У же перед начинающими художниками стоит вопрос, как подписать картину? Делать это надо обязательно. Работы учеников нуждаются в авторской подписи, чтобы педагог их не перепутал. Если полотно предназначено в подарок – автограф станет дополнительным приятным сюрпризом. А если работы выкладывается в интернет, то подпись художника – залог того, что нечестным людям будет трудно приписать себе авторство.

Подпись на лицевой и тыльной сторонах

Однако, во всём нужно знать меру. Подпись не должна слишком маленькой, такой, чтобы трудно было разобрать буквы. Но и занимать значительное место ей ни к чему.

Как подписать копию картины? Ваше авторство должно быть указано на лицевой стороне, а на тыльной следует написать, что это – копия такой-то картины такого-то живописца. Как правильно подписать картину на выставку? Ни лицевой стороне пишете свою фамилию и первую букву имени, Также рекомендуется указывать год создании работы. На тыльной должны быть все необходимые выходные данные:

  1. Фамилия, имя и отчество художника, год его рождения.
  2. Город и страна, откуда работа поступает на выставку.
  3. Название картины, техника исполнения, размеры полотна, год завершения. Это основное.

Чем сделать подпись? Можно использовать шариковую ручку или наносить буквы тонкой кисточкой, масляной краской. Фломастеры использовать не рекомендуется – они могут испортить холст. Ещё один вариант: распечатать текст, вырезать этикетку и наклеить на обратную сторону холста. В этом случае следует с осторожностью подбирать клей, чтобы он не проступил и не испортил поверхность картины. Те художники, которые пользуются псевдонимом, пишут его на лицевой стороне, а на тыльной – и псевдоним, и подлинные фамилию, имя и отчество.

Подпись на лицевой стороне должна быть совсем маленькой и размещаться в уголке, чтобы она не мешала восприятию картины. Цвет букв необходимо выбрать контрастный, но в целом, он не должен выбиваться из общего колорита полотна. Вышесказанное относится к тому, как подписать картину маслом. А вот у акварелистов возможности расширяются. Можно использовать специальный дизайнерский знак или логотип. Даже заказать такую печать. Это и красиво, и стильно. Многие известные художники помечают свои работы особым знаком. Он становится узнаваемым. Достаточно одного взгляда – и уже ясно, кто автор.

Как подписать картину в подарок

Здесь точность данных не имеет большого значения. На первый план выступает другое: «Как красиво подписать картину?» Можно составить поздравление или пожелание – в прозе или в стихах, написать его от руки или распечатать на принтере и наклеить на обратную сторону картины. Свою подпись также можно сделать необычной. Например, заменить отдельные буквы декоративными элементами.

Вместо «б» нарисовать бабочку и так далее. Можно придумать шараду, включив в неё своё имя. Или оформить рамку картины, украсив её своими инициалами. Словом – полный полёт фантазии. Отвечая для самого себя на вопрос: «Как подписать картину на память?», следует учесть – по какому поводу делается подарок, и в каких отношениях вы состоите с человеком. Как подписать картину на день рождения – будет зависеть от того, близкий ли это друг, начальник, родственник, случайный знакомый. В любом случае, следует указывать имя того, кому адресован подарок. Это позволит сделать его не безликим жестом любезности, а по-настоящему ценным даром.

Интересные подписи известных художников

Было время, когда художники, особенно те, которые работали для церкви, не подписывали свои творения. Это считалось гордыней, а смирение и безвестность – добродетелью. О том, что слава может принести дополнительный заработок, художники не думали – заказы им раздавал старший по гильдии. С Микеланджело произошёл и вовсе курьёзный случай. Его скульптурную группу «Пьета» стали приписывать другому автору. Пришлось великому скульптору высекать свою подпись на поясе Девы Марии.

В ряде случаев известные художники остроумно обыгрывали свои подписи. Например, Доссо Досси на одной из картин поместил свою подпись букву «D» в угол полотна, причём нарисовал кость, через неё проходящую. Сразу и не разберёшь, что это не элемент картины, а подпись художника. Эдуард Мане на картине «Бар в Фоли-Бержер» спрятал подпись за бутылкой вина – нужно приложить усилие, чтобы её увидеть. Иван Айвазовский, маринист, подписывал свои работы порой русскими, порой латинскими буквами. А ещё он любил включать подпись в сюжет картины.

Например, мог сделать вид, что кто-то написал его фамилию палкой на песке. Одна из героинь Франциско Гойи указывает пальцем на землю, где зритель видит подпись художника. Казимир Малевич часто помечал свои работы одной буквой «М» или помещал эту букву в квадратик. Пьер Огюст Ренуар после подписи ставил две цифры – год, когда создал картину. Так же поступал и Поль Гоген – он очень любил расписываться на своих полотнах. Практически у него нет картин без указания авторства. На ярких выразительных работах Эдгара Дега его фамилия едва заметна – художник писал её в самом уголке полотна.

Камиль Писарро обязательно указывал год создания картины, а свою подпись часто сокращал до инициалов. А вот Клоду Моне, чтобы зрители не перепутали его с другим известнейшим художником, приходилось указывать на картинах не только свою фамилию, но обязательно и имя. Парижане никак не могли произнести правильно фамилию Ван Гога, поэтому он стал подписываться одним только именем, и на полотнах мы видим лишь слово «Винсент». Красивая и необычная подпись может стать ещё одним штрихом, благодаря которому ваши работы будут узнавать сразу.

Читайте также:

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Перед любителями живописи часто стоит вопрос атрибуции. К сожалению, не на всех картинах есть паспорт картины где указана фамилия автора. Определить авторство в этом случае, поможет подпись. Если автор картин известный художник, проблемы в этом случае, обычно не возникает. Подписи мэтров известны всем, кто хоть немного понимает в живописи.

Пример: Разборчивая подпись художника.

Но что делать, если подпись неразборчивая?

Проблема атрибуции очень остро стоит перед любителями прекрасного. Бывает так, что из подписи можно понять всего две или три буквы. Раньше для установления авторства приходится перелопачивать тома энциклопедий, просматривать десятки сайтов, пытаясь найти образец подписи нужного автора. Теперь ситуация упростилась. Установить авторство теперь стало значительно проще.
Вверху нашего сайта есть строка поиск художника. Введите в нее, то сочетание букв, которое вам удалось разобрать. Поиск выдаст всех тех художников, в фамилии которых есть данное сочетание букв.

Пример: Неразборчивая подпись художника. (Последняя подпись принадлижит пожалуй одному из самых дорогих художников)

Мы нередко сокращаем слова, когда пишем, чтобы сэкономить место или писать побыстрее. В русском языке существуют общепринятые сокращения слов и сочетаний, которые применяются постоянно: г. (год), в. (век), т. е. (то есть), и т. д. (и так далее), и т. п. (и тому подобное), и др. (и другие).

Эти сокращения видны только на бумаге. Читая вслух, мы превращаем их в обычные слова. Никто не произносит: тэ е, и тэ дэ и тэ пэ.

Совсем иное дело—особые слова, возникшие из буквенных сокращений: ЦК (произносится цека) — Центральный Комитет, ОТК (отэка) — отдел технического контроля, ЧП (чепэ) — чрезвычайное происшествие и т. п. Это уже факты языка, а не способ письменной передачи слов.

Правила употребления инициалов в речи

Инициалы — начальные буквы имени и отчества (реже — фамилии) — относятся к общепринятым письменным сокращениям. Когда читают вслух, их или превращают в имя и отчество, или просто опускают. Если же произнести, например, «а эс Пушкин», это произведет впечатление малограмотного чтения. Произносятся инициалы в сатирических спектаклях и кинофильмах, чтобы высмеять некультурность персонажей. Например, в эстрадном спектакле «Дело о разводе» ответчица спрашивает судью: «Читали двухтомник эл эн Толстого «Анна Каренина»?»

Таково правило обращения с инициалами. Но возможны и исключения. Представим себе, что идет разговор, в котором упоминаются два однофамильца; известны только их инициалы, а имени и отчества никто не знает. Возникает неясность, о ком именно идет речь. Один из собеседников вносит уточнение: «Нет, это не дэ эм Иванов, а эн эс Иванов…» Здесь такая фраза вполне уместна.

А иногда необычное употребление инициалов используют в сатирических целях. Прочтите, например, следующие строки З. Паперного:

Если вдруг напишет худо
(может быть такое чудо!)
Грибачев Н. М.,
Не пиши, что где-то кто-то
Почему-то, отчего-то
Грешен кое-чем.

Здесь обязательно надо произнести: «Грибачев эн эм», иначе будет нарушен ритм стиха и не получится рифма.

Бывают и другие случаи. У Ираклия Андроникова, известного писателя и литературоведа, есть рассказ «Загадка Н. Ф. И.» Мы вынуждены так и произносить: эн эф и. В название этого рассказа намеренно включены инициалы, фигурирующие в заглавиях нескольких ранних стихотворений Лермонтова. Андроникову удалось раскрыть эти загадочные буквы, и мы познакомились с неизвестными нам ранее страницами биографии поэта — историей его любви к Наталии Федоровне Ивановой.

Как правильно писать инициалы в документах?

Так же, как имя и отчество, инициалы предшествуют фамилии: A. Н. Иванов. При адресовании должностному или физическому лицу, в документах инициалы пишутся перед фамилией: В. В. Иванову, А. А. Петрову. Инициалы разделяются пробелами, пробел – это признак нового слова.

О том, где и как правильно писать инициалы в документах (до или после фамилии), нужен ли пробел между ними, разъясняет Грамота.ру:

В алфавитных списках для удобства придерживаются обратного порядка: Александров Б. Н., Борисов Т. И., Волков С. К. В других же случаях инициалы, поставленные после фамилии, придают тексту официальный, канцелярско-деловой характер.

Пишут и две буквы — инициалы имени и отчества, и одну — «инициал» имени (для нас не очень привычно это слово в единственном числе!). Обычна одна буква в личной подписи: А. Иванов, Б. Сидоров, B. Петров.

Инициалы писателей

На титульном листе книги перед фамилией автора мы чаще встречаем две буквы. Но многие русские писатели предпочли одну: К. Паустовский, С. Маршак, А. Твардовский. Впрочем, некоторые писатели вообще не любят инициалы, а пишут перед фамилией полное имя: Леонид Леонов, Илья Эренбург, Лев Кассиль; другие предпочитают ставить несколько начальных букв имени: Конст. Федин, Евг. Евтушенко. Писателей-классиков вошло в обычай издавать с двумя инициалами: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, А. П. Чехов.

Многие писатели, а также деятели искусства и науки выступают под вымышленной фамилией — псевдонимом. В псевдоним может входить и вымышленнее имя: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков), Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов), Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев), Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг), музыкальный критик Игорь Глебов (он же композитор Борис Владимирович Асафьев). Такое имя тоже может быть заменено первой буквой: М. Горький, А. Белый. Но не всегда: пишут Саша Черный — ни С. Черный, ни А. Черный писать не принято (нак не принято писать, например, И. Грозный, П. Великий ).

А бывает как раз обратное: в псевдоним входит инициал, который не служит заменой какого-либо имени. Особенно наглядный случай — псевдоним И. Грекова, под которым было помещено в последние годы несколько рассказов в «Новом мире». Автор их — по профессии математик; и свой псевдоним она образовала от названия буквы игрек, которой принято обозначать неизвестную величину. Ясно, что за буквой И, входящей в этот псевдоним, не стоит никакого имени.

Есть случаи, когда просто неизвестно, как раскрывается инициал. Такое псевдоним Н. Щедрин, под которым выступал Михаил Евграфович Салтыков. Мы теперь почти забыли об этой никогда не раскрывавшейся букве Н: гораздо привычнее для нас сочетание М. Е. Салтыков-Щедрин, куда, кроме псевдонима, входят инициалы настоящего имени и настоящая фамилия (ср. еще соединение настоящих инициалов с вымышленной фамилией — А. М. Горький).

А все ли знают, что вымышленной фамилии, под которой стал выступать Владимир Ильич Ульянов, тоже первоначально предшествовала буква, никак не раскрывавшаяся? Некоторое время он подписывался Н. Ленин. Об этом эн тоже забыли, тем более что в последние годы Ильич подписывался В. И. Ульянов (Ленин). Мы же теперь привыкли к сочетанию В. И. Ленин, которое тоже состоит из инициалов настоящего имени и псевдонима.

Фамилия с инициалами или без?

К инициалам можно подойти еще с одной стороны. Можно спросить: когда мы проявляем больше уважения к человеку — передавая его фамилию с инициалами или без? Казалось бы, с инициалами «уважительнее». Во многих случаях это действительно так, но с фамилиями известных людей дело обстоит несколько иначе. Например, на титульном листе самого полного (академического) собрания сочинений Пушкина стоит просто «Пушкин», без инициалов. Неужели известные ученые, подготовившие это издание, проявили неуважение к великому поэту? Скорее наоборот: они прекрасно знали, что фамилию Пушкин всякий отнесет только к Александру Сергеевичу Пушкину.

Иное дело, если бы издавались сочинения его дяди, Василия Львовича Пушкина; тогда инициалы В. Л. были бы необходимы; иначе бы все думали, что автор книги — его великий племянник.

Фамилии крупных деятелей часто пишут без инициалов. Например, в программах концертов, выпускаемых Московской государственной филармонией, находим, как правило: Чайковский, Бетховен, Скрябин, Моцарт, Рахманинов, Прокофьев, Шуберт, Шуман, Шостакович, а не П. И. Чайковский, Л. Бетховен, А. Н. Скрябин и т. д. Но вот в одной программе концерта 1965 года фигурируют такие авторы: Бетховен, Дебюсси, У. Шуман. Если бы не было инициала перед последней фамилией, слушатели не поняли бы, что в программу включены произведения не знаменитого немецкого композитора Роберта Шумана, а менее часто исполняемого у нас современного американского композитора Уильяма Шумана.

Таким образом, употребление фамилии без инициала как раз подчеркивает известность ее обладателя. Если есть известные деятели-однофамильцы, то фамилию без инициалов мы всегда склонны отнести к самому знаменитому из них (если, конечно, из текста не ясно, о ком именно идет речь). Мы воспринимаем подобную фамилию так, как будто перед ней стоят инициалы великого писателя, ученого, композитора. А инициалы важно ставить как раз перед фамилией менее знаменитых людей.

Можно назвать ряд фамилий, которые, если написать их без инициалов, будут восприняты как принадлежащие одному определенному деятелю, хотя у него есть однофамильцы. Тургенев — И. С. Тургенев (а не другие Тургеневы, которых в истории русской культуры было несколько), Гончаров — И. А. Гончаров (а не Виктор Гончаров, поэт), Белинский — В. Г. Белинский (а не поэт Яков Белинский), Глинка — М. И. Глинка, композитор (а не Федор Глинка, поэт начала XIX века) и др.

Так же могут соотноситься фамилии с одним и с двумя инициалами. Интересно сложившееся употребление фамилий и инициалов трех русских писателей-однофамильцев — Л. Н. Толстого, А. Н. Толстого и А. К. Толстого. Толстой — это, несомненно, Л. Н. Толстой, А. Толстой — A. Н. Толстой; а когда имеют в виду поэта Алексея Константиновича Толстого, пишут А. К. Толстой.

Любопытен следующий случай иронического использования фамилии с инициалами на фоне знаменитых имен, употребленных без инициалов: «Он прочитал кучу книг по философии, ворох мемуаров самых неожиданных авторов, легко цитировал Лукреция и Щедрина, Светония и B. В. Ермилова». (Л. Лиходеев. История одной поездки). Автор подсмеивается здесь над некоторой неразборчивостью изображаемого им персонажа. Чтобы не пропал комический эффект, надо — при чтении вслух — так и произнести: вэ вэ Ермилова. (Это еще один случай, где приходится читать инициалы по буквам — и тоже для достижения сатирического эффекта.)

Конечно, есть случаи, когда неуместно писать рядом фамилии с инициалами и без инициалов. Например, в библиографическом списке попытка ставить или не ставить инициалы в зависимости от степени известности автора произвела бы впечатление небрежности. В таких случаях необходимы точность и единообразие.

По материалам журнала «Семья и школа», 1962 год

Похожие статьи:

Вам понравилось? Нажмите кнопочку: