Сохранить и прочитать потом —

Планируя приобретение тех или иных компонентов домашней аудиосистемы, будущий пользователь сталкивается с большим количеством вопросов, в которых не всегда можно разобраться без специалиста. В результате может получиться набор компонентов, который, может быть и неплохо звучит, но удовольствия своему владельцу не доставляет. Почему так? Всё дело в нюансах, которые порой являются решающими. Например, выбор компонента, отвечающего за коммутацию и усиление звука.

Усилитель или ресивер? Этот вопрос задавал себе чуть ли не каждый, кто планировал покупку новой аудиотехники. Для кого-то это должно было стать новой покупкой, а кто-то апгрейдил уже имеющуюся систему, стараясь привнести в неё больше возможностей и улучшить звучание. И вот на этапе выбора очень многие шли в неверную сторону. Проблема заключается в непонимании принципиальной разницы между этими двумя устройствами. А она есть. Попробуем разобраться…

Итак, начнём с особенностей выбора техники в наши дни. Мы приучены рекламой выбирать то, что обладает максимально возможным набором функций. Естественно, в дальнейшем мы и половиной из этого пользоваться не будем, но на стадии выбора голосуем кошельком именно за обширные возможности. А значит, выбираем AV ресивер. Что такое, в сущности, этот самый ресивер? Если не влезать в технические дебри, то по сути это тоже усилитель, только не стереофонический, а многоканальный. Традиционно в нём не менее пяти каналов усиления. А вместе с ними в одном корпусе находятся система коммутации, декодирования, обработки. То есть, это по умолчанию более сложный по сравнению со стереоусилителем прибор. И, имея какую-то строго определённую сумму на покупку, среднестатистический покупатель выбирает то, в чём больше функций. При этом совершенно игнорируя свои истинные потребности. А выбор этот весьма прост. Если вы большую часть времени работы будущей системы планируете слушать музыку, то вам лучше обратить внимание на стереофонический усилитель. А если вы заядлый киноман, а музыка для вас либо как редкое времяпрепровождение либо как фон, то в этом случае вам нужен AV ресивер.

Почему так? Почему меломану не стоит покупать ресивер? Всё дело в особенностях его конструкции. Как мы уже уяснили выше, при одинаковой стоимости мы можем купить либо простой усилитель либо более сложный AV прибор. Однако, в ресивере у нас функций больше, а значит, где-то нас ждёт компромисс. И он есть. Это аудиотракт. Он более простой и менее требовательный. Во-первых, для стерео используются более качественные элементы. Снова вспомним, что мы располагаем фиксированной суммой на покупку. Отсюда можно сделать логический вывод, что мы купим либо два качественных стереоканала либо пять чуть менее хороших. Не забудем, что в эту стоимость у нас ещё входит процессор, набор декодеров и ещё масса коммутационной электроники. Во-вторых, аудиотракты для музыки и кино создаются по разным принципам. Для музыки важны тонкость, чувствительность к малейшим изменениям, «воздух». В то же время кинофонограмма полна мощными динамическими перепадами звуковых эффектов, яркими и чёткими тембрами, характеризующими ту или иную сцену. Если упростить описание, то музыкальная запись позволяет услышать и представить, тогда как саундртек в кино сопровождает картинку. Да, в обоих случаях звук создаёт определённое настроение, но они принципиально разные.

Против требовательного меломана выступают ещё и особенности схемотехники AV ресивера. Дело в том, что большая часть ресиверов из недорогого и среднебюджетного диапазонов не имеют возможности отключения блока обработки звука: эквалайзера, пространственного процессора, декодеров. И, даже если такой ресивер и оборудован схемой bypass с возможностью обхода процессорной части, то на аналоговый тракт всё равно влияют помехи от работающих микропроцессоров. Многие AV приборы позволяют «хитрость» – подключение стереосигнала непосредственно к многоканальному входу, если ресивер таковым оборудован. В этом случае музыка действительно звучит более естественно и объёмно. Однако, как мы уже говорили выше, конструкция усилителя ресивера такова, что определённая часть музыки так и не достигнет акустических систем, так как затеряется в шумах от наводки электронной части и навеки утихнет в самом аудиотракте. Вряд ли меломан-аудиофил будет рад такому результату.

Так что же делать? Думаем, это уже понято. Техникой необходимо пользоваться строго по её основному назначению. То есть, если вы любите кино, то выбирайте AV ресивер. Однако, если вы меломан, то забудьте о всех дополнительных функциях и многоканальном звуке. Всё равно вы ими не будете регулярно пользоваться. Лучше заплатите эти деньги за более высокое качество звука.

Даже и не знаю с чего начать. ну да ладно, поехали 🙂

Планирую купить хорошие наушники и стерео полочки (или возможно напольные).

Бюджет 16-60 на наушники и 20-60 на колонки. Бюджет для всего остального до 50т.р. (можно отказаться от наушников или колонок, либо пересмотреть бюджет)

Проблема в выборе остального "железа".

Куда подключать полочки? Нужна ли звуковая карта если купить ЦАП? Нужен ли ресивер? Покупать внешний ЦАП или внешнюю звуковую карту аля ASUS Esense. Есть комп, но слушаю чаще с макбука.

Компьютер для игр в основном, но мне не нужны супер пупер технологии, хочется приятного и красивого уху звука. +Просмотр фильмов и музыка естественно.

Мое железо сейчас: Комп и звуковая карта ASUS Xonar DX, колонки Logitech Z5500 (избавляюсь от них) и наушники Creative Aurvana Live. В качестве плеера использую iPhone 4s. Музыку слушаю в последнее время с макбука 2015 года.

Есть три варианта соединения звуковой карты или DAC (аналогово-цифрового преобразователя) и усилителя (или ресивера):

1. Аналоговый
стерео мини-джек (3,5 мм) – 2 тюльпана
стерео джек (6,25 мм) – 2 тюльпана (для профессиональных аудиокарт)
и т.д.

2. Цифровой SPDIF (типа «тюльпан» или оптический).

3. Цифровой HDMI.

Какой способ соединения предпочесть?

Рассмотрим, каким образом звук попадает из звуковой карты через усилитель на колонки.

На выходе музыкального редактора всегда присутствует только цифровой звук.

Подробнее о разъемах звуковой карты здесь.

Аналоговое подключение

При аналоговом подключении цифровой звук преобразуется в аналоговый (понятный человеческому уху) в цифрово-аналоговом преобразователе (ЦАП) звуковой карты, потом по кабелю передается на аналоговый усилитель, расположенный внутри усилителя или ресивера. С выхода аналогового усилителя, который увеличивает напряжение с выхода ЦАП до уровня, способного «раскачать» колонки.

Аналоговое подключение звуковой карты к ресиверу или усилителю

При использовании усилителя стоимостью 200$ и выше есть значительный шанс заметить различия между дешевой и дорогой аудиокартой (например, весьма ощутима разница в «прозрачности» звучания саундбластеров Live и Audigy в пользу последнего).

Советовать какую модель усилителя и колонок выбрать – дело неблагодарное. У каждого свои уши. Самый лучший вариант – взять у знакомых или купить несколько качественно записанных CD-дисков разных музыкальных стилей (рок, электроника, классика, джаз) и походить по Hi-Fi салонам. Но колонки для сведения звукозаписи стоят особняком и называются по-особенному — мониторы. Они отличаются от обыкновенных (бытовых) колонок тем, что их звучание максимально достоверно (безо всяких дополнительных призвуков) передает звучание фонограммы.

Цифровое подключение

Подключение звуковой карты через цифровой выход

Если Ваш усилитель или ресивер, через который будет выводиться звук, оборудован разъемом SPDIF типа «тюльпан», то это повод съэкономить деньги на видеокарте и звуковой карте, купив недорогую со встроенными звуком, видео (бесшумное безвентиляторное видео!) и сетевым адаптером материнскую плату типа ASUS M2NPV-MX (для Athlon 2 x64) или P5QPL-VM (для Core 2 Duo). Есть один недостаток такого решения — может отcутствовать драйвер ASIO, обеспечивающий минимальное запаздывание звука при прохождении через аудиокарту. И придется использовать драйвер ASIO4All (если, конечно он стабильно заработает в Вашей конфигурации).

Подключение SPDIF-выхода компьютера к SPDIF-входу ресивера производится обычным дешевым кабелем «тюльпан»-«тюльпан» , которым подключают CD- и DVD-проигрыватели, видеомагнитофоны. Цифровой кабель на «прозрачность» звука никак не влияет. Если кабель плохой, то звука либо нет, либо он периодически прерывается. Единственное исключение – кабель длиной более 2 м желательно покупать качественный, особенно, если Вы планируете его замуровать в стену.

Разъемы SPDIF коаксиальные (coaxial)

Разъемы SPDIF оптические (optical, fiber)

При подключении звуковой карты к ресиверу разъемом HDMI, следует учесть один момент. HDMI-интерфейсы бывают разных версий 1.0, 1.1, 1.2, 1.3, 1.3 a (самый современный).

кабель HDMI разъем на усилителе

Они имеют одинаковый разъем, но различаются они пропускной способностью (чем выше версия, тем выше пропускная способность). Поэтому при использовании HDMI подключения версий 1.3 и 1.3a рекомендуется использовать более дорогие кабели (сертифицированные для HDMI 1.3), в виду их достаточной широкополосности и помехозащищенности для обеспечения высоких скоростей передачи данных.

Проблемы с синхронизацией, джиттер

Часто в среде аудиофилов обсуждают такое поняние, как джиттер.

Джиттер (jitter) — это нестабильность (дрожание) сигнала, возникающая из-за нестабильности тактового генератора звуковой карты. Джиттер ведет к некоторому ухудшению качества сигнала. Влияние реально существующего джиттера аудиокарт может быть заметно на высококачественной аппаратуре.

С джиттером можно бороться следующими способами:

1. Использовать качественную звуковую карту с выходом SPDIF или HDMI (как Вы понимаете, стабильность аудиокарты, встроенной с материнскую плату, под вопросом)

2. Использовать внутреннюю синхронизацию (internal, внутренний тактовый генератор) DAC или ресивера — если есть такая возможность.

3. Использовать внешний тактовый генератор по интерфейсу Wordclock (профессиональное, дорогое решение).

Разъемы интерфейса Wordclock

DAC и HDMI

Производители DAC предпочитают не использовать HDMI. Это связано с тем, как объясняют некоторые из них, что применение такого перспективного и технически продвинутого интерфейса требует значительных лицензионных отчислений держателю патента. DAC — в основном устройства выпускаемые небольшими сериями. Поэтому экономически нецелесообразно применять в них HDMI.

А вот в ресиверах HDMI отличное решение для трансляции обновременно и многоканального звука и изображения.

Если появились вопросы — задавайте их здесь.

автор Юрий Корзунов,
Audiophile Inventory — программное обеспечение для производства музыки и hi-end аудио