Автозвук — это тема, которая всерьез затягивает. Ровно месяц назад я не знал об автозвуке вообще ничего, кроме слов «бас» и «качает». Сейчас же уже могу поддерживать беседу об усилителях, твиттерах, коаксиалках и кроссоверах. Данный материал может оказаться полезнай краткой выдержкой из других источников для тех, кто только начал изучать автозвук для своего логана среднего класса автомобиля, но скорее всего мало интересен тем, кто давно интересуется автозвуком.

Как источники информации советую:
1.Книга. Есть на торрентах.

Обычно в музыку начинают погружаться либо а) с головы (головного устройства), либо б) с халявно доставшегося саба или усилителя.

Но начинать при этом стоит с выбора компоновки.

Итак, возможные варианты компоновки:

1. Простая и бюджетная схема без усилителя: двухполосный фронт и однополносное «подигрывание» с тылов.

(i)Совсем простые, но очень важные для понимания вещи:
для хорошего воспризведения музыки всегда разделяют среднебасовый динамик от высокочастотника (твиттера), т.к. по законам не бывает универсального динамика который одинаково хорошо играл бы во всем диапазоне частот.

Чтобы добавить драйва, в обычную музыку стоит добавить баса. Для этого к бюджетной схеме можно добавить бас в багажник. Посколько мощности головного устройства не хватит для качественной работы сабвуфера, нам потребуется использовать усилитель:

(i) Распространенная ошибка для логана: использование задних динамиков в полке вместе с сабвуфером в багажнике. Моветон (дурной тон), потому как: звук ничто иное, как звуковая волна (волна разряженного и сжатого воздуха) и для нормальной работы динамика ему нужен воздух и некоторый рабочий объем. Когда мы помещаем несколько динамиков в один рабочий объем (в логане задние динамики и сабвуфер будут использовать один объем багажника), то волна от сабвуфера «убьет» все звучание задних динамиков, постоянно сбивая их с толку и раскачивая не в такт басами. Таким образом бас мы будем слушать с «засоренным» и разрушенным звуком от задних динамиков. Меломаны и аудиофилы очень против. Поэтому казанная схема работает только когда 1) задние динамики стоят в боковых стойках или задних дверях и не используют багажник, либо 2) сабвуфер смотрит в салон и использует свой закрытый ящик, а не багажник машины.

Собственно именно из-за конструктивной особенности седана (расположение динамиков в задней полке) популярна следующая схема без «бэк вокала»:

По большому счету, тыловая акустика нужна далеко не всегда, классика аудио-систем – это схема «фронт плюс сабвуфер». Поэтому если вы не собираетесь строить сложную систему, то можете пожертвовать тылом, но зато взамен получить более высокое качество звучания фронтальной акустики. В такой схеме все четыре канала встроенного усилителя будут работать только на фронт, образуя так называемую поканальную схему усиления с использованием пассивных кроссоверов самих акустических систем.

В такой системе происходит значительное улучшение качества сигнала, потому как:
1) Сила тока: по физике энергоемкий бас средних динамиков требует значительной силы тока, в то время, как твиттерам такой сильный ток не нужен. Разделяя каналы мы «разгружаем» от большого тока твиттеры, что позитивно влияет на снижение искажений канала твиттеров головным устройством — звук улучшается.
2) Индукция: опять вспоминаем физику. Раскачивая катушку, за счет ее собственной индукции цепь динамика при обратном движении в магнитном поле сама может вырабатывать ток. Если твиттеры и мидбасы подключены по одному каналу, то этот «самовыработанный» ток индуктивности будет вызывать искажения во всей цепи звука, влияя на работу твиттеров. В раздельных же каналах этого не происходит.

4. В системе появился усилитель на фронт.

Все потому, что чего-то выдающегося от усилителя головного устройства ждать не стоит. Его максимальное значение мощности обычно около 50Вт, а номинальное около 35. Чего явно недостаточно для того чтобы получить чуть большую громкость и не искажать "обрезанием" пики сигнала…

Самый простой вариант – взять двухканальник и подключить через него фронтальную акустику. По такой схеме, между прочим, можно построить не только бюджетную систему, но и лаконичную систему более высокого уровня, вплоть до серьезного high-end. Задних динамиков в этом случае может или не быть вовсе, или же, при особом желании, их можно подключить к усилителю самого ГУ для обеспечения тыловой подзвучки этого будет вполне достаточно.

Тут уже возможны вариации с выбором 2-х или 4-х канального усилителя, а также разделением каналов для фронта (оставлю на самостоятельное изучение):

Ну а дальше в вариациях этой схемы — высший пилотаж, это использовать не пассивные кроссоверы, а активные фильтры сразу после ГУ, а динамики подключать напрямую к усилителю. (для желающих картинка есть в книжке)

А мы идем дальше галопом:

5. Для тех, кто любит, чтобы сзади тоже «пело и играло» громко — подключаем тыл к усилителю.

Данная схема оправдана для электронной и танцевальной музыки, у которой в реальности нет четко выраженной «сцены» и играет она на танцполе «отовсюду». Для классической же и рок-музыки тыл, как правило, используется исключительно, как «подзвучка» от основной сцены, как отражение звука сцены от стен акустического зала. Именно поэтому педанты не любят динамики 6х9, которые играют довольно громко и во всем диапазоне. Не принято у Аудиофилов «сидеть спиной к сцене».

6. Ну и для совсем замороченных есть варианты трехполосного фронта, где диапазон делится аж между 3-мя фронтальными динамики.

Собственно, вернемся к дешевым седанам типа логана. Учитывая расположение тыловых динамиков в полке и использование ими пространства багажника — достойную систему без лишнего геморроя можно собрать только без тыловых динамиков с сабвуфером в багажнике. Альтернативный вариант (неказистый такой) — это использование компактного сабвуфера для установки под сидение. Такое решение будет уступать "большому брату» багажнике, но 1) позволит оставить тыл и, что иногда гораздо важнее, 2) освободят багажник для полезной нагрузки. Интересный обзор таких басов по ссылке: www.avtozvuk.com/az/2012/07/066.htm

Что буду делать я?
Сначала ограничения:
— я не могу использовать багажник для сабвуфера, т.к. вожу в нем огромную коляску, которая даже в логан влазит только со снятыми колесами (ну вот понравилась она жене и все тут…)
— я не могу ставить только басовые динамики в заднюю полку, т.к. тогда я не смогу включать музыку с женой и детем на заднем сидении.
— я нищеброд и на всем экономлю но очень хочу хорошее звучание любимых исполнителей как рок, так и электронной музыки.
— я слишком ленив, чтобы долго и мучительно творить короба, подиумы и прочее под 3-х полосную акустику.

Поэтому:
— двухполосный фронт с хорошими басовыми возможностями (6»)
— как можно более мощный тыл, пытающийся отбаситься за прогуливающий урок сабвуфер.
— все это на 4-х канальный усилитель с регулировкой частот, чтобы немного раскачать задний бас и ограничить высокие частоты тыла при настройке.

Поскольку начал я как половина новичков с головы (не не было у меня халявного саба. =), то продолжил поиски компонентов от Alpine. Благо, что качество у топовых моделей неплохое, а цена не заоблачная. Я пошел по простому пути: выбрал самый-самый топ из Alpine, а уже потом проверил их по отзывам и характеристикам, убедившись, что все "гуд":

Ну я для тыла, учитвая ограничения пойдут нелюбимые заядлыми аудиофилами «блины» — динамики размерностью 6х9. Тоже Alpine, тоже только самый ТОП:

Стоимость такого комплекта нового около 30 000 руб. еще без усилителя. Жаба уже потирает удавку, а жена пошла воровать у меня кошелек. Чтобы избежать и того и другого идем как все нищеброды на AVITO и ищем «немного бу». Наше счастье и указанный выше комплект по частям обошелся мне в 15 000т.р. в хорошем состоянии. И это — ХОРОШО =).
Дальше поиск 4-х канального усилителя.

Если я вдруг разбогатею, то к этому набору я добавлю не только усилитель, но и «Минибас» под сидение. Кто бы там что не говорил против.

Пока все. В следующих сериях расскажу про:
1. Долгий и мучительный выбор усилителя.
2. Про попытки вкорячить все это все в машину Логан без ножниц по металлу и болгарки
3. Настройку и тестирование результата.

Каждый автовладелец сталкивался с желанием приобрести новые колонки в машину. Хорошая аудиосистема не только подчеркивает статус водителя, но и позволяет всем пассажирам наслаждаться высоким качеством и объемным звучанием любимых треков. Чтобы выбрать хорошие динамики для магнитолы, следует руководствоваться рядом правил и рекомендаций.

Как подобрать динамики к автомагнитоле

Чтобы правильно подобрать колонки к автомобильной магнитоле, нужно оценить следующие критерии выбора:

  1. Количество полос — их задача заключается в обеспечении высокого и объемного звучания музыкальных воспроизведений. В стандартной системе имеется 2 полосы, но более продвинутые системы задействуют 4-полосную технологию.
  2. Качество сборки корпуса. Наиболее надежным материалом изготовления считается древесина с шелковым твитером. Если вы выбираете низкочастотные колонки, отдавайте предпочтение моделям с прессованным картоном или бумагой. Учитывайте наличие защитного слоя — он продлит срок службы устройства и защитит от повреждений. Купол должен быть титановым, а магнитный элемент — неодимовым. Подобный тандем способствует лучшей выдержке.
  3. Показатель мощности. Есть номинальное и максимальное значение. Первое указывает на стабильный рабочий режим, а второе определяет возможность подключения усилителей и басов. Допустимая разница между показателями не может быть больше чем в 3 раза. Стандартный диапазон варьируется от 50 до 150 Вт.
  4. Форма и размер. В продаже доступны изделия с круглой, овальной или квадратной формой, а их размер составляет 13, 16 или больше см. Нередко компактные конструкции превышают по мощности более крупные.
  5. Репутация производителя. Выбирайте продукцию от проверенных брендов с хорошими отзывами.
  6. Цена. Стоимость варьируется от 2,1 до 30 тыс. рублей.

Возможно ли получить хороший звук без усилителя?

Стоит голова не топовая, но хорошая Peeoner и динами JBL спереди и Peeoner сзади в дверях на штатные дырки в Астре 5д. Просто прикрутили и врубили. При поднятии громкости выше среднего передние динамики начинают бурчать ахинею вместо бассов и средних частот (а вокал — будто воды в горло набрали). Пластик в обшивке дверей вибрирует и вступает в резонанс. Постоянно кручу крутилку, лезу в настройки, убавляю громкость. Задолбало.

Поможет ли установка подиумов на динамики решить эту проблему? Или дополнительно требуется шумка? На служебке ВАЗ 2114 простая голова сони с относительно недорогими динамики играет чисто, приятно и басисто без всяких танцев с бубнами. А у меня за большие траты такой ацтой получился. Не понимаю что делать.((( Сажусь к брату в ниссан примеру — там штатный звук реально чище.

Значит ли это что просто нужен усилок? Что делать? Не хочу усилок ставить, если можно звук и без этого получать. Или просто динамики мне плохие попались? Вроде когда покупал советовался и мне хваленые поставили, мощные. Может быть такое что голова не тянет хваленые перделки?

we0z
По пунктам:
1) То,что динамики начинают бурчать,это просто уже у магнитолы не хватает мощности на динамики. Обычно номинамильная мощность голов от 17 до 27 ВТ,максимальная 40-60Вт. Поэтому нужен внешний усилок.
2) Подиумы нужны,чтобы правильно настроить акустику в плане звуковой сцены,ну и в принципе звучать лучше начинают т.к. если в железе просто динамик лишние звуки от брынчания железок возникают.
3) Шумку дверей в которых стоят динамики надо делать обязательно для получения хорошего звука,тяги всякие тоже лучше поролон обвернуть и так же провода,иначе будет постоянный дребезг в двери.