Потому что у школьников слишком жидкие мозги на С.

Паскаль изучают не для ради перспективы, а для развития логического мышления. Задайся другим вопросом, зачем в школе изучают биологию, химию, географию и прочие науки.

Помню (в начале программирования) в руки попалась книжка типа "Начинаем изучать С.", где первая глава была про указатели и указатели на указатели. Дальше первой главы я не дочитал.

я хочу посмотреть на того идиота, который подрастающей блондинке в 10 классе будет объяснять printf/scanf

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

История возникновения языка программирования Паскаль

Паскаль был разработан в 1979 году швейцарским математиком Николаусом Виртом в качестве учебного языка программирования. Вирт назвал его в честь французского ученого Блеза Паскаля, изобретателя счетной машины.

В 1980 году была впервые выпущена среда для программироания Турбо Паскаль . Эта среда интегрирует в себе: компилятор с языка Паскаль, текстовый редактор для редактирования кода программ, а так же средства отладки программ.

В 1995 году был разработан язык программирования Delphi , представляющий собой визуальную версию языка Паскаль.

Структура программы языка Паскаль

Программа на языке Паскаль имеет вид:

[необязательный оператор USES];

[имя] — программы может содержать до 8 символов, состоящих из латинских букв и цифр (должно начинаться с буквы и не содержать пробела).

[Необязательные операторы USES] — указывает какие модули входят в программу.

[раздел описания] — указывает какие процедуры и функции, переменные, метки будут использованы в программе.

BEGIN — ключевое слово, указывающее, что за ним следует текст программы.

[команды] — команды языка программирования.

END. — указывает на окончание программы.

Команды заканчиваются символом ‘ ; ‘ — этот символ показывает окончание одной команды и начало следующей.
Команды могут содержать произвольное количество пробелов, а так же могут быть разделены на несколько экранных строк и наоборот — несколько команд может быть в одной строке. В принципе вся программа на языке Pascal может быть записана в одну экранную строку.

USES Crt ; <подключение графического модуля, необязательные операторы USES,.>

Var x,y, c : integer ;

Clrscr ; (очистка экрана)

Пример 1.2 (та же программа, записанная в 5 строк, а не в 8):

USES Crt; Var x,y,c:integer;

Примечание: оператор PROGRAM [имя] можно вообще не писать, на работу программы он не влияет.

Комментарии в программе

Комментарии используются для пояснения некоторых участков кода программы.

Комментарии игнорируются компилятором и поэтому не влияют на выполнение программы.

Для записи комментария используют символы:

Этапы создания компьютерной программы.

Запуск среды Turbo Pascal

Работа в окне редактирования Edit .

Сохранение программы в файле.

Запуск компилятора Compile ( Alt + C ).

Выполнение программы Run ( Alt + R )

Просмотр результатов работы программы Alt + F 5.

Выход из среды Turbo Pascal Alt + X .

Комбинации клавиш для работы с буфером обмена

Данный раздел описания обозначается ключевм словом Var, за которым через точку с запятой перечисляются

Пример описания переменных:

Var c , d , e : Integer ;< описание целых чисел>

Var a , b : real ;< описание вещественных чисел>

Примечание: в разделе описания переменных, переменным можно задавать начальное значение (с: integer =160;). Переменные одинакового типа записываются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип (c, d, e: Integer;).

Write вывод на экран, текст заключается в апострофы

Writeln вывод на экран с переводом курсора в следующую строку.

Например: Writeln (‘Привет’)

Read ввод числа с клавиатуры

Readln ввод числа с клавиатуры с переводом курсора в следующую строку.

Clrscr (очистка экрана при подключении модуля Crt )

Abs (х) вычисляет абсолютное значение аргумента х, то есть модуль х.

Sqr (х) возводит в квадрат аргумент х.

Sqrt (х) – вычисление квадратного корня.

DIV деление нацело, ( C := A div B )

Mod остаток от деления ( C := A MOD B )

Описание: Cos ( x ) (х: real )
Примечания: Параметр x является выражением вещественного типа.

Результатом будет косинус x.

Предполагается, что это значение задает угол в радианах, т.е. x — это радианы, а не градусы.

Назначение: Возвращает синус аргумента.

Функция Trunc ( x ) –возвращает целую часть числа Х, т.е. отбрасывает дробную часть.

