Зна́ки препина́ния — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.

Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).

А. П. Чехов в письме Н. А. Хлопову повествовал: «Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены у Вас, как пуговицы на мундире гоголевского городничего. Изобилие многоточий и отсутствие точек. Эти пустяки, по моему мнению, испортят Вам музыку» [1] .

Содержание

Типы и функции знаков препинания [ править | править код ]

В современной латинской, армянской, кириллической, арабской, еврейской, индийской письменности выделяются знаки препинания, выполняющие следующие функции:

  • выделение законченных смысловых отрезков текста — предложений — с одновременным указанием на их коммуникативный тип, эмоциональную окраску, степень законченности (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие);
  • указание на отношения между частями предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире);
  • выделение прямой речи, цитат (кавычки);
  • указание на эмоциональное отношение к отдельным словам и словосочетаниям (кавычки, вопросительный и восклицательный знаки, заключённые в скобки);
  • указание на пропуски текста (многоточие);
  • знаки сокращений слов (точка, дефис, косая черта и другие).

Знаки препинания бывают одиночными и парными. К парным знакам препинания относятся две запятые и два тире (употребляемые при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки.

В качестве особого знака препинания выделяется красная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования, а также пробел, отделяющий слова друг от друга.

Знаки препинания в русском языке [ править | править код ]

До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая. Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

В «Грамматике» Мелетия Смотрицкого (1619 год) появился первый парный знак препинания — круглые скобки.

К концу XVIII века получили употребление тире (одним из первых его начал применять Николай Михайлович Карамзин), кавычки и многоточие (впервые в России употребленное этим же автором).

Роль пунктуации [ править | править код ]

В истории российского языкознания сложились три основных направления в оценке роли и принципов русской пунктуации:

  • логическое:
  • «Кот нёсся на трёх лапах, а четвёртой, передней лапой бил петуха по спине» (Пауст.)
  • Если не поставить запятую между двумя определениями: «четвёртой» и «передней», не считая их однородными по контексту, то получится, что у кота три лапы, на которых он несется, и еще четыре передних. Не кот, а осьминог какой–то.
  • синтаксическое:
    • «Сегодня быть он обещал, да, видно, почта задержала» ("Евгений Онегин" А.С.Пушкин)
    • Обратите внимание на запятую после союза «да»: паузы после него нет, а знак ставится, поскольку мы должны выделить вводное слово с двух сторон.
    • интонационное:
      • «Да. Да! Да?! Да…»
      • Можно произнести одно и то же слово по–разному, и смысл будет совсем разный.
      • Теоретик логического, или смыслового направления, Ф. И. Буслаев, сформулировал назначение пунктуации следующим образом:

        «Так как посредством языка одно лицо передаёт свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение:

        1. способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и
        2. выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».

        Во второй половине XX столетия наряду с этими традиционными направлениями наметилось и коммуникативное понимание роли пунктуации — «возможность подчеркивания в письменном тексте с помощью знаков препинания коммуникативной значимости слова/группы слов». Решению коммуникативной задачи подчинена и основная функция пунктуации (традиционно понимаемой как система графических неалфавитных знаков — знаков препинания, — участвующих в переводе устной речи в письменную) — при помощи членения и графической организации письменного текста «передать читающему смысл написанного таким, каким он воспроизводится пишущим» [ источник не указан 2046 дней ] .

        История [ править | править код ]

        Система знаков препинания европейских языков восходит к александрийским грамматикам II—I веков до н. э. (Аристофан Византийский, Аристарх, Дионисий Фракийский) и получила современный вид в конце XV века (система Альда Мануция) [ источник не указан 2046 дней ] . В других системах письма древности и современности знаки препинания иные. Наиболее распространены знаки словораздела (пробел во многих системах и «:» в эфиопском письме) и знаки границ предложения (вертикальная линия в индийском письме для санскрит и в тибетском, «::» в эфиопском и другие). В XX веке европейская система знаков препинания проникает в др. системы письма. Так, она полностью или с модификациями заимствована японским, китайским и корейским письмом и частично (скобки, многоточие, а в некоторых системах — вопросительные и восклицательные знаки, кавычки) проникла в тибетское, эфиопское, бирмское, тайское, лаосское, кхмерское письмо [2] .

        Интересует расстановка знаков препинания в следующем предложении:

        Тебя наверное интересует вопрос зачем мы хотим отправить тебя в Молино поинтересовался Антон

        3 ответа 3

        Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки:
        1.1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире.
        1.2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки.

        "Слова автора"(предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит) в Вашем предложении следуют за прямой речью. В этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (вместо точки), а за этим знаком — тире.
        Знаки при прямой речи

        Наверное — вводное слово, с двух сторон выделяется запятыми.

        . интересует вопрос (какой именно?) — необходимо двоеточие(возможна и запятая).

        Предложение вопросительное — необходим вопросительный знак.

        "Тебя, наверное, интересует вопрос: зачем мы хотим отправить тебя в Молино?" — поинтересовался Антон.
        Или:
        —Тебя, наверное, интересует вопрос: зачем мы хотим отправить тебя в Молино? — поинтересовался Антон.

        Всего найдено: 112

        Вопрос № 302104

        Подскажите, где в таком предложении должен стоять знак вопроса: И кто же теперь будет присматривать за этим котом или псом, или. в общем, зверем. Заранее спасибо!

        Ответ справочной службы русского языка

        Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения.

        Вопрос № 300882

        Нужен ли вопросительный знак в конце предложении "Спроси у мамы, она этого человека знает*"

        Ответ справочной службы русского языка

        Для передачи вопросительной интонации может быть поставлен вопросительный знак . Но лучше перефразировать: Спроси у мамы, знает ли она этого человека.

        Вопрос № 299250

        Добрый день! Подскажите, как правильно оформить заголовок "Знаете ли вы, что. " — нужен ли вопросительный знак ?

        Ответ справочной службы русского языка

        Вопросительный знак после многоточия не нужен.

        Вопрос № 298682

        Нужно ли ставить вопросительный знак в конце подобных предложений? Или здесь в середине вопросительный знак и тире? "Что ему от меня нужно, я не могу понять". "Что ты хочешь мне сказать, я не понимаю".

        Ответ справочной службы русского языка

        Вопросительный знак ставить не нужно.

        Вопрос № 297607

        Если в качестве заголовка используется конструкция "А вы знаете что. " Далее идет ответ (новое предложение). Нужно ли использовать знак вопроса?

        Ответ справочной службы русского языка

        Вопросительный знак в этом случае не нужен.

        Вопрос № 296433

        Здравствуйте. У меня возник вопрос. Скажите пожалуйста, можно ли использовать вопросительный знак в конце заголовка в научном издании, в моем случае – это заголовок научного издания в области истории. Очень надеюсь на Ваш ответ.

        Ответ справочной службы русского языка

        В числе статей по истории и историческим наукам, опубликованных на сайте проекта "Киберленинка", мы нашли несколько подобных примеров. Следовательно, запрета на использование вопросительного знака в конце названий научных статей нет.

        Вопрос № 295836

        Дети и взрослые думают (,)как ей помочь(?) Вопрос — ставить или нет запятую и знак вопроса?

        Ответ справочной службы русского языка

        Запятую нужно поставить, вопросительный знак — нет.

        Вопрос № 295811

        Здравствуйте! Нужно ли ставить вопросительный знак в заголовках текста типа: "Как определить доходность . ", "В каких случаях требуется . ", "Для чего нужна справка . ", "Что такое девальвация?"? Если вопросительный знак ставить не обязательно, то как это можно обосновать (ведь это предложение вопросительное)? Спасибо!

        Ответ справочной службы русского языка

        Подобные предложения могут быть интонационно оформлены и как вопросительные, и как повествовательные. В конце заголовка – вопросительного предложения ставится вопросительный знак , в конце заголовка – повествовательного невосклицательного предложения никакой знак не ставится. Решение о знаках препинания принимает автор. Ср. названия книг: Знаем ли мы русский язык? (М. Д. Аксёнова), А как у вас говорят? (В. Ф. Барашков) и О чем речь (И. Б. Левонтина), Как разобрать и собрать слово (И. Г. Милославский).

