Сегодня крайне сложно представить жизнь современного человека без использования автономных источников тока. А именно элементов питания или так называемых батареек. Подобные источники применяются для работы огромного разнообразия электронных устройств от детских игрушек до компьютерных мышей.

Существует несколько основных разновидностей элементов питания:

В этой статье подробнее остановимся на первом и одном из наиболее часто применяемых видов батареек – солевые или как их еще называют угольные батареи.

Формально первую марганцево-цинковую батарейку разработал француз Д. Лекланше в 1867 году. В производственных же масштабах для решения коммерческих задач создавать угольно-цинковые батарейки начала американская компания-первопроходец Eveready. Позднее монополию Eveready нарушила молодая компания Duracell. На тот момент угольные батареи стали получать широкое распространение и спрос на них стал расти семимильными шагами. Благодаря этому Duracell смог наладить крупное производство.

Угольными или угольно-цинковыми данные батареи стали называть из-за наличия в устройстве графитного стержня. С течением истории и развитием научного прогресса стали появляться и другие виды элементов питания более энергоемкие и надежные. Но стоит отметить, что и по сей день угольные батареи пользуются стабильным спросом благодаря своей крайне низкой стоимости.

Устройство угольно-цинковых батареек

В схему устройства входят цинковый цилиндр – отрицательный электрод, стержень из пассивного угля – положительный электрод и электролит – хлорид аммония. В процессе химической реакции возникают носители электрического заряда. Если угольно-цинковые батарейки не используются, заряд восстанавливается благодаря выравниванию неоднородностей в композите электролита. Подобное увеличение заряда не значительно, но все же продлевает срок эксплуатации угольной батареи.

Характеристики угольно-цинковых батареек

Наименование показателяЗначение показателяПояснение
Тип батареиПервичные или одноразовыеБез возможности безопасной повторной зарядки
Тип химической реакции батареиМарганцево-цинковыеИспользуются в устройствах с низкой потребностью в токе
Напряжение1.5 V
Емкость400–1700 mAh
Ценовая категорияСамая низкая среди конкурентов

Маркировка угольных батарей согласно международной классификации

Угольные батареи иностранного происхождения маркируются буквой R и числом, характеризующим вид корпуса.

НаименованиеМаркировка
Большие круглые элементы, DR20/LR20
Малые круглые элементы, СR14/LR14
Пальчиковые элементы, ААR6/LR6
Микропальчиковые элементы, АААR3/LR3
Элементы «Крона», 9V6LR61
Плоские элементы, 4.5V3R12/3LR12

В итоге можно сделать вывод, что к основному и, пожалуй, единственному достоинству угольно-цинковых батареек на сегодняшний день можно отнести только низкую стоимость по сравнению с другими видами элементов питания. Из недостатков можно выделить частые протечки электролита, низкую емкость и короткие сроки хранения и эксплуатации.

Следующие не сложные правила помогут избежать ошибок при выборе угольно-цинковых батареек и продлить срок их службы:

  1. Если устройство используется не часто, лучше вытаскивать угольные батареи из отсека.
  2. Угольные батареи сохраняют свои свойства при перепаде температур 0 °С – 50 °С, поэтому старайтесь не приобретать элементы питания в холодное время года с открытых прилавков.
  3. В течение года хранения угольные батареи теряют до 20 % своего заряда, поэтому следите за сроками производства.
  4. Ни при каких обстоятельствах нельзя пытаться повторно зарядить угольно-цинковые батарейки. Игнорирование данного правила может привести к воспламенению элементов питания.
  5. В связи с тем, что батарейки относятся к токсичным отходам, утилизировать их необходимо на специальных предприятиях.

К сожалению, подобные предприятия имеются только в достаточно крупных городах и на сегодняшний день вопрос правильной утилизации батареек остается открытым.

Вы все наверняка сталкивались с таким явлением как ржавчина. Есть много способов борьбы с ею: химические, механические, электрохимические. Однажды зачистив и закрасив скол на машине я удивился увидев через несколько месяцев ржавчину в этом месте. Я решил купить преобразователь и нанести его, перечитал массу информации по этому поводу и нашел интересную запись на Drive2.ru www.drive2.ru/users/vmg1961/blog/398553/ Поэкспериментировав (на обычном железе) я пришел к выводу, что все таки этот процесс слишком трудоемкий.

Для оцинковки Вам потребуется:

1. Купить соляную кислоту или более доступный ее вариант, в Украине — это моющее средство для ванн и унитазов "Сантри", можно использовать его аналог на основе данной кислоты (можно использовать ортофосфорную или преобразователь на ее основе, но тогда процесс растворения цинка в кислоте займет больше времени, ни в коем случае не используйте серную кислоту или электролит для аккумулятора (там тоже она есть) — процесс будет идти долго и кислота никогда не "переиграет полностью" ).

2. Нужно купить цинк, самый простой вариант — это цинковые батарейки штук 5 будет достаточно (да они редкие уже, но самые дешевые как правило с цинком).
3. Небольшая стеклянная баночка или бутылочка с под лекарств.
4. Медный провод (многожильный) метров 5-6, чтобы его длины хватило достать от аккумулятора машины до самой крайней точки машины.

Берем нашу стеклянную тару заливаем туда 30 -50 мл кислоты (моющего) и кидаем туда мелко измельченный цинк с 2-3 батареек. Ставим нашу баночку в теплое хорошо проветриваемое недоступное для детей, домашних животных место (всё таки это кислота) и периодически раз в день смотрим растворился ли цинк. Если пузырьков исходить не будет (при использовании моющего цвет жидкости с закрашенного станет прозрачным), но и цинк полностью растворится, то лучше кинуть в баночку еще цинка и проверить как будет протекать реакция — если ее нет то значит раствор готов.

Теперь на медный провод прикрепляем кусочек цинка так чтобы медь не контактировала с нашим раствором и обматываем его (кусочек цинка) какой нибудь тонкой тряпкой так, чтобы цинк в дальнейшем не касался металла. Теперь снимаем плюсовую клемму с аккумулятора и вместо нее подключаем наш медный провод, мокаем цинк в раствор и быстро водим по заранее зачищенному сколу. Если цвет покрытия будет серым значит нужно быстрее водить нашим куском цинка, если он будет искрить значит нужно подмотать еще один слой тряпки (цинк касается металла). Когда покрытие станет серебристого цвета (как чистая сталь) значит слой уже достаточный. После нанесения цинка нужно промыть скол раствором пищевой соды (1ч ложка на стакан воды) и смыть чистой водой. Теперь можно ездить так пока цинк не окислится и не появится ржавчина или подкрасить этот скол.

Лучше поэкспериментировать на куске ржавого железа до того как использовать данный метод на машине.

Каждый человек использует электронные устройства, у которых имеется автономный источник питания. В большинстве случаев это одноразовые элементы питания, называемые батарейками.

Что такое батарейка

Батарейка – это автономный гальванический элемент питания различных устройств, работающих от электрической энергии. Принцип действия батареек основан на использовании необратимой химической реакции двух металлов (или их оксидов) в электролите, сопровождающейся появлением электродвижущей силы. Из-за необратимости проходящих в таких источниках питания реакций, связанных с образованием электроэнергии, их называют первичными.

Вторичные источники питания (аккумуляторы), работают с использованием тех же принципов действия, но с химическими веществами, которые могут восстанавливаться после заряда, что делает возможным их многократное использование.

Маркировки батареек

Согласно стандарту IEC (Международная электротехническая комиссия), маркировку гальванических источников тока делают исходя из состава электролита и активного металла, применяющихся в их конструкции.

По этой классификации существует 5 самых распространенных типов круглых (цилиндрических) батареек: солевые, щелочные, литиевые, серебряные и воздушно-цинковые. Буква R в их обозначении означает круглую форму (от английского round).

Солевые батарейки (R). Имеют катод из цинка, анод из диоксида марганца и электролит из хлоридов аммония и цинка. Они обеспечивают напряжение 1,5 вольта, имеют небольшую емкость, высокий саморазряд и низкий срок хранения (до 2-х лет). При низких температурах они неработоспособны.

Солевые батарейки самые дешевые и имеют посредственные технические характеристики. В обиходе их также называют цинк-карбоновыми и угольно-цинковыми.

Литиевая и Щелочная батарейка

Щелочные батарейки (LR). Имеют катод из цинка, анод из диоксида марганца и электролит из гидроксида щелочного металла. Они имеют напряжение 1,5 вольта, увеличенную емкость, низкий саморазряд и большой срок хранения до 10 лет. Они сохраняют работоспособность при низких температурах до -20 градусов.

Эти источники тока недороги, в обиходе их еще называют алкалиновыми и щелочно-марганцевыми.

Литиевые батарейки (CR). Имеют катод из лития, анод из диоксида марганца и органический электролит. Они имеют напряжение 3 вольта, большую емкость, малый саморазряд и большой срок хранения до 10-12 лет. Они сохраняют работоспособность при низких температурах до -40 градусов. Эти источники тока довольно дороги.

Серебряные батарейки (SR). Имеют катод из цинка, анод из оксида серебра и электролит из гидроксида щелочного металла. Они имеют напряжение 1,55 вольта, высокую емкость, малый саморазряд и длительный срок хранения до 10 лет. Они сохраняют работоспособность при низких температурах до -30 градусов. Как правило, применяются в часах. В обиходе их также называют серебряно-цинковыми.

Воздушно-цинковые элементы (PR). Имеют катод из цинка, анод из кислорода и электролит из гидроксида щелочного металла.

Эти источники тока являются самыми чистыми с точки зрения экологии, благодаря чему широко используются в специальных медицинских устройствах, но имеют самый малый срок эксплуатации (несколько недель после вскрытия упаковки). Они имеют среднюю стоимость, имеют напряжение 1,2-1,4 вольта и очень высокую емкость (больше, чем у литий-ионных элементов в 2-3 раза), сохраняют работоспособность при температурах от -20 до +35 градусов.

При хранении такие элементы нужно герметизировать для предотвращения саморазряда. При соблюдении правильных условий хранения (обеспечение герметичности) они имеют низкий саморазряд и могут храниться несколько лет.

Типы батареек по размеру и их обозначения

В настоящее время в мире очень большое распространение получила система обозначений батареек, принятая в США. Она основана на физических размерах источников питания. Далее рассматриваются самые распространенные из них.

НазваниеМаркировка и ТипДиаметр, ммВысота, ммЕмкость, мАч*
AСолевая (R23)
Щелочная (LR23)
1750н/д
AAСолевая (R6)
Щелочная (LR6)
Литиевая (FR6)
14,550,51100-3500
AAAСолевая (R03)
Щелочная (LR03)
Литиевая (FR03)
10,544,5540-1300
AAAAЩелочная (LR8D425)8,342,5625
BЩелочная (LR12)21,5608350
CСолевая (R14)
Щелочная (LR14)
26,2503800-8000
DСолевая (R20)
Щелочная (LR20)
34,261,58000-19500
FСолевая (R20)
Щелочная (LR20)
3391н/д
NСолевая (R1)
Щелочная (LR1)
1230,21000
1/2AAСолевая (R14250)14,525250
R10Солевая (R10)21,537,31800

* Технологии развиваются очень быстро из-за этого не сегодняшний день емкость может быть выше, чем указана в таблице (2018 год)

Далее будут более подробно рассмотрены типоразмеры батареек и их характеристики.

Батарейки таблетки

Это дисковые источники тока круглой формы, так же их называют монетки или кнопуи. Существует много разновидностей батареек такого типа, основными из которых являются:

  1. Литиевые элементы CR с типоразмерами от 927 и до 3032 (где первые одна или две цифры – диаметр в миллиметрах, а последние две цифры – толщина, в десятых, долях миллиметра) на 3 вольта.
  2. Щелочные специальные дисковые элементы LR (типоразмеры 43, 44, 54) на полтора вольта для часов и миниатюрных устройств.
  3. Дисковые батарейки SR типоразмерами от 41 до 932 с оксидом серебра для часов на 1,55 вольта.
  4. Воздушно-цинковые PR элементы типоразмеров 5, 10, 13, 312, 630 и 675 на 1,2 вольта.

Виды популярных батареек

Большую популярность, благодаря высокой емкости и удобству, применения завоевали цилиндрические батарейки. Рассмотрим самые популярные из них, имеющиеся в продаже.

AA. Это один из самых распространенных видов цилиндрических батареек на полтора вольта размером 14,5х50,5 мм. Они обозначаются по стандарту IEC как LR6 (щелочные), R6 (угольно-цинковые), FR6 (литиевые). В обиходе называются пальчиковыми.

AAA. Это очень распространенные источники тока на 1,5 вольта размером 10,5х44,5 мм. Маркируются LR03 для щелочных элементов и аналогично элементам АА для других видов батареек (R03, FR03 и так далее). В просторечии называются мизинчиковыми батарейками.

Тип C. Элементы R14 и LR14 на 1,5 вольта бывают солевыми и щелочными. В просторечии называются средними. Они имеют размер 26,2х50 мм и по длине примерно равны батарейкам АА, из-за чего иногда заменяются ими при использовании специальных накладок.

Тип D. Обозначаются LR20 (щелочные), R20 (солевые). Имеют размер 34,2х61,5 мм и большую емкость 8000-12000 мАч. В народе эти батарейки называются «большими» или «бочонками». Это самые первые батарейки на 1,5 вольта, которые начали выпускаться еще в 1898 году для фонариков.

PP3. По классификации IEC обозначаются 6LR61 (щелочные), 6F22 (солевые) и 6KR61 (литиевые). В обиходе эти батареи называются «Крона». Они имеют размеры 48,5х26,5х17,5 мм, напряжение 9v, емкость от 400 (солевые) до 1200 мАч (литиевые).

Конструктивно являются объединением в одном корпусе шести (солевых или щелочных) или трех (литиевые) элементов.

Экзотические типы батареек

A. Это солевые батарейки цилиндрической формы на полтора вольта, обозначающиеся R23 по стандарту IEC. Они имеют размер 17х50 мм и были популярны в старых моделях ноутбуков и нестандартных устройствах. В настоящее время практически не применяются.

AAAA. Это щелочные цилиндрические минибатарейки LR61 на полтора вольта размером 8,3 на 42,5 мм. Применяются в тонких фонариках (в виде ручки), глюкометрах, лазерных указках и мощных стилусах.

Тип B. Выпускаются солевые R12 и щелочные LR12 цилиндрические элементы этого типа размером 21,5х60 мм на 1,5 v. Обычно применяются в фонариках.

Тип F. Эти полторавольтовые источники питания обозначаются L25 и LR25. Они имеют емкость от 10,5 (солевые) до 26 (щелочные) А/ч. Имеют размер 33х91 мм.

Тип N. Батарейки R1 и LR1 имеют емкость 400-1000 мАч, вольтаж – 1,5 вольта, размер 12х30,2 мм.

1/2AA. Обозначаются CR14250 для литий-диоксидмарганцевых (Li‑MnO2) на 3 вольта и ER14250 для литий-тионилхлоридных (Li‑SOCl2) батареек на 3,6 вольта. Имеют размеры 14х25 мм.

R10. Это элементы питания на полтора вольта, которые выпускались в СССР под маркировкой 332. Имеют размер 21х37 мм. В настоящее время они выпускаются очень ограниченно.

Существуют батареи с маркировкой 2R10 размерами 21,8х74,6 мм на 3 вольта, называемые Duplex из-за того, что они внутри содержат два последовательно соединенных элемента R10 по 1,5 вольта.

A23. Это щелочная батарея (по классификации IEC — 8LR932) на 12 v размером 10,3х28,5 мм. Обычно состоит из 8 элементов LR932, соединенных последовательно. Применяется для изделий, управляющихся по радио.

A23 и A27

A27. Это щелочная батарея (по классификации IEC — 8LR732) на 12 v размером 8х28,2 мм. Обычно состоит из 8 элементов LR632, соединенных последовательно. Применяется для изделий, управляющихся по радио, электрозажигалках и электронных сигаретах.

Широкое распространение в различных устройствах также имеют плоские батареи на 4,5 и 9 вольт.

3336. По стандартам IEC обозначаются 3LR12 (щелочные), 3R12 (солевые) В обиходе имеют название «квадратные». Они выпускаются с 1901 года для фонариков. Имеют напряжение 4,5 вольта, емкость от 1200 до 6100 мАч, размер 67х62х22 мм. Конструктивно представляют собой 3 последовательно соединенных элемента R12, объединенных в одном корпусе.

Большое обилие источников питания, имеющихся в продаже, позволяет с легкостью подобрать необходимую батарейку для каждого конкретного случая. При этом лучше ориентироваться на известные бренды, которые выпускают продукцию хорошего качества, стоящую потраченных денег.

Если Вы обнаружили, что какой-то батарейки не хватает, то напишите пожалуйста ее маркировку в комментариях и мы ее обязвтельно добавим.