Потому что у школьников слишком жидкие мозги на С.
Паскаль изучают не для ради перспективы, а для развития логического мышления. Задайся другим вопросом, зачем в школе изучают биологию, химию, географию и прочие науки.
Помню (в начале программирования) в руки попалась книжка типа "Начинаем изучать С.", где первая глава была про указатели и указатели на указатели. Дальше первой главы я не дочитал.
я хочу посмотреть на того идиота, который подрастающей блондинке в 10 классе будет объяснять printf/scanf
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
История возникновения языка программирования Паскаль
Паскаль был разработан в 1979 году швейцарским математиком Николаусом Виртом в качестве учебного языка программирования. Вирт назвал его в честь французского ученого Блеза Паскаля, изобретателя счетной машины.
В 1980 году была впервые выпущена среда для программироания Турбо Паскаль . Эта среда интегрирует в себе: компилятор с языка Паскаль, текстовый редактор для редактирования кода программ, а так же средства отладки программ.
В 1995 году был разработан язык программирования Delphi , представляющий собой визуальную версию языка Паскаль.
Структура программы языка Паскаль
Программа на языке Паскаль имеет вид:
[необязательный оператор USES];
[имя] — программы может содержать до 8 символов, состоящих из латинских букв и цифр (должно начинаться с буквы и не содержать пробела).
[Необязательные операторы USES] — указывает какие модули входят в программу.
[раздел описания] — указывает какие процедуры и функции, переменные, метки будут использованы в программе.
BEGIN — ключевое слово, указывающее, что за ним следует текст программы.
[команды] — команды языка программирования.
END. — указывает на окончание программы.
Команды заканчиваются символом ‘ ; ‘ — этот символ показывает окончание одной команды и начало следующей.
Команды могут содержать произвольное количество пробелов, а так же могут быть разделены на несколько экранных строк и наоборот — несколько команд может быть в одной строке. В принципе вся программа на языке Pascal может быть записана в одну экранную строку.
USES Crt ; <подключение графического модуля, необязательные операторы USES,.>
Var x,y, c : integer ;
Clrscr ; (очистка экрана)
Пример 1.2 (та же программа, записанная в 5 строк, а не в 8):
USES Crt; Var x,y,c:integer;
Примечание: оператор PROGRAM [имя] можно вообще не писать, на работу программы он не влияет.
Комментарии в программе
Комментарии используются для пояснения некоторых участков кода программы.
Комментарии игнорируются компилятором и поэтому не влияют на выполнение программы.
Для записи комментария используют символы:
Этапы создания компьютерной программы.
Запуск среды Turbo Pascal
Работа в окне редактирования Edit .
Сохранение программы в файле.
Запуск компилятора Compile ( Alt + C ).
Выполнение программы Run ( Alt + R )
Просмотр результатов работы программы Alt + F 5.
Выход из среды Turbo Pascal Alt + X .
Комбинации клавиш для работы с буфером обмена
Данный раздел описания обозначается ключевм словом Var, за которым через точку с запятой перечисляются
Пример описания переменных:
Var c , d , e : Integer ;< описание целых чисел>
Var a , b : real ;< описание вещественных чисел>
Примечание: в разделе описания переменных, переменным можно задавать начальное значение (с: integer =160;). Переменные одинакового типа записываются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип (c, d, e: Integer;).
Write – вывод на экран, текст заключается в апострофы
Writeln — вывод на экран с переводом курсора в следующую строку.
Например: Writeln (‘Привет’)
Read – ввод числа с клавиатуры
Readln — ввод числа с клавиатуры с переводом курсора в следующую строку.
Clrscr (очистка экрана при подключении модуля Crt )
Abs (х) – вычисляет абсолютное значение аргумента х, то есть модуль х.
Sqr (х) – возводит в квадрат аргумент х.
Sqrt (х) – вычисление квадратного корня.
DIV — деление нацело, ( C := A div B )
Mod – остаток от деления ( C := A MOD B )
Описание: Cos ( x ) (х: real )
Примечания: Параметр x является выражением вещественного типа.
Результатом будет косинус x.
Предполагается, что это значение задает угол в радианах, т.е. x — это радианы, а не градусы.
Назначение: Возвращает синус аргумента.
Функция Trunc ( x ) –возвращает целую часть числа Х, т.е. отбрасывает дробную часть.
Функция Round ( x ) – округляет до ближайщего целого.
Sqrt, sin, cos, Arctan
Форматы записи вещественных переменных
Переменные вещественного типа выдаются на экран в особой экспоненциальной форме.
Числа с десятичной точкой могут записываться в двух формах:
1.Обычная форма. 2,7 записывается как 2.7
2. Запись с экспонентой: число представляется в виде мантиссы, т.е. дробной части, умноженной на 10 в некоторой степени.
Например: 2700=2,7*10 3 , число 10 записывается в виде буквы Е, а дальше идет величина степени: 2,7Е+3.
Например:0,002=2*10 -3 = 2Е-3
Вывод на экран в обычной форме:
writeln (‘ c =’, c :6:3);Для числа С отводится 6 позиций, 3 позиции после десятичной точки.
Команды ввода и вывода.
Для вывода даных на экран или для записи в файл используют комнды: write (a1, a2, a3) и writeln (a1, a2, a3) . Где a1, a2, a3 — переменные или константы. Также используют эти команды для вывода сообщений: текста или просто симвлов. Эти две команды различны между собой только тем, что после выполнеия команды write курсор не переходит на другую строку, а в команде writeln — переходит.
Пример вывода на экран сообщения:
Для ввода данных используют команды :
read (a1, a2, a3) и readln (a1, a2, a3) . Где a1, a2, a3 — переменные. Эти две команды также различны между собой только тем, что после выполнеия команды read курсор не переходит на другую строку, а в команде readln — переходит.
Пример ввода данных:
Пример . Определить количество сотен, десятков и единиц числа: Х = 324
Оператор условия — if
Условный оператор предназначен для выполнения какого-нибудь действия при выполнении определенного условия.
Условный оператор имеет вид:
if [условие] then [оператор 1] else [оператор 2];
[условие] — некоторое логическое выражение (например: a=5); [оператор 1] — который выполняется только в том случае если [условие] — истинно (верно) [оператор 2] — который выполняется только в том случае если [условие] — ложно (не верно)
Перед else символ ; (точка с запятой) не ставится.
else [оператор 2]; — могут отсутствовать, если в этом нет необходимости.
В таком случае условный оператор принимает вид:
if [условие] then [оператор 1];
Пример. Программа выводит пример 12+16= , а пользователь вводит ответ решения этого примера. А после этого программа проверяет: правильно ли ввел пользователь ответ, если правильно, то пишет "Ответ правильный!".
если ответ введен не верно, то программа напишет "Ответ не верный!"
writeln(‘Решите этот пример и введите ответ:’);
writeln(‘ Ответ правильный !’)
writeln(‘Ответ не верный!’);
Теперь если вы вводите число 18, то пишется "Ответ правильный!", а если другое число, то пишется "Ответ не верный!".
СИМВОЛЬНЫЙ ТИП ДАННЫХ
Символьный тип Char занимает объем памяти равный 1 байту и может принимать только 1 символ из введенной строки.
В таблице кодов коды символов упорядочены. Таким образом для каждого элемента типа Char всегда есть предшествующий и последующий элементы. Такой тип данных называется порядковым.
Тип Char – порядковый тип.
Ord (х) – возвращает код символа, занесенного в переменную Х.
Chr ( N ) – возвращает символ по заданному коду
Pred ( X )- возвращает предшествующий элемент относительно значения переменной Х.
Succ ( X ) –возвращает последующий элемент относительно значения переменной Х.
Описание разработки
Пояснительная записка
Настоящая программа описывает курс программирования на языке Паскаль
Предполагаемый объем учебного времени — 150 ч.
Основные разделы курса:
- Паскаль. Основы графики. (60 часов)
- Паскаль. Основы программирования (78 часов)
Концепция курса
Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий.. Освоение знаний и способов программирования осуществляется в ходе разработки программ и проектов на темы, которые они определяются самостоятельно. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.
Общепедагогическая направленность занятий — сопряжение социализации и индивидуализации обучения, по отношению к языку программирования. Знания и умения являются элементами компетенции программирования. Таким образом, освоенный инструментарий — методы и способы программирования — выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с методикой программирования.
Цели курса:
Главная цель курса – изучение языка программирования Паскаль, формирование навыков операционного и логического стиля мышления, составления программ и формирование представления о приемах и методах программирования
Содержание и методика курса нацелены на формирование творческих, исследовательских качеств.
Задачи курса:
- познакомить с языком программирования, его функциональными, структурными и технологическими особенностями;
- сформировать навыки элементарного программирования.
- дать первичные навыки программирования
- научить основным приемам и методам программирования;
- сформировать навыки работы с проектами;
- познакомить с методикой преподавания курса программирования в школе.
Методы обучения:
Основная методическая установка курса — обучение навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому программированию.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебных пособиях. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи преподавателя входит создание условий для реализации авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения создаются группы, т.е. используется проектный метод обучения.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
- социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать программы реально используемые в обществе);
- личностная значимость компетенции
- перечень реальных объектов действительности, относящихся к
данным компетенциям (метод решения задачи, компьютерная
программа, компьютер); - знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
- способы деятельности по отношению к данным объектам;
- минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
- индикаторы — учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.
Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии.
Формы организации учебных занятий:
Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Единицей учебного процесса является блок уроков (глава). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной темы или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится преподавателем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи.
Изучение нового материала носит сопровождающий характер.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта (проекта).
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5— 10 мин) контрольные работы (тесты) на проверку освоения изученных способов действий. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка — формализма в знаниях учащихся — и формируют научное мировоззрение.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы.
Учебно-методический комплект:
Программа курса обеспечивается учебными пособиями для освоения курса, а также компьютерными программами, обозначенными в программе курса.
В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература
Выработка навыка самостоятельного программирования позволит самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.
Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из информатики, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и др. вполне может использоваться при создании программ соответствующей тематики.
Планируемые результаты курса
- В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности
- знают принципы программирования и основные структуры программирования;
- умеют найти, и систематизировать необходимую информацию из справочников и дополнительной литературы;
- умеют создать и отладить программу для конкретной задачи и подучить требуемый результат;
- владеют способами работы с изученными программами
- владеют необходимыми способами проектирования и создания проектов;
- знают виды программного обеспечения на языке программирования Паскаль, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
- способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по программированию.
- знают методику преподавания языка Паскаль в школе
- владеют приемами и методами преподавания языка программирования Паскаль в школе
Способы оценивания уровня достижений
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты (программы), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Проверка достигаемых образовательных результатов производится в следующих формах:
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка выполняемых заданий;
- взаимооценка работ друг друга или работ, выполненных в группах;
- публичная защита выполненных учащимися творческих работ(индивидуальных и групповых);
- итоговая оценка деятельности и образовательной продукции в соответствии образовательной программой по курсу;
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы по курсу.
Методические рекомендации курса
- Паскаль. Основы графики. (60 часов)
Пояснительная записка к разделу «Паскаль. Основы графики»
В данном разделе происходит знакомство с графическими примитивами языка программирования Pascal и опираясь на графику происходит начальное знакомство с основными алгоритмическими структурами.
К данному разделу разработаны:
1. Учебное пособие «Паскаль. Основы графики.»
2. Тестовая программа для контроля знаний по темам «Паскаль. Основы графики.»
3. Контрольные работы (программы)
Тематическое планирование к разделу «Паскаль. Основы графики.»
Тематическое планирование
Количество часов
теория
практика
Язык программирования Pascal. Работа с графикой