Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
Критерии оценки ответа.
1. Участник расшифровывает 6 слов-понятий. По2 балла за каждую расшифровку. 12 баллов.
2. Участник верно соотноси 6 расшифрованных понятий с изображениями. По 2 балл за каждое верное соотнесение. 12 баллов.
3. Участник дает 6 определений расшифрованным понятиям. По 2 балла за каждое определение. 12 баллов.
4. Участник верно определяет культурно-историческую эпоху. 2 балла.
5. Участник приводит пример культурного наследия определенной им эпохи. 2 балла.
Оценка: 40 баллов.
Пример задание первого типа. 10 класс .
В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.
1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.
2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.
3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.
4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами эпохе. Поясните свой выбор.
Графы таблицы к заданию.
Название художественного явления
Пример культурного наследия, пояснение выбора
Джованни Лоренцо Бернини – великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель итальянского барокко.
– большое монументальное парадное здание, выделяющееся архитектурой, являлось первоначально резиденцией царствующих лиц или высшей знати.
– прогулка по городу или парку, место для прогулок в больших городах.
– архитектурно, скульптурно оформленный источник воды.
– крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, написанное, как правило, на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
– небольшое, как правило, складное опахало для создания потока воздуха, овевающего лицо, шею и плечи.
– материал для ювелирных украшений, в силу трудности добычи становится в искусстве метафорой редкостной красоты (отсюда выражения "жемчужина коллекции (искусства) и т. п."), в силу совершенства формы и цвета становится символом чистоты, белизны, возвышенности, богатства; атрибут Христа и Пресвятой Девы.
– самый ранний из дворцовых ансамблей в окрестностях северной столицы, основан Петром I как загородная резиденция, которая могла бы соперничать с Версалем. Знаменит высокими фонтанами, работающими без насосов.
Название культурной эпохи
Барокко – (дословно «жемчужина с пороком») – художественный и архитектурный стиль , направление (убрать это слово) в европейском искусстве XVII—XVIII веков, центром которого была Италия. Характерные черты – величие, пышность, совмещение реальности и иллюзии, контрастность, напряженность образов. Иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами.
Пример культурного наследия, пояснения выбора
Караваджо «Призвание апостола Матфея», работа на библейский сюжет, приближенный через детали к реалиям современной автору жизни.
Пример задания первого типакласс.
В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.
Соберите слова-символы и запишите их в таблицу. Дайте им лаконичное пояснение, определение.
3. Напишите названия двух культурно-исторических эпох, к которым относятся найденные слова.
4. Приведите ОДИН показательный образец искусства одной из определенных Вами эпох. Кратко поясните выбор.
Ответы на вопрос
баран-непомнящийбаран-непомнящий — герой сказки. стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что "мир не оканчивается стенами хлева". овцы стали глумливо именовать его "умником" и "филозофом" и чуждаться его. баран захирел и умер. объясняя случившееся, овчар никита предположил, что покойный "вольного барана во сне видел".богатырьбогатырь — герой сказки, сын бабы-яги. отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. слава его была велика. богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на , что бы с ней ни случилось. когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что богатырь давно мертв и сгнил. его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.
-отец белого клыка — волк, мать, кичи, — наполовину волчица, наполовину собака.
-в первые дни после рождения волчат одноглазый не раз наведывался к индейскому поселку и обкрадывал заячьи силки, но как только снег растаял и реки вскрылись, индейцы ушли дальше, и этот источник пищи иссяк.
-на севере часто приходится голодать, это и погубило его сестер и братьев
— отец, одноглазый волк, вскоре погибает в неравной схватке с рысью. волчонок и мать остаются вдвоем.
-он вышел из пещеры и побежал к ручью напиться.
-но после схватки с рысью бои прекратились. белому клыку уже не с кем было драться – никто не мог выпустить на него достойного противника
начальный период творческого пути а. блока отмечен страстным ожиданием вселенского обновления. в «стихах о прекрасной » (1897-1904) звучат мистические грезы об идеале, идея-мечта о грандиозных событиях, ожидание «огненных бурь» и потрясений. зрелые стихотворения поэта все чаще пронизывают чувство необходимости установить новые отношения с действительностью. в письме к с.м. соловьеву от 8 марта 1904 года а. блок признается: «во мне что-то обрывается, и наступает новое в положительном смысле, причем для меня это желательно, как когда реже». в ранних стихотворениях блока настроение лирического героя отражают философию упадка. ощущение тоски, усталости и отчаяния характеризуют многие стихотворения поэта («я стар душой…»), но создается предощущение, что печаль и тягостные сомнения не исчерпывают жизнь, цель которой в постижении сверх личностного идеала. в лирике блока настойчиво звучат мотивы «преддверья» перемен, движения к спасению. блоку удается избежать символистского упоения драмой безверия, настойчиво звучащей в стихотворениях к. и в. брюсова 1900-х годов. поэт находит идеал в преображающей жизнь любви. в «стихах и прекрасной » намечается оригинальное свойство блоковского восприятия мира – искренность переживаний. поэт не боится в откровенности поэтического представления интимного мира, утверждая, что лишь любовь является источником познания мира: «…только влюбленный имеет право на звание человека». чувство, убеждает поэт, эгоизм, приближает личность к абсолютным категориям красоты и добра, раскрывает божественную сущность мироздания и ценность человеческой жизни. в цикле «стихи о прекрасной » поэт возрождает идеал средневекового рыцарства, утверждает мысль о подвиге во имя чувства. эта готовность пожертвовать собой обличает блока от таких поэтов-символистов, как ф. сологуб, и. анненский, которые признавали в любви только реальность приносимых ею страданий. лирический герой пересматривает традиции средневековой . тема подвига получает в поэзии блока новой звучание: на смену мужественному служению идеалу приходят мотивы интуитивно-вдохновенного проникновения в чудо любви, ожидание и предощущения «тайного союза» с чувственной природой мироздания. тем не менее ощущается, что блок отдает явное предпочтение антиаскетизму. прекрасная уничтожает «страх сердечный», она поет «сладостно и нежно», навеки "ласковые сны".
1. Соберите слова-символы (определения, фамилии) и запишите их в таблицу.
2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.
3. Приведите примеры произведений искусства этого времени.
4. Напишите название культурно-исторической эпохи или явления, к которой относятся найденные слова.
5. Дополнительные сведения.
Ш | К | М , | Б | О | Г | |
Ш | И | И | З | И | Т | А |
В | А | Н, | Р | Л | Ы | Р |
К | Т | С | Е | А | Л | , И |
А , | Р | Ы | В | , Н | Е | В |
П | Е | Е | Р | А | Т | И |
И | Н , | П | О | В , | Г | Е. |
Слова-символы | Определение, пояснение. | Произведения искусства (названия 1-2 картин) |
Шишкин | Иван Иванович, художник-передвижник, вторая половина XIX века | Картины: «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Карабельная роща», «Дубы» и др. |
Реализм | В переводе «действительный» — направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. С начала XIX века в русской живописи становится популярным бытовой сюжет, одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. П.А. Федотов стал родоначальником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве. Во второй половине XIX века было организовано Товарищество художников-передвижников. Критический реализм в их творчестве достигает большой глубины психологических обобщений. | Алексей Гаврилович Венецианов «Спящий пастушок», «На пашне. Весна». Павел Андреевич Федотов «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» |
«Богатыри» | «Богатыри» — картина Виктора Михайловича Васнецова. Художник работал над картиной около двадцати лет, куплена П. М. Третьяковым для своей галереи, где хранится по сей день. На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович — знаменитые герои народных былин. | «Аленушка», «Витязь на распутье», «Снегурочка», «Иван Царевич на сером волке», «Богоматерь с младенцем» и др. |
Левитан | Исаак Ильич, русский художник, мастер «пейзажа настроения», вторая половина XIX века | «Март», «Тихая обитель», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Владимирка», «Озеро. Русь» и др. |
Выставка | Публичное представление достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия. В данном случае, выставка картин художников-передвижников. | Выставки картин в музеях России и мира. |
Репин | Илья Ефимович Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. XIX -XX вв. | «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Не ждали», «Портет писателя Л.Н. Толстого» и др. |
Перов | Василий Григорьевич — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, был создателем обличительных жанровых картин | «Тройка», «Утопленница», «Охотники на привале», «Рыболов» , «Птицелов», «Рыбная ловля», «Спящие дети» и др. |
Ге | Николай Николаевич, художник-передвижник, вторая половина XIX века | «Тайная вечеря», «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Что есть истина?» Христос и Пилат», «Распятие» и др. |
Культурно-историческая эпоха, явление. | Россия. Вторая половина XIX века. Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) — объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки. | |
Дополнительные сведения. | В 1863 г. четырнадцать выпускников Академии художеств покинули ее в знак протеста против академических догм, так как традиционно тема дипломной работы должна была быть написана на историческую или религиозно-мифологическую тематику. Под руководством И. Н. Крамского (1837-1887) и при участии критика В. В. Стасова и мецената П. М. Третьякова с 1870-х гг. было создано Товарищество передвижных выставок. Диапазон творчества передвижников был необычайно широк: историческая живопись и социально-бытовая, портрет, пейзаж. |
Критерии оценки ответа.
1. Участник расшифровывает 8 слов – по 2 балла за каждую расшифровку. Максимально 16 баллов.
2. Участник дает 8 пояснений расшифрованным словам. (Называет имя художника, указывает особенности творчества и др.) – по 2 балла за каждое пояснение. Максимально 16 баллов.
3. Участник приводит примеры произведений искусства этого времени – по 2 балла за каждое определение. Максимально 32 баллов.
4. Участник верно определяет культурно-историческую эпоху, явление – 4 балла.
5. Дает дополнительные сведения о художниках, картинах, о других видах искусства этого времени – до 16 баллов.
Оценка: 84 балла.
Задание 3.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.