Ну изначально я должен поблагодарить одного человека, это Dan1982 если бы в свое время он мне не сказал свое аргументированное против и я бы не полез к нему в БЖ, всего этого могло бы и не быть. Склепал бы я коробок в виде кубика с отверстием четко по центру, взявши размер наугад и посадил бы все только на шурупы, штук этак на 15-20 … Но, найдя много полезной информации я задумался о постройки более мение правильного короба для своего будущего саба. Узнавая все больше и больше о правильности постройки коробов у меня появлялось все больше НО в моем проэкте:
— у меня 8 ОМ динамик;
— я не могу измерить параметры Тиля — Смолла, да и сложны эти замеры для меня;
— я не могу четко расчитать необходимый объем короба;
— невозможно найти хоть какую нибуть полезную информацию про динамик 8ГД 1-25, кроме общих ТТХ.
Итак поехали:
в наличии есть старый добрый совковый динамик 8 ГД 1-25, очень качественный и добротный динамик, форвард своего времени. Использовался в стереосистеме Виктория 001 в качестве НЧ звена. Имеет резиновый подвес, эффективный рабочий диапазон частот 40 … 10000 Гц неравномерность АЧХ 15 Дб, среднее стандартное звуковое давление 0,2 Па, номинальное электрическое сопротивление 8 Ом, предельная шумовая (паспортная) мощность 30 Вт, частота основного резонанса 25±5 Гц, габаритные размеры d250x152 мм, масса 5,7 кг.
Оформление для этого динамика решил делать типа закрытый ящик.
При выборе формы ящика отталкивался от попытки экономии (как можно оптимальней) места в багажнике.
Для постройки короба я взял 10 мм фанеру и ДСП 22 мм на переднюю стенку.

Прикупивши эпоксидной смолы 2 упаковки я принялся собирать ящик. Но смола оказалось на редкость отменным говном, и швы сохли около 7 дней до полного высыхания.

Весь короб был собран на эпоксидной смоле, случайные щели были замазаны секретным раствором наших дедов, мелкие древесные опилки с ПВА и после высыхания залиты эпоксидной смолой. После высыхания короба, все углы и внутренние стыки были обработаны герметиком. При скручивании ящика в отверстие перед посадкой самореза заливался ПВА шаг крепления саморезами брал на глаз но от 8 до 15 см максимум.

В статье описывается процесс проектирования и изготовления акустической системы фазоинверсного типа с низкочастотным динамиком 8 ГД-1.

Поскольку динамическая головка 8ГД-1 (Рижское объединение «Радиотехника») обладает довольно хорошими характеристиками, хотя и не выпускается в настоящее время, я считаю, что информация по параметрам и изготовлению АС на основе этой головки не будет лишней. Тем более что в Интернете невозможно найти чертежи стандартной АС «Виктория» выпускавшейся ранее с применением этой динамической головки..

Выбор динамических головок

НЧ – 8 ГД-1. Поскольку именно низкочастотный динамик определяет тип, объем и , следовательно, внешний вид будущих акустических систем, важно грамотно выбрать эти головки. Поскольку верхняя рабочая частота у них всего 1000 Гц, колонки пришлось делать трёхполосными.

СЧ — 6 ГДШ-5-4 (новое обозначение). Динамики довольно распространенные. Выпускаются Гагаринским АООТ «Динамик» и устанавливаются в бытовую аппаратуру. В данном случае работают как среднечастотные в полосе 600-6000 Гц. Именно в таком варианте это неплохое и к тому же дешевое решение.

ВЧ — 10 ГД 35. Возможно не самое лучшее решение, но на тот момент других альтернатив просто не было.

Параметры Тиэля-Смолла

Для расчёта акустического оформления потребовались параметры Тиэля-Смолла низкочастотных динамиков. Поскольку в Интернете ничего полезного по этому поводу я не нашёл (кстати, в нескольких web-справочниках были явные ошибки).

Параметры пришлось измерять самостоятельно:

  • F s =22 Гц — резонансная частота
  • Q ms =1,94 — механическая добротность
  • V as =224 литра — эквивалентный объём
  • Dia=21,5 см — эффективный диаметр диффузора
  • Q ts =0,237 — полная добротность
  • Q es =0,271 — акустическая добротность
  • Re=6,4 Ом — сопротивление постоянному току
  • Z=8 Ом — импеданс
  • Pe=30 Вт — предельная мощность

Удобная методика измерения этих параметров есть на сайте Александра Шихатова

Отношение F s /Q ts получилось порядка 92, из чего я сделал вывод, что динамик больше тяготеет к фазоинверсному акустическому оформлению. Поясню: по отношению резонансной частоты к добротности можно довольно точно определить тип будущего акустического оформления. Если это отношение мене 50 то динамик однозначно создан для закрытого корпуса, если более 100 – то для фазоинвертора. В промежутке от 50 до 100 находиться зона, где с известными допусками можно применить и тот и другой тип акустического оформления.

Подставив данные в JBL Speaker Shop получил характеристики:

Корпус.

Размеры панелей:

  • Передняя 292х1032
  • Боковые 296х1000
  • Задняя 260х1000
  • Верхняя и нижняя 296х292
  • Распорка 260х80

Корпус был изготовлен из мебельной ламинированной ДСП, передняя панель изготовлена из MDF (т.к. предполагалась её дальнейшая декоративная обработка фрезером), все эти материалы толщиной 16 мм. Стенки соединены с помощью саморезов, с применением клея ПВА. Швы изнутри промазаны самодельной шпаклёвкой, изготовленной из того же клея ПВА и мелких деревянных опилок (обильно валяется на любой мебельной фабрике под шлифовальным станком). Шпаклевка размешивается до консистенции густой сметаны.

У меня передняя панель по периметру и отверстие под НЧ динамик обработано фигурной фрезой. Вообще особенностью 8ГД-1 является отсутствие накладного фланца, поэтому устанавливать его можно практически только изнутри ящика. ВЧ и СЧ динамики установлены с внешней стороны передней панели. В последствии передняя панель была оклеена текстурной бумагой, а отфрезерованные торцы покрыты морилкой PINOTEX и лаком.

Так же корпус усилен поперечной распоркой. Для акустической изоляции СЧ динамиков, были изготовлены небольшие боксы из 10-и миллиметровой фанеры, их внутренние размеры 7,5х12х19,5 см. В дальнейшем они были закреплены внутри корпуса АС с помощью мебельных уголков, того же клея и шпаклёвки. Сами СЧ динамики так же пришлось немного доработать. Окна рамы динамика были заклеены плотным капроном (получилась так называемая панель акустического сопротивления).

Внутри корпуса были закреплены шурупами рейки-упоры для задней панели (она вставляется внутрь).

Верхняя, боковые и задняя стенки корпуса были оклеены синтепоном 40 мм.

На рейки-упоры для задней панели приклеен поролон толщиной 10 мм. Боксы под СЧ динамики также плотно заполнены синтепоновой ватой. При установке ВЧ и СЧ динамических головок в корпус желательно использовать силиконовый герметик.

Разделительный фильтр

Разделительный фильтр также был расчитан в JBL Crossover, его схема:

К сожалению головки не одинаковы по чувствительности и сопротивлению. Поэтому в составе разделительного фильтра присутствуют резисторы.

Конденсаторы лучше применять типа К73-16, необходимая емкость набирается из нескольких конденсаторов, соединённых параллельно, катушки намотаны проводом ПЭТВ-2, L1 и L3- диаметром 1 мм, L2 — 0,75мм, L4-1,8 мм (для снижения падения напряжения на этой катушке, и потерь в итоге, эту катушку нужно мотать проводом максимально возможного сечения). Все компоненты фильтра установлены на фанерном основании размером 200х200 мм. Фильтр установлен на дно колонки, предварительно между дном и основанием фильтра проложена амортизирующая прокладка.

Изготовитель: Рижский радиозавод имени А.С. Попова.

Назначение: применение в акустических системах радиол высшего класса в качестве НЧ звена.

Технические характеристики:

Описание:

Головка громкоговорителя электродинамического типа, низкочастотная, круглая, с неэкранированной магнитной цепью. Диффузородержатель изготовлен из алюминия. Диффузор изготовлен из бумажной массы с пропиткой. Центрирующая шайба изготовлена из ткани с пропиткой. Магнитная система на керновом магните.

55 комментариев: 8 ГД-1-25 RRR

В конце 25 это не его сопротивление?

Диффузородержатель изготовлен штамповкой из стали.
Исправьте он алюминиевый.

Кто знает, какой зя для них нужен?

АС-40-8 “Виктория”
НЧ: 8 ГД-1-25
Корпус изготовлен из березовой фанеры толщиной 10 мм.
655х330х250=54 Л

644 это с подставками, фактически 590

655 это с подставками, фактически 590

как 35ас-1 и др. из этой серии.Неужели у вас есть такие динамики?!6гд-2 практически с такими же характеристиками.У обоих высокая чувствительность

И какая у него чуйка?

25 – это диаметр, а не частота

Частота основного резонанса: 25 Гц (±5 Гц)

Безусловно лучший НЧ-динамик для бытовых АС, сделанный в СССР.

Лучший был 30ГД-1-25, а это его прототип.

30ГД-1.25 ДЕРЖИТ амфитон 75у-101 очень легко даже до 50 ватт и выше

Данные по катушке есть?

Чувствительность у 8ГД-1-25 выше чем у 30ГД и 75ГД . Но мощность меньше из за меньшего хода диффузора. Конструкция керна такая. До дна достаёт. Остальные параметры аналогичные. Проверено.

Чувствительность такая же. Только 30ГД звучит лучше, потому что он мощнее и новее, и магнит у него больше. Кстати он же 75Гдн – переименован был в 1987 году.

Мощнее и новее не значит лучше, особенно для динамиков. Магнит у 30ГД больше потому, что он менее эффективен, ЗК тяжелее, отсюда и меньшая чувствительность, и худшая переходная характеристика. Все это – следствие подгонки 35АС под стандарт хи-фи. Для стукотни сойдет, конечно.

Отличаются зазором магнитной системы – 1мм против 1,8 у 30гд, отсюда более мощный магнит, и высотой катушки – 19мм у 30гд и 12мм у 8гд. Каркас катушки у 30гд из медной фольги. Диффузор, колпачок, подвес и шайба у них одинаковые.

Кто-нибудь пробовал перемотать его более толстым проводом , чтобы получить 4 ома ? Заполнение зазора будет больше и чувствительность повысится , и мощность.

Если катушка целая – не трогайте! Улучшить параметры динамика вряд ли получится , а безвозвратно потерять динамик шансы велики.

В том-то и заключается ценность динамика, что-бы он был аутентиичен. Много мощности, он не сможет переварить, так-или иначе, из-за бумажной катушки и лёгкого, не самого прочного диффузора. А городить с него “типичный” басовик – глупо. Есть куда более подходящие под это дело, менее ценные экземпляры.

На барахолке видел в продаже перемотанные на 4 ома, но каков результат этого, сказать не могу- не слышал. Сомневаюсь, что результат лучше изначального состояния

То есть, скажем на С90Д его не поставишь, да? Или поставишь, но слушать надо на 50% громкости так?

Нет,да и не зачем!

Кто ни будь пробовал заменить родные подвесы на ППУ, как меняетсч резонансная частота?
Спасибо.

Да там подвес и так мягкий!

Есть пара 8гд-1-25,пара 2гд-38 и пара 2гд-36к,вот думаю трехполоску собрать,вот как фильтр собрать не знаю!

у меня две ас.с с такими динами.если чесно 30гдн отдыхают…

Как телемастер скажу. 30ГДН , 75ГДН ремонтируем постоянно и бесконечно. А 8ГД-1-25 ни разу. Хотя их много у людей. Вот и думайте.

какая чуйка у него в итоге?

После переезда и в связи с временным отсутствием какого-нить усилителя подключил колонки от “Симфонии” к магнитоле(балалайке)Panasonic. Ватта 2

3 с эфира ЧМ и соседи застучали в стенку.

Причем тут колонки от “Симфонии”? Они чувствительнее “Виктории”.

Нужны параметры ЗК, у кого есть?

Я использую 8гд-1-25 в 120 литрах,ЗЯ. Лучшего низа из динамиков СССР я не слышал.

Только искать динамики надо первых выпусков,с перфорированным,как в сеточку,пыльником.Подвесы у них не затвердевают.Динамики с гладким пыльником-это более поздние выпуски этого динамика,гораздо хуже и повес резиновый но более жёсткий.

видимо,путаете 8 ГД1 с 5ГД-3.

Их перепутать невозможно!

Не видел ни разу именно таких.
А у 5ГД-3- прародителя 6ГД-2 – пыльник именно перфорирован, из жесткого картона, он создает выброс на ачх , это убирается фильтром. Басовик очень качественный и звучный.

По слухам, в 90-х годах возобновили производство этих головок, и они сильно отличались от выпущенных в 70-х годах.
У оригинала колпак шершавый, у новодела – гладкий.
У оригинала диффузор – 15,5 г, колпак – 5 г, у новодела – 20,5 г и 7,5 г.
Механическая добротность новодела втрое выше.

Владимир,добрый день!Вы пользуете в 120 литрах с чем?можно чертёж ящика и всё такое на мыло?валяются такие дины,хочу что то собрать стоящее из них.Спасибо!,serg22213@yandex.ru мыло

Скорее Вам попадались с колпачками, которые опрессованы не “впуклостью” на сетке, а “выпуклостью”. Впечатление будто это мелкая перфорация. Мне как то попала пара с такими колпачками. Fрез по 15 герц… диффузор перемещался даже от простого переворачивания динамика.

Fрез по 15 ГЦ. не бывает ни у какого динамика. Это неисправность. Я такое встречал на 25-ках и 75-ках. Отклеилась центрирующая шайба от диффузора. Поэтому он так мягко ходит. А прислушаешься он шуршит. Бывало даже и весь диффузор вылетал как из пушки.

Прям с языка сняли, попадались 30гд-2 с отклеенной центрирующей шайбой от диффузора и резонансной около 20гц, причем на замерах ничего не шуршало, только при больших смещениях диффузора

У меня неисправность? 🙂 улыбнуло. Нет, там подвес был аномально тонкий. А шайба от старости размякла. Подвес я заменил тогда на ППУ, и этим я обнаружил интересную зависимость между жесткостью шайбы и подвеса.

Что за зависимость ?

Экспериментируйте. 🙂 И так много рассказал.

Интересные динамики. Я после прослушивания выпросил 40ас 8 у товарища. Тут же сравнил с с90 на амфитоне быстрым переключением по сч вч с90 насыщеней. Ну думаю может с90 более ярко настроена? И момент такой один вч в виктории более глухой, но на некоторых частотах цикают одинакого. Но по низам, 8гд1 меня поразил, зя против 30гд с фазиком переигрывает. В итоге, было решено включить виктории с орбитой на прибой 50ум на лампах гу50. Звучит шедеврально, мне нравится. Позвонил товарищ, говорит достал симфонии. Ну как то не то, они вялые, нет напора против виктории. Я долго колебался между викторией и симфонией, но симфонию пока не слушал, надо сходить послушать. Звук понравился с виктории, и я их взял, не жалею нисколько. Только вот кто то линзы вч динамиков выгрыз, для чего не знаю, динамики 75го. Заказал новые вч не убитые, пробовать буду ставить. 8гд1 приличный басовик, в мощных ас такого баса не у всех есть. Я имею ввиду по тональности.

8ГД-1 хорош однозначно. В Виктории СЧ и ВЧ динамики слабоваты. А вот в Симфонии 6ГД-2 на шести ваттах переиграет восьмёрку и вообще всех. Это я уже изучал. И у кого есть 6ГД-2 тот его не отдаст ни за какие деньги. Я имею ввиду конечно исправные. А если продают там что то не в порядке. И потом начинаются разочарования и критика.

Кто ни будь пробовал расчитать эти динамики под фазоинвертор?
Поделитесь опытом?