“Писать грамотно требует социальная порядочность…, если мы не привьем детям грамотности, то не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество”, – так в XX веке академик Л.В. Щерба определил роль правописания в формировании личности. Коренную причину безграмотности ученый видел в недооценке значения орфографии. Для того чтобы грамотно писать, недостаточно знать правила, необходимо еще приобрести и навыки грамотного письма. Эффективными способами для достижения этого является систематическая тренировка, практика выполнения разнообразных упражнений, осознанная работа над ошибками, постоянное обращение к справочникам, словарям, чтение и каждодневный труд.

Всем учителям русского языка хорошо известно, что самые распространенные и устойчивые ошибки – правописание безударных гласных в корне слова. Они преследуют человека в течение всей его жизни. Работая 22-й год в школе, я сталкиваюсь с данными ошибками каждый день. Это происходит и на уроке (доска, тетради, дневники учащихся), и после уроков (записки родителей, СМИ, объявления, рекламные щиты и т.д.).

Преподаю я как в 5-х классах, так и в старших и имею возможность проследить, что ошибки учеников разных возрастов, к сожалению, одинаковы, хотя одни только перешли в среднее звено, а другие заканчивают школу.

Последние годы учителя-словесники сталкиваются с проблемами, связанными с дисграфией и дислексией и, к сожалению, бессильны что-либо исправить без помощи специалистов (логопедов, психологов). Изучив за эти годы многочисленные труды, посвященные психологическим механизмам формирования грамотного письма, я пришла к выводу, что каждый учитель в течение всей своей педагогической деятельности вырабатывает свою технологию “научения”. Поэтому в 10-х, 11-х классах мною отрабатываются темы в определенной системе, организованной из “блоков” – практикумов по орфографии и пунктуации. Такой блок я хочу предоставить вашему вниманию.

Урок можно проводить в обыкновенном классе, имея доску, цветные мелки и дидактический раздаточный материал. Но более эффективным будет урок с использованием современных информационных технологий (компьютера, проектора, специальных учебных программ, SMART-доски и т.п.). К сожалению, как показывает практика, немногие учителя словесности имеют возможность работать с компьютером, так как в кабинетах русского языка и литературы этой “машины” просто нет, а класс информатики всегда загружен своими уроками. Работая на подготовительных курсах в вузе и в колледже Новосибирска не один год, я поняла, что и здесь до современных информационных технологий еще очень далеко, поэтому доска и мел – это проверенные, надежные помощники учителю в любой ситуации.

Итак, безударные гласные в корне слова. Только длительная систематическая тренировка вырабатывает устойчивые навыки правописания безударных гласных.

Т2. Безударные гласные в корне

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

созд А вать – созд А ‘ть

пр О винция

обл А гать

д И ктовать – д И ‘ктор

д Е позит

предпол О жение

ув И дать – в И ‘деть

б Е седа

з А ря

вгл Я деться – взгл Я ‘д

в А н И лин

выб И рать

Этапы урока:

I. Объявление цели урока: выработать навыки грамотного написания.

II. Работа с опорными схемами.

В русском языке – 10 гласных букв. 5 букв из них – А, О, И, Е, Я вызывают затруднения при написании в безударной позиции.

Т4 Способы проверки безударной гласной

I. Подбор формы одного и того же слова

  • у существительных изменить число:
    тОлпа’ – тО’лпы
    пАруса’ – пА’рус
  • у прилагательных заменить полную форму краткой:
    счАстли’вый – счА’стлив
    нАго’й – нА’г
  • у глаголов:

1) изменить время:

2) изменить число:

пИшу’ – пИ’шем
скАжу’ – скА’жем

3) изменить род (у глаголов П.в)

отцвЕла’ – отцвЁл
отнЯла’ – отнЯ’л

. Иметь в виду, что нельзя в качестве проверочных слов использовать глаголы с суффиксами -ЫВА, -ИВА, так как в них происходит чередование | – О||А

II. Подбор родственных слов

отЯжеле’ть – тЯ’жесть
извИне’ние – с повИ’нной
зА’пах – пА’хнет

Практический блок: (отработка практических навыков и умений)

I. Проверка безударной гласной путем подбора родственных слов

1. Подобрать проверочное слово – существительное

просОчи’ться – сок
взвОлнова’лся – волна
попрОси’л – просьба
очАрова’ть – чары
разлИча’ть – лик
поЯвле’ние – явь
укоренился –
присягать –
разъяренный –
отяжелеть –
отвинтил –
приспособление –

2. Подобрать проверочное слово – полное прилагательное

наслаждение –
пренебрежительный –
омрачать –
пехота –
таинственный –
нищета –
приближался –
смягчить –
наполнялся –
удивление –

3. Подобрать проверочное слово – краткое прилагательное

дикарь –
робеть –
освежить –
потихоньку –
старуха –
скорее –
натощак –
ободрять –
расхрабрилась –
темнеть –

4. Подобрать проверочное слово – глагол

доказательство –
похвала –
управление –
протекать –
иссякать –
каток –
продолжение –
угасать –
привлекать –
исчезать –

5. Подобрать проверочное слово – наречие

сплошной –
унижение –
объяснить –
распрямиться –
оживить –
удовольствие –
укрепиться –
стеснительный –
промелькнуть –

. При выполнении данных упражнений повторяются и другие орфограммы (при-, пре-, Ъ, Ь, и т.д.).

  • Разбор слова по составу – способ увидеть морфемный состав слова.

Разобрать слова по составу, подобрать проверочное слово, поставить ударение, безударную гласную подчеркнуть.

Распределение, объяснение, оценить, наводнение, управление, одаренный, посторониться, распоряжение.

Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.

  • Устная работа на уроке:

Сопоставить данные слова, подобрать проверочные таким образом, чтобы безударная гласная стала ударной.

Обежать вокруг дома – бегОбижать ребенка – обида
Запевать в хоре – петьЗапивать молоком – пить
Поседеть от старости – седПосидеть в сквере – сидя
Слезать с лестницы – слезтьСлизать сметану – слижет
Увидать издали – увидетьУвядать без влаги – вянуть
Расколоть полено – колкаРаскалить щипцы – накал
Утихать постепенно – тихоУтешать ласково – утеха
Скрипеть дверью – скрипСкрепить печатью – скрепка
Развиваться нормально – развитиеРазвеваться на ветру – веять
Сторожить дом – сторожСтарожил города – старый житель
Благословлять на подвиг – благое словоПрославлять героя – слава
Чистота в доме – чистоЧастота колебаний – часто
Угодить начальству – угодливыйУгадать номер – загадка
Озимь посеяли – зимнийОземь ударили – земли
Переселить людей – селаПересилить усталость – сила
Затрещать громко – трескТяжелое потрясение – встряска
Щепать лучину – щепкаЩипать курицу – щиплет
Приведение к общему знаменателю – привелПривидение (призрак) – вид
Полоскать горло – полощетПоласкать щенка – ласка
Отварить яйца – варкаОтворить двери – затвор
Проживать в городе – житьПрожевать корку – прожеванный
Примерять костюм – меркаПримирять друзей – мир
Разрядить ружье – зарядРазредить морковь – редко
Раздражать поведением – дразнитЗадрожать от холода – дрожь
Пары воздуха – парПора осенняя – в ту пору
Умолять о пощаде (упрашивать) – молитУмалять достоинство (уменьшать) – мал
Умилять поведением – мил
Посвятить стихотворение – святоПосветить свечой – свет
Покарать врага – караПокорить природу (подчинить) – покорный
Укорять за лень (упрекать) – укор
Нагой склон (обнаженный) – нагНогой ударил – ноги
Отдаление от дома – дальПередавать новости – дать
Честолюбие – честьЧистоплотность – чисто
Облегченный воз – лёгокОбличённый судом – облик

Работа по таблице:

Задание 1. Записать предложения под диктовку, подобрать проверочные слова.

Зачастили дожди (часто), и на даче стало тоскливо. Санька отворил (затвор) калитку и обежал (бег) вокруг дома. Пашка подпоясался (пояс) и стал примерять (мерка) отцовскую фуражку. Женщина полоскала белье (полощет). Старик проживал здесь (жить) лет сорок. Старуха медленно жевала (прожеванный) хлеб и запивала (пить) его молоком. Чайник накалился (накал), распаялся (пайка) и стал протекать (течь). Луч прожектора ослепил (слеп) меня. Буря не утихала (тихо): деревья скрипели (скрип) и трещали (треск), удары грома сотрясали (тряска) землю.

Задание 2. (При выполнении подобных заданий учащиеся тренируются быстро и правильно определять части речи, приобретая навыки грамотного письма.)

Выпишите из данных ниже слов существительные с безударной О, наречия с безударной И, прилагательные с безударной А, глаголы с безударными Е и Я. Поставьте ударения и найдите проверочные слова.

Поглощение, пограничный, привязать, переплести, грациозный, поварской, проницательно, обязать, исподтишка, шаловливый, поодиночке, расстегнуть, изменился, навзничь, счастливый, вредить, враждебный, отношение, клянусь, появился, показательный, хвастливый, распорядиться, возрождение, таинственный, крикливо, втихомолку, растянулся, замечать, продолжение.

Задание 3. Проверить безударную гласную, подобрав как можно больше однокоренных слов.

Оглянуться – оглядка, взгляд, оглянется, глядя, глянь, разглядывает;
Изнеможение – изнемочь, может, возможный;
I в: различать, неизъяснимый, узнавать;
II в: пожалеть, впечатление, закабалить;
III в: протяжение, соединиться, извинение.

Задание 4. (Усложняется задание к концу урока (пары).)

Нужно проверить несколько безударных гласных, проверяя каждую из них:

Проголодался – голод – голодный.
I ряд – нагромождать, остепенился, опередить, критиковать, клокотание.
II ряд – молотить, периодический, оберегать, сопровождать, развеселился.
III ряд – лепетать, щекотать, хлопотать, тяжелеть, вечерело.
IV ряд – рокотать, облокотился, торговать, трепетать, озеленение.

Следующий этап – работа со словами с неясной этимологией.

Здесь следует выяснить не только правописание слова, но и его происхождение.

баюкать, обаятельный – баять
благодарить – благо, дар
корыто, кора – корка
ликовать, лицевать, различать, олицетворение – лик
насекомое – насечка
напряженный – упряжь, пряжка
осенить – сень
изображать – образ
племянник – племя
преобладать, овладеть, владыка – власть
вспорхнуть – порхать, порошок, пороша, порох
перчатка – перст
плашмя – плаха
сумеречный, смеркаться – меркнуть
сострадание, пострадать, страдная пора, страда – страждущий
подлинный – той же длины
втихомолку, потихоньку, исподтишка – тихо

Слова с непроверяемыми безударными гласными. Работа с ними необходима потому, что учащиеся обычно не только неправильно пишут эти слова, но и порой не понимают их лексического значения (толкование слов обязательно!).

Приведу несколько упражнений. (При выполнении этих заданий необходимо использовать словарь.)

1. К каждому из данных существительных необходимо подобрать синоним (чтобы понять Л.З.), образовать глагол и составить словосочетание (глагол + существительное).

аплодисменты (рукоплескание) – аплодировать певцу;
аргумент, аккомпанемент, состязание, пропаганда, фантазия, регламент, координация.

2. Определить по словарю значение данных слов и составить с ними предложения.

альманах – сборник произведений различных авторов

Вскоре был выпущен альманах.

Авангард, ансамбль, анонимный, баллотироваться, гегемония, дифирамб, интеллигентный, компетентность, спартакиада, универсальный, энтузиазм.

  • Не выполненные учащимися задания, требующие работы со словарем, задаются на дом.

Отработку навыков и умений по теме “Безударные гласные в корне слова” следует продолжать в течение всего учебного года, так как только постоянное обращение к данной проблеме через разнообразные практические занятия поможет учащимся улучшить их грамотность.

Ответ

Ответ:

Зачастили дожди (часто), и на даче стало тоскливо. Я отворил (затвор) калитку и обежал (бег) вокруг дома. Санька подпоясался (пояс) и стал примерять (мерка) отцовскую фуражку. Девочка побежала к реке полоскать белье (полощет).

Мотор затрещал, потом постепенно стал затихать. На ужин Саша отварил (варить) картошку и съел ее с селедочкой. Буря не утихала: деревья скрипели и трещали, удары грома сотрясали землю.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Avdoev97 08.01.2019

Ответ

Зачастили дожди (часто), и на даче стало тоскливо. Я отворил (затвор) калитку и обежал (бег) вокруг дома. Санька подпоясался (пояс) и стал примерять (мерка) отцовскую фуражку. Девочка побежала к реке полоскать белье (полощет). Старик медленно прожевал хлеб и запивал его кваском (квас).

Мотор затрещал, потом постепенно стал затихать. Чайник накалился, распаялся и стал протекать. Я отворил дверь, и луч прожектора ослепил меня. На ужин Саша отварил (варить) картошку и съел ее с селедочкой. Буря не утихала: деревья скрипели и трещали, удары грома сотрясали землю.