ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1 Построение таблицы

Для выполнения задания используйте в качестве образца таблицу (рис. 1).

Рисунок 1- Бланк ведомости учета посещений

Ввести в ячейку А1 текст «Ведомость»

Ввести в ячейку А2 текст «учета посещений в поликлинике (амбулатории), диспансере, консультации на дому»

Ввести в ячейку А3 текст «Фамилия и специальность врача»

Ввести в ячейку А4 текст «за»

Ввести в ячейку А5 текст «Участок: территориальный №»

Ввести в ячейку Е5 текст «цеховой №»

Создать шапку таблицы:

ввести в ячейку А7 текст «Числа месяца»

ввести в ячейку В7 текст «В поликлинике принято осмотрено- всего»

ввести в ячейку С7 текст «В том числе по поводу заболеваний»

ввести в ячейку Е7 текст «Сделано посещений на дому»

ввести в ячейку F7 текст «В том числе к детям в возрасте до 14 лет включительно»

ввести в ячейку C8 текст «взрослых и подростков»

ввести в ячейку D8 текст «детей в возрасте до 14 лет включительно»

ввести в ячейку F8 текст «по поводу заболеваний»

ввести в ячейку G8 текст «профилактических и патронажных»

ввести в ячейку А9 текст «А»

пронумеровать остальные столбцы таблицы

Отформатировать шапку таблицы по образцу

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2

Вычисления в таблицах. Автосумма.

В таблице, построенной в предыдущем задании, заполнить произвольными данными столбцы

В строке 15 сформировать строку ИТОГО: (в ячейках В15, С15, D15, Е15, F15 и G15) использовать Автосумму .

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3

Вычисления в таблицах. Формулы

Выполните построение и форматирование таблицы по образцу, представленному на рис. 2, оставив пустыми ячейки I6:J9 в столбцах 9 и 10 таблицы.

Рисунок 2- Расчет заработной платы с использованием формул

Введите в ячейку J6 формулу для подсчета Суммы к выдаче без учета налога: =G6+H6

Скопируйте формулу в ячейки диапазона J7:J14, обратите внимание на автоматические изменения в формулах, происходящие при копировании

Введите формулу для расчета Налога (столбец 9) : =$E$3*(G6+H6)

Скопируйте формулу в ячейки диапазона I7:I14, обратите внимание на автоматические изменения в формулах, происходящие при копировании

Измените формулу в ячейке J6: = G6+H6-I6

Скопируйте формулу в ячейки диапазона J7:J14, обратите внимание на автоматические изменения в формулах, происходящие при копировании

Подсчитайте итоговые значения в ячейках G16, I16, J16, используя Автосумму

Подсчитайте среднее значение по столбцу Оклад в ячейке G18, используя Мастер функций и функцию СРЗНАЧ (категория Статистические). Формула: = СРЗНАЧ (G6:G14)

Скопируйте формулу в ячейки I18 и J18, обратите внимание на автоматические изменения в формулах, происходящие при копировании

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №4

Выполните построение и форматирование таблицы по образцу, представленному на рис. 3.

Рисунок 3- Таблица для построения диаграмм

По данным таблицы постройте диаграммы:

круговую диаграмму первичной заболеваемости социально значимыми болезнями в г. Санкт- Петербурге в 2010 году;

гистограмму динамики изменения первичной заболеваемости населения социально значимыми болезнями в г. Санкт- Петербурге в период 2006- 2010 гг.

график динамики изменения первичной заболеваемости населения дизентерией в г. Санкт- Петербурге в период 2006- 2010 гг.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №5

Вычисления в таблицах. Формулы.

Логическая функция ЕСЛИ

Преобразуйте таблицу из задания №3 к виду на рис.4, создав и заполнив столбец «Процент выполнения плана», а также задайте размер премии 15% в ячейке Н3.

Выполните расчет значений в столбце «Премия», используя встроенную логическую функцию ЕСЛИ, исходя из следующего условия:

«премию в размере 15% от оклада получают сотрудники, перевыполнившие план».

Перед выполнением расчетов составьте алгоритм решения задачи в графической форме.

Пересчитайте в соответствии с изменениями в таблице столбцы «Налог», «Сумма к выдаче», итоговые и средние значения.

Сравните полученные результаты с таблицей на рис. 5.

Рисунок 4- Изменения таблицы задания №3

Рисунок 5- Результат выполнения задания 5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №6

Вычисления в таблицах. Формулы.

Использование формул, содержащих вложенные функции

Выполните построение и форматирование таблицы по образцу, представленному на рис. 6.

Рисунок 6 – Таблица для определения результатов тестирования студентов

Используя логические функции, составьте формулу для автоматизированного определения оценок студентов в соответствии с набранными баллами, исходя из следующих условий:

— Каждому студенту предложено ответить на 100 вопросов. За каждый ответ начисляется один балл.

— По итогам тестирования выставляются оценки по следующему критерию: от 90 до 100 баллов- оценка «отлично», от 75 до 89— «хорошо», от 60 до 74 – «удовл.», от 50 до 59— «неудовл.» , до 49— «единица», менее 35— «ноль». В остальных случаях должно выводиться сообщение «ошибка».

Перед выполнением расчетов составьте алгоритм решения задачи в графической форме.

3. Рассчитайте средний балл, установив вывод его значения в виде целого числа.

4. Упорядочьте данные, содержащиеся в таблице, по убыванию набранных баллов.

5. Сравните полученные результаты с таблицей на рис. 7.

«Назначение и интерфейс MS Excel»

Выполнив задания этой темы, вы:

1. Научитесь запускать электронные таблицы;

2. Закрепите о сновные понятия: ячейка, строка, столбец, адрес ячейки;

3. Узнаете как вводить данные в ячейку и редактировать с троку формул;

5. Как выделять целиком строки, столбец, несколько ячеек, расположенных рядом и таблицу целиком.

Задание: Познакомиться практически с основными элементами окна MS Excel. Выполнить отчет по поставленным вопросам.

Технология выполнения задания:

1. Запустите программу Microsoft Excel. Внимательно рассмотрите окно программы.
Одна из ячеек выделена (обрамлена черной рамкой). Как выделить другую ячейку? Достаточно щелкнуть по ней мышью, причем указатель мыши в это время должен иметь вид светлого креста. Попробуйте выделить различные ячейки таблицы. Для перемещения по таблице воспользуйтесь полосами прокрутки.

2. Для того чтобы ввести текст в одну из ячеек таблицы, необходимо ее выделить и сразу же (не дожидаясь появления столь необходимого нам в процессоре Word текстового курсора) "писать".

Введите в любую выделенную (активную) ячейку сегодняшний день недели, например: Среда.
Выделите целиком ту строку таблицы, в которой расположено название дня недели.
Щелкните мышью по заголовку строки (ее номеру).
Выделите целиком тот столбец таблицы, в котором расположено название дня недели.

Щелкните мышью по заголовку столбца (его имени).

3. Основным отличием работы электронных таблиц от текстового процессора является то, что после ввода данных в ячейку, их необходимо зафиксировать, т.е. дать понять программе, что вы закончили вводить информацию в эту конкретную ячейку.

Зафиксировать данные можно одним из способов:

    • нажать клавишу ;
    • щелкнуть мышью по другой ячейке;
    • воспользоваться кнопками управления курсором на клавиатуре (перейти к другой ячейке).

    Зафиксируйте введенные вами данные. Выделите ячейку таблицы, содержащую день недели, и воспользуйтесь кнопками выравнивания абзацев.

    4. Вы уже заметили, что таблица состоит из столбцов и строк, причем у каждого из столбцов есть свой заголовок (А, В, С. ), и все строки пронумерованы (1, 2, 3. ). Для того, чтобы выделить столбец целиком, достаточно щелкнуть мышью по его заголовку, чтобы выделить строку целиком, нужно щелкнуть мышью по ее заголовку.

    Выделите целиком тот столбец таблицы, в котором расположено введенное вами название дня недели.
    Каков заголовок этого столбца?
    Выделите целиком ту строку таблицы, в которой расположено введенное вами название дня недели.
    Какой заголовок имеет эта строка?
    Определите сколько всего в таблице строк и столбцов?
    Воспользуйтесь полосами прокрутки для того, чтобы определить сколько строк имеет таблица и каково имя последнего столбца.
    Внимание.
    Чтобы достичь быстро конца таблицы по горизонтали или вертикали, необходимо нажать комбинации клавиш: Ctrl+→ — конец столбцов или Ctrl+↓ — конец строк. Быстрый возврат в начало таблицы — Ctrl+Home.
    Выделите всю таблицу.
    Воспользуйтесь пустой кнопкой.

    5. Выделите ту ячейку таблицы, которая находится в столбце С и строке 4.
    Обратите внимание на то, что в Поле имени, расположенном выше заголовка столбца А, появился адрес выделенной ячейки С4. Выделите другую ячейку, и вы увидите, что в Поле имени адрес изменился.

    6. Выделите ячейку D5; F2; А16.
    Какой адрес имеет ячейка, содержащая день недели?

    7. Определите количество листов в Книге1.

    Вставьте через контекстное меню Добавить–Лист два дополнительных листа. Для этого встаньте на ярлык листа Лист 3 и щелкните по нему правой кнопкой, откроется контекстное меню выберите опцию Добавить и выберите в окне Вставка Лист. Добавлен Лист 4. Аналогично добавьте Лист 5. Внимание! Обратите внимание на названия новых листов и место их размещения.
    Измените порядок следования листов в книге. Щелкните по Лист 4 и, удерживая левую кнопку, переместите лист в нужное место.

    8. Установите количество рабочих листов в новой книге по умолчанию равное 3. Для этого выполните команду Сервис–Параметры–Общие.

    1. В ячейке А3 Укажите адрес последнего столбца таблицы.
    2. Сколько строк содержится в таблице? Укажите адрес последней строки в ячейке B3.
    3. Введите в ячейку N35 свое имя, выровняйте его в ячейке по центру и примените начертание полужирное.
    4. Введите в ячейку С5 текущий год.
    5. Переименуйте Лист 1

    «Ввод данных и формул в ячейки электронной таблицы MS Excel»

    Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

    · Вводить в ячейки данные разного типа: текстовые, числовые, формулы.

    Задание: Выполните в таблице ввод необходимых данных и простейшие расчеты.

    Технология выполнения задания:

    1. Запустите программу Microsoft Excel.

    2. В ячейку А1 Листа 2 введите текст: "Год основания школы". Зафиксируйте данные в ячейке любым известным вам способом.

    3. В ячейку В1 введите число –год основания школы (1971).

    4. В ячейку C1 введите число –текущий год (2012).

    Внимание! Обратите внимание на то, что в MS Excel текстовые данные выравниваются по левому краю, а числа и даты – по правому краю.

    5. Выделите ячейку D1, введите с клавиатуры формулу для вычисления возраста школы: = C1- B1

    Внимание! Ввод формул всегда начинается со знака равенства «=». Адреса ячеек нужно вводить латинскими буквами без пробелов. Адреса ячеек можно вводить в формулы без использования клавиатуры, а просто щелкая мышкой по соответствующим ячейкам.

    6. Удалите содержимое ячейки D1 и повторите ввод формулы с использованием мышки. В ячейке D1установите знак «=», далее щелкните мышкой по ячейке C1, обратите внимание адрес этой ячейки появился в D1, поставьте знак «–» и щелкните по ячейке B1, нажмите .

    7. В ячейку А2 введите текст "Мой возраст".

    8. В ячейку B2 введите свой год рождения.

    9. В ячейку С2 введите текущий год.

    10. Введите в ячейку D2 формулу для вычисления Вашего возраста в текущем году (= C2- B2).

    11. Выделите ячейку С2. Введите номер следующего года. Обратите внимание, перерасчет в ячейке D2произошел автоматически.

    12. Определите свой возраст в 2025 году. Для этого замените год в ячейке С2 на 2025.

    Упражнение: Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли вам 130 рублей, чтоб купить все продукты, которые вам заказала мама, и хватит ли купить чипсы за 25 рублей?

    • отформатировать, склеить ячейки
    • заполнить незаполненые столбцы
    • расчитать ИТОГО
    • добавить гистрограмму, которая позволяет сравнить помесячную заработную плату для каждого работника

    В общем табличка получится примерно такая:

    а гистограмма такая:

    №2 Вписываемся в бюджет

    Дан месячный фонд зарплаты 60000 руб. Для работы отдела нужны: один уборщик, один вахтер, четыре контролера, два кассира, два старших кассира, два старших контроллера и один заведующий отделом. Зарплата сотрудника равняется зарплате уборщика, умноженной на коэффициент К сотрудника, плюс доплата Д сотрудника.

    Построить и заполнить таблицу:

    В этой работе зарплату уборщика можно подгонять вручную, но можно воспользоваться пунктом Данные / Анализ что если / Подбор параметра. В соответствующем диалоговом окне надо указать ячейку, содержащую подбираемый результат, подбираемое значение и ячейку, значение в которой должно изменяться при подборе. В этом случае Excel сам подберет такую зарплату уборщика, при которой фонд месячной зарплаты получится равным 60000 руб.

    №3 3D график

    Подготовить таблицу значений для функции

    на интервале [0; 10] по X и [0; 12] по Y, шаг между значениями по желанию, чем меньше шаг, тем более красивый получится график.

    Так как координаты три, то должна получится табличка примерно следующего вида:

    в желтой строке координаты X, в зеленой координаты Y, на пересечениях строк и столбцов расчитанные по формуле значения. Для расчета степени использовать функцию СТЕПЕНЬ.

    Как упростить себе жизнь:

    1. Номер раз

    2. Номер два

    3. Номер три

    тут я двойным щелчком по краю ячейки в самом начале кликаю (естественно, в этой ячейки уже находится корректная формула с правильной абсолютной адресацией)

    Построить график примерно такой:

    №4 Рисуем Sin и Cos

    Построить графики синуса и косинуса на одной диаграмме, шаг между точками не менее 30 градусов. В excel функции SIN и COS принмают в качестве параметров радианы. Поэтому градусы надо будет перевести в радианы.

    Для получения значения использовть функцию ПИ()

    • раскрасить графики как на картинки
    • расположить подписи в соответствии с изображением

    в общем, чтоб похоже было:

    №5 Расчет заработной платы II. Используем ЕСЛИ

    Рассчитать зарплату сотрудников за май и июнь. Сделать это с учетом должности рабочего и с использованием функции ЕСЛИ.

    №6 Построение графика функции с условиями

    Используя лишь одну формулу построить данную функцию:

    №7 Нахождение приближенных корней уравнения

    Используя команду “Подбор параметра” найти все корни уровнения. Для этого необходимо сначала построить график функции. Затем найти точки x в которых значение функции приближенно равно нулю. И отталкиваясь от этих значений используя Данные / Анализ что если / Подбор параметра найти корни уровенения.

    Выбрать номер функции по остатку от деления своего номера в списке на 10.