Представим на координатной плоскости множество точек, удовлетворяющих условию х = 5 и х = -4,
В первом случае прямые параллельны оси ординат, во втором – абсцисс.
На прямой может быть расположено неограниченное количество точек. И у всего этого множества точек, координаты удовлетворяют условиям х = 5 и х = -4; у = -4 и у = 1.
На координатной прямой неравенству х 3. Проанализируем, что это за точки:
— множество точек, абсцисса которых больше или равна 3
— точки, лежащие правее прямой х = 3 и на прямой.
Алгоритм построения будет иметь вид:
— строим в координатной плоскости прямую: х = 3;
— определяем, где будут находиться точки, абсцисса которых больше 3; ответ – правее;
— множество всех точек удовлетворяющих условию х > 3 покажем при помощи штриховки;
х > 3 задает полуплоскость, находящаяся правее прямой х = 3 и все точки этой прямой. Прямую изображаем одной цельной линией, этим указываем, что все точки расположенные на прямой так же включены во множество.
Представим множество точек, удовлетворяющих условию у 1.
Постройте множество точек у > 1. По аналогии, точкам этого множества присуще свойство — у них ордината больше 1.
Следовательно, они будут находиться выше прямой у = 1. В соответствии со знаком неравенства точки прямой у = 1 не удовлетворяют условию y > 1. Графически мы это покажем, изобразив прямую у = 1 пунктиром.
Представим множество точек, соответствующих условию у > 1 так:
Представим на координатной плоскости множества точек, соответствующих условию: -2 ≤ х ≤ 2.
Разделы: Математика
Цели урока:
- формирование умения перейти от алгебраического описания множества точек к геометрическому изображению и наоборот;
- продолжить формирование умений, связанных с работой на координатной плоскости;
- формирование умения мыслить по аналогии, умения наблюдать и делать выводы, умения обобщать.
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний
1. Определить координаты точек.
2. Построить отрезок LE, если L(–1; 2), Е(4; 5).
Построить прямую РТ, если Р(0; 3), Т(–1; –2)
III. Постановка проблемы
Приготовить пять координатных плоскостей.
Отметьте указанные точки на координатных плоскостях
1) А(3; 1), В(4; –1), С(–5; –2).
2) М(3; –2), N(–4; –2), К(1.5; –2)
3) Р(5; –1), Е(5; 4), F(5;1/2)
4) Х(6; 0), У(–3; 0), Z(1; 0)
5) Q(0; 3), N(0; 5), L(0; –1/2)
Посмотрите на чертежи, что можно сказать о расположении точек:
В первом случае?
В остальных случаях?
Что общего?
Мы выяснили, что общее в 2–4 рисунках то, что точки лежат на одной прямой.
IV. «Открытие» детьми нового знания
Подумайте, как можно записать множество точек, изображенных на рисунке
Какое условие является общим для этих точек?
А как это условие записать на языке алгебры? у = 3
(ордината равна 3)
На рис.2 проведите через отмеченные точки у = – 2
прямую, запишите множество этих точек.
Проведите на остальных рисунках через отмеченные точки прямые.
А как бы вы записали на языке алгебры множества точек, изображенных на рисунке 3? 4? 5?
Подумайте, а затем проверим правильность записей.
Что означают эти записи на математическом языке?
Множество точек расположенных где? На координатной плоскости
Итак, тема нашего урока:
А цель урока?
Учитель еще раз формулирует тему и цель урока, записывает тему на доске.
Изобразите на координатной плоскости множество точек, удовлетворяющих условию:
У обучающихся На доске
х = 5
х = – 4
у = – 4
у = 1
Проверяем правильность построения и записи.
А теперь давайте попробуем изобразить множество точек, удовлетворяющих условию х > 3.
Как можно это условие прочитать на русском языке? – точки, большие 3
Чтобы построить точку в координатной плоскости, необходимо, что знать?
Прочитайте условие х > 3
Построим в координатной плоскости прямую х = 3
Где будут располагаться точки, абсцисса которых больше 3?
Покажите несколько таких точек
А множество всех точек удовлетворяющих условию х > 3 можно показать с помощью штриховки
х > 3 задает полуплоскость, расположенную правее прямой х = 3 и все точки этой прямой.
Изобразите множество точек, удовлетворяющих условию у 1.
Проверяем правильность построения.
Постройте множество точек у > 1.
Каким свойством обладают точки этого множества у них ордината больше 1
А как они должны располагаться относительно – выше
прямой у = 1
А точки прямой у = 1 удовлетворяют условию y > 1 нет
А как это показать? – не знаем
В этом случае прямая у = 1 изображается пунктиром.
Изобразим множество точек, удовлетворяющих условию у > 1.
Приглашается ученик к доске.
Изобразите множество точек, удовлетворяющих условию:
Выделите множество точек, удовлетворяющих одновременно всем этим условиям.
Какую фигуру получили?
VI. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой
1. Опишите на алгебраическом языке множества точек, изображенные на рисунках.
1.
2. Изобразите на координатной плоскости множества точек, удовлетворяющих условию:
множество точек на координатной плоскости — очень важная тема в курсе алгебры
Тарасова Алёна Петровна , 24.03.2018
Содержимое разработки
«Множество точек на координатной плоскости».
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6
Как называется прямая, изображенная на рисунке?
Назовите координаты точек
Оx – ось абсцисс
Оy — ось ординат
Точка 0 – начало отсчета
3 – абсцисса точки М
4 — ордината точки М
Плоскость, с указанной на ней системой координат, называют координатной.
Числа, с помощью которых указывают, где находится некоторый объект, называют его координатами.
( от латинских слов ко – «совместно»
Прямоугольная система координат, состоящая из двух взаимно перпендикулярных осей с общим началом, изобретена в XVI в. Знаменитым французским математиком Рене Декартом.
Декартова система координат дала возможность объединить числовую и геометрическую линию математики.
Назовите координаты точек
- Если точка лежит на оси ординат, ее абсцисса равна нулю.
2. Если точка лежит на оси абсцисс, ее ордината равна нулю.
Начертите в тетради координатные оси, взяв единичный отрезок 1 см.
Запишите координаты точек B, A, R, S, I, K
Постройте фигуру, последовательно соединив отрезками точки с координатам и
(8; 4), (8;-1), (6; 0), (0;-3), (2;-6), (-2;-3), (-4;-2), (-5;-1), (-6; 1), (-6; 2), (-3; 5), (3; 7) Отдельно: (-3; 3) Отдельно: (-6; 1), (-4; 1) Отдельно: (-3; 5), (-2; 2), (-2; 0), (-4;-2) (за единичный отрезок примите 1 клетку тетради)
3. Изобразите на координатной плоскости множество точек х≤2. Изобразите на координатной плоскости множество точек 2 ≤ y ≤5." w
- Изобразить на координатной оси множество точек х≥4.
- Изобразите на координатной плоскости множество точек y
- Изобразите на координатной плоскости множество точек х 3.
- Изобразите на координатной плоскости множество точек х≤2.
- Изобразите на координатной плоскости множество точек 2 ≤ y ≤5.
Всем спасибо за работу!
y 3" w