонением рычага «шаг-газ» (если надо, до взлетного режима) отделить вертолет от земли.

Примечание. При разбеге вертолет проявляет тенденцию к преждевременному отрыву основных колес, поэтому темп и величина отклонения ручки управления на разбеге должны, обеспечить горизонтальное положение фюзеляжа до полного отделения вертолета от земли.

После отрыва с плавным уходом от земли произвести разгон до скорости 100 км/ч по прибору, затем перевести вертолет с режима разгона в набор высоты.