Функция Round ( x ) – округляет до ближайщего целого.

Sqrt, sin, cos, Arctan

Форматы записи вещественных переменных

Переменные вещественного типа выдаются на экран в особой экспоненциальной форме.

Числа с десятичной точкой могут записываться в двух формах:

1.Обычная форма. 2,7 записывается как 2.7

2. Запись с экспонентой: число представляется в виде мантиссы, т.е. дробной части, умноженной на 10 в некоторой степени.

Например: 2700=2,7*10 3 , число 10 записывается в виде буквы Е, а дальше идет величина степени: 2,7Е+3.

Например:0,002=2*10 -3 = 2Е-3

Вывод на экран в обычной форме:

writeln (‘ c =’, c :6:3);Для числа С отводится 6 позиций, 3 позиции после десятичной точки.

Команды ввода и вывода.

Для вывода даных на экран или для записи в файл используют комнды: write (a1, a2, a3) и writeln (a1, a2, a3) . Где a1, a2, a3 — переменные или константы. Также используют эти команды для вывода сообщений: текста или просто симвлов. Эти две команды различны между собой только тем, что после выполнеия команды write курсор не переходит на другую строку, а в команде writeln — переходит.

Пример вывода на экран сообщения:

Для ввода данных используют команды :

read (a1, a2, a3) и readln (a1, a2, a3) . Где a1, a2, a3 — переменные. Эти две команды также различны между собой только тем, что после выполнеия команды read курсор не переходит на другую строку, а в команде readln — переходит.

Пример ввода данных:

Пример . Определить количество сотен, десятков и единиц числа: Х = 324

Оператор условия — if

Условный оператор предназначен для выполнения какого-нибудь действия при выполнении определенного условия.

Условный оператор имеет вид:

if [условие] then [оператор 1] else [оператор 2];

[условие] — некоторое логическое выражение (например: a=5); [оператор 1] — который выполняется только в том случае если [условие] — истинно (верно) [оператор 2] — который выполняется только в том случае если [условие] — ложно (не верно)

Перед else символ ; (точка с запятой) не ставится.

else [оператор 2]; — могут отсутствовать, если в этом нет необходимости.
В таком случае условный оператор принимает вид:

if [условие] then [оператор 1];

Пример. Программа выводит пример 12+16= , а пользователь вводит ответ решения этого примера. А после этого программа проверяет: правильно ли ввел пользователь ответ, если правильно, то пишет "Ответ правильный!".

если ответ введен не верно, то программа напишет "Ответ не верный!"

writeln(‘Решите этот пример и введите ответ:’);

writeln(‘ Ответ правильный !’)

writeln(‘Ответ не верный!’);

Теперь если вы вводите число 18, то пишется "Ответ правильный!", а если другое число, то пишется "Ответ не верный!".

СИМВОЛЬНЫЙ ТИП ДАННЫХ

Символьный тип Char занимает объем памяти равный 1 байту и может принимать только 1 символ из введенной строки.

В таблице кодов коды символов упорядочены. Таким образом для каждого элемента типа Char всегда есть предшествующий и последующий элементы. Такой тип данных называется порядковым.

Тип Char – порядковый тип.

Ord (х) возвращает код символа, занесенного в переменную Х.

Chr ( N ) – возвращает символ по заданному коду

Pred ( X )- возвращает предшествующий элемент относительно значения переменной Х.

Succ ( X ) –возвращает последующий элемент относительно значения переменной Х.

Описание разработки

Пояснительная записка

Настоящая программа описывает курс программирования на языке Паскаль

Предполагаемый объем учебного времени — 150 ч.

Основные разделы курса:

  1. Паскаль. Основы графики. (60 часов)
  2. Паскаль. Основы программирования (78 часов)

Концепция курса

Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направ­ленность занятий.. Освоение знаний и способов программирования осуществляется в ходе разработки программ и проектов на темы, которые они определяются самостоятельно. Такой подход гарантирует повышен­ную мотивацию и результативность обучения.

Общепедагогическая направленность занятий — сопряжение социа­лизации и индивидуализации обучения, по отношению к языку программирования. Знания и умения являются элементами компетенции программирования. Таким об­разом, освоенный инструментарий — методы и способы программирования — выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с методикой программирования.

Цели курса:

Главная цель курса – изучение языка программирования Паскаль, формирование навыков операционного и логического стиля мышления, составления программ и формирование представления о приемах и методах программирования

Содержание и методика курса нацелены на формирование творческих, исследовательских качеств.

Задачи курса:

  • познакомить с языком программирования, его функциональными, структур­ными и технологическими особенностями;
  • сформировать навыки элементарного программирования.
  • дать первичные навыки программирования
  • научить основным приемам и методам программирования;
  • сформировать навыки работы с проектами;
  • познакомить с методикой преподавания курса программирования в школе.

Методы обучения:

Основная методическая установка курса — обучение навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по прак­тическому программированию.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности проис­ходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изло­женных в учебных пособиях. Большинство заданий вы­полняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи преподавателя входит создание условий для реализации авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения создаются группы, т.е. используется проектный метод обучения.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирова­ния информационной и коммуникативной компетентностей. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:

  • социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать программы реально используемые в обществе);
  • личностная значимость компетенции
  • перечень реальных объектов действительности, относящихся к
    данным компетенциям (метод решения задачи, компьютерная
    программа, компьютер);
  • знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
  • способы деятельности по отношению к данным объектам;
  • минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
  • индикаторы — учебные и контрольно-оценочные задания по опре­делению уровня компетентности ученика.

Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии.

Формы организации учебных занятий:

Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Единицей учебного процесса является блок уроков (глава). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной темы или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основ­ной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится преподавателем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изу­ченных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъек­тивными и объективными факторами.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять техни­ческие задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного про­дукта (проекта).

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5— 10 мин) контрольные работы (тесты) на проверку освоения изученных способов действий. Выполне­ние контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, та­кая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным ин­дикатором успешности образовательного процесса.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного мате­риала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенно­го недостатка — формализма в знаниях учащихся — и формируют науч­ное мировоззрение.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы.

Учебно-методический комплект:

Программа курса обеспечивается учебными пособиями для освоения курса, а также компьютерными программами, обозначенными в программе курса.

В качестве дополнительных источников информации по курсу реко­мендуются справочники, дополнительная литература

Выработка навыка самостоятель­ного программирования позволит самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.

Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из информатики, конк­ретные примеры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, лите­ратура, русский и английский языки, история и др. вполне может исполь­зоваться при создании программ соответствую­щей тематики.

Планируемые результаты курса

  • В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знания­ми, умениями и способами деятельности
  • знают принципы программирования и основные структуры программирования;
  • умеют найти, и систематизировать необходимую информацию из справочников и дополнительной литературы;
  • умеют создать и отладить программу для конкретной задачи и подучить требуемый результат;
  • владеют способами работы с изученными программами
  • владеют необходимыми способами проектирования и создания проектов;
  • знают виды программного обеспечения на языке программирования Паскаль, способны произвести анализ и сформули­ровать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
  • способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по программированию.
  • знают методику преподавания языка Паскаль в школе
  • владеют приемами и методами преподавания языка программирования Паскаль в школе

Способы оценивания уровня достижений

Предметом диагностики и контроля являются внешние образователь­ные продукты (программы), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности являются результа­ты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письмен­ные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Проверка достигаемых образовательных результатов производится в следующих формах:

  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка выполняемых заданий;
  2. взаимооценка работ друг друга или работ, выполненных в группах;
  3. публичная защита выполненных учащимися творческих работ(индивидуальных и групповых);
  4. итоговая оценка деятельности и образовательной продукции в соответствии образовательной программой по курсу;

Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета или защиты творческих работ. Данный тип кон­троля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения каждой из целей курса и каждого из на­правлений индивидуальной программы по курсу.

Методические рекомендации курса

  1. Паскаль. Основы графики. (60 часов)

Пояснительная записка к разделу «Паскаль. Основы графики»

В данном разделе происходит знакомство с графическими примитивами языка программирования Pascal и опираясь на графику происходит начальное знакомство с основными алгоритмическими структурами.

К данному разделу разработаны:

1. Учебное пособие «Паскаль. Основы графики.»

2. Тестовая программа для контроля знаний по темам «Паскаль. Основы графики.»

3. Контрольные работы (программы)

Тематическое планирование к разделу «Паскаль. Основы графики.»

Тематическое планирование

Количество часов

теория

практика

Язык программирования Pascal. Работа с графикой