Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вокруг одного из столов сбились в кучу (1) следя в жадном молчании за руками банкомёта (2) десять или двенадцать игроков с бледными и измятыми лицами (3) казавшимися совсем мёртвыми (4) при слабом утреннем освещении.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Расставим знаки препинания.
Вокруг одного из столов сбились в кучу, (1) следя в жадном молчании за руками банкомёта , (2) десять или двенадцать игроков с бледными и измятыми лицами, (3) казавшимися совсем мёртвыми (4) при слабом утреннем освещении.
Запятые под номерами 1 и 2 выделяют деепричастный оборот «следя в жадном молчании за руками банкомёта». Запятая под номером 3 выделяет причастный оборот «казавшимися совсем мёртвыми (4) при слабом утреннем освещении».
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В задании 16 от учащихся требуется умение видеть обособленные и необособленные второстепенные члены предложения и расставлять запятые в предложениях с обособлением. При том, что обособляться могут все второстепенные члены, в данное задание включены лишь случаи обособления/необособления определений и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)
16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
Обособленные определения — это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения.
Следовательно, необособленные — не выделенные запятыми и интонацией .
Выражаются как обособленные, так и необособленные определения чаще всего* полными формами прилагательных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно согласуется в роде, числе и падеже со своим главным словом (= ГС). Как обособленные, так и необособленные определения обозначают признак предмета (главного слова).
* Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.
Если у определения нет зависимых слов, то это одиночное определение .
Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при определении есть зависимые слова, его называют распространённым . Самый яркий пример распространённого определения— причастный оборот (=|ПО|) .
Пример 1. Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успела привлечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? — к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.
Пример 2. Точно так же бывают обороты при имени прилагательном: На стекле (ГС) каком?, |серебряном от инея| , мороз нарисовал узоры. От прилагательного «серебряном» ставится вопрос от чего ? к «от инея», следовательно, прилагательное и зависимое слово составляют определительный оборот(=|ОО|).
И причастный, и определительный оборот являются одним членом предложения — определением.
Если определений несколько, то они могут быть однородными , если они относятся к одному члену предложения и между ними есть (или можно вставить) союз И или есть запятые;
и неоднородными , если относятся к разным членам предложения и между ними нет или нельзя вставить союз И или нет запятых.
Приведём примеры распространённых однородных определений, выраженных причастными оборотами:
Пример 3: Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.
К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова
Схема: ГС +(ПО и ПО) .
Как видите, между двумя однородными ПО запятая не ставится, по общему правилу употребления запятых при однородных членах, соединённых одиночным союзом И.
Пример 4: В следующем примере распространённые определения не являются однородными, так как относятся к разным членам предложения:
Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.
Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если выбросить оба оборота, предложение не сломается: Мальчишка и сосед оказались папой и сыном. Запятая под номером 1, таким образом, нужна не для однородных определений, а для границы первого причастного оборота.
16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.
Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?
Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.
Причастный (определительный) оборот всегда обособляется, если стоит после главного слова.
Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.
Пример 5: Человек, |не помнящий прошлого| , лишает себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.
Пример 6: Были слышны звуки, |похожие на стоны деревьев| .Схема: ГС+ОО.
Обособился определительный оборот, стоящий после после главного слова
Меняем местами ПО и ГС в приведённых предложениях:
Пример 7. |Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего. Обособления нет, так как схема иная: ПО+ГС
Пример 8. Были слышны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС
Обратите внимание: Нет такого правила: причастный оборот выделяется запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.
16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.
1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед определяемым словом , если определение имеет значение причины или уступки .
Пример 9: |Измученная многодневной засухой| , земля жадно утоляла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была измучена засухой.) Схема: ПО+ГС.
Пример 10: | Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.
Пример 11: Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.
Если значения причины нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным. (Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет, действует базовое правило.)
2.Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению.
Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.
Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.
Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбежал в комнату.
Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.
Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:
Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.
Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.
Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.
3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой), стоящие после главного слова.
Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Пример 16 Мартовская ночь, облачная и туманная , окутала землю.
Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный , ходил повсюду.
Обращаем внимание на то, что в заданиях очень часто встречаются предложения с двумя−тремя причастными (определительными) оборотами, что усложняет процесс выделения их границ. При этом может получиться, что обороты либо последовательно идут друг за другом, либо встраиваются один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.
Приведём примеры разбора наиболее трудных предложений с обособленными и необособленными определениями
ПРИМЕР 1. Издали он увидел дом, |непохожий на другие| , |построенный каким-то итальянским архитектором| .
ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо, унизанное ярко мерцавшими звёздами.
16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
Обособленные обстоятельства — это одиночные деепричастия и деепричастные обороты . Деепричастие — особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке , Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы , сел, ожидая двенадцати. выделенные слова — деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения .
Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.
16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
Сложность заданий состоит зачастую в том, что в предложении могут быть различные комбинации сочетаний обособленных обстоятельств и сказуемых. Например, при одном сказуемом могут быть два (и более) ДО или одиночных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каждому свой (свои) ДО. Рассмотрим эти варианты подробнее.
1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.
Пример 1. В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку , завернул толстую неуклюжую цигарку.
В предложении два однородных сказуемых, ДО относится к сказуемому «завернул». Деепричастный оборот, находящийся после союза И, отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот). Заметим, что ДО легко исключается из предложения, если границы оборота выделены верно, то предложение не сломается: В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и завернул толстую неуклюжую цигарку.
2. Если к одному сказуемому относится несколько ДО , то есть при сочетании деепричастных оборотов, знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах предложения:
Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки , а правой тихо дергая свой бурый ус . В предложении три однородных обособленых обстоятельства, относящихся к одному сказуемому, запятые перед И и перед А стоят/не стоят по правилу однородных членов.
3. Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности:
Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели , сел на большой кусок антрацита. Сказуемых два, к каждому относится свой деепричастный оборот.
Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно:
Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде цибиков чая , и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убедиться в верной постановке знаков препинания. Он стоял и барабанил пальцами по своей трости, как по флейте.
1 Птицы(1) выбирая себе(2) спутников жизни(3) придают большое значение оттенкам oперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты нет
2 отважен был пловец(1) решившийся в такую ночь(2) пуститься через пролив(3) на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина(4) его к тому побудившая!
3 привлеченные запахом(1) цветущей в парке(2) акации(3) мы остановили(4) наслаждаясь ароматом
4 Первая выставка передвижников открывшаяся в 1871 году(2) убедительно продемонстрировала существование в живописи(3) складывавшегося на протяжении 60-х годов(4) нового направления
5 Ровный белый свет уличного фонаря(1) наполняя комнату(2) причудливыми бликами(3) придавал зимнему пейзажу (4) поразившее нас(5) очарование.
6 Сова ухнула(1) нарушив тишину ночного леса(2) и(3) захлопав крыльями(4) полетела во тьму.
7 Земля(1) размякшая под дождем(2) поддавалась лопате легко,ход получался широким, и в него(3) за хватывая с собой кусочки прелых листьев(4) потекла вода.
8 Старички принялись обсуждать последние события(1) значительно поджимая губы(2) и(3) обменяв шись мнениями(4) стали пить чай.
9 я без особого труда дотянулся до перил(1) покрытых слоем пыли(2) и(3) убедившись в их надежности (4) стал медленно подниматься по лестнице.
10 Ребята из нашего класса столпились около школьной ограды(1) что-то обсуждая (2) и я(3) заинтересованный(4) подошел поближе.
11 Спокойная величавая река с точками лодок и их пропадающими следами расстилалась между берегами и уходила вперед(1) сжимаясь меж громадными уступами скал(2) и затем исчезала(3) в ярко зеленеющих(4) долинах.
12 Старика радовал и обнадеживал(1) рано проснувшийся в девочке(2) интерес ко всем профессиям(3) входившим(4) в круг отцовских дел и предприятий.
13 Вокруг одного из столов сбились в кучу(1) следя в жадном молчании за руками банкомета(2) десять или двенадцать игроков с бледными и измятыми лицами(3) казавшимися совсем мертвыми(4) при слабом утреннем освещении.
14 В лучах солнца роща озарялась, словно в ней все улыбалось, тонкие стволы берез(1) принимавшие отблеск белого шелка(2) были еще влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом(3) лежавшие на земле(4) листья
15 Федор Иванович вошел ко мне в кабинет, что-то спросил и тут же(1) не дожидаясь ответа(2) подошел ко мне и бесцеремонно заглянул в(3) лежавшую передо мной(4) книгу
1 Птицы(1) выбирая себе(2) спутников жизни(3) придают большое значение оттенкам oперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты нет
2 отважен был пловец(1) решившийся в такую ночь(2) пуститься через пролив(3) на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина(4) его к тому побудившая!
3 привлеченные запахом(1) цветущей в парке(2) акации(3) мы остановили(4) наслаждаясь ароматом
4 Первая выставка передвижников открывшаяся в 1871 году(2) убедительно продемонстрировала существование в живописи(3) складывавшегося на протяжении 60-х годов(4) нового направления
5 Ровный белый свет уличного фонаря(1) наполняя комнату(2) причудливыми бликами(3) придавал зимнему пейзажу (4) поразившее нас(5) очарование.
6 Сова ухнула(1) нарушив тишину ночного леса(2) и(3) захлопав крыльями(4) полетела во тьму.
7 Земля(1) размякшая под дождем(2) поддавалась лопате легко,ход получался широким, и в него(3) за хватывая с собой кусочки прелых листьев(4) потекла вода.
8 Старички принялись обсуждать последние события(1) значительно поджимая губы(2) и(3) обменяв шись мнениями(4) стали пить чай.
9 я без особого труда дотянулся до перил(1) покрытых слоем пыли(2) и(3) убедившись в их надежности (4) стал медленно подниматься по лестнице.
10 Ребята из нашего класса столпились около школьной ограды(1) что-то обсуждая (2) и я(3) заинтересованный(4) подошел поближе.
11 Спокойная величавая река с точками лодок и их пропадающими следами расстилалась между берегами и уходила вперед(1) сжимаясь меж громадными уступами скал(2) и затем исчезала(3) в ярко зеленеющих(4) долинах.
12 Старика радовал и обнадеживал(1) рано проснувшийся в девочке(2) интерес ко всем профессиям(3) входившим(4) в круг отцовских дел и предприятий.
13 Вокруг одного из столов сбились в кучу(1) следя в жадном молчании за руками банкомета(2) десять или двенадцать игроков с бледными и измятыми лицами(3) казавшимися совсем мертвыми(4) при слабом утреннем освещении.
14 В лучах солнца роща озарялась, словно в ней все улыбалось, тонкие стволы берез(1) принимавшие отблеск белого шелка(2) были еще влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом(3) лежавшие на земле(4) листья
15 Федор Иванович вошел ко мне в кабинет, что-то спросил и тут же(1) не дожидаясь ответа(2) подошел ко мне и бесцеремонно заглянул в(3) лежавшую передо мной(4) книгу