Все предложения могут быть простыми и сложными. Следует знать, что предложения по грамматической основе может быть разным. Простые –имеют одну грамматическую основу, но она может иметь разное строение. Грамматическая основа представлена односоставным и двусоставным типами.

Двусоставное предложение подразумевает наличие как подлежащего, так и сказуемого. Например: Весной снег растаял.

При односоставной основе используется в предложении либо сказуемое, либо подлежащее. Например: Весна. Ветрено. Рисуем небо в облаках.

Назывными именуют односоставные конструкции, где главный член – подлежащее.

Простое предложение — это такое предложение, которое состоит из одного или нескольких грамматически объединенных слов, которые выражают завершенную мысль. Это основная грамматическая единица синтаксиса. В простом предложении должна быть только лишь одна грамматическая основа (предикативный центр).

  • Отец моет машину.
  • Дети играют на лужайке.
  • Сумерки.
  • Бабушка отдыхает.

Простое предложение — основной структурный тип предложений в русском языке, который служит для построения сложных предложений.

  • Пришла весна + Растаял снег = Пришла весна, растаял снег.

Грамматическая структура

Различают главные и второстепенные члены простого предложения. Главные — подлежащее (отвечает на вопросы "кто? что?") и сказуемое (отвечает на вопросы "что делает? что делал? что будет делать?") — называют предмет, который является субъектом действия (подлежащее) и само действие, выполняемое субъектом (сказуемое). Подлежащее и сказуемое взаимосвязаны и составляют предикативный центр.

Второстепенные — дополнение, определение, обстоятельство — объясняют сказуемое и/или подлежащее или же другие второстепенные члены и зависят от них синтаксически.

  • Старенький трамвай медленно ехал по раскаленным рельсам.

В этом предложении подлежащее — "трамвай", сказуемое — "ехал". От подлежащего "трамвай" зависит определение "старенький". Сказуемое "ехал", которое связано с подлежащим "трамвай", руководит дополнением "по рельсам" и имеет зависящее обстоятельство "медленно". Дополнение, в свою очередь, тоже имеет второстепенный зависящий член предложения — определение "раскаленным". Все предложение делится на группу подлежащего ("старенький трамвай") и группу сказуемого ("медленно ехал по раскаленным рельсам"). Информация ниже поможет делать синтаксический разбор предложения просто и быстро.

Какие бывают типы простых предложений?

Существуют следующие типы простых предложений:

  • невосклицательное и восклицательное (относительно интонации);
  • повествовательное, вопросительное, побудительное (относительно цели высказывания);
  • двусоставное и односоставное (относительно состава грамматической основы);
  • полное и неполное (относительно наличия/отсутствия необходимых членов предложения);
  • распространенное и нераспространенное (относительно наличия/отсутствия второстепенных членов предложения);
  • осложненное и неосложненное.

Восклицательные и невосклицательные

Что касается этого типа, то определяющим моментом есть наличие/отсутствие знака восклицания.

  • Весна пришла. Весна пришла!

Повествовательные, вопросительные, побудительные

Второй вид указывает на то, с какой целью произносится данная сентенция: рассказать о чем-либо (Дунай впадает в Черное море), спросить о чем-либо (Когда ты наконец-то женишься?) или побудить к чему-либо (Купи батон на ужин).

Односоставные и двусоставные

Какие простые предложения можно назвать односоставными? Те, у которых предикативная (грамматическая) основа состоит только из подлежащего или только из сказуемого.

Если из главных членов в предложении есть только подлежащее, то такие грамматические единицы называются назывными, или номинативными.

  • Красота невероятная!
  • Вечерний Киев с множеством огней.

Если же есть только сказуемое, то выделяют несколько видов таких односоставных предложений:

  • определенно-личное (действие исполняется неким предметом или личностью и выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени);
  • неопределенно-личное (сказуемое выражено глаголом в 3-м лице множественного числа);
  • обобщенно-личное (глагол выражается формой 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени и 3-го лица множественного числа, но внимание концентрируется на самом действии);
  • безличное (действующее лицо грамматически не выражено).

Предложение, предикативный центр которого состоит из двух членов, именуется двусоставным.

Полные и неполные

Простое предложение может быть полным и неполным.

Полным считается такое предложение, в котором присутствуют все главные и второстепенные члены, необходимые для построения и полноты выражения значения.

  • Я смотрю на луну.
  • Поезд проезжает мост.

В неполном пропущен главный или второстепенный член предложения, но он понятен из контекста или ситуации речи.

  • Она поздоровалась с учителем. Он — с ней.

Тут пропущено слово "поздоровался", но оно понятно для слушателя исходя из контекста.

Распространенные и нераспространенные

Простое предложение бывает распространенным (есть второстепенные члены, которые служат для объяснения главных) и нераспространенным (состоит только из предикативного центра, второстепенные члены отсутствуют). Примеры распространненных предложений:

  • Ярко светит июльское солнце.
  • Наконец распогодилось.
  • Красивая стройная девушка.

Примеры нераспространенных предложений:

Простое осложненное предложение

Простые предложения могут быть осложненными:

  • однородностью разных членов предложения (Любил он и трепетные рассветы, и красочные закаты, и лунные ночи);
  • обособленными определениями, которые стоят после слова, которое объясняют (Дорога, ведущая к водопаду, начала стремительно вилять);
  • приложениями (Около леса стояла хижина — жилище лесника);
  • обособленными дополнениями (Фильм мне очень понравился, за исключением некоторых сцен);
  • обособленными обстоятельствами (Приготовив ужин, мать еще долго сидела на кухне);
  • обращениями и вводными конструкциями (О юность, как быстро ты проходишь! Весна, кажется, будет поздней);
  • уточняющими членами предложениями (Авария случилась в четыре утра, то есть на рассвете).

Но простое осложненное предложение легко спутать со сложным. Поэтому надо быть внимательным и ориентироваться на количество предикативных центров.

Сделать синтаксический разбор предложения просто. Можно написать для себя схему-подсказку.

По составу предложения делятся на двусоставные и односоставные. В односоставных предложениях

только один главный член: или подлежащее или сказуемое. Например: Школа. Около школы шумно.

В двусоставных предложениях есть оба главных члена: и подлежащее или сказуемое: Один за другимвыбегают из дверей ребята.

По наличию главных членов предложения простые предложения делятся на следующие группы:

1) личные двусоставные предложения (с двумя главными членами – подлежащим и сказуемым;

2) личные односоставные предложения (с одним главным членом сказуемым);

3) неопределённо-личные предложения (с одним главным членом – сказуемым);

4) обобщённо-личные предложения (с одним главным членом – сказуемым);

5) безличные предложения (с одним главным членом – сказуемым);

6) назывные предложения (с одним главным членом – подлежащим);

Прочитайте предложения, следя за повышениями и понижениями тона голоса. Сделайте вывод об интонации повествовательного предложения. Определите какие это предложения простые или сложные?

1) Сквозь зелёный навес ясный солнечный свет озаряет траву. 2) На травинках блестит золотая пыльца. 3) Тропинка в чащу завела и бросила меня. 4) На кустиках нежных синеет черника. 5) Нагретый вереск пахнет душно, пряно. 6) В солёном озере вода спокойна и чиста. 7) Кустам и травам шевельнуться лень.

Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Сделайте вывод об интонации вопросительных предложений, в которых есть специальные вопросительные слова. Выдели слова, принадлежащие разговорному стилю.

1) Откуда родом бронзовый флейтист? (А. Кушнер.) 2) Кто ещё тут хочет в Петроград? (Н. Флеров.) 3) Что я могу написать о своейстуденческой жизни?4) Где же вы теперь, друзья-однополчане? (А.Фатьянов.) 5) Какое здесь бывает лето? 6) Чей старый терем на горе крутой рисуется с зубчатоюстеной? (М. Ю. Лермонтов.) 7) Когда я видел снегирей в последний раз? 8) Как тебя по имени зовут? 9) Что ты пригорюнился, Иван-царевич?

●Докажите, что слово что является членом выделенного предложения. ● К выделенному слову подберите однокоренные прилагательные, объясните сходство иразличия в их значениях.

Прочитайте восклицательные предложения и разберите, какие эмоции (чувства) они выражают. Расскажите об интонации восклицательных предложений.

Нет радостнее чувства!(С. Голубов.) 2) Как огромна страна наша! (Л. Кассиль.) 3) Снегири! Как же я не замечал их раньше! 4) Как же знакомы и как близки сердцу эти места! (С. Бабаевский.) 5) Люблю! Люблю тебя, Казахстан! Пусть слышит мир, как я люблю! (Д. Ковалёв.)

Прочитайте и перескажите текст.

Интонация восклицательных предложений отличается тем, что они произносятся более высоким тоном, с резким выделением того слова, которое непосредственно выражает эмоцию; падение же тона и произносительной напряженности происходит не плавно, как в повествовательных предложениях, а внезапно и резко.

● Подберите примеры предложений и произнесите их с повествовательной и восклицательной интонацией. Сравните предложения.

О б р а з е ц. Предложения Школа сильна своими питомцами.

Школа сильна своими питомцами! повествовательные, так как в них содержится сообщение. Они различаются по признаку эмоциональности. Повествовательное невосклицательное предложение не выражает особых чувств, восклицательное же передаёт чувство гордости за школу. Различие в значении обусловливает и различие в интонации: повествовательное невосклицательное предложение произносится с повышением голоса в начале и понижением к концу; восклицательное — с резким повышением тона на последнем слове, которое является главным для выражения чувства.

Закончите таблицу и впишите в неё свои примеры. Расскажите материал по таблице.

По цели высказыванияПо количеству грамматических основ

●По какому признаку выделяются восклицательные предложения? Как это отразить в таблице, если вы захотите включить в неёэти предложения

Работа с текстами.

Прочитайте текст. Скажите, как люди общаются друг с другом без слов (без звучащей речи).

Язык жестов и знаков

Первобытные люди совсем не умели говорить, но потреб­ность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Без языка человек не мог размышлять, обмени­ваться мыслями, не мог общаться. Невозможно было догово­риться об охоте, поведать друг другу о том, где созрели орехи, где хорошие ягодные места, да и просто сказать, что очень хо­чется есть. Люди не могли словами выразить чувства привя­занности, дать толковый совет, предложить помощь, придумать что-то сообща, рассказать о каком-то изобретении.

Без сомнения, первобытные люди как-то выражали свои чувства, желания. Так появился язык жестов. Когда люди на­учились говорить словами, они не забросили свой прежний язык – язык жестов. Так, разговаривая, используют жестику­ляцию. Во всём мире аплодируют в театре, здороваясь или про­щаясь, жмут друг другу руки. Впрочем, здороваться можно тоже по-разному: можно кивнуть головой, помахать рукой. Качать головой, поворачивая голову вправо и влево, означает несогласие, отрицание. Показать большой палец обозначает «отлично», «молодец».

Кроме языка жестов существует и язык знаков. Например, существуют знаки светофора, знаки дорожного движения. При сообщении о погоде по телевидению также используются зна­ки, по которым можно узнать, будет ли дождь, снег, солнечная или пасмурная погода.

Люди пробовали общаться друг с другом также при помо­щи рисунков. Рисуночное письмо было первым шагом к совре­менной письменности.

(По книге «Я познаю мир»)

поведать – айтып қою

жестом — дене қимылы

ягодные места – жидекті жер

привязанность – жақсы көрушілік, құштарлық

толковый совет – ақылдық кеңес

Ответьте на вопросы.

Почему люди не могли обойтись без языка?

Как появился язык жестов?

Как при помощи жестов люди выражали свои чувства?

О каких знаках говорится в тексте?

3. Расскажите, что обозначают следующие жесты.

Пожать плечами, нахмурить брови, приложить палец к губам, ударить рукой по столу, приложить руку к сердцу.

4. Назовите, какие жесты и знаки, выражающие чувства, вы знаете.

5. Прочитайте текст по частям в соответствии с планом.

1) Необходимость в общении.

2) Надо о чём-то сообщить друг другу.

3) Помогает язык жестов.

4) Знаки сообщают.

6. Определите основную мысль текста. Какими словами в тексте выражена основная мысль?

Основная мысльтекста — это основное значение тек­ста, которое выражает его главную идею. Основную мысль надо определять через ключевые (опорные) слова текста.

Прочитайте текст. Он поможет вам ответить вам на вопрос: «Что было бы, если не было бы языка ?» Это фантастика!

Язык – это самое великое творение человека. Трудно представить, что было бы, если бы язык исчез. Читали ли вы, ребята, интересные «Путешествие Гулливера?» В этой книге английский писатель Свифт изображает людей, которые решили все слова убрать. А чтобы выражать свои мысли, надо носить с собой вещи. Ведь слова – это название вещей.

И вот люди, встречаясь на улице, снимали с плеч тяжелые мешки и, доставая оттуда нужные вещи, вели беседу.

И как хорошо, что это только фантастика! И как хорошо, что не надо носить или возить с собой огромные мешки с вещами, о которых идет речь. Слово вместе них. Это самое совершенное средство общения.

Прочитайте текст. Подготовьте пересказ. Выделите основную мысль текста. Озаглавьте.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок еще не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык. Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг, через слово он впервые узнает о том, чего еще не видели его глаза…

Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла.

Язык – сложное явление. В научном плане его можно рассматривать в соответствии с тем, какие его единицы оказываются объектом изучения. Язык выполняет коммуникативную функцию. Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Язык, кроме того, помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества.

Выступите в качестве депутата в местные выборные органы.

1. Напишите заметку в газету на одну из предложенных тем.

Значение спорта в жизни человека.

Моя студенческая жизнь.

а) Объясните значение слов и словосочетаний, составьте предложения со словами двуязычие, языковая ситуация, языковая личность, языковая политика, официальный язык, государственный язык

б) Написать сочинение на тему: «Русский язык как средство межнационального общения».

В) Скажите, каким иностранным языком вы хотели бы владеть в совершенстве.

Мотивируйте свой ответ.

Выучите выразительно стихотворение. Скажите, о каких двух языках идет речь.

Он с де́тства мне знако́м

На нём впервы́е я сказ́ала «ма́ма»,

На нём кляла́сь я в ве́рности упря́мой,

И ка́ждый вздох поня́тен мне на нём.

Он до́рог мне, он мой.

На нём ветра́ в предго́рьях наши́х свищу́т,

На нём впервы́е довело́сь услы́шать

Мне ле́пет птиц зелёною весно́й…

Люблю́ язы́к я ру́сский,

Он ну́жен мне, как не́бо,

На нём живы́е трепе́тные чу́вства.

И мир откры́лся в них.

Теку́т две ре́чки в се́рдце, не меле́я,

Стано́вятся еди́ною ре́кой…

Забы́в родно́й язы́к –

Ста́ну я глухо́й.

1. Стиль используемый в журналистике.

a) публицистический стиль

b) художественный стиль

c) научный стиль

d) официально-деловой стиль

e) разговорный стиль

2. Публицистический стиль употребляется в

a) агитационных выступлениях.

d) в дипломных работах

e) в кинофильмах

3. К публицистическому стилю относятся

a) репортаж, интервью, международное обозрение, очерк

b) сказки, рассказы, анекдоты

c) концерты, телешоу

d) назидания, советы

4. Репортажи, очерки, газетные статьи пишутся так, чтобы

a) привлечь внимание читателей

b) отвлечь внимание читателей

5. Рассказ об общественно-значимом событии участника или очевидца, рассказ, который раскрывает читательскую, новую сторону действительности, обогащает его знания, расширяет представления о жизни, о протекающих в ней процессах.

c) международное обозрение

6. Диалог двух или нескольких лиц по важным вопросам общественной жизни, по вопросам науки, техники, искусства, спорта.

c) международное обозрение

7. Основной информационный жанр газетной публицистики.

c) международное обозрение

8. Публицистический и документальный предлагает анализ различных фактов и явлений общественной жизни.

c) международное обозрение

9.– статья, радио- или телепередача, в которой рассматриваются общественно-политические, экономические, культурные, спортивные и другие явления общественной жизни.