Игры на запоминание цифр

Скачать:

ВложениеРазмер
igry_na_zapominanie_tsifr.zip14.54 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на запоминание цифр

Дети знают еще не все цифры, а называют или «узнают» лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают последовательности между соседними цифрами из ряда. Опpeделенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Приведенные ниже учебно-игровые ситуации помогут вам решить эти проблемы.

«Назови имя цифры».
Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. Выясняется какие цифры знает ребенок и где он их видел.

«Узнай цифру на ощупь».
Предлагаются цифры в виде объемных фигур («формочек»), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др. Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

«Сделай цифру».
Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать «вкусные цифры. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

«Раскрась цифру».
Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

«Рисуем и угадываем».
Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

«Преврати цифру в смешную фигурку».
Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в «человечков», «зверюшек» или другие смешные фигурки.

«Найди свою цифру».
На столе раскладываются карточки с цифрами. Ребенок получает карточку с цифрой. Надо найти «свою».

«Нарисуй столько же».
Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра.

«Выполни движение».
Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.

«Цифры на кубиках».
Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.

«Подбери пары».
К карточке с цифрой подбирается числовая фигура и (или) карточка с предметами или наоборот.

«Правильно ли это?»
Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

«Найди такую же».
На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.

«Пронумеруй предметы».
Предлагается рисунок, на котором нужно восстановить последовательность в нумерации. «Выпадать» из нумерации могут сначала 1 – 2 цифры, а потом больше.

«Определи соседнюю».
Взрослый показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать «соседей».

«Наклей цифры».
Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.

«Какая цифра убежала?»
Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какаялибо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

«Что перепуталось?»
На столе карточки с цифрами перевернуты «вверх ногами» или «вниз головой», или даны в «зеркальном» отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

«Назови и выложи».
Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т.д.

«Опиши цифру».
Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа лебедя и т.д.

«Напиши цифры».
Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и т.д.

«Укрась цифрами».
Предлагается расписать цифрами наряд сказочных героев, кусок ткани, украсить новогоднюю елку и т.д.

«Обозначь порядок цифрами».
Картинки надо разложить в определенной последовательности и пронумеровать их, ориентируясь на смысловые, причинноследственные, временные и другие связи (например: начало события, его развитие, окончание; семя, росток, цветущее растение).

«Догадайся и напиши цифру».
Глядя на предметы, изображенные на картинках или в реальной действительности, нужно определить, на какие цифры они похожи, и написать их (выложить из палочек, кружков). Например, карандаши – на единицу, крючок от вешалки – на двойку, бублик – на ноль и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю вам игры, которые не только помогут ребенку запомнить цифры, но и решить некоторые проблемы: малыши называют или «узнают» лишь некоторые цифры, путают цифру и число, цифру и букву, путают ци.

Дети знают еще не все цифры, а называют или «узнают» лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают.

Игры на запоминание цифр.

Игры на запоминание цифр.

Предлагаем вам игры, которые не только помогут ребенку запомнить цифры, но и решить некоторые проблемы: малыши называют или «узнают» лишь некоторые цифры, путают цифру и число, цифру и бук.

Дети не все узнают цифры, путают их последовательность? В данной консультации приведены учебно-игровые ситуации, которые решат эти проблемы.

В консультации для родителей, можно узнать какие игры будут способствовать запоминанию цифр и знакомству цифр, чтобы в домашних условиях легко организовать совместную деятельность с ребёнком.

вернуться в начало:

ИГРЫ НА ЗАПОМИНАНИЕ ЦИФР

Дети знают еще не все цифры, а называют или «узнают» лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают последовательности между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Приведенные ниже учебно­игровые ситуации помогут вам решить эти проблемы.

«Назови имя цифры».
Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. Выясняется какие цифры знает ребенок и где он их видел.

«Узнай цифру на ощупь».
Предлагаются цифры в виде объемных фигур («формочек»), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др. Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

«Сделай цифру».
Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать «вкусные цифры. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

«Раскрась цифру».
Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

«Рисуем и угадываем».
Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

«Преврати цифру в смешную фигурку».
Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в «человечков», «зверюшек» или другие смешные фигурки.

«Найди свою цифру».
На столе раскладываются карточки с цифрами. Ребенок получает карточку с цифрой. Надо найти «свою».

«Нарисуй столько же».
Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра.

«Выполни движение».
Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.

«Цифры на кубиках».
Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.

«Подбери пары».
К карточке с цифрой подбирается числовая фигура и (или) карточка с предметами или наоборот.

«Правильно ли это?»
Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

«Найди такую же».
На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.

«Пронумеруй предметы».
Предлагается рисунок, на котором нужно восстановить последовательность в нумерации. «Выпадать» из нумерации могут сначала 1 – 2 цифры, а потом больше.

«Определи соседнюю».
Взрослый показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать «соседей».

«Наклей цифры».
Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.

«Какая цифра убежала?»
Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какая­либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

«Что перепуталось?»
На столе карточки с цифрами перевернуты «вверх ногами» или «вниз головой», или даны в «зеркальном» отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

«Назови и выложи».
Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т.д.

«Опиши цифру».
Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа лебедя и т.д.

«Напиши цифры».
Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и т.д.

«Укрась цифрами».
Предлагается расписать цифрами наряд сказочных героев, кусок ткани, украсить новогоднюю елку и т.д.

«Обозначь порядок цифрами».
Картинки надо разложить в определенной последовательности и пронумеровать их, ориентируясь на смысловые, причинно­следственные, временные и другие связи (например: начало события, его развитие, окончание; семя, росток, цветущее растение).

«Догадайся и напиши цифру».
Глядя на предметы, изображенные на картинках или в реальной действительности, нужно определить, на какие цифры они похожи, и написать их (выложить из палочек, кружков). Например, карандаши – на единицу, крючок от вешалки – на двойку, бублик – на ноль и т.д.

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Цифровая информация абстрактна, поэтому она не всегда поддаётся запоминанию. Существует немало вариантов тренировки памяти, облегчающих этот процесс. Рассмотрим подробнее, как запомнить цифры.

Особенности запоминания чисел

Без специальных упражнений для мозга обычный человек способен запомнить цифры с помощью произнесения вслух в прямом порядке 7 знаков, а в обратном – 5. Натренированная память наделяет безграничными возможностями. Важно найти подходящий метод запоминания. Существуют определённые группы приёмов.

  • «Цифры – образы» – создают устойчивые образы каждого цифрового знака. Нужно ориентироваться на внешнюю его схожесть с конкретным предметом. Например, единица похожа на копьё или столб. Нередко используют связанный рассказ для воссоздания цепи многочисленного цифрового ряда.
  • «Цифры – слова» – каждому знаку присваивают буквенный эквивалент. Надо найти 10 подходящих букв, которые заменят все однозначные цифры. Иногда при запоминании чисел придумывают слова, начинающиеся с нужных букв. Затем составляют предложение. Двузначные цифры обычно кодируют, превращая в готовые слова. Система Шед предлагает подбирать слова с совпадающим количеством букв в цифре. Например, число 2865675 превращается в предложение «На стеллаже долгое время стояли научные книги». Достаточно запомнить фразу, чтобы в нужный момент воспроизвести число.
  • «Числа – числа» – подбирают необходимые ассоциации с цифрами и применяют для запоминания цифрового ряда.

Например, число 23021941 легко запомнить при превращении его в дату 23 февраля 1941 г.

Популярные методики

Существуют простые техники для запоминания чисел.

Популярен метод образных крючков. Нужно для визуализации каждой цифры представить следующие картинки:

  • единицу мысленно превратить в гвоздь или стрелу;
  • двойку – в лебедя или изогнутую змею;
  • тройку – в усы или летящую чайку;
  • четвёрку – в перевёрнутый стул или парус;
  • пятёрку – в пятиконечную звезду или рыболовный крючок;
  • шестёрку – в открытый навесной замок или свисток;
  • семёрку – в клюшку или кочергу;
  • восьмёрку – в неваляшку или песочные часы;
  • девятку – в головастика или подпрыгнувшего дельфина;
  • образом для запоминания цифры «0» может служить бублик, спасательный круг, мяч, тарелка и т.д.

Так создают крючки в воображении. Например, с помощью этого метода нужно запомнить число 804. Достаточно представить снеговика, напоминающего восьмёрку. Рядом с ним находится снежный ком – заготовка для снежной бабы. Этот ком похож на ноль. Поодаль воткнут в снег вверх ногами стул, который в воображении представляется четвёркой. Картинка в мыслях отпечатывается, а в нужный момент воспроизводится.

Большие числа легче запомнить, если создать из них двузначные комбинации и связать с яркими образами, а именно:

  • сочетание двух нолей напоминает очки;
  • 03 – машину скорой помощи;
  • 11 – лыжи;
  • 25 – четверть года (снежную зиму, золотую осень);
  • 69 – шестьдесят девять (6 дев);
  • 78 – семьдесят восемь (сев, можно расширить слово: север) и т.д.

Для запоминания цифр часто используют индивидуальные ассоциации. Нужно число прицепить к какой-нибудь важной для человека дате, росту, размеру, номеру школы, в которой учился. При необходимости запоминания цифрового кода замка, данных своего паспорта, удостоверения или номера телефона нужно припомнить важные события из своей жизни.

Например, кто-то находится в поисках работы. Проезжая на троллейбусе мимо баннера с номером телефона организации, куда требуются специалисты, человек не имеет возможности записать номер. Выход один: быстро запомнить.

Рассмотрим на примере, как с помощью личных ассоциаций происходит запоминание. Допустим, телефонный номер 942-16-39 фиксируется в памяти следующим рассуждением:

  • в 1942 году родилась бабушка;
  • 16 числа была свадьба у брата;
  • последние две цифры совпадают с номером квартиры лучшего друга.

После этого в воображении создаётся зрительный образ: бабушка на свадьбе брата в квартире друга. В дальнейшем можно и не записывать этот номер, потому что он отпечатается в памяти надолго.

Цифро-буквенный код применяют для запоминания длинных чисел. Сначала цифры переводят в буквы и затем складывают в различные слова. Так, номер удостоверения 864610 превращают в слово «вечером» при мысленном сравнении восьмёрки с буквой «В», шестёрки – с «Е», четвёрки – с «Ч», единицы – с «Р», цифры «0» – с буквой «О».

Некоторые заменяют цифру начальной буквой её названия. Ноль превращается в «Н», единица – в «Е», двойка – в «Д», тройка – в «Т», четвёрка – в «Ч», пятёрка – в «П» и так далее. В нужный момент кодовая фраза всплывает в памяти автоматически. При запоминании коротких чисел часто применяют метод визуализации в чистом виде.

Нужно мысленно представить крупные яркие цифры.

Они могут мигать, шевелиться, падать. Одновременное проговаривание вслух позволяет быстро запомнить нужное число. Например, для покупки обувного шкафа произведены замеры прихожей, которые следует в воображении записать гигантскими красными цифрами прямо на стене.

Метод локации подразумевает мысленное использование предметов, расположенных по часовой стрелке в знакомом месте. К ним можно прицепить любое число. Для этого следует пронумеровать все предметы и хорошо запомнить соответствующие им цифры.

Тренировка памяти для детей

Для работы с детьми идеально подходит метод ассоциативных связей. Малышам легче научиться распознавать цифры по картинкам, на которых рядом с цифровым знаком изображено такое же количество предметов. Например, около двойки нарисовано 2 яблока, четвёрки – 4 клубнички. Двузначные числа лучше всего запоминать при раскладывании и пересчитывании кубиков.

Существует много интересных авторских методик для маленьких детей. В одной из них предлагают небольшие стишки, нацеленные на создание ассоциации предмета с цифровой формой, умышленно помещённой в конце зарифмованного двустишия.

Применение данной техники даёт возможность цифре укорениться в памяти ребёнка.

Для запоминания единицы применяют такой ассоциативный стишок:

«Худой носатый господин

Стоит столбом всегда один».

Для запоминания двойки часто используют образ лебедя:

«Вокруг пруда растёт трава,

Приплыли лебеди. Их два».

В одной из авторских методик стишок звучит так: