Частой причиной отклонения заявок на участие в государственных закупках бывает неверное указание характеристик предлагаемого товара. В техническом задании заказчик указывает диапазонные значения параметров. Потенциальный поставщик же должен предоставить конкретные показатели. С этим нередко возникают сложности.

Особенности указания конкретных показателей

В соответствии с частью 1 статьи 33 44-ФЗ заказчик обязан в закупочной документации указать требуемые функциональные, качественные и технические характеристики закупаемого объекта. По нормам части 2 той же статьи разрешено устанавливать минимальные и максимальные значения таких характеристик. При этом в своей заявке участник должен прописать точное значение параметра, которое укладывается в заданный заказчиком диапазон.

В документации к каждой закупке прикладывается инструкция. В ней указаны особенности чтения знаков препинания, используемых в описании закупаемого объекта, а также правила составления заявки.

Основной ошибкой потенциальных поставщиков может оказаться невнимательность. Диапазонные значения показателей нередко прячутся за словами «и», «или», «не более», «не менее» и подобными. Чтобы не допустить ошибку рекомендовано не копировать описание объекта из ТЗ и вставлять его в свою заявку, а набирать его собственноручно, уточняя все диапазонные показатели.

На что обращать особое внимание

При составлении технического задания заказчик имеет право указывать товарные знаки с указанием «или эквивалент». Эта фраза не должна попасть в итоговое предложение. Поставщик указывает конкретную марку предлагаемого товара или не пишет ее вовсе.

Указание материала и цвета

Пытаясь завуалировано ограничить конкуренцию, заказчики составляют сложные описания объектов. К примеру, часто под союзом «и» они понимают «или». В техническом задании написано «черенок, материал: бук и береза, 100 штук». Некоторые поставщики могут подумать, что нужны и буковые и березовые черенки и оставить описание так, как оно написано у заказчика. Такой вариант возможен, но тогда в своем предложении поставщик должен точно указать, какое количество буковых и березовых черенков. Тогда предложение участника будет выглядеть следующим образом: «черенок, материал бук — 50 штук, материал береза — 50 штук». Оснований для отклонения такой заявки у заказчика не будет.

Аналогичным способом иногда указывают цвет и другие подобные характеристики. Вместо союза «и» может стоять «,», которую тоже нужно расценивать как «или». К примеру, «плитка, цвет: синий, белый». В заявке должен фигурировать только один цвет.

Температурные диапазоны

Частые споры возникают по поводу указания температур в заявке. В реальности многие характеристики невозможно указать точно, не используя диапазонные значения. К примеру деталь эксплуатируется при температуре от -30 градусов до +30 градусов. Иногда заказчики отклоняют заявки с таким указанием параметра. Это незаконно и такое решение нужно обжаловать. Но на это уходят силы и время.

Лучше предотвратить ошибочные действия заказчика. Для этого диапазоны температур и других похожих характеристик, например, давления, мощности и т.д., лучше указывать следующим образом: «минимальное значение температуры -30 градусов, максимальное значение температуры +30 градусов».

Другие диапазонные параметры

На диапазонное значение могут указывать следующие надписи: «от», «до», «-». Например, «доска толщиной 10-20 мм». В заявке поставщику следует прописать конкретное значение: «доска толщиной 15 м».

Сложности часто возникают и при указании параметров вида «10 см ± 5 см». С одной стороны величина «± 5 см» означает допуски, которые возможны при производстве деталей агрегатов. С другой стороны такое значение параметра может быть расценено, как неконкретное. В этом случае нужно внимательно читать инструкцию. Если в ней указывается, что в заявке можно оставлять значения со знаком «±», то пишут «10 см ± 5 см». Если в инструкции нет указаний на этот символ или четко прописано, что его употреблять нельзя, то придется писать в предложении «10 см».

Что делать в спорной ситуации

Когда в описании закупаемого объекта указаны диапазонные значения и правила их написания не рассмотрены в инструкции, нужно подать запрос на разъяснение документации. Заказчик обязан разъяснить, как именно в заявке нужно указать характеристики.

В ситуациях, когда заказчик неправомерно отклоняет заявку из-за указания диапазонных значений, необходимо подавать жалобу в ФАС. При этом потенциальному поставщику придется доказать, что рассматриваемый параметр нельзя прописать точной цифрой. Помочь в этом могут ГОСТы, технические регламенты, официальные комментарии производителя товара.

При формировании заявки поставщик должен быть предельно внимательным. Достаточно оставить в итоговом предложении один союз «или» и его заказчик отклонит. Поэтому перед отправкой документа на ЭТП необходимо перепроверить его несколько раз, а все спорные моменты уточнять у организатора закупки.

Что такое конкретные показатели в заявке

В аукционной документации должно быть объективное описание приобретаемой продукции (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Сюда относятся величины качества, технические, функциональные и эксплуатационные свойства, а также товарные знаки и т.п. Если речь не идет о закупке совместимых или запасных товаров, то каждое наименование должно сопровождаться словами «или эквивалент». При этом заказчик указывает границы эквивалентности в виде различных вариантов или диапазонов значений.

Номенклатура показателей качества конкретной продукции устанавливается государственными стандартами (ГОСТ).

Если участник не готов предложить продукцию с тем же товарным знаком, который установил заказчик, то в первой части заявки ему необходимо прописать точные признаки эквивалента, опираясь на требования аукционной документации и нормативные документы (ГОСТ, технический паспорт, официальный сайт производителя и т.п.). В этом и заключается смысл рассматриваемого понятия.

Инструкция по заполнению конкретных показателей

Документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по составлению заявки (п. 2 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ), в том числе по описанию точных характеристик продукции. Здесь заказчик может предложить оформить сведения в виде таблицы.

Она является рекомендуемой, а не обязательной, поэтому участники оставляют за собой право составить документ так, как им удобно. Отказать в допуске из-за этого заказчик не имеет права.

В инструкции значения эквивалентности часто делят на несколько видов:

  • с максимальными и минимальными величинами;
  • с вариантами значений;
  • неизменяемые;
  • с диапазоном величин.

Далее заказчик дает разъяснения по каждому пункту отдельно, как, например, на иллюстрации.

Также в инструкции часто присутствует запрет на использование некоторых слов.

Очень важно подробно изучить инструкцию, так как заказчики могут по-разному интерпретировать смысл конкретных значений.

Ошибки в заполнении конкретных показателей

По причине неоднозначности некоторых свойств товара, часто возникают споры между заказчиком и участником. При несогласии с результатом рассмотрения первых частей заявок поставщик может пожаловаться в ФАС на неправомерное отклонение. Если же ответ антимонопольного органа не устроит одну из сторон, есть возможность обжаловать его в Арбитражном суде.

Если обратиться к практике ФАС по 44 ФЗ, конкретные показатели часто вызывают разногласия, а итоговое решение зависит от конкретного случая. Так, например, в некоторых заявках указание свойства товара в диапазоне значений будет являться конкретным свойством, если можно доказать, что этого требует специфика товара. Здесь источники, такие как ГОСТ, официальный сайт производителя или технический регламент, также будут содержать диапазон. Отказ в допуске в этом случае будет незаконным.

В остальных случаях нужно указывать точные признаки, даже если в нормативной документации есть разброс.

Если предоставленные сведения противоречат инструкции, они считаются недостоверными, а значит заявку могут отклонить на основании ч. 4 ст. 67 44-ФЗ.

Конкретные показатели товара: образец заполнения

Приведем в качестве примера конкретных показателей товара 44 ФЗ образец. Как видно из таблицы, из предложенных в документации диапазонов и вариантов выбрано одно значение в установленных рамках, а также удалены слова, допускающие неточное толкование («должны», «должны быть»).

Способ закупки

Предмет закупки

Орган, рассматривающий жалобу

Содержание жалобы

Результат рассмотрения жалоб

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-1368/15 о нарушении законодательства о контрактной системе

13.05.2015
Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

Гущина А.Ю. — заместителя начальника отдела контроля закупок и рассмотрения жалоб, заместителя председателя Комиссии УФАС;

Кузьминкина Г.С. -специалиста первого разряда отдела контроля закупок, члена комиссии УФАС;

Кудряшова К.И. — специалиста первого разряда отдела контроля закупок, члена комиссии УФАС;

в присутствии представителей:

СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» (далее – Заказчик): Филатов П.Д., по доверенности;

ООО «Центр Авро» (далее – Заявитель): Иоселева М.А., по доверенности;

рассмотрев жалобу заявителя (вх. № 9607 от 05.05.2014) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству светофорных объектов по адресам: Подъездной пер., д. 9-12 и наб. Обводного канала. — ул. Циолковского в 2015 году для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727 (далее – Административный регламент),

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 06.04.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200213515000022. Начальная (максимальная) цена контракта –10 167 981, рублей.

В жалобе ООО «Центр Авро» указывает на неправомерные действия Заказчика, в части необоснованного отказа в допуске к участию в аукционе заявке с защищенным номером 2470357 (ООО «Центр Авро») по итогам рассмотрения первых частей заявок.

Заказчик считает жалобу необоснованной.

Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.

Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

  1. непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
  2. несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.

Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 24.04.2015 участнику закупки, подавшему в заявку с порядковым номером 4 (защищенный номер 2470357), отказано в допуске к участию в электронном аукционе: «Заявка № 4 не соответствует требованиям документации об аукционе в электронной форме; участнику закупки, подавшему заявку № 4, отказать в допуске к участию в аукционе в электронной форме на основании пунктов 1 и 2 части 4 статьи 67 Федерального Закона №44-ФЗ, в связи с непредоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального Закона №44-ФЗ, а также несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ, требованиям документации об аукционе» в связи с несоответствием сведений о конкретных показателях товара по позиции № 9 и позиции № 10 приложения № 2 к техническому заданию.

Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения № 2 «Требования к значениям показателей (характеристик) товара удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности прилагаемого к поставке товара или товара, используемого при выполнении работ» к части III «Техническое задание» документации об аукционе, показал следующее.

К товару по позиции 10 «Щебень из известняка» Заказчиком установлены следующие требования:

Показатель (характеристика) товара «Марка по дробимости щебня» — установлено значение «не выше 1200»;

Показатель (характеристика) товара «Потеря массы при испытании щебня на дробимость» — установлено значение «не более 15 %».

К товару по позиции 10 «Щебень из известняка» участником предложены следующие характеристики товара:

Показатель (характеристика) товара «Марка по дробимости щебня» — установлено значение «1200»;

Показатель (характеристика) товара «Потеря массы при испытании щебня на дробимость» — установлено значение «15 %».

Согласно требованиям п. 3.1.3.1 Раздела 3 Части 1 документации об аукционе «Порядок заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе» и приложения № 2 к Техническому заданию, все поставляемые товары должны соответствовать техническим условиям, техническим свидетельствам, ГОСТ, СНиП, и пр.

Согласно ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных пород», показателю «Марка по дробимости щебня 1200» соответствует значение показателя «Потеря массы при испытании щебня», не превышающее 11%.

Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика правомерно отказала участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 4, в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.

Следовательно, жалоба является необоснованной.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 — 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в п.3.1.3.1 Раздела 3 части 1 документации об аукционе «Порядок заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе» установлены противоречивые требования к порядку заполнения и предоставления конкретных показателей в рамках первых частей заявок на участие в аукционе.

Согласно п.3.1.3.1 Раздела 3 части 1 документации об аукционе «Порядок заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе» предусмотрено: «При установлении заказчиком показателя, который определяется диапазоном значений, участник закупки должен указать диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона».

Так же, согласно п.3.1.3.1 Раздела 3 части 1 документации об аукционе «Порядок заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе» предусмотрено: «В случае наличия в установленных Заказчиком показателях товара слов «диапазон», это означает, что указанное значение показателя определяется диапазоном значений (диапазонный показатель), следовательно, участнику закупки необходимо предложить товар с точно таким же значением диапазонного показателя, либо значением диапазонного показателя, включающим установленный требованиями диапазон. Указание в данных случаях диапазонного значения будет являться указанием конкретного значения показателя и удовлетворять требованиям настоящей документации. Диапазонное значение, указанное участником, должно однозначно устанавливать нижний и верхний предел диапазона».

Одновременно с этим, согласно п.3.1.3.1 Раздела 3 части 1 документации об аукционе «Порядок заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе» предусмотрено: «Если значение показателя установлено как максимальное и (или) минимальное значение, сопровождаясь при этом соответственно фразами/словами/знаками «не более», «не менее», «более», «менее», «больше», «меньше», «не больше», «не меньше», «выше», «ниже», «в диапазоне», «не выше», «не ниже», «в пределах», «не превышает», «не должно превышать», «в интервале», «>», «≥», «≤», «

«>