Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Подготовка к ЕГЭ.
Учитель: Шарова Светлана Геннадьевна,
МБОУ «Гимназия», г. Урюпинск, Волгоградская область
Тело, ограниченное конической поверхностью и кругом с границей L, называется конусом.
Коническая поверхность называется боковой поверхностью конуса . Круг – основанием конуса. Точка Р – вершиной конуса. Образующие конической поверхности – образующими конуса. ОР – высота конуса
РАВ — осевое сечение
Сечение плоскостью перпендикулярной к его оси
Задача №1. Радиус основания конуса с вершиной S и центром основания О равен 5, а его высота равна . Точка М – середина образующей SA конуса, а точки N и B лежат на основании конуса, причем прямая MN параллельна образующей конуса SB.
- Докажите, что угол ANO – прямой.
- Найдите угол между прямой BM и плоскостью основания конуса, если АВ=8.
a) М- середина SA, MN SB, N- середина АВ
b) Пусть Н- середина АO
Задача №2. Точки А, В и С лежат на окружности основания конуса с вершиной S, причем А и С диаметрально противоположны. Точка М – середина ВС.
a) Докажите, что прямая SM образует с плоскостью АВС такой же угол, как и прямая АВ с плоскостью SBC.
b) Найдите угол между прямой SA и плоскостью SBC, если АВ=6, ВС=8, AS=
Задача №3. На окружности основания конуса с вершиной S отмечены точки А, В и С так, что АВ=ВС. Медиана АМ треугольника ACS пересекает высоту конуса.
- Точка N- середина отрезка AC. Докажите, что угол MNB прямой.
- Найдите угол между прямыми AM и SB, если AS=2, AC=
a) Так как медиана АМ треугольника ACS пересекает высоту конуса, то плоскость ACS содержит высоту конуса. Значит, АС – диаметр основания конуса и SN – его высота.
Пусть К – середина ВС, тогда искомый угол будет равен углу АМК
Задача №4. Дан прямой круговой конус с вершиной М. Осевое сечение конуса – треугольник с углом при вершине М. Образующая конуса равна . Через точку М проведено сечение конуса, перпендикулярное одной из образующих.
- Докажите, что полученный в сечении треугольник тупоугольный.
- Найдите площадь сечения.
a) Пусть треугольник МАВ – искомое сечение, перпендикулярное образующей МК, и пусть Т- точка его пересечения с диаметром, проходящим через точку К.
Тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами с границами L и L1, называется цилиндром
Сечение цилиндра плоскостью, перпендикулярной к оси
Задача №1. В цилиндре образующая перпендикулярна плоскости основания. На окружности одного из оснований цилиндра выбраны точки А, В и С, а на окружности другого основания – точка С1, причем СС1- образующая цилиндра, а АС- диаметр основания . Известно, что
a) Докажите, что угол между прямыми ВС и АС1 равен
b)Найдите расстояние от точки В до АС1.
a) Пусть ВВ1- образующая цилиндра, тогда ВВ1С1С — прямоугольник
Задача №2. В цилиндре образующая перпендикулярна плоскости основания. На окружности одного из оснований цилиндра выбраны точки А и В, а на окружности другого основания – точки В1 и С1, причем ВВ1- образующая цилиндра, а отрезок АС1 пересекает ось цилиндра.
- Докажите, что угол АВС1 прямой.
- Найдите угол между прямыми ВВ1 и АС1, если АВ=6, ВВ1=15, В1С1=8.
a)Рассмотрим пл., проходящую через ось цилиндра и АС1. Обозначим точку пересечения этой пл. и окружности основания, содержащую точку А, через точку С. Тогда СС1- образующая, АС- диаметр.
Задача №3. Диаметр окружности основания цилиндра равен 26, образующая цилиндра равна 21. Плоскость пересекает его основания по хордам длины 24 и 10. Расстояние между этими хордами равно
- Докажите, что центры оснований цилиндра лежат по разные стороны от этой плоскости.
- Найдите угол между этой плоскостью и плоскостью основания цилиндра.
Задача № 4. В одном основании прямого кругового цилиндра с высотой 12 и радиусом основания 6 проведена хорда АВ, равная радиусу основания, а в другом его основании проведён диаметр CD, перпендикулярный АВ. Построено сечение ABMN, проходящее через прямую АВ перпендикулярно прямой CD так, что точка С и центр основания цилиндра, в котором проведен диаметр CD, лежат с одной стороны от сечения.
- Докажите, что диагонали этого сечения равны между собой.
- Найдите объем пирамиды CABNM
Задачи для самостоятельного решения.
1. В цилиндре образующая перпендикулярна плоскости основания. На окружности одного из оснований цилиндра выбраны точки А и В, а на окружности другого основания – точки В1 и С1, причем ВВ1- образующая цилиндра, а отрезок АС1 пересекает ось цилиндра.
- Докажите, что угол АВС1 прямой.
- Найдите площадь боковой поверхности, если АВ=16, ВВ1=5, В1С1=12.
2. В цилиндре образующая перпендикулярна плоскости основания. На окружности одного из оснований цилиндра выбраны точки А, В и С, а на окружности другого основания – точка С1, причем СС1- образующая цилиндра, а АС- диаметр основания . Известно, что
a) Докажите, что угол между прямыми ВС и АС1 равен
b)Найдите объем цилиндра.
3. В конусе с вершиной S и центром основания О радиус основания равен 13, а высота равна . Точки А и В – концы образующих, М – середина SA, N- точка в плоскости основания такая, что прямая MN параллельна прямой SB.
- Докажите, что ANO – прямой угол.
- Найдите угол между MB и плоскостью основания, если АВ=10.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Алексеевская средняя общеобразовательная школа
Тема: ПРЯМОЙ КРУГОВОЙ КОНУС.
СЕЧЕНИЕ КОНУСА ПЛОСКОСТЯМИ
Тема: ПРЯМОЙ КРУГОВОЙ КОНУС.
СЕЧЕНИЕ КОНУСА ПЛОСКОСТЯМИ.
Цель урока: разобрать определения конуса и подчинённых понятий (вершина, основание, образующие, высота, ось);
рассмотреть сечения конуса, проходящие через вершину, в том числе осевые;
способствовать развитию пространственного воображения учащихся.
Образовательная: изучить основные понятия тела вращения (конус).
Развивающая: продолжить формирование умений навыков анализа, сравнения; умений выделять главное, формулировать выводы.
Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к обучению, привитие навыков коммуникативного общения.
Тип урока: лекция.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, частично – поисковый.
Оборудование: таблица, модели тел вращения, мультимедийное оборудование.
На предыдущих уроках мы уже познакомились с телами вращения и более подробно остановились на понятии цилиндра. На таблице вы видите два чертежа и работая в парах сформулируйте правильно вопросы по пройденной теме.
П. Проверка домашнего задания.
Работу в парах с использованием тематической таблицы (призма, вписанная в цилиндр и призма, описанная около цилиндра).
Например, в парах и индивидуально учащиеся могут задать вопросы:
— Что такое круговой цилиндр (образующая цилиндра, основания цилиндра, боковая поверхность цилиндра)?
— Какая призма называется описанной около цилиндра?
— Какая плоскость называется касательной к цилиндру?
— Какой призмой является призма ABCDEABCDE? (Прямой.)
— Докажите, что она является прямой призмой.
(по желанию 2 пары учащихся у доски выполняют работу)
III. Актуализация опорных знаний.
По материалу планиметрии:
• свойства средней линии треугольника;
По материалу стереометрии:
• угол между прямой и плоскостью.
IV. Изучение нового материала.
(учебно — методический комплект «Живая математика», приложение 1.)
После представленного материала предлагается план работы:
1. Определение конуса.
2. Определение прямого конуса.
3. Элементы конуса.
4. Развертка конуса.
5. Получение конуса как тела вращения.
6. Виды сечений конуса.
Ответы на эти вопросы учащиеся самостоятельно находят в п.184-185, сопровождая их рисунками.
Валеологическая пауза: Устали? Давайте перед следующим практическим этапом работы отдохнём!
· Массаж рефлекторных зон на ушной раковине, отвечающих за работу внутренних органов;
· Массаж рефлекторных зон на ладонях рук;
· Гимнастика для глаз(зажмурить и резко открыть глаза);
· Растяжка позвоночника (поднять руки вверх, подтянуться правой, а затем левой рукой)
· Дыхательная гимнастика, направленная на процесс насыщения кислородом головного мозга (резко вдохнуть носом 5 раз)
Составляется тематическая таблица (совместно с учителем), сопровождая заполнение таблицы вопросами и полученным материалом из различных источников (учебник и компьютерная презентация)
«Конус. Усеченный конус».
1. Конусом (прямым, круговым) называется тело, полученное при вращении прямоугольного треугольника вокруг прямой, содержащей катет.
Точка М — вершина конуса, круг с центром О – основание конуса,
треугольник МВС —осевое сечение,
Конус — геометрическое тело в евклидовом пространстве, которое можно получить путем объединения каждого луча, который исходит из одной точки (вершина конуса) и которые проходят через плоскую поверхность.
Бывает, конусом называется часть тела, которая имеет ограниченный объём и которая получена путем объединения каждого отрезка, которые соединяют вершину и точки плоской поверхности. Последняя, в таком случае, является основанием конуса, а конус называется опирающимся на данное основание.
Когда основание конуса является многоугольником – это уже пирамида.
Круговой конус — это тело, состоящее из круга (основание конуса), точки, которая не лежит в плоскости этого круга (вершина конуса и всех отрезков, которые соединяют вершину конуса с точками основания).
Отрезки, которые соединяют вершину конуса и точки окружности основания, называют образующими конуса. Поверхность конуса состоит из основания и боковой поверхности.
По тому же принципу: для площади боковой поверхности усеченного конуса с радиусами оснований R1, R2 и образующей l получаем такую формулу:
Прямой и косой круговой конусы с равным основанием и высотой. Эти тела обладают одинаковым объёмом:
Свойства конуса.
- Когда площадь основания имеет предел, значит, объём конуса тоже имеет предел и равен третьей части произведения высоты на площадь основания.
где S — площадь основания, H — высота.
Т.о., каждый конус, который опирается на это основание и имеющие вершину, которая находится на плоскости, параллельной основанию, имеют равный объём, так как их высоты одинаковые.
- Центр тяжести каждого конуса с объёмом, имеющим предел, находится на четверти высоты от основания.
- Телесный угол при вершине прямого кругового конуса можно выразить такой формулой:
где α — угол раствора конуса.
- Площадь боковой поверхности такого конуса, формула:
а полная площадь поверхности (то есть сумма площадей боковой поверхности и основания), формула:
где R — радиус основания, l — длина образующей.
- Для усечённого конуса (не только прямого или кругового) объём, формула:
где S1 и S2 — площадь верхнего и нижнего оснований,
h и H — расстояния от плоскости верхнего и нижнего основания до вершины.
- Пересечение плоскости с прямым круговым конусом — это один из конических сечений.