        Вопрос № 294640

        Добрый день! Нужна Ваша подсказка про знак вопроса с предложениями в кавычках. Слышала, что при вопросительном предложении в кавычках знак вопроса ставится после кавычек. А если это название мероприятия из двух предложений? Творческая встреча "Вязание крючком. Как вязать быстро"? Как в этом случае ставятся закрывающие кавычки: до вопросительно знака или после? Пожалуйста, подскажите.

        Ответ справочной службы русского языка

        Если знак вопроса входит в название мероприятия (в приведенном примере, как кажется, входит), то он пишется перед закрывающими кавычками: Творческая встреча "Вязание крючком. Как вязать быстро?"

        Если вопросительный знак относится ко всему предложению, то после кавычек. Например: Вы смотрели фильм "Гоголь. Начало"?

        Вопрос № 294634

        Скажите пожалуйста, возможно ли сочетание вопросительного знака с многоточием в конце предложения? Если да, то как оно оформляется? С тремя точками (. ) или четырьмя (. ) Заранее спасибо

        Ответ справочной службы русского языка

        Да, возможно. Пишется вопросительный знак и две точки: . это конец.

        Вопрос № 294262

        Здравствуйте! Хотелось бы уточнить, какой знак ставить в конце предложения, одна часть которого повествовательная, а другая содержит вопрос. Предложение такое: Кому нужна правда, хотела бы я знать(?) Что здесь лучше поставить, вопросительный знак или точку? Ответьте, пожалуйста.

        Ответ справочной службы русского языка

        Если слова хотела бы я знать не содержат в себе вопроса (хотела бы или не хотела?), в конце предложения надо поставить точку.

        Вопрос № 293930

        Добрый день. Скажите, пожалуйста, нужна ли точка внутри кавычки или еще одна точка (после кавычки) в предложении: Собираясь переезжать во Францию, я слышала только одно: «Повезло же тебе. Поезжай.»

        Ответ справочной службы русского языка

        Точка ставится только после закрывающих кавычек: Собираясь переезжать во Францию, я слышала только одно: «Повезло же тебе. Поезжай». А вот вопросительный знак , восклицательный знак и многоточие ставятся перед кавычками: Собираясь переезжать во Францию, я слышала только одно: «Повезло же тебе. Поезжай!»

        Вопрос № 292287

        Здравствуйте. Простите за беспокойство, но меня долго мучает один вопрос, ответ на который у меня найти не вышло. Буду очень благодарен, если вы поможете мне с этим. Суть такова: можно ли писать обращения в третьем лице с частичкой "бы"? Пример: Катя, убрала бы и пошла отдыхать. Женя, положила бы голову ей на плечи(, ?) и сказала бы:"Родная моя, я так устала". И еще одно. Если вначале предложения идет вопрос, азатм оно плавно переходит в повествовательное то знак вопроса не ставится?

        Ответ справочной службы русского языка

        Такие побудительные предложения, начинающиеся с обращения, можно построить.

        Если предложение произносится без вопросительной интонации, вопросительный знак не ставится.

        Вопрос № 292155

        В предложении с прямой речью: А:"П?" — по вашим схемам почему нет после закрывающей кавычки точки? Разве не правильнее было бы: А: "П?". — вопросительный знак ставится в конце прямой речи, а точка после кавычек как точка в конце всего предложения.

        Ответ справочной службы русского языка

        Нет, точка не нужна. Точка после кавычек не ставится, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в кавычки цитата (или прямая речь) является самостоятельным предложением.

        Вопрос № 291940

        Здравствуйте! Разъясните такой вопрос. Можно ли использовать вопросительный знак в конце предложения-вопроса, если дальше по тексту автор отвечает на поставленный вопрос.

        Ответ справочной службы русского языка

        Если предложение содержит в себе вопрос, то можно и нужно.