Семейство компьютеров ZX Spectrum обладает крупной библиотекой программного обеспечения из более чем 23000 наименований [1] . Хотя большая часть этой коллекции — игры, набор программ очень разнообразен и включает в себя языки программирования (Си, Паскаль, Пролог, Форт, ряд ассемблеров), компиляторы с языка Sinclair BASIC, расширения Sinclair BASIC (Beta BASIC, MegaBASIC, Laser BASIC и др. [2] ), базы данных (например, VU-File), текстовые процессоры (Tasword, Tasword II, The Last Word), электронные таблицы (VU-Calc), графические редакторы (OCP Art Studio [3] , The Artist) и даже средства разводки печатных плат (Layout 86) [4] .

Содержание

Распространение [ править | править код ]

Лента [ править | править код ]

Первоначально большая часть программ для «Spectrum» распространялась на аудиокассетах. Стоимость коммерческой игры на кассете составляла 5—10 GBP, бюджетной версии — 3 GBP. «Spectrum» был предназначен для работы с обычным бытовым кассетным магнитофоном [5] . Среднее время загрузки одной игры с аудиокассеты в память составляло 3—5 минут. Физически запись представляла собой звук (воспринимаемый человеческим ухом), интерпретируемый «Spectrum» как последовательность байтов. Средняя скорость чтения/записи составляет около 1500 бит/с [6] .

Прямое переписывание программ с одного магнитофона на другой, как правило, приводило к снижению качества записи. Также, запись сделанная на одном магнитофоне могла плохо читаться на другом; это обычно решалось прижиманием кассеты во время чтения, или даже ручной подстройкой расположения читающей головки. В целом чтение с ленты было достаточно надёжным, но каждый пользователь знает раздражающее сообщение об ошибке чтения « R Tape loading error, 0:1 ». Существовало множество утилит для копирования программ через память компьютера (наиболее популярные: Copy 86M [7] , TFCOPY, COPY COPY [8] ), некоторые программы-копировщики для хранения копируемых данных задействовали в том числе и видеопамять.

Разработчики предпринимали меры по защите от копирования. Например, при загрузке с кассеты сначала загружался короткий загрузчик с собственным кодом загрузки, использующим нестандартную скорость. В некоторых случаях при запуске игры пользователя просили ввести слово из документации к игре (обычно это была новелла, описывающая фабулу игры). Необычным способом защиты было использование устройства Lenslok: это набор пластиковых призм, закреплённых в футляре для распространения вместе с игрой; идея была в том, что при запуске программы на экране показывается зашифрованное слово; наложением призм на экран можно расшифровать слово и таким образом получить доступ.

Картриджи Microdrive и Interface 2 [ править | править код ]

В июле 1983 года появилась технология ZX Microdrive (комплект из ZX Interface 1 и Microdrive стоил £79.95) и быстро стала довольно популярной среди пользователей Spectrum, но для издателей стоимость выпуска программ на картридже была на порядок выше чем на ленте (картридж стоил £4.95). Кроме того, картриджи получили репутацию ненадёжного носителя, поэтому приходилось тщательно проверять каждый экземпляр перед поставкой. По этим причинам, выпуск игры для Microdrive обычно лишь дополнял выпуск на кассете.

На картриджах, предназначенных для ZX Interface 2, было выпущено всего 10 игр (включая Jetpac, Planetoids и др.): высокая скорость загрузки не компенсировала стоимость устройства (£19.95) и картриджа (£14.95).

Дискеты [ править | править код ]

Для ZX Spectrum было выпущено несколько контроллеров диска. Одни из первых — ZX FDC-1 и Beta Disk Interface компании Technology Research Ltd.

Системы DISCiPLE и +D компании Miles Gordon Technology стали довольно популярны, но большая часть ПО, выпущенного для них, было утилитами.

После выхода «ZX Spectrum +3» появились коммерческие программы, поставлявшиеся на 3-дюймовых дискетах собственной конструкции — в период с 1987 по 1997 год было выпущено более 1000 различных дисков [9] .

Другие способы [ править | править код ]

Небольшие программы, преимущественно на Sinclair BASIC, распространялись в виде исходного кода, напечатанного в журналах и книгах. Читатель мог вручную набрать этот код у себя на компьютере, запустить и сохранить на кассету для дальнейшего использования [10] . Затем журналы стали печатать длинные списки шестнадцатеричных цифр, снабжённые контрольными суммами — дампы машинного кода игр и инструментальных средств.

Необычным методом распространения была широковещательная радиотрансляция: слушатели могли записать передачу с радиоприёмника на кассету, чтобы затем считать запись на Spectrum. [11] [12]

Некоторые журналы применяли способ распространения в виде 7-дюймовых дисков, предназначенных для проигрывания на устройствах для обычных виниловых пластинок (подобно Floppy-ROM). На дисках британских музыкальных групп в 1984—1996 годах изредка можно было встретить трек с программой для «ZX Spectrum».

В декабре 1989 года, в связи с растущим распространением CD-проигрывателей, Code Masters выпустила на аудио-CD сборник из 30-ти игр The CD Games Pack [13] ; для подключения Spectrum к CD-плееру в комплекте с диском прилагался специальный аудио-кабель. Стоимость сборника составляла 19,95 фунтов, но его продажи не были успешными — внимание рынка уже переключилось на 16-разрядные машины.

Программы на "старых" кассетах:

Кассета 1Кассета 2
Сторона 1Сторона 1
  • Эксолон
  • Airwolf II
  • Собрать Буран
  • Manic Miner
  • Агропром
  • Full Throttle
  • Коля сапёр
  • Сторона 2Сторона 2
  • Настольный биллиард
  • Boulder Dash
  • Опасный полёт
  • Krakout
  • Повар
  • Super Chess 3.5
  • Chucky Egg
  • Копировщик программ
  • Список программ и их заставки на "новых" кассетах:

    Кассета 1Кассета 2
    Сторона 1Сторона 1
  • Агропром
  • Копировщик программ
  • Художник
  • Airwolf II
  • Арканоид
  • Manic Miner
  • Собрать Буран
  • Full Throttle
  • Шахматы
  • Boulder Dash
  • Эксолон
  • Chucky Egg
  • Сторона 2Сторона 2
  • Обучающая программа
  • Зинапс
  • Коля сапёр
  • Krakout
  • Опасный полёт
  • Настольный биллиард
  • Повар
  • Gunfright
  • Воздушный ас
  • World Series Basketball
  • Как видно, есть различия в составе программ для "старых" и "новых" кассет. На "новых" кассетах появились программы, которые к этому времени смогли русифицировать или написать. Итак, появились программы Художник, Арканоид, Обучающая программа, Зинапс, Gunfright, Воздушный ас и Баскетбол.

    На "старых" кассетах копировщик был записан в самом конце кассеты. Это неудобно, обычно подобные программы размещают с начала ленты, чтобы их было легко искать — перемотал кассету на начало и пользуйся. В "новых" кассетах эту особенность учли, и теперь копировщик располагается с начала кассеты.

    Отличия в реализации программ:

    Художник. Представляет собой русифицированный Art Studio с возможностью выбора управления.

    &nbsp

    В меню выбора управления сделана зачётная анимация, в которой инструменты из программы (кисть и распылитель) "зажигают" в танце под "ламбаду". Музыка играет на встроенном в компьютер синтезаторе на КР580ВИ53.

    Вот этот видеоролик:

    Super Chess 3.5. На "старых" кассетах записана без защиты с церикопиком, без краткого описания, заставка оригинальная, как на фирменной версии. На "новых" кассетах эта программа называется "Шахматы", добавлено описание, защита, заставка нарисована своя собственная.

    Копировщик (TF-Copy86). На "старых" кассетах записан как в оригинале, без описания. На "новых" кассетах к нему добавлено краткое описание команд.

    Chucky Egg. На всех версиях кассет название программы с ошибкой. Настоящее название этой игры — Chuckie Egg (оно есть на заставке).

    Программы (кроме "обучающей программы") — это самые обычные игры для Спектрума. Некоторые русифицированы и снабжены новыми заставками.

    Например, аналоги:
    Копировщик программ — TFCopy86
    Агропром — PSST
    Художник — Art Studio
    Арканоид — Batty
    Собрать Буран — Jet Pac
    Эксолон — Exolon
    Коля сапёр — Bomb Jack
    Зинапс — Zynaps Для Байта существуют и другие кассеты, с логотипом "церикопик".

    Особенности некоторых игр с "байтовских" кассет:

    В данном примере для чтения значения порта #FBFE почему-то значение старшего байта адреса порта посылается в порт #FD, что совершенно излишне. Команду OUT (#FD),A можно спокойно убрать без потери работоспособности игры (в моей дисковой версии игры для "Байта" этот баг исправлен).

    "Эксолон"

    Игра по содержимому ПЗУ определяет, на каком компьютере она запущена (48К или 128К) и считает, что для 128К компьютера установлен AY и, соответственно, выводит звук только на него. Эта особенность не только "Байтовской" версии игры, но и оригинальной версии.

    "Airwolf-II"

    Исходная для адаптации к "Байту" игра, похоже, изначально была скинута на ленту при помощи мультифейса. В таком виде она и вошла в кассету. Вместо заставки — стартовое меню, схожая с "мультифейсными" программами структура загрузки (когда скидывается на ленту всё содержимое памяти компьютера).

    "Воздушный ас" и "Зинапс"

    Для генерации русского шрифта в игре используется русский шрифт из ПЗУ "Байта". Поэтому если запускать эту игру не на "Байте", то вместо русского шрифта будет мусор на экране.

    "Gunfright"

    Нормально работает только в режиме 48К. Это не глюк именно "Байтовской" версии, фирменная игра работает точно так же.

    Дисковые версии игр для "Байта"

    В процессе работы по адаптации программ с кассет к ROM-диску удалось адаптировать все программы для загрузки в среде TR-DOS. Ссылка на скачивание архива с играми находится в конце этой страницы.

    Неадаптированным остался только копировщик, но это точь-в-точь TFCopy’86, и его можно спокойно найти в интернете.

    Напомню, что обучающая программа и игры "Воздушный ас" и "Зинапс" требуют наличия оригинального ПЗУ "Байта", поэтому при запуске на других "Спектрумах" в этих программах вместо кириллицы будет мусор. Скачать игры для "Байта" можно на отдельной странице сайта.

    А если интересно узнать о том, можно ли "Байтовские" игры загружать на других "спектрумах", читаем следующую страницу.

    Это официальный перечень лучших игр на ZX Spectrum, входящих в ТОП100 по версии авторитетного издания Your Sinclair

    Лабиринты-лабиринты – эти игры никогда не перестанут выходить в свет. Одна из таких игр – Atic Atac на ZX Spectrum, выпущенная в свет компанией Ultimate Play The Game в 1983 году. Сюжет прост – будучи запертым в замке, необходимо найти выход. Для этого придется пройти множество запутанных комнат. В каждой комнате есть несколько выходов. Некоторые…

    Казалось бы — еще один «Арканоид». Но с другой стороны, таких игр никогда не будет мало, ведь замечательным свойством арканоидов является то, что они никогда не надоедают. Компания Hit-Pak, известная прежде всего тем, что переиздавала самые лучшие хиты для ZX Spectrum, в 1987 году издала под своей маркой эту игру — Batty. Название, очевидно, происходит…

    Игра Antics на ZX Spectrum наверняка понравится любителям головоломок-лабиринтов. Здесь есть все – запутанный многоэкранный геймплей, враги, которых не слишком много, но и не мало, а также объект для спасения. Но обо всём по порядку. Итак, игрок управляет пчелкой, которой предстоит выручить из муравьиного плена большого и жирного трутня по имени Борис. Борис по незнанию…

    «Bearing» по-английски означает «подшипник» или «шарик от подшипника». У шарика есть глаза и рот, ну совсем как у русского Колобка. Да и на вид он очень похож на этого хитрого героя сказки для самых маленьких. Точно как в сказке Колобку, или, на английский манер, Бобби, придется преодолеть множество препятствий на пути к своей цели, и…

    Bomb Jack – это забавная аркадная игра на ZX Spectrum, своеобразный Bomberman наоборот. Если в «Бомбермэне» нужно было бомбы устанавливать и подрывать, таким образом, уничтожая соперников и очищая себе путь, то в Bomb Jack все наоборот – нужно как можно скорее собрать все бомбы на экране, не допуская их подрыва. Но обо всем по порядку….

    Bounder – это забавная аркадная игра на ZX Spectrum, чем-то похожая на Action Reflex и I’Ball 2, но немного другая. Точно так же, как и в тех играх, необходимо управлять прыгающим мячом, чтобы избегать препятствий и двигаться дальше по игровому миру. Но, в отличие от тех игр, камера смотрит на мяч и на окружающий мир…

    Эта игра — ходилка. Вам на всю игру дается три экрана. Вы должны поймать всех птиц на каждом. У каждой птицы есть шапка, которая горит. Прикоснувшись к такой птице вы умрете. Перед несколькими птицами есть предметы, взяв которые вы сможете на некоторое время погасить шапки. Вот теперь и хватайте птицу. Когда вы будете идти по…

    Эта забавная игра на ZX Spectrum представляет собой аркаду для одного или двух игроков, которые вместе должны достигнуть цели — перейти на следующий уровень. Вы управляете маленькими смешными дракончиками по имени Bub и Bob (которые сами по себе уже давно превратились в элемент культа). Они бегают под вашим руководством по одноэкранному уровню и могут выдувать…

    Buggy Boy – это настоящий трехмерный симулятор багги – гонок на пляжных автомобилях на ZX Spectrum. Игроку предстоит управлять автомобильчиком, чтобы как можно быстрее доехать до финиша трассы. Игра ведется на время, и, не успев в срок, игрок проигрывает. Однако обо всём по порядку. Игра была перенесена с аркадного автомата на множество домашних компьютеров. На…

    